Антропологические признаки, казалось бы, являются важными этническими признаками и потому особенно ценными для выяснения этногенетических вопросов. В действительности, устойчивость антропологических признаков .подвергается сильнейшим колебаниям. Антропологический тип меняется во времени в зависимости от частых контактов и смешения племен на одной и той же территории,, климатических, топографических и социальных факторов. В силу этого, как отмечает Г. Ф. Дебец, «группы человечества, объединяемые по языковым и культурным приз-пакам, как правило, не совпадают и никогда не совпадали с расовыми подразделениями».
Очевидным является тот факт, что сфера распространения языка, и тем более культуры, выходит за пределы расовых различий.
«Палеоантропологические материалы по Кавказу крайне немногочисленны, фрагментарны и плохо датированы». Такое состояние палеоантропологии Кавказа не дает возможности сделать обоснованные выводы для освещения и разрешения стоящей перед нами проблемы. Имеющийся по Кавказу антропологический материал в общем дает довольно простую картину.
В Советской археологии кранеологические варианты из древних погребений Северного Кавказа сводятся в основном к трем комплексам.
1-й комплекс — долихокранный, с крупными размерами мозговой коробки, узколицый, узконосый и т. д., так называемый «понтийский» тип (по терминологии В. В. Бунак) распространен на северо-западном Кавказе.
2-й комплекс — брахикранный, так называемый евразийский степной тип, появляется в скифскую эпоху в погребениях Моздока, а потом в разных районах Северного Кавказа.
3-й комплекс — мезо или долихокрапный, с малыми размерами черепной коробки и т. д., так называемый каспийский тип, распространенный в предгорьях и на склонах восточной части Северного Кавказа.
В развитии антропологических типов отмечается закономерный процесс — переход от долихокрании к брахикрании.
В период поздней бронзы (эпоха культуры Кобана, Верхняя Рутха, Самтавро) господствует долихо-мезокранный тип. Этот же тип преобладает и в скифский период (VI—IV вв до н. э.) Но в скифский период на Северном Кавказе выступает и брахикранный вариант. При этом представляет интерес тот факт, что брахикранный моздокский вариант скифской эпохи (более широколицый и широконосый), «в основных признаках совпадает с брахикранньш элементом, выделенным в серии черепов из юго-осетинских склепов».
Это сходство моздокского бряхикранного варианта с юго-осетииским, по-видимому, сохраняется и и средневековье. «Брахикранный вариант средневековых моздокских курганов в основных своих признаках совпадает с брахикранньш комплексом, наиболее ясно выражающимся в серии черепов из склепов Юго-Осетии».
Для сарматского периода характерно преобладание брахикранного мезокранного типа, как это видно в частности из черепов ст, Усть-Лабинской.
В ранне-аланский период (III—IX вв. н. э.) преобладает долихокранный элемент, но выделяются и брахикранные группы, сходные с моздокскими черепами скифского периода (в районе гг. Орджоникидзе и Нальчик). В позднеаланский период (IX—ХШ) выделяются как брахикранные, так и долихокранные и мезокранпые типы.
Для XIV—XVIII вв. В. В. Бунак делает вывод, что краниологический тип горцев в этот период остался почти стабильным. Вообще же, по его словам, анализ краниологических серий из склепов горного Кавказа, а также равнинных областей, не обнаруживает в них следов какого-нибудь существенно отличавшегося от древних доскифских типов. В частности, касаясь «аланской проблемы», он говорит, что «ираноязычные аланы» имели в своем составе те же два или три антропологических элемента, которые констатированы на Северном Кавказе в доаланское время.
Переходя к антропологической характеристике населения Грузии, нужно сказать, что и здесь имелось изменение краниологического типа в направлении от долихокефалии к брахикефалии. По словам Г. Ф. Дебеца, современные грузины отличаются от древних грузин по черепному указателю. При этом брахикефалия современных грузин объясняется, по-видимому, сравнительно недавним и автохтонным процессом. По словам В. В. Бунака, грузины в суммарной характеристике физического типа довольно близки к северо-кавказским типам, особенно притерекским; они «умеренные брахикефалы, темные, среднерослые, средне или узколицые, узконосые, часто горбоносые, с обильным волосяным покровом». Есть различие между западными и восточными грузинами. Выделяются три типа: западный — нижнерионсский, восточный — лиахво-алазанский и центральный — квирильский.Эти типы представляют аналогии североказказских (прикубанского, притерского и дагестанского), но более сходны между собой, чем с соответствующими северокавказскими. Но «верхнстерекский вариант Северного Кавказа более других приближается к западнокавказско-му, но не к какому-нибудь одному из них, а к общегрузинкому типу в целом».
Касаясь населения Южной Осетии, В. В. Бунак находит, что «имеющиеся данные отводят ему место в качестве варианта или высокогорного типа или какого-нибудь другого из типов Грузии, к которым южноосетинская группа ближе, чем к какой-нибудь из северокавказских».
Особый интерес представляет сопоставление краниологических типов Северной и Южной Осетии.
В ущельях Северной Осетии в сравнительно большей степени сохранился «понтийский» тип (долихокранный узколицый со слабым рельефом). Выше отмечено, что моздокские брахикранные типы, древние и средневековые, совпадают с юго-осетинскими. Таким образом, имеется известное различие между северо-осетинскими и юго-осетинскими типами. Возникает предположение, что среди южных оеетиь сохранилась брахикефалия сарматов. Впрочем, как установлено в антропологии, на Северном Кавказе происходил переход от долихокрании к брахикофалии (в направлении от запада к востоку). Совершался он и в Осетии. «Современные осетины вне всякого сомнения являются потомками осетин XVIII в. Между тем средний типовой указатель за это время повысился на несколько единиц».
Если за такое сравнительно короткое время брахикефалия осетин получила такое развитие, то еще в большей степени она могла увеличиться за прошлые века. На развитие брахикрании в Южной Осетии должны были влиять контакты с грузинским брахикрэнным населением, что особенно должно относиться к осетинам, жившим в ближайшем соседстве с грузинами.
Абдушелишвили М. Г. в своем труде «Осетины (антропологический очерк)» дает анализ антропологического материала об осетинах четырех районов Южной и Северной Осетии, полученного экспедициями института экспериментальной морфологии Академии наук ГССР. Изучению подверглись 52 объекта из Цхинвальского района, 100 объектов из Лешшгорского района (оба района в Юго-Осетии), 100 объектов из Гпзельдонского района (ироны) и 102 объекта из Ирафского района (дигоры) — оба района в Северной Осетии. Отметим выводы, к которым пришел автор;
1. Джавская группа ближе всех к осетинам Ирафского района (дигорцы), отсутствуют признаки сходства между этой группой и группами картвельского происхождения (за исключением групп «кавказского» горного варианта).
2. Среди осетин из Цхинвальского района одна часть связана с восточным сектором «кавкасионского» варианта, указывает на его северное происхождение, а другая часть связана с картвельскими группами и указывает на ее грузинское происхождение. Наличие этих двух элементов даст основание полагать, что население пришлых с севера элементов недавнее явление и во всяком случае не имеет тысячелетней давности.
3. Тип, характеризующий группу Гизельдонского района (ироны), является довольно распространенным н па северном и на южном Кавказе. Автор отмечает отсутствие признаков сходства между этой и Джавской группами.
4. Тип осетин дигорского района менее распространен, ни на Северном Кавказе, ни в Закавказье не отмечаются близкие формы этого типа.
5. На основании изложенного делается вывод, что ареал распространении «кавкасионского» горного варианта охватывает территорию осетинских этнических групп, при этом создается впечатление, что ироны, близкие формы которых встречаются на большей территории (в Черкесии, Дагестане, отчасти в Грузии и «кавкасионские» группы) должны представлять потомков некогда широко распространенного этнического объединения, известного на Северном Кавказе под именем алан.
II1 сделанных Абдушелишвили М. Г. выводов в данном случае заслуживает внимания следующее: 1. Осетины Джаиского района ближе к осетинам Ирафского района; 2. Отсутствуют признаки сходства между Джавской группой и группами картвельского происхождения (за исключением групп кавкасионского варианта). Из этих выводов можно сделать заключение, что осетины Джавского района сохранили сходство с древнейшим ираноязычным (осетинским) племенем — с дигорцами.
Сомнительным является вывод автора относительно осетин Цхинвальского района. По его словам, «среди осетин Цхинвальского района нельзя не отметить два направления антропологических связей: одно, которое его связывает с восточным сектором кавкасионского варианта и которое указывает на его северное происхождение, и второе, которое связывает его с картвельскими группами и указывает на ее грузинское происхождение». Такой вывод не согласуется с хорошо известным фактом, что осетины Цхинвальского района — переселенцы из горной Осетии и имеют общее происхождение. Если же имеют сходство с картвельскими группами, то это следует объяснить другими факторами, смешанными браками, процессами ассимиляции.
Данный пример показывает неустойчивость антропологического признака, как этнического показателя. Что касается предположения автора, что ироны, формы типа которых (Гизельдонский район) имеют широкое распространение на Кавказе, являются потомками широко распространенного этнического объединения, известного под названием алан, — то такое предположение не противоречит известному факту распространения алан па Северном Кавказе.
В целом исследование М. Г. Абдушелишвили, ввиду недостаточного количества изученных объектов, к тому же сзятых только из некоторых районов, несмотря на ценность установленных им фактов, не могло дать полной и точной антропологической характеристики осетин в аспекте исторического развития их типа.
В работе К. X. Беслекоевой «Краниология осетин и происхождение осетинского народа» материалом для работы послужили 119 осетинских черепов — 47 из Саниба, 72 — из Махческа, Корпа и Кумбулта (Дигорское ущелье). Для сравнения использованы 50 черепов ингушей из склепов ущелья Армхи. Черепа взяты из склепов XVII—XVIII вв. Взяты данные и с 14 аланских черепов из Змейского могильника.
Автор пришел к некоторым выводам: 1. С аланскими черепами больше сходны осетинские, чем ингушские. 2. Черепной указатель с XVIII в. сильно увеличился (процесс брахикефалии).
В целом различия черепных указателей не совпадают с языковыми различиями, что вполне естественно.
Говоря об антропологическом типе осетин, приходит на память сообщение Аммиана Марцеллина о внешнем виде предков осетин — алан. По описанию историка у алан были темнорусые волосы. В связи с этим сообщением, многие авторы утверждали, что среди осетин много блондинов, «По свидетельству всех путешественников и нпшему личному наблюдению, — говорит В. Миллер, — среди осетин в большом количестве попадаются блондины с серыми и голубоватыми глазами. Блондины преобладают над брюнетами, особенно в низшем классе, которые чаще высшего (алдаров, бадилят, царгасат) сохраняют национальный тип. Особенно часто приходилось нам встречать блондинов в горах Дигории».
Не считаться с наблюдениями такого серьзного исследователя, как В. Миллер, невозможно.
Современные советские антропологи этот факт отрицают. Они утверждают, что среди осетин блондинов не больше, чем среди остальных северокавказских народов.
В связи с этим представляют интерес наблюдения над физическим типом балкарцев. Тот же В. Миллер и М. Ковалевский отметили у балкарцев два типа — монгольский, со значительно сглаженными чертами, и другой — арийский, сходный более всего с осетинским.
Другой писатель описывает наружный вид балкарцев: «Типы балкарцев, насколько мы имели возможность приглядеться к ним, отличаются разнообразием. На большинстве лежит отпечаток еврейства. Третью часть населения составляют отатарившиеся светлорусые осетины... Остальное население составляется из татар и кабардинцев».
В основе выступления на сессии, посвященной вопросу о происхождении балкарцев и карачаевцев, состоявшемся в 1959 г. в Нальчике, Г. К. Джанберидзе говорил: «Процент темных глаз у карачаевцев составляет 4%, у балкарцев 15%... Карачаевцы выделяются среди северокавказских групп довольно высоким процентом светлых и довольно низким процентом темных глаз». В то же время, по его словам, «монголоидных элементов среди карачаевского и балкарского народов нет».
Так как нужно считать установленным, что до прихода тюрков в современных Балкарии и Карачае обитали аланы-асы, то отмеченные выше авторами черты типа балкарцев и карачаевцев (высокий процент светлых глаз, отсутствие монголоидных признаков) следует считать наследственными в результате смешения алан-осов и тюрков.
Преобладание среди осетин брюнетов является, как уже сказано выше, результатом разнообразного смешения алан с другими этническими элементами. Это нужно отнести и к южным осетинам. Среди них также немало блондинов, но гораздо меньше, чем брюнетов.
Ознакомившись с данными антропологии Кавказа, мы, с точки зрения значения их для разрешения нашей проблемы, приходим к следующим выводам:
1. Материал этот показывает, что кавказские, в частности северокавказские (племена) имели и имеют общие антропологические черты, несмотря на всю пестроту всей картины;
2. В Кобанский, скифский и раннеаланский период преобладает долихокрапный тип; в позднеаланский период (IX—XIII вв.) выделяются брахикранные, долихокранные и мезокранные типы, при этом шла трансформация их в направлении брахикрании;
3. Сходство древних и средневековых моздокских бра-хикранных вариантов с южноосетинскими можно рассматривать отчасти как наследие степного брахикраниого типа сарматов, отчасти как результат отмеченной выше трансформации типов в направлении к брахикефалии, а также контактов с брахикранным населением Грузии;
4. Особого внимания заслуживает сходство типов Джавского района с типами дигорцев Ирафского района, отмеченное в труде М. Г. Абдушелишвили. Можно полагать, что в Дигории и в Юго-Осетии сохранились общеосетинские палеоантропологические черты;
5. В общем, однако, в Северной Осетии в известной степени сохранился «понтийский» (долихокранный) тип, в то время как в Южной Осетии господствует брахикранный тип;
6. Проблема «кавкасионского» высокогорного типа требует доисследования;
7. Отмеченное раньше некоторыми авторами преобладание среди осетин блондинов не подтверждается новейшими антропологическими исследованиями. Возможно предполагать, что светловолосый и светлоглазый тип преобладал в прошлом, но вследствие смешения с другими этническими элементами был вытеснен темным типом, хотя сохранился и значительный процент блондинов, в этом аспекте нужно отметить большой процент светлоглазых у карачаевцев, обитающих на территории исторической Алании;
8. В общем имеющийся антропологический материал фрагментарен и недостаточен для того, чтобы на их основании сделать ясные и твердые выводы по этногенетическим проблемам Кавказа.
Самым важным из факторов, устанавливаемых приведенным выше антропологическим материалом с точки зрения исследуемой нами проблемы и вместе с тем имеющим теоретическое значение, является различие в антропологическом типе северных и южных осетин: среди северных осетин преобладающим является т. н. понтийский тип, а у южных осетин господствует брахикранный вариант. На основании этого различия можно дать общую оценку антропологическому типу, как этническому показателю. Хорошо известно и совершенно бесспорно, что южные осетины, переселившиеся из Северной Осетии, по своему происхождению находятся в тесном родстве с северными осетинами: и на севере, и на юге одни и те же родовые группы, одни и те же фамилии, происходящие от этих групп, многие фамилии сохранили в памяти места, на которых они селились. Тем не менее констатируется различие в их антропологическом типе. Не вдаваясь в исследование причин этого различия (межплеменные союзы в частности, на юге влияние грузинского типа, факторы природные и социальные и пр.), мы должны сделать важный вывод, что антропологический тип, развиваясь в различных условиях, не обладает устойчивостью и в вопросах этногенеза имеет весьма относительное значение.
Приведенные выше исторические, лингвистические, археологические и антропологические данные, при всей их недостаточности, все же позволяют сделать некоторые выводы по поставленной проблеме.
1. Основной вывод сводится к тому, что переселение осетин на юг Центрального Кавказского хребта вызывалось нашествиями северных кочевников и других племен, что эти нашествия на протяжении истории совершались не один раз и под ударами их происходили временами переходы через хребет.
2. Начало переселения осетин на юг от хребта нужно отнести к древнему времени. По свидетельству Страбона на рубеже н. э в горах Иберии (Восточной Грузии) обитало население, родственное скифам и сарматам. Можно считать установленным в современной науке, что скифы (в основном) и сарматы были ираноязычными племенами. Следовательно, горцы Иберии, этнически отличимые от населения равнины, принадлежали к ираноязычным скифогсарматам. Названия «скифы» и «сарматы» Страбон, очевидно, распространил и на горцев Иберии, обитавших к востоку ст р. Арагви. Так же, как и на Северном Кавказе, «Сарматия» и «сарматы», имевшие этническую ираноязычную основу, со временем в том или другом случае распространялись и на соседние племена.
3. Начало переселения скифо-сарматов на южные склоны хребта нужно связать с мощным сарматским вторжением на Северный Кавказ от моря, в IV—III вв. до н. э. Это движение сарматов шло отдельными волнами. Овсы грузинских летописей по «Картлис цховреба» обитали на Северном Кавказе еще в III в. до н. э. Следовательно, аланы, идентичные овсам, присутствуют на Северном Кавказе раньше, чем имя «аланы» появляется в письменных источниках.
Сарматы-аланы, заняв Северный Кавказ, в своем закономерном движении на юг естественно стремились овладеть перевальными путями и оккупировать южные склоны хребта. В них нужно видеть первых ираноязычных переселенцев на юг от хребта. В двалах грузинских источников нужно видеть этих сармато-аланов.
4. Данная точка зрения в ином варианте находит поддержку в грузинской исторической традиции, выраженной в «Картлис цховреба». Как не оценивать «Картлис цховреба», как исторический источник? Было бы неправильно считать это известие плодом сознательного или досужего вымысла.
По сообщению источника, первое появление осетин в Грузии (Куджи и осетины) относится к эпохе борьбы Фарнаваза с Азо (III в. до н. э.), более массовое переселение осетин ко времени сына его Саурмага (237—162 гг. н. э.). Следовательно, время переселения осетин на юг совпадает с эпохой сарматских вторжений на Кавказ (IV—III вв. до н.э.). Вполне логично сделать вывод, что переселение осетин преемственно связано с сарматским вторжением на Кавказ.
5. Распространенное мнение о нашествии гуннов, как причине перехода осетин на юг, пе имеет достаточных доказательств, хотя нет и оснований отрицать его,
6. В последующие века временами отдельные группы осетин приглашались в Грузию, как военная сила, и оседали здесь.
7. Нашествия монголов (XIII—XIV вв.) заставили осетин уходить в горы, где создавалось для них тяжелое экономическое положение, толкавшее их к переходу через перевал. Переселение в этот период должно было принять более или менее массовый характер. Переселение отдельных семей осетин происходило и в последующие века, чему содействовало нашествие феодальной Кабарды.
8. На протяжении веков совершался и другой процесс — выселение осетин с гор на равнины Грузии. Тесные горы не могли обеспечить жизнь размножившегося населения. Переселение на равнины облегчалось тем, что здесь население сокращалось в результате опустошительных нашествий внешних врагов. На равнине осетины подвергались ассимиляции грузинами. Что касается горцев-осетин, то они сохранили свой язык. Если первоначальные переселенцы-осетины, двалы в какой-то степени подвергались картизации, то новые переселенцы частично обновляли состав населения. Таким образом в горах сохранились язык и самобытность осетин.
_________________ IRON ADAIMAG
Добавлено: Ср Фев 19, 2014 12:18 am Заголовок сообщения:
Яблонский Л.Т. К этногенезу позднесарматского населения Южного Приуралья (тез. докл.)
Труднее найти аналогии третьему антропологическому компоненту
покровской серии. Ни на территории ВолгоУральского региона, ни в
Зауралье, ни в Средней Азии или Казахстане мы не обнаружим черепов,
характеризующихся подобной массивностью в сочетании с резкой доли
хокранией и сильно выступающим носом. Данный краниологический
комплекс находит аналогии только на территории Закавказья, где он
проявляется еще с эпохи бронзы и представляет, в частности, автохтонов
Армянского нагорья. Таким образом, можно предположить (во всяком
случае до тех пор, пока аналогии этому комплексу не обнаружатся и в
других районах), что среди людей, оставивших курганы в могильнике
Покровка10, могли присутствовать и выходцы с Кавказа.
Итак, популяция, оставившая могильник, была исключительно неодно
родна по антропологическому составу и включала в себя по меньшей мере
три морфологических компонента.
Один из них, представленный большинством погребенных и в основ
ном женщинами, имел местное, приуральское происхождение.
Две другие группы появились в Южном Приуралье в результате мигра
ции. Одна — с территории Средней Азии или Казахстана. По физическому
типу она не имеет абсолютных аналогий в современном населении, но
ближе всего к ней оказываются сравнительно грацилизированные (по
отношению к ней) представители памироферганской расы, причем в ее
северном варианте. Другая, тоже немногочисленная, группа мигрантов по
своему физическому типу не имеет аналогий на территории степей и полу пустынь Евразии и своим генетическим происхождением связана, очевидно, с территорией Закавказья.
Эти выводы не вступают в противоречие с данными археологии, которая обнаруживает в погребальном инвентаре могильника кавказские и средне азиатские импорты. _________________ IRON ADAIMAG
Добавлено: Ср Фев 19, 2014 12:31 am Заголовок сообщения:
Близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в 66 году до н. э.
Облик этой женщины был восстановлен Михаилом Герасимовым. Обнаружены при раскопках, останки молодой женщины с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной. Её одежда, воспроизведена на основании остатков ее костюма. Геродот пишет, что скифы хоронили с оружием женщин-воинов.
Древняя Мцхета была сожжёна и разрушена легионерами римского правителя Помпея, слеты пожара были обнаружены во время раскопок.
Это произошло во время Понтийских войн, когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.
Герасимов создал несколько скульптурных портретов людей древней Мцхеты — женщин, воинов, жителей города, живших в разные времена.
_________________ IRON ADAIMAG
Добавлено: Ср Фев 19, 2014 12:35 am Заголовок сообщения:
По данным сравнительного анализа донором южной компоненты мог быть аланский
одонтологический комплекс, являющийся важным формообразующим фактором и для
групп Северного Кавказа [15, с. 135-136].
Вклад украинской компоненты в
одонтологический статус этой группы нижних донцов полученными данными не
фиксируется.
Нами был произведен анализ одонтологических показателей репрезентативного ряда
русских групп (Псковской, Новгородской, Рязанской, Тамбовской, Липецкой,
Воронежской, Курской и Белгородской областей), обеих выборок казаков и характерных
5
сравнительных групп: украинцы [19], адыгейцы [15], осетины [15] – методом главных
компонент. Его результаты приведены в таблице 2 и на рисунке 2
http://rusanthropology.ru/stat/kashibadze/0001.pdf _________________ IRON ADAIMAG
Добавлено: Ср Фев 19, 2014 12:36 am Заголовок сообщения:
Крупнейший немецкий антрополог Феликс фон Лушан (1854–1924), с именем которого связаны методики расовых измерений цветов кожи, на основе обширного материала, накопленного им в экспедициях, значительно обогатил историческую картину распространения биологических типов, чем существенно скорректировал многие положения классической этнографии. В своей известной монографии «Народы, расы и языки» (Ленинград, 1925) он указывал: «На западе Северной Африки самое меньшее 10 %, а то и гораздо больше белокурых людей, установлено твердо. То, что народность фульбе, по большей части, совершенно закрывает свое лицо, вследствие чего они называются своими арабскими соседями «le mulathemin» (закрытые), подтверждает их появление с далекого севера. Также из северной Аравии я знаю много блондинов со светлой кожей, волнистыми или слегка вьющимися волосами, небольшого роста, с узкими головами и маленькими носами, то есть представляющих собой людей, которые совершенно напоминают хороший тип средиземноморской расы где-нибудь на Корсике или Сардинии».
Выделив в социальной иерархии государств Севера Африки и Аравийского полуострова европеоидный культуросозидающий расовый субстрат, Ф. фон Лушан и на территории Малой Азии обнаружил ту же закономерность. «Первоначально курды были все блондины, голубоглазые и длинноголовые, и только под влиянием новых географических условий и, смешиваясь с турками, армянами и персами, мало-помалу все больше и больше становились брюнетами и короткоголовыми. Итак, курды — это потомки переселенцев из Северной Европы, и они в течение 3300 лет сохранили в чистоте свой язык и в некоторой части области своего распространения — также свои самотические особенности. Где же находится действительная родина белокурых, голубоглазых и длинноголовых курдов? Ясно, только там, где вообще только и есть на всем земном шаре родина белокурых, голубоглазых и длинноголовых людей, то есть в Северной Европе. Несомненно, что здесь вовсе не входит в мою задачу разбирать арийскую проблему, и я чувствую себя совершенно свободным от тевтонских или пангерманских стремлений какого-нибудь Гобино или Чемберлена; но я все-таки считаю бесспорным самостоятельное существование определенного длинноголового, голубоглазого и белокурого типа людей и не думаю, чтобы эти особенности могли бы где-нибудь случайно найтись в другом месте, без отношения к североевропейскому типу».
Подчеркнув свою идеологическую беспристрастность, немецкий расолог, тем не менее, самым недвусмысленным образом вновь подтвердил все базовые постулаты классической расовой теории относительно прародины европеоидной расы, а также о ее приоритетном влиянии на культуру организованных обществ. Даже в таком пестром и расовонеоднородном регионе, как Кавказ, он ясно разглядел следы все той же расовой динамики. «Из всех народностей Кавказа больше всего чуждых элементов среди осетин, между которыми встречается много длинноголовых и приблизительно около 20 % блондинов. Поэтому трудно сомневаться в сильной североевропейской примеси». _________________ IRON ADAIMAG
Добавлено: Ср Фев 19, 2014 12:42 am Заголовок сообщения:
. Пантюхов
Антропологические типы Кавказа*
(* Статья составлена на основании моего труда "Антропологические наблюдения на Кавказе", напечатанного в "Записках Кавказского Отдела имп. русского географического общества", 1893, т. XV. - Автор.)
Изучение человеческого организма с целью определить его свойства и качества, существовало уже и в самые древние времена. Человечество всегда чувствовало, что антропологические исследования представляют нечто важное, хотя до последнего времени и таинственное и, среди блуждающей философии и психологии в поисках ответа на жгучие ответы жизни, искало этого ответа в антропологии...
При сложности и трудности задач антропологии нельзя ожидать, что она уже в настоящее время может ответить на все подлежащие ее решению вопросы. Не увлекаясь туманными теориями и остерегаясь одностороннего освещения, какими пользуются для своих целей то шарлатаны, то искренние, но мало знающие люди, антропология, однако, уже в настоящее время может разъяснить такие явления в жизни и отдельного человека и целых племен и рас, которые никакими другими науками разъяснены быть не могут. Большая или меньшая точность ответа зависит только от большого или меньшего накопления точных фактов. Заключая в себе жизненный, драматический, касающийся каждого интерес, научная антропология едва ли, однако, может когда-либо сделаться популярною, доступною неспециалистам наукою, потому что свои заключения она должна делать на основании кропотливых работ и цифр. Другое дело выводы. Нет никакого сомнения, что с прогрессом науки и развитием культуры заключения антропологии будут руководящей нитью в деятельности не только отдельных лиц и семей, но и целых государств и народов.
Прежде чем приступить к решению каких бы то ни было сложных вопросов, касающихся прошлого и будущего отдельных лиц и племен, необходимо прочно установить основные, физические свойства исследуемых типов. Относительно определения физического типа кавказских племен до самого последнего времени не было почти никаких верных фактов и не только у историков, но и у антропологов, например, Топинара, о физическом типе их встречались весьма сбивчивые сведения. Не задаваясь никакими другими вопросами, мы в настоящее время имеем в виду, только представить самые простые сведения о крупнейших особенностях физической организации главнейших живущих на Кавказе племен. Без цифр при этих определениях обойтись невозможно.
Один из важнейших антропологических признаков человеческих типов - рост. Уже и сам по себе рост говорит много, но еще большее значение получает он при наблюдении постепенности повышения и понижения его или кривой, при сравнении роста разных встречающихся в каждом племени антропологических типов и по сравнении роста с размерами отдельных частей тела измеряемых лиц. Чтобы было можно сопоставить цифры измерений как отдельных лиц, так и целых племен, измерения разных частей тела необходимо привести к какой-нибудь общей единице. Такою единицею может быть только рост.
Из данных, полученных при измерении призывавшихся к отбыванию воинской повинности молодых людей 21 года и некоторых других измерений, средний рост главнейших кавказских племен следующий:
Число Рост
наблюдений в миллиметр.
Евреи Кубинского уезда 240 1618
Евреи Кутаисского уезда 41 1630
Евреи Кайтаго-Табасаранского
округа 61 1644
Армяне Нахичеванского уезда 524 1620
Армяне Шаруро-Даралского уезда 186 1626
Армяне Зангезурского уезда 834 1630
Армяне Ахалкалакского уезда 491 1630
Армяне Джебраильского уезда 135 1640
Армяне Елисаветпольского уезда 230 1648
Армяне Тифлисского уезда 230 1652
Грузины Горийского уезда 474 1639
Грузины Тифлисского уезда 525 1642
Грузины Сигнахского уезда 185 1652
Грузины Тианетского уезда 391 1665
Имеретинцы Кутаисского уезда 1366 1653
Имеретинцы Шорапанского уезда 1222 1658
Имеретинцы Рачинского уезда 101 1661
Мингрельцы Сенакского уезда 643 1642
Мингрельцы Зугдидского уезда 279 1647
Самурзак. Сухумского округа 561 1657
Абхазцы Сухумского округа 228 1651
Сванеты горные по Ингуру 142 1658
Сванеты по р. Цхенис-Цхали 37 1625
Осетины Горийского уезда 258 1670
Осетины Терской области 200 1695
Русские уроженцы Закавказья:
православные 195 1688
сектанты 226 1680
Немцы Тифлисского и Елисавет
польского уездов 75 1684
Греки Тифлисского уезда 17 1645
Относительно измерения роста других народностей нет достаточно однообразного материала. По измерениям разных наблюдателей рост турок - 1660, азербайджанских татар - 1658, айсоров - 1683, курдов - 1685, персов - 1687, казикумуков - 1690, чеченцев - 1680, кабардинцев - 1670, вообще лезгин - 1650-1670 миллиметров.
Уже из приведенных цифр видно, как неодинаков рост населяющих Кавказ народностей не только по племенам, но и одного и того же племени по местностям. Еще большее разнообразие оказывается при разборе частностей. Так общий рост грузин Тианетского уезда - 1665, но если разделить народности, населяющие уезд, на те этнографические группы, на которые он разделяется с древнейших времен, то оказывается, что средний рост жителей уезда грузин - 1650, тушин - 1660, пшавов - 1688 и хевсур - 1690.
Относительная развитость груди наибольшая у земледельцев армян ахалкалакского плоскогорья, у равнинных грузин и мингрельцев, а наименьшая - у имеретин Рачинского уезда и хевсур. У последних окружность груди едва превышает полурост.
Цвет волос у всех народностей, за исключением русских и немцев, по первому впечатлению черный, но обыкновенно самыми разнообразными оттенками переходящий в темно-русый. Наибольший процент чисто черного цвета волос у айсоров и курдов, наименее - у мингрельцев и некоторых лезгин. Из особенностей волос населения Кавказа заслуживает внимания раннее появление седины. У двадцатилетних мингрельцев седина встречается у 7,6%, у абхазцев - 4-5%, у армян и грузин реже. Волосы на лице раньше всего появляются у азербайджанских татар и армян некоторых местностей, у которых усы растут уже на 14-15 году, а позже у деревенских грузин и осетин, у которых в 20 лет у многих еще только пушок. Брови правильною дугою обыкновенно у грузин, армян, имеретин; у халдеев и персиян они кустятся снаружи и тонкими концами сходятся к носу. У трети армян и грузин брови срастаются на переносице. Ресницы длинные до 7-8 мм почти у всех кавказских народностей. Цвет волос лица только у айсоров, части курдов и татар черный, у остальных же народностей он более или менее русый с самыми разнообразными, нередко, особенно у жителей Кутаисской губернии, рыжими оттенками. Волосатость тела наибольшая у айсоров, затем - у ахалцихских евреев. Весьма нередко густые волосы покрывают не только переднюю часть тела, но и спину: у халдеев, у армян, меньше у грузин довольно часта волосатость всей нижней половины тела. Волос на теле мало у имеретин и почти совсем нет у текинцев, татар и некоторых лезгин.
Преобладающий цвет глаз у всех народностей карий, нередко, особенно у армян и части грузин, переходящий в интенсивно карий или черный. У некоторых народностей, как турок и мингрельцев, интенсивно карих глаз почти нет, а преобладают светло-карие. Преобладание сплошного карего цвета глаза колеблется между 80-92% у курдов, айсоров, евреев, персиян, армян, татар, 60-70% - у грузин, осетин, имеретин и 40-50% - у мингрельцев, сванет и некоторых племен Дагестана. Процент пигментных серых и голубых глаз колеблется по народностям между 2-15%. Оттенки беспигментных глаз весьма разнообразны - у осетин глаза встречаются почти синие, у мингрельцев наблюдались цвета золы, у абхазцев ярко-желтые, но особенно часты разнообразные оттенки зеленого цвета. У сванетов зеленые глаза составляют 30-40%, у некоторых лезгин 15-20%. Несравненно чаще, чем глаза светлых цветов, встречаются переходные, средние цвета, указывающие на смешанность типа. Такие глаза нередко также дают впечатление зеленого цвета и некоторыми наблюдателями, как, например, Шантром, причисляются к зеленым. Наиболее смешанного цвета глаза встречаются у грузин, имеретин - 20-30%, а по Эркерту у табасаранцев - 45%, и кюринцев - 37%.
Горизонтальная окружность головы у главнейших народностей:
Курды 534
Персияне 539
Татары 540
Табасаранцы 542
Грузины 545
Евреи 547
Армяне 548
Абхазцы 550
Имеретины 552
Мингрельцы 554
Осетины 558
Русские 558
Немцы 559
Горные сванеты 560
Окружность головы находится в зависимости от цвета глаз, но не зависит от роста. У голубоглазых армян Елисаветпольского уезда при среднем росте 1645 мм., окружность головы найдена 557 мм, а у кареглазых, при росте 1650, окружность головы 550 мм., у голубоглазых мингрельцев окружность головы 563, а у черноглазых 552 и проч. Особенно большие головы у голубоглазых хевсур.
Черепные показатели не находятся в связи с окружностью головы и мало зависят от цвета глаз. По черепным показателям главнейшие группы кавказских племен распределяются:
Емкость черепной полости наибольшая у черепа из грузинского кладбища возле Абастумана - 1,560 куб.см., а наименьшая - у разбойника Мегр-оглы - 1,395 куб.см.
Наиболее длинные лица у персиян, в среднем от корня волос до подбородка 188 мм., а наименьшая - у осетин - 172, абхазцев - 174 и мингрельцев - 178 мм.
Верхняя ширина лица, т.е. расстояние наиболее удаленных точек скуловых костей, у персиян - 138 мм., курдов - 140, имеретин, айсоров, евреев и армян - 141,1-141,8, у грузин - 142, а самая большая у некоторых племен Дагестана: дидойцев - 145, даргинцев - 146, казикумуков - 147 и аварцев - 148. Большая ширина происходит по всем вероятностям от монгольского типа. У текинцев ширина лица 145 мм.
Длина носа наименьшая у текинцев - 50 мм., казикумуков - 51 мм, персиян - 53 мм., а наибольшая у армян - 56, курдов - 57, андийцев (по Эркерту) - 58 мм. Главная форма носа у большинства выпуклая, слегка загнутая, но нередки носы прямые, сводчатые и горбатые. Иногда, особенно у имеретин, носовая перегородка спускается слишком низко. Ширина носа самая меньшая у имеретин - 28-30 мм., так как носы у них как бы сдавлены с боков. Наиболее широкие носы до 40 и более мм. и с показателем выше 75, у ногайцев - 38, рутульцев - 40 и калмыков - 50 мм. У айсоров и евреев широких носов вовсе не наблюдалось.
Самые густые крепкие зубы у татар, горных армян и лезгин, самые редкие у сванетов, причем у них процент редких зубов колеблется от 20 до 50 всех зубов.
Величина, особенно длина рук и ног, разнообразны. Вообще все чисто кавказские племена отличаются стройностью и пропорциональностью тела, но между всеми встречаются лица то с особенно длинными, то с короткими костями. В среднем самые длинные руки, по измерению величины наибольшего размаха рук между концами средних пальцев, у сванетов - 105% роста, у айсоров и персиян - 104%, а самые короткие у грузин - 102% и мингрельцев - 101% роста. По величине отдельных костей скелета эти отношения изменяются.
Вес мужского пола возраста 21-23 лет колеблется между 125 и 210 фунтами или 50 и 84 килограмма, а в среднем по местностям между весом уроженцев уездов Кубинского и Шамахинского - 61 килограмм и весом уроженцев Тифлисского и Кутаисского уездов - 62 и г.Тифлиса - 63 кг. Свыше 75 кг. весило 7% лиц Тифлисского уезда и не было ни одного из уездов Кубинского и Нухинского.
Относительно размеров внутренних органов наиболее важно, что длина кишечного канала у туземцев больше, чем у европейцев и составляет 600-650% роста, против 550% роста европейцев. Самый длинный кишечный канал находим у армян - до 700, а самый короткий у татар - 440% роста.
В частности, относительно антропологического типа некоторых кавказских племен можно сказать следующее:
Айсоры принадлежат к одному из самых широкоголовых, довольно чисто сохранившемуся, волосатому халдейскому типу.
Кавказские евреи большей частью также халдейского, но несколько иного чем айсоры типа. У евреев тифлисских, кутаисских и ахалцихских рост выше, а черепной показатель меньше, чем у кубинских. Рост светлоглазых евреев - 1644 мм. больше роста кареглазых - 1617 мм. Арабский семитический тип между кавказскими евреями редок.
Рост армян юго-восточных уездов Закавказского края ниже, и черепной показатель больше, чем у армян Тифлисской губернии. У армян, имеющих волоса на груди, рост больше, а у светлоглазых меньше среднего, а окружность головы больше у светлоглазых. Стопа у армян - 259 мм. - больше, чем у айсоров и евреев - 252 мм. По черепному показателю армяне не имеют ничего общего с иранским типом, куда их причисляет Л.П. Загурский, а также Топинар и др.
Тип народностей, говорящих по-грузински, весьма неодинаков и представляет почти наполовину смешанные формы. Западные грузины Кутаисской губернии с черепным показателем 79-80 принадлежат к совершенно другому антропологическому типу, чем восточные, тифлисские, с показателем 83-84. Настоящий грузинский тип наблюдается в некоторых обществах сванетов, осетин, лезгин. Рост голубоглазых грузин меньше, а окружность головы больше, чем кареглазых.
Имеретинский тип не имеет сходства с другими кавказскими типами, и вместе с живущими в Колхидском бассейне народностями составляет самостоятельную группу. Рост дворян имеретин на пять сантиметров выше среднего.
Мингрельцы, кроме языка, отличаются от имеретин более низким ростом и сравнительно большой шириною груди и вообще скелета. Между ними особенно много широких и деформированных черепов. Общий склад лица и выражение как бы рассеянности, вместе с другими признаками, указывает на особенности организации их.
Между гурийцами наблюдается заметная примесь арабского семитического типа. Особенная музыкальность, наклонность к рискованным предприятиям и разбоям, и некоторые другие особенности организации показывают, что это смешанный тип другого происхождения, чем их соседи мингрельцы.
Между абхазцами арабский семитический тип более част, чем между всеми другими народностями Кавказа. Совершенно своеобразный язык и некоторые обычаи показывают, что поселившиеся здесь семиты слились с коренным, имевшим свою особую культуру, племенем.
Основной тип сванетов, по-видимому, совершенно отличен от типа других обитателей Колхидского бассейна. Средний черепной показатель 82, доходящий до 90 и более, показывает, что происхождение сванетов другое. Разнообразие типов вследствие помесей между сванетами больше, чем между другими народностями. Население вырождается по Цхенис-Цхали, где эндемичен зоб.
Осетины по черепному показателю 80,6 подходят к имеретинам, некоторым лезгинам и горским татарам, но у них большая окружность головы - 560 мм. и более широкий нос - 36 мм. И лицо - 144 мм. На смешанность типа осетин указывают, между прочим, неодинаковые величины полученных разными наблюдателями измерений: так длина лица осетин по Шантру - 195, а по Гильченко - 172. В какой степени, и какие типы примешаны к основному, по-видимому, иранскому типу осетин, еще нельзя определить.
Суниты, известные под названием турок, живущие в Тифлисской губернии, принадлежат, главным образом, к грузинской народности, но влияние на них чисто турецкого типа весьма значительно и выражается как большим ростом сунитов - 1660 мм., так и меньшим черепным показателем - 82 против грузин. Между турками сравнительно много светлоглазых.
Персияне по своей наиболее длинной голове, малому черепному показателю - 74, весьма длинному - 189 мм. и узкому - 138 мм. лицу, совершенно выделяются от других антропологических групп Кавказа.
К типу персиян подходят курды и азербайджанские татары, а также удины, таты и карапапахи. Главное отличие курдов от персиян - большая величина - 52 мм. - и нередкая горбатость носа, большая ширина лица и меньшая горизонтальная окружность головы. Азербайджанские татары представляют весьма смешанный тип и черепной показатель, как и тип их, в тех местностях, где они, во время своего господства, жили по соседству с армянами, нередко весьма близко подходят к армянским. Основной тип татар несомненно длинноголовый, не имеющий ничего общего с монгольскою расою, к которой причислял их Загурский и другие этнографы.
Различные племена лезгин в антропологическом отношении представляют большое разнообразие. Самые широкие черепа с показателем до 86 - у кюринцев, самые узкие - 80 - у хиналугов, самые широкие лица - 148 у андийцев, самые узкие - 141 у будухов, наиболее прямые носы у табасаранцев, наиболее выпуклые у андийцев. Несомненно, что лезгины происхождения неодинакового, и составляют несколько основных типов, к которым примешаны частью монгольский - андийцы, даргинцы, частью семитический - чеченцы, дидойцы, частью грузинский, славянский и другие типы.
Текинцы, уроженцы окрестностей Асхабада, по верхней и нижней ширине лица и длине носа подходят к казикумукам, по черепному показателю - к персиянам, но в целом по желтой коже, косым глазам, высокому росту и прочему представляют одну из ветвей монголов.
Уроженцы Закавказского края русские и южные немцы в общем сохраняют свои племенные особенности, но физическое и половое развитие их наступает раньше, чем у жителей метрополии.
Произведенными до настоящего времени антропологическими и лингвистическими исследованиями становится на твердую почву факт существования на Кавказе многочисленных типов и племен, о разнообразии которых говорят древние и позднейшие наблюдатели. Математически определенные размеры головы, рост, так же как неодинаковый язык и другие признаки, дают точки опоры для классификации племен и выяснения их происхождения не на основании темных и не могущих иметь решающего значения сказаний летописцев и путешественников, а опираясь на точные, доступные проверке факты.
Не касаясь определения типа человека эпохи полированного камня и бронзы, для чего собрано еще мало материала относительно жившего на исторической памяти и современного населения Кавказа, антропология и лингвистика пришли к некоторым положительным заключениям.
Непосредственными измерениями и наблюдениями установлено, что от крайних брахицефалов - айсоров, евреев, армян, до крайних долихоцефалов - татов и персиян, на Кавказе существуют целые десятки антропологический самостоятельных групп. Точно также много здесь и самостоятельных или, по крайней мере, носящих печать своеобразности языков и говоров. Язык грузинский и языки восточных и западных горцев, по исследованиям Ф. Миллера, не представляют сродства с языками других народов белой расы, т.е. принадлежат к типу, по-видимому, нигде больше, кроме Кавказа, не существующему. Отдельные наречия этих языков также носят печать своеобразности.
Сформировавшийся и определившийся в доисторическую эпоху, в неизвестных местностях, физический и лингвистический типы кавказских народов весьма устойчивы и прочны. Высокая цивилизация, которую в доисторический период пережили предки, превосходно физически одаренных, поселившихся в неизвестную эпоху, по всем вероятностям, после одного из обширных геологических переворотов, на Кавказе племен - влияла так глубоко и своеобразно, что несмотря на позднейшие столкновения и смешения с другими народами, племена Кавказа более или менее сохранили не только свой тип и язык, но и многие другие особенности.
В противоположность тому, что мы видим в Западной Европе, где основные типы выступают неясно и большинство населения представляет смешанные формы, многочисленные метисации кавказских племен сравнительно мало влияли на изменение основного типа. Между всеми измеренными айсорами, евреями, аварцами не встретилось ни одного долихоцефала, а между татами - ни одного брахицефала.
Точные цифры не могут оставлять сомнения в своеобразности большинства кавказских племен. Еще решительнее обнаруживается это при разборе частностей.
Кроме размеров головы, длины и ширины лица, высоты роста и прочего, антропологический тип характеризуется цветом глаз. Для понимания, как происхождения кавказских племен, так и способности их к метисациям и ассимиляциям, это вопрос в высокой степени важный, хотя пока весьма мало выясненный. К глазам с преобладающим, разной интенсивности, карим райком, здесь примешаны в большей или меньшей степени глаза безпигментные, принадлежащие совершенно другого характера типам. Какие светлоглазые племена смешались с кавказскими туземцами, и когда происходило это смешение, пока неизвестно, но из некоторых приведенных выше цифр видно, что антропологический тип светлоглазых одного и того же племени отличается от типа кареглазых. Голубоглазые грузины и армяне в среднем ниже ростом, но с большей окружностью головы, чем кареглазые. В Самурзакани, отчасти и в других местностях, высший рост и большая окружность головы у сероглазых.
Хотя основные типы на Кавказе сохранились сравнительно лучше, чем в других странах, но и здесь, кроме смешения светлоглазых с кареглазыми, существует множество и других, происшедших от смешения нескольких самостоятельных типов, промежуточных форм. Очень важную роль при метисациях кавказских племен играли халдейский и семитический типы. Семитический тип, определяющийся пока только по общему впечатлению, особой складке губ и выражению глаз, более или менее наблюдается почти между всеми народностями Кавказа. Он не имеет ничего общего с халдейским, но его также нельзя признать основным типом и большинства кавказских евреев. Во многих случаях смешанность типа выражается разнообразными частностями организаций.
Ничто не может быть делом слепого случая, а есть необходимое следствие закона, сущность которого видна в разнообразии его проявления. Пока еще не собрано достаточно материала для объяснения законности проявления той или другой смешанной формы, или того или другого кажущегося уклонения от общих законов. Распутать все эти, ныне кажущиеся непонятными, комбинации, показать, на основании каких законов произошли те или иные смешанные формы, и объяснить, какая роль их в прошлом и настоящем, дело не близкого будущего.
Но, очевидно, что мрак, до последнего времени окутывающий прошлое и находящееся в непосредственной связи с прошлым настоящее многочисленных племен Кавказа, антропологическими, лингвистическими и археологическими исследованиями начинает кое-где разъясняться; главнейшие типы или, по некоторым, виды человеческого рода, в общих чертах определены, важнейшие особенности языка и связь древней культуры кавказских племен с языком и культурой других народов во многом установлены. Весьма важною помощью для изучения человека служат и появившиеся в последнее двадцатипятилетние, главным образом, под редакцией Н.К. Зейдлица, многочисленные статистические исследования, осве-тившие экономическое и биологическое положение ныне живущего населения, и некоторые труды геологов, ботаников, врачей, химиков, инженеров и других естествоиспытателей, способствующих выяснению условий, в которых жил и живет человек на Кавказе. Сравнительно с тем, что известно о типе кавказских племен лет 20- 30 тому назад, успехи науки о человеке - антропологии - весьма значительны. Все это, однако, должно почитаться только началом дела.
Нельзя обольщать себя мыслью, что великие проблемы, затрагиваемые антропологиею и другими, рядом с ней идущими, науками, близки к разрешению. Пока самые существенные вопросы остаются темны. Антропология, можно сказать, еще только выбралась из темных и запутанных тропинок на прямую дорогу. Чтобы можно было твердо, с уверенностью идти по этой дороге и дать положительные ответы на жгучие вопросы, касающиеся самого существования человека в настоящем и будущем, - занимающемся антропологиею еще долго будет предстоять скромная задача, главным образом, собирать факты. Более или менее быстрое движение по этой дороге находится в прямой зависимости от степени накопления точных фактов.
---------------------------------
(Опубликовано: Газета "Кавказ", 1893, № 103.)
(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 336-348.) _________________ IRON ADAIMAG
Добавлено: Ср Фев 19, 2014 12:44 am Заголовок сообщения:
Основная масса черепов сарматов с недеформированной черепной коробкой относится к мезо-брахикранным европеоидным типам - андроновскому, переднеазиатскому, среднеазиатского междуречья. Меньшее количество черепов (около 30%) относится к долихо-мезокранным типам (северному и средиземноморскому) (Фирштейн Б.В, 1970, с. 146).
Б.В. Фирштейн (1970, 1975). _________________ IRON ADAIMAG
Прям кого то мне сильно напоминает.))) Форма головы, шея, подбородок, профиль лица, особенно выступающая верхняя часть челюсти, о носе я уже молчу. _________________ IRON ADAIMAG
ну у Марка-Аврелия достаточно распространенный южный типаж с кучерявыми волосами - похожих людей найти не так и трудно
А я и не говорю, что он северный. Скорее всего, судя по бюсту, у него средиземноморский тип, как у большинства римлян той эпохи. Чего в целом нельзя сказать о народах Северного Кавказа. В общем средиземноморский тип им не присущ. Ошибочно говорить о поголовной схожести кавказцев и южных европейцев. Собственно по этой причине я и привел его в пример.
Хотя чего уж тут, в этой теме так и продолжают с маниакальным упорством и совершенно невпопад сравниваться древние античные бюсты с фотографиями современных кавказцев, равно как и выкладываться антропологические данные о народах Кавказа. Как будто этим что-то пытаются доказать. Что именно - мне пока так и не стало ясно.
Средиземноморская раса (англ. Mediterranean race) — подраса (антропологический тип) в составе европеоидной расы.
Представители.
Большую часть населения Пиренейского полуострова, юго-западной Франции, южной и центральной Италии, Израиля, Сирии, Палестины, Армении, западной Грузии (в частности, Мегрелии и Аджарии), Абхазии, большей части Ливана, южной и восточной Греции, островов Средиземного моря, а также Северной Африки (берберы, арабы), Аравийского полуострова, Азербайджана, Ирака, большей части Турции, Ирана, Афганистана, большей части Пакистана и Северной Индии относят к средиземноморской расе. Также к этой расе относилось население минойской цивилизации на острове Крит.
Индо-средиземноморская раса.
Распространение.
Распространена в Южной Европе, Северной Африке, Аравии, Ираке, Южном Иране, Северной Индии. Имеет местные варианты. На северных границах ареала плавно переходит в балкано-кавказскую расу, на юго-западных — в эфиопскую и негрскую, на юго-восточных — в дравидийскую. _________________ IRON ADAIMAG
Антропологические признаки, казалось бы, являются важными этническими признаками и потому особенно ценными для выяснения этногенетических вопросов. В действительности, устойчивость антропологических признаков .подвергается сильнейшим колебаниям. Антропологический тип меняется во времени в зависимости от частых контактов и смешения племен на одной и той же территории,, климатических, топографических и социальных факторов. В силу этого, как отмечает Г. Ф. Дебец, «группы человечества, объединяемые по языковым и культурным приз-пакам, как правило, не совпадают и никогда не совпадали с расовыми подразделениями»...
Самый существенный комментарий по поводу приведенного отрывка: настоящие аланы, т.е. те, чьи могильники достоверно ассоциируются именно с аланскими, были узколицыми, если процесс эпохальной брахицефализации действительно существует, что не вызывает сомнений, то параметры лицевого скелета практически не изменяются во времени от предков к потомкам, при условии генетической преемственности, конечно. Кавкасионы по "узости" лица никак к аланам не подходят, теория о расширении лица у осетин связана с неверной методикой измерений, о чем пишет тот же Алексеев несколькими страницами выше от приведенной мной цитаты:
В.П. Алексеев, Историческая антропология и этногенез
С сарматами другое дело, они морфологически ("по черепам") практически не отличаются от кавкасионов, но это сходство, скорее всего, "конвергентное", так что сарматскую примесь у осетин исключать нельзя, т.к. антропологически ее просто не отличить от черт собственно кавкасионов.
Остальные цитаты или скорее конкретно по аланам/сарматам, нежели об их связи с осетинами или, буквально, дореволюционные простыни с интерпретациями сомнительной пользы для последующих исследований.
Добавлено: Сб Мар 01, 2014 4:27 pm Заголовок сообщения:
BerSerk писал(а):
Предки осетин это как сарматы так и аланы, не то что бы только в языковом плане, но и как генетически так и в антропологическом плане! Я тут за нартский эпос осетин тему открыл, http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=11471 опровергнете что там не так - если сможете, выводы специалистов в том что нартский эпос осетин неотрывно связан со скифа сарматами, прямыми предками осетин!
Все намного проще чем вы думаете, антропологи делают выводы от общего числа исследованных и сложив-умножив-разделив выводят середину, это как вы пишите мне что антропометрия выводится на уровне популяции а не на одном мне (узколицем долихоцефале)))), но если учесть те 20-30% узколицых осетин, в том числе и меня, то все становится на свои места, 20-30% осетин несомненно аланы, остальные 70% сарматы, но и примеси не исключены!
О поголовной русоволосости осетин не может быть и речи, но о том что осетины высокорослые это факт в пользу тех же слов Амиана Марцелина за алан, мои дед и прадед тоже были светловолосые, я родился как и братья рыжим, но к 5-6 годам у всех у нас в семье темнели волосы, по этому волосы это не главный показатель ))).
Затем у осетин более 80% ровные выступающие узкие носы, это тоже не маловажный фактор!
А в общем почитаем Гильченко, он кстати более точен, когда я прочитал все что он описывает 90% тоже самое что и я вижу и знаю, по этому он очень хорошо знал осетин и его работы лично для меня более ценны!
Вот тут очень четко и правильно он отметил дигорцев, дигорцев из 700 000 осетин всего 100 000 максимум, то есть седьмая часть от основной массы осетин, а в РФ 56 000 всего, так как остальные проживают в Турции которые уже перемешаны с местным населением.
Именно дигорцы безусловно являются прямыми потомками аланов, ироны и кударцы потомки сарматов.
Откуда у меня такие смелые выводы? Все очень просто, ясский словарь, Зеленчукская надпись, которая кстати найдена в КЧР западный Кавказ столица Алании и аланской епархии в Архызе, перевод Цеца и т.д. все один в один с дигорским языком. Но есть более древняя находка в Абхазии сарматской эпохи, которая имеет иронский перевод. То есть сарматы ироны древнее алан дигорцев на Кавказе. Мать грузинской царицы Тамары - Бурдухан дочь "аланского" царя. А муж Тамары "осский" царевич Давид Сослан Царазон, иронского происхождения. Дигорцев недавно стали называть осетинами. А приход с севера и поселение оссов грузинские летописи помнят со времен Фарнаваза, то есть столько же сколько помнят и себя. В осетинском языке родина и север имеет один смысл "ЦАГАТ".
Вот отсюда и такие не правильные выводы Алексеевых и т.д. потому что он не учел такие важные моменты, как основная часть потомков сарматов будут узкалицими и т.д.?)))
И опять вспоминаются слова знакомой грузинки о том что осетины "дигорцы" похожи на каталонцев.)))
Также следует обратить внимание на вот этот материал, носы и губы.
Так же не мало важно обратить внимание на рост!
_________________ IRON ADAIMAG
Последний раз редактировалось: ALAN (Сб Мар 01, 2014 10:57 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Добавлено: Сб Мар 01, 2014 5:11 pm Заголовок сообщения:
BerSerk писал(а):
По Гильченко.
Из 200 осетин 82 чел. - 41% брахицефалы, 72 чел. - 36% суб - брахицефалы, 32 чел. - 16% мезоцефалы, 12 чел. - 6% суб - долихоцефалы, 2 чел. - 1% долихоцефалы.
Длина лица.
От 105 до 109 мм - 11 чел. - 6,74%.
От 111 до 119 мм - 65 чел. - 39,88%.
От 120 до 129 мм - 79 чел. - 48,46%.
От 130 до 133 мм - 8 чел. - 4,92%.
Наибольшая ширина лица.
122мм - 1 чел. 0,5%.
133 - 139мм - 27 чел. 13,5%.
140 - 149мм - 144 чел. 72%.
150 - 158мм - 28чел. 14%.
А вот работы Мисикова, только тут уже не живые люди а черепа, безусловно принадлежащее предкам осетин.
Материалы по 40 черепам.
А вот выводы.
_________________ IRON ADAIMAG
Последний раз редактировалось: ALAN (Вс Мар 02, 2014 3:37 am), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах