Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X-XI вв.: "… пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего»(12).
Цитата:
Сохранились прижизненные изображения русских князей X-XI в.- на монетах Владимира I - сына Святослава - и его внука. Святополка I(13). В Новгороде найдена печать Ярослава Мудрого с портретным изображением князя(14). Сохранился барельеф, где, по предположениям учёных, изображён в виде своего небесного патрона, св. Дмитрия Солунского, Изяслав Ярославич(15). Его брат Святослав запечатлён на миниатюре носящего его имя изборника(16). На монетах невозможно разглядеть причёску, очевидно одно - это не длинные волосы (что изобразить их было в силах чеканщиков, становится ясно, стоит перевернуть златник Владимира, на реверсе которого изображён Христос с длинными волосами и бородой). Волосы не выбиваются из-под короны или шапки. Бороды также нет, видно лишь длинные усы, обрамляющие голый круглый подбородок. Впечатляет внешность Ярослава Владимировича. На печати мы видим облик, сильно отличающийся от реконструкции Герасимова - перед нами типичный европейский рыцарь X-XI вв., в коническом шлеме с наносьем, из-под которого торчат в стороны длинные усы. Бороды нет, волосы не видны из-под шлема. На киевском барельефе мы видим причёску византийского образца - расчёсанные на пробор волосы с локонами на уровне ушей. Принадлежит ли эта причёска реальному князю или иконописному канону св. Димитрия, совершенно неясно. Одно можно смело признать портретной чертой Изяслава - выбритый подбородок и загнутые книзу усы. Византийцы той эпохи бород не брили
Наконец, в Изборнике Святослава видим: волосы ни у князя, ни у его пяти сыновей не видны из-под шапок, открывающих уши. Лица княжичей голые. Подбородок князя покрыт щетиной (но не бородой!). Под носом - небольшие, густые, загибающиеся книзу усы. К изображениям стоит добавить описание. В «Сказании о Борисе и Глебе», составленном, как предполагают, в XI веке, можно прочесть описание старшего из братьев-мучеников: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был»(17). В этом описании, вероятнее всего, восходящем к воспоминаниям очевидца, описаны усы князя, но ни слова про бороду, ни про волосы, в отличие от позднейших икон, написанных уже под влиянием византийских мод и иконописных канонов. Итак, по обозрению имеющегося у нас материала можно уверенно сказать: облик князя Святослава Игоревича отнюдь не был его личной причудой. Русы IX-XI вв. брили бороды, а до XI в. - и головы. Впоследствии, возможно, волосы коротко подстригали
Цитата:
На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху(57). Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена(5. Основной кумир этого острова, Святовит, имел «волосы и бороду, острижены кратко» (в других переводах - «обриты»(59)) в соответствии «с обыкновением руян»(60). Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых(61). Что до Руси, то «представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич - лицо должностное - также без бороды)»(62). На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые(63). В русских былинах есть любопытный эпизод, как бы зеркальное отражение истории Аудуна из Западных Фиордов. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ: У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: В три-ряд вились вкруг верховища (макушки? - Л. П.) А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!(64) Т. о., именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала! Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (ср. прозвища викингов), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус(65)
Цитата:
Особый интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, где бритьё бороды ставится в один ряд с такими действиями, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание «бесовских» песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей и т. п. пережитками языческого прошлого(71). Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар(72). Тюркским влиянием это, как мы видели, объясняться не может. На миниатюре Ватиканского менология изображён болгарин с обритой бородой и головою(73). Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское «кацап» - «как козёл» - отразило отрицательное отношение этой части славянства к бородам поздних московитов и постпетровских великороссов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено(74). Моравы брили головы и бороды(75). Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове(76). «Великая хроника», описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле - Котышко - сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке - полная аналогия со Святославом(77). Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи(7. Западные авторы отмечают, что» верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению(79). В летописных статьях IX-XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам: «потергаше браде ю»(80). Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей(81). Любопытно, что если скандинавы рассматривали, как позорную черту, обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали, как позорный, «бабий», обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить «женские» прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора(82). Родственные славянам балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. В литовских легендах рыцари-крестоносцы скандогерманского происхождения носят устойчивый эпитет «бородачи», «бородатые злодеи»(83), что подразумевает безбородость подчёркивавших эту черту сказителей и их слушателей. На средневековых изображениях пруссов видим обритые бороды, длинные усы и коротко остриженные волосы (иногда угадываются чубы)(84)
По поводу волхвов их облик, как жрецов, мог сильно отличаться от облика мирян. А вот это "Ян в ответ велел их бить и драть им бороды; и когда их били, то Ян спросил: "Что вам боги ваши говорят?" Волхвы отвечали: "Стать нам пред Святославом"." сильно коррелирует с германской традицией.
Цитата:
Отец заглавного героя «Сказания о Вольфдитрихе», король Гугдитрих, обладал «длинными вьющимися белокурыми волосами, падавшими ему на плечи и доходившими до пояса». Воспитателю Вольфдитриха, герцогу Берхтунгу, враги сулят «по волоску выдрать всю бороду»(44)
...для нас важно описание Святославовой наружности, оставленное Львом Диаконом: "Святослав приплыл на место свидания в лодке по Дунаю, причем действовал веслом наравне с другими гребцами. Он был среднего роста, имел плоский нос, глаза голубые, густые брови, мало волос на бороде и длинные, косматые усы. Все волосы на голове были у него выстрижены, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам, что означало его знатное происхождение.
Кстати, неправильный перевод именно насчёт бороды. В греческом тексте буквально πωγων εψιλωμενος "борода сбритая", причём "полностью сбритая" (греч. ψιλοω - "сбриваю" в смысле "сбривать, освождать от волос, обнажать"), а редкую бороду берут из неточного латинского перевода (barba rara) - "ловкость рук и никакого мошенства"(с)....
хорошо, что (с) поставили - на свой авторский фэнтезийный перевод _________________ "Он обнаглел. И мигранты эти обнаглели, и муфтий их обнаглел" (с) Игумен Сергей
хорошо, что (с) поставили - на свой авторский фэнтезийный перевод
Академический перевод о том же...
а "редкая борода" - это альтовый перевод...
вот откуда "редкость, житкость" и ошибка латинского переводчика:
ψεδνός
1) редкий (негустой), жидкий
ex. (λάχνη Hom.; χαῖται μήλων Anth.)
2) плешивый
ex. (Θερσίτης Luc.)
ψεδνός и εψιλωμενος похожи. Латинский переводчик не привыкший к византийскому сплошняку принял унициальные ΠΩΓΩΝΕΨΙΛΩΜΕΝΟΣ за ΠΩΓΩΝΨΕΔΝΟΣ, что и перевёл barba rara - обычная ошибка... странно, что некоторые учоные так уцепились за курьёзный латинский перевод, и в угоду ему исковеркали греческий...
Последний раз редактировалось: Махмут (Сб Июл 09, 2011 5:32 pm), всего редактировалось 1 раз
Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове
По приказу Вацека ему выкололи глаза и отрезали нос. Во
время того же мятежа схвачен был также Прживитан[180][181], которого считали за
старшего в городе Праге; ему на спину привязали большую паршивую собаку, напоенную
вчерашним испорченным хмелем, и, схватив за бороду, трижды провели вокруг торга, а
собака тем временем заливалась лаем и пачкала своего носильщика[182][183].
Глашатай кричал: «Такую честь окажут всякому, кто нарушит верность, обещанную князю
Владиславу!» После того, как на глазах всего торга Прживитану на плахе отрезали
бороду, его отправили в изгнание в Польшу.
КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ
ЧЕШСКАЯ ХРОНИКА
CHRONICA BOEMORUM
Отрезание бороды, для славян, было сродни казни. _________________ "... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Добавлено: Вс Июл 10, 2011 6:36 am Заголовок сообщения:
CordedWare писал(а):
на монетах - может борода есть, может нет
на прижизненных фресках - точно есть
Изображений Ярослава на монетах нет - только на свинцовых печатях. На монетах были изображены Владимир и Святополк - у них видны длинные усы и подбородок, на котором мб небельшая бородка-щетина - собсснно бороды (равновеликой усам) у них нет, как и у Ярослава на печати.
Фреска с изображением Ярослава, о которой тут толкуют, это реконструкция. Если эта реконструкция верна, то борода у Ярослава объяснима: греческий обычай ношения бороды уже достаточно распространился, чтобы на изображении в христианском храме у архонта солидного возраста была борода (художник был или грек или русский-христианин, выучившийся у греков), тем более, что и сам князь мог позволить себе ношение бороды по греко-христианскому обычаю...
Из всех описаний и изображений князей (Святослава, Владимира, Святополка, раннего Ярослава) до того видно, что наиболее знатные русы (князья) предпочитали сбривать бороду и растить длинные усы...
Добавлено: Вс Июл 10, 2011 6:42 am Заголовок сообщения:
Бранко писал(а):
Sand писал(а):
Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове
По приказу Вацека ему выкололи глаза и отрезали нос. Во
время того же мятежа схвачен был также Прживитан[180][181], которого считали за
старшего в городе Праге; ему на спину привязали большую паршивую собаку, напоенную
вчерашним испорченным хмелем, и, схватив за бороду, трижды провели вокруг торга, а
собака тем временем заливалась лаем и пачкала своего носильщика[182][183].
Глашатай кричал: «Такую честь окажут всякому, кто нарушит верность, обещанную князю
Владиславу!» После того, как на глазах всего торга Прживитану на плахе отрезали
бороду, его отправили в изгнание в Польшу.
Из всех описаний и изображений князей (Святослава, Владимира, Святополка, раннего Ярослава) до того видно, что наиболее знатные русы (князья) предпочитали сбривать бороду и растить длинные усы...
у нас одно изображение Ярослава - с бородой
хватит троллить _________________ "Он обнаглел. И мигранты эти обнаглели, и муфтий их обнаглел" (с) Игумен Сергей
Из всех описаний и изображений князей (Святослава, Владимира, Святополка, раннего Ярослава) до того видно, что наиболее знатные русы (князья) предпочитали сбривать бороду и растить длинные усы...
у нас одно изображение Ярослава - с бородой
хватит троллить
А второе изображение (на печати) без бороды....
И Владимир со Святополком на монетах тоже без бород - это просто факты.
Шо такое? Все претензии к Й. Херманну:
"Раз в году, после урожая, устраивает толпа со всего острова перед храмом с идолами божков после жертвоприношения животных праздничный пир во имя веры. Жрец , вопреки всеобщему обычаю отличающийся длиною своей бороды и волос, за день до этого убирает святилище, куда он один может вступить, тщательно очищая метлою;"
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st056.shtml
И воще на Ульфдале с 1 по 8 книги, а поход Вальдемара 1-го на Рюген это 14-я книга....
И Владимир со Святополком на монетах тоже без бород - это просто факты.
Какая-то прорисовка с полустёртого сребренника...
Вот один златник: на 1-й стороне (слева) сам князь - волосы у него обозначены также, как у Христа на 2-й стороне борода.
Подбородок у князя округлый - бритый, длинные усы чётко просматриваются....
"Раз в году, после урожая, устраивает толпа со всего острова перед храмом с идолами божков после жертвоприношения животных праздничный пир во имя веры. Жрец, вопреки всеобщему обычаю отличающийся длиною своей бороды и волос,
-и вы:
"верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению.."
Т.е. Херман говорит, что жрец отличался от иных длинною бороды и волос, а вы пишете, что якобы жрец отличался наличием бороды и волос.
Вам второе предупреждение за попытку фалсификации и подлога. _________________ "... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Подбородок у князя округлый - бритый, длинные усы чётко просматриваются....
У вас не четкое зрение. Сходите к окулисту, мой вам совет. _________________ "... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Последний раз редактировалось: Бранко (Вс Июл 10, 2011 3:30 pm), всего редактировалось 1 раз
И Владимир со Святополком на монетах тоже без бород - это просто факты.
Какая-то прорисовка с полустёртого сребренника...
Вот один златник: на 1-й стороне (слева) сам князь - волосы у него обозначены также, как у Христа на 2-й стороне борода.
Подбородок у князя округлый - бритый, длинные усы чётко просматриваются....
оба бородаты, у Христа просто борода поокладистее _________________ "Он обнаглел. И мигранты эти обнаглели, и муфтий их обнаглел" (с) Игумен Сергей
"В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две— со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. " Саксон Грамматик
_________________ "... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Фреска на самом деле утрачена, рисунок на который Вы ссылаетесь - это реконструкция по сомнительной зарисовке 17 века, причём на рисунке были "Ярослав и его сыновья", а сохранившаяся часть фрески содержит изображения 4-х дочерей Ярослава...
Вощем реконструкция под бальшим вопросомом... поэтому изображение на печати пока единственное достоверное изображение Ярослава....
ПС. нащщёт Владимира - по-видимому я неправ - у Владимира на некоторых монетах просматривается небольшая бородка, но не на всех: на некоторых слишком закруглена форма подбородка, что можно объяснить регулярным удалением (сбриванием) бороды - особливо в более ранний период правления. Скорее у русских было распространено сбривание бороды либо её регулярное короткое подстригание, у жрецов и волхвов бороды были длинными, ношение длинных бород обывателями и знатью на Руси скорее развилось под влиянием греческих христианских обычаев, но не сразу - ещё у Святослава 2-го на изображениии из Изборника на подбородке кроме естественной щетины (ежедневное бритьё в то время маловероятно, скорее регулярное срезание отрастающей шерсти) борода не просматривается...
Новоделы с Рюгена и миниатюры с заслуженными христианами, как доказательства исконности ношения славянами бороды - Езус Кристос! _________________ Кто решится стать расплатой за позор моей земли?
Нет таких! А батальоны снова лезут в козыри...
Новоделы с Рюгена и миниатюры с заслуженными христианами, как доказательства исконности ношения славянами бороды - Езус Кристос!
Толстячок, причём тут христиане или не христиане?
В христианстве нет никакой обязаности носить бороду и традиция ношения бороды распространена была практически у всех народов Европы ещё с дохристианских времен. _________________ "PRÆTEREA CENSEO CARTHAGINEM DELENDAM ESSE... " / Marcus Porcius Cato
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах