Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Дьяковская культура

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17457
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Вт Апр 20, 2010 9:12 pm    Заголовок сообщения: Дьяковская культура Ответить с цитатой



Культура средневековой Москвы. Т. 1. Исторические ландшафты. М., 2004

Древнейшие слои на памятниках железного века рассматриваемого региона относятся, судя по радиоуглеродным датам, к IX (VIII) – VI вв. до н.э. Многие поселения, ставшие затем городищами, в этот период еще не имели оборонительных рвов и валов. Многочисленная серия радиоуглеродных датировок и выразительные находки, имеющие аналогии с древностями скифского круга, позволяют отнести нижние культурные слои большинства москворецких городищ и их древнейшие оборонительные сооружения к V-III вв. до н.э.
Данные о хозяйстве начального периода железного века и степени воздействия человека на природные ландшафты пока весьма фрагментарны. Спорово-пыльцевой анализ образца из горизонта с находками этого времени (погребенной почвы) на городище Дьяково свидетельствует о том, что коренные леса были потеснены открытыми пространствами и вторичными лесными формациями. На памятнике этого же времени и сходной культурной атрибуции (селище Веськово-1) в районе Плещеева озера найдены зерна культурных злаков (ячмень, пшеница, просо), свидетельствующие о развитии земледелия.

Долина среднего течения Москвы-реки от устья Рузы до устья Пахры была заселена в железном веке особенно густо. Здесь расположено 28 городищ и около 70 селищ. Длина этого участка реки составляет 170 км, т.е. среднее расстояние между городищами – около 6 км. Если считать, что на Дьяковом городище на 2200 кв. м проживало 100 человек, то, следовательно, на всех базовых поселениях среднего течения Москвы-реки могло проживать около 3 тыс. человек.
Типичные размеры площадок городищ – от 1200 до 2000 кв. м. Масштабные раскопки ряда памятников (Троицкое, Дьяково, Кузнечики, Щербинка, Боршево, Настасьино) показали, что на раннем этапе, в V-III вв. до н.э., на площадках находились длинные дома, разделенные на комнаты-отсеки с открытыми очагами внутри. Позднее, в первой половине I тыс. н.э., длинные дома сменились постройками меньших размеров прямоугольной или квадратной формы.

В позднедьяковский период в регионе происходил интенсивный процесс этнического развития (консолидации местных и пришлых групп). Плотность населения, вероятно, соответствовала предельной «экологической емкости» заселенной территории. Ресурсной базой для селитьбы и хозяйства по-прежнему оставались преимущественно лишь долины Москвы-реки и ее крупных притоков, а пространства водоразделов, долины малых рек почти не заселялись.
Вышеизложенные данные находят соответствие с результатами палеоботанических исследований, свидетельствующих о развитии земледелия, распространении открытых ландшафтов и замещении коренных лесов вторичными формациями. Эти процессы наиболее ярко проявились именно в образцах спорово-пыльцевых диаграмм, отобранных из слоев первых веков I тыс. н.э. Промывки культурного слоя этого времени показали, что он насыщен зернами культурных злаков. Помимо трех культур, возделывавшихся ранее (пшеница, ячмень, просо), появляются лен, горох. Зерна культурных злаков настолько насыщают пространство поселений, что нередко оказываются случайно отпечатанными на днищах и стенках керамических сосудов, чего не наблюдается даже в средневековье. В период накопления верхнего культурного слоя Дьякова городища наблюдаются изменения в соотношении видов культурных злаков. В слоях, датированных около II-V вв., на первое место выходят ячмень и голозерные пшеницы, т.е. культуры, более терпимо относящиеся к условиям, которые могли складываться на почвах длительного использования. Характерно, что в верхнем горизонте верхнего культурного слоя Дьякова городища наблюдается существенное снижение насыщенности культурного слоя костями домашних животных. Возможно, это свидетельствует о перераспределении баланса рациона питания в пользу продуктов, поставляемых земледелием.
Полученные за последние 20 лет данные свидетельствуют в пользу существования в железном веке в Волго-Окском междуречье пашенного земледелия и полей длительного использования. Однако окончательных доказательств этому еще не получено.





Дьяково городище (VIII/VII в. до н.э. – VII/VIII в. н.э.)
Разрез вала городища показал, что он был сооружен, вероятно, в V в. до н.э. и был укреплен стеной, основу конструкции которой составляли толстые вертикально поставленные столбы. Укрепления неоднократно горели и возобновлялись не менее 6 раз.
В середине городища находились два длинных дома, стоявших параллельно друг другу. Они горели и трижды возобновлялись на прежнем месте. Дома имели двускатные крыши, державшиеся на центральных столбах, и стены из столбового каркаса и плетня. Внутренняя планировка домов представляла собой чередование жилых и вспомогательных холодных помещений. Жилые «комнаты» размером около 3,5 х 4 (6) м каждая с глинобитными или земляными полами, овальными или подквадратными очагами в центре (диаметром до 1 м) с бортиками из глины или дерева. Холодные «сени» имели размеры 1 (2) х 3,5 м.

Современный вид Дьякова городища





Дьяковская культура. Сборник. Отв. ред. Ю. А. Краснов. М., 1974

Дьяковская культура (VII в. до н.э. – VI в. н.э.)
1-й этап (VII-III вв. до н.э.). Металл редок, чаще кость (в т.ч. стрелы и многозубые гарпуны форм известных еще во 2-м тыс.), сетчатая посуда (иногда элементы конца неолита и бронзы), в конце этапа пряжки со скифскими и сарматскими параллелями, роговые пряжки и стрелы с раздвоенным черешком. Укрепленные поселения. Жилые стены (многокамерный дом по периметру поселения, служащий в то же время стеной), круглые чашеобразные землянки, многокамерные дома и небольшие срубы. Оседлое скотоводство, охота.
2-й этап (III в. до н.э. – II в. н.э.). Сетчатая посуда постепенно исчезает, распространяется гладкая грубая с большим количеством крупных примесей в тесте, богато украшена по краю венчика и верхней части стенок. На смену серповидным черешковым ножам ножи с горбатой спинкой. Видимо, выплавляется достаточно железа, много больше железных предметов, к концу этапа железное оружие и орудия преобладают над костяными. На рубеже эр широко распространяются железные стрелы. На смену роговым и костяным пряжкам железные. У бронзовых вещей параллели в пьяноборской культуре и культуре рязанских могильников. Городища расширяются, 2-3 кольца валов. В основном прямоугольный наземный сруб. Растет важность земледелия, много серпов.
3-й этап (II-VI вв.). Вся посуда гладкая (сетчатая исчезает ок III в.), украшения по краю венчика или стенкам, наряду с грубой керамикой с крупными примесями и шероховатой поверхностью посуда с заглаженной (подлощенной) поверхностью и черным лощением. Кости еще меньше. Больше железа. Ножи с горбатой спинкой, в конце этапа прямые ножи. Из железа косы-горбуши, кузнечные клещи, топоры, шилья, проколки. Больше цветного металла, большинство пришлых форм, но также и местные украшения (умбоновидные подвески, бляхи с изображениями с грузиков). Проникновение вещей с запада. Много красных пастовых и золоченых бус с юга. К концу земледелие важнее скотоводства (возможно из-за этого уход с городищ на селища). Прямоугольные срубы, иногда слегка углубленные. На Попадьинском селище многокамерный дом. На Огубском городище круглые землянки. Переход от многокамерных домов к срубам на 1 семью – распад родовых отношений.
Круглые землянки с коническими крышами, диаметр 4,5-7 м. В середине очаг, иногда обложен камнями из известняка. По краям нары из глины, сверху плахи. Овальные полуземлянки со стенами из плетня. Прямоугольные землянки. На Успенском городище прямоугольные жилища шириной 5 м, несколько углубленные, двускатная кровля на парных столбах, глиняная обмазка пола, очаг из камней в середине на возвышении из глины. На Михайловском городище срубы на земле с вертикальными столбами.
Троицкое городище (IV-III вв. до н.э.): кольцевые жилые стены из 4-х отсеков со своими входами, в каждом 4 помещения 3х6 м, в середине огромный костер (похожая постройка в Тушемле в VI-VIII вв н.э.); потом наземные постройки 12х7 м из 2-х частей, в каждой очаг, со столбами; потом срубы. Каширское городище: длинный многокамерный дом из горизонтально уложенных бревен, закрепленных в пазы вертикальных столбов или зажатых между ними (II-IV вв. н.э.). Городище Березняки: 11 построек двумя рядами, в середине улица 10-12 м, с юга 7 домов, с севера 3. У входа загон для скота. В середине сруб 5х8 м, рубка «в чашу». В середине на земляном полу очаг из камней. Двускатная крыша, с западной стороны навес на столбах. Общественное здание, т.к. большой размер и нет бытового инвентаря. В 5 м сруб 5х5 м, ближе к западу очаг из кучи камней, еще 4 жилых постройки. В 2-х постройках кузницы. Попадьинское селище (VI-VII вв. н.э.): 12 построек, в т.ч. многоочажный дом 20х6 м, из бревен с углубленным земляным полом, двускатная крыша, 5 очагов, глинобитная сводчатая печь на земляной подушке. Остальные постройки бревенчатые избы на 1 семью, земляные полы, каменные очаги, не более 25 кв. м.
Раннедьяковская посуда близка посуде поздней бронзы, особенно поздней поздняковской культуры (нач. I тыс. до н.э.), тж. ранней городецкой культуры. В ранний период горшки и сосудики, в поздний миски, крышки и сковородки. Близость форм и орнамента гладкостенной посуды к балтам, распространение балтской лощеной посуды.
Щербинское городище (на р. Пахре): скотоводство, земледелие, охота, рыболовство. В основном свиньи, также крупный рогатый скот и кони. Из диких животных бобр и куница (т.е. охота в основном на пушных), лось, медведь, лисица, выдра, северный олень, заяц, барсук, кабан, белка. Подсечное земледелие. Сначала палка-копалка, мотыжка с костяным или каменным наконечником. На Троицком найден городище грузик с изображением примитивного рала (т.е. зачатки пашенного земледелия). Конопля, рожь и пшеница. Железные серпы, зернотерки. Изделия из цветных металлов в технике сложного литья, чеканка сложных узоров, т.е. высокоразвитое литейное дело. Оружие – луки и стрелы, дротики, копья, каменные или роговые булавы, железные топоры.

Дьяковские грузики



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Венед
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2009
Сообщения: 698

СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 4:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Т.е. , правильно я понял, что дьяковская культура это меря, т.е. финно-угры?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василь
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 5688

СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, меря.

Но меря - не финно-угры.


Читайте тему http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=32
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17457
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Апр 30, 2010 12:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Венед писал(а):
Т.е. , правильно я понял, что дьяковская культура это меря, т.е. финно-угры?


Из последней карты следует, что дьяковцы (в большинстве своем, по крайней мере, - не меря и не финно-угры).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василь
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 5688

СообщениеДобавлено: Пт Апр 30, 2010 1:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аквила, разве в поздний период часть дьяковцев не сместились ещё и несколько восточнее ( туда где мерю и фиксируют ) - или довод поздних серёжек решает всё?

У них была определёная культурная соотносимость ( про синхронность, а, значит, и невозможность преемственности, я знаю, но ведь мерянский клин в дьяковской культуре есть ), карта № 1 ( рис. 48 ) говорит об этом вполне определённо.

Мне думается, что и те, и другие - потомки ( и два ядра ) метисного населения, получившегося после прихода всяких финнов, только с разной степенью метисности и разными локальными культурными добавками ( очень грубая аналогия - татары и башкиры ), т.к. меряне - биологически не есть потомки дьяковцев, лишь культурно "обфинены". Закавыка в том, что для окультуривания финам нужно жить рядом и малость перемешаться.

Хотя прямое определение "дьяковцы=меря" и в таком случае , конечно же некорректно, это я малость загнул выше.

Правильнее, думаю - "дьяковцы - солянка из потомков балтов и мерян, объединённых меньшим финским влиянием, чем было оказано непосредственно на мерян, которые биологически есть потомки абашевцев и срубников ( в рамках городецкого объединения ) и в поздний период осуществили дальнейшую экспансию на территорию дьяковцев, т.е. - доассимилировали родственные им элементы дьяковской культуры, в то время как "балтские" южные элементы остались несколько обособленными в рамках поздних дьяковцев с серёжками".

Как Вам такое определение?


Последний раз редактировалось: Василь (Пт Апр 30, 2010 1:29 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sarmat
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.10.2009
Сообщения: 310
Откуда: Сечь матушка)

СообщениеДобавлено: Пт Апр 30, 2010 1:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Василь.Меря не финноугры? а кто тогда?

http://merjamaa.ucoz.ru/
_________________
«Фашистська мужня цільність мусить бути ближчою нам від рідної розляпаної психіки… Темперамент фашизму не може не викликати симпатію»
Хвильовий М., «Україна чи Малоросія», журн. «Слово і час», 1990, ч. 1, с. 17, 26
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василь
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 5688

СообщениеДобавлено: Пт Апр 30, 2010 1:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я же написал.

Это биологические потомки скифского ответвления - отдельной культуры, происходящей из синтеза абашовской культуры и срубной культуры ( синтеза не целиком, конечно, а какими-то весомыми их частями ).

Обе названные культуры - потомки андроновцев бронзового века, автохтонов тех мест. Меряне - это те, кто перешёл на финские языки с протоскифских языков ( т.е. индоевропейских ).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33471

СообщениеДобавлено: Пн Май 31, 2010 8:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Арциховский:

Этническая принадлежность дьяковских городищ до последнего времени не могла даже обсуждаться: пути для ее определения не были намечены. Положение изменили знаменитые раскопки, произведенные П. Н. Третьяковым на городище у устья реки Сонохты на Верхней Волге в 1934-1935 гг. Совершенная археологическая методика позволила там выяснить хозяйство и быт древних людей с неслыханной для археологии науки полнотой. Здесь не место специально рассматривать это городище: оно слишком удалено от Москвы. Инвентарь его чисто дьяковский. После этих работ П. Н. Третьяков смог соединить убедительными связями дьяковские древности с раннеславянскими как по керамике, так и особенно по погребальным обрядам. Открытый им на Сонохте домик мертвых, где хранились на подставках остатки трупосожжений (чем попутно объяснено отсутствие дьяковских могильников), генетически связан с подобными сооружениями, открываемыми в славянских курганах. 1) Дьяковские городища Верхней Волги принадлежали, таким образом, ранним северовосточным славянам. Еще неизвестно, можно ли утверждать то же самое о дьяковских городищах в целом, в частности о подмосковных. Чем дальше, тем больше такое решение представляется вероятным. Особое внимание археологи должны обратить на городища двухъярусные, где нижний слой дьяковский, а верхний славянский, великокняжеского времени. Таких городищ известен целый ряд, в том числе под Москвой, но ни одно из них должным образом не раскопано.

http://www.russiancity.ru/books/b34.htm
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василь
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 5688

СообщениеДобавлено: Пн Май 31, 2010 11:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бранко, это пока недоказанное ( хоть и весьма обоснованное ) предположение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vened
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.06.2009
Сообщения: 1341
Откуда: Российская империя от Приднестровья до Южных Курил

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 16, 2010 8:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Василь писал(а):
Бранко, это пока недоказанное ( хоть и весьма обоснованное ) предположение.

Кем бы изначально не являлись меряне и дьяковцы, но очевидно что к моменту образования Древнерусского государства они были уже в значительной степени славянизированы:
Цитата:
Ответвлением венедской группы являются и славяне, покинувшие Висленский регион и поселившиеся в V-VI вв. в северной части Восточно-Европейской равнины среди местного населения, принадлежавшего к балтской и финно-угорской языковым группам. Началось внутрирегиональное взаимодействие пришлого населения с аборигенами. Этот процесс продолжался несколько столетий и завершился славянизацией балтов и финноязычных жителей. К раннему средневековью в Псковско-Ильменском крае принадлежат культуры псковских длинных курганов (кривичи псковские) и древности узменского типа (словене ильменские), в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье — тушемлинская культура (будущие смоленско-полоцкие кривичи), в междуречье Волги и Клязьмы — мерянская культура

http://wsyachina.narod.ru/history/slavonian.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vened
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.06.2009
Сообщения: 1341
Откуда: Российская империя от Приднестровья до Южных Курил

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 20, 2010 7:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Василь писал(а):
которые биологически есть потомки абашевцев и срубников ( в рамках городецкого объединения )

Скорее прямые потомки фатьяновцев с финнской примесью, ведь центр абашевской культуры находился восточнее территории проживания мери, а большинство срубников ещё дальше жили, в южнорусских степях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS