Все народы Европы имеют азиатскую примесь, те же Гунны обошли всю Европу.
Вю Европу обошли...
А на Украине остались.
Так же как хазары, печенеги, половцы, торки , берендеи, черные клобуки, татары, караимы..
Украина-"кладбище" тюркских этносов.
Они приходили туда , но обратно в Азию уже не возвращались.
Становились окраинцами.
Чуть южнее реки Ока уже было дикое поле вплоть до сев. кавказа, где жили теже тюрки, получается Россия тоже самое кладбище по-вашему? Интересно по-вашему азия это прям бездонная бочка, откуда все прут прут и прут, там что гиперрождаемость была. в степи-то? я что-то очень сомневаюсь, да и народы не имеют свойство вдруг внезапно исчезать
южнее и восточнее Оки тюрки не становились оседлыми, за исключением чуваш, татар и башкир, каковые там до сих пор живцт и здравствуют, и ни о каком кладбище речи нет
ну еще калмыки - но эти - монголы
а вот на Украине, в самом сердце (Поросье, например) были тюрки оседали и смешивались с остатками славян, румынами, черкесами
_________________ "Он обнаглел. И мигранты эти обнаглели, и муфтий их обнаглел" (с) Игумен Сергей
южнее и восточнее Оки тюрки не становились оседлыми, за исключением чуваш, татар и башкир, каковые там до сих пор живцт и здравствуют, и ни о каком кладбище речи нет
а причем тут оседлость? и вообще откуда данные что не становились?
CordedWare писал(а):
а вот на Украине, в самом сердце (Поросье, например) были тюрки оседали и смешивались с остатками славян, румынами, черкесами
и на украине тоже было дело, но на счет черкес вы конечно загнули, возможно путаете с черкасами, теже тюрки
Чуть южнее реки Ока уже было дикое поле вплоть до сев. кавказа,
южнее Оки нет тюркских захоронений, следовательно они там жили наездами ( вернее, набегами).
Украина хороша большим количеством рек её пересекающих с севера на юг. Вот они к ней и тянулись. А восточнее начиналось Голодное Поле 9 степь есть, а воды нет.)
Чуть южнее реки Ока уже было дикое поле вплоть до сев. кавказа,
южнее Оки нет тюркских захоронений, следовательно они там жили наездами ( вернее, набегами).
Украина хороша большим количеством рек её пересекающих с севера на юг. Вот они к ней и тянулись. А восточнее начиналось Голодное Поле 9 степь есть, а воды нет.)
Откуда знаете что нет? возможно нет массовых захоронений но это и естественно для кочевой культуры. Средняя полоса европейской части России не меньше изрезана реками чем Украина, разве что территория Калмыкии достаточно безводна. Для кочевников близость к большой воде не имеет принципиального значения, Около воды как-раз селились оседлые народы.
Лучше бы выклали русских тюрков и монгол, и тогда посмотрим у кого их больше , а те что на фото как примеры приведены на 99 процентов евреи-ашкенази... Тюрки ето очень древний субстрат, тоже самое как кельты в западной украине, чистых или даже з незначительным перевесом "кельтов" в западной украине нет. Наверное знаете вы и про дикое поле, где около 500 лет кроме запорожцев нихто не жыл. Таким образом говорить про какую то нибыло доминантную роль тюрков я б не стал. На сегодняшний день доказано, что украинцы за своими показателями ближе всего к славянским племенам древлян, уличей и тиверцов, я думаю ето и есть современная основа украинцев.
Н. А. Баскаков
Русские фамилии тюркского происхождения
Издание 1979 года. Сохранность хорошая.
Книга известного советского тюрколога посвящена истории формирования русских фамилий тюркского происхождения. Содержит обширное историко-филологическое введение в анализ 300 русских фамилий, сопровождаемый сведениями из родословных и описаниями фамильных знаков.
"Немало тюркской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
"Немало тюркской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, герой Кавказской войны, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды..."
[С.246]
Сказочно обогатилась Русь за счет тюркского народа, таланты текли рекой, спасаясь от монгольского варварства. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых.
Дворяне Дашковы – тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор – много, очень много сделали они для России.
Литвин не пустив би в депутати тих, хто багато випив
Україна мріє, що через 3,5 роки їй відкриють кордони ЄС
Долар ще впав на українському міжбанку
Поділити гроші "Укргаз-Енерго" так і не вдалося
"Газпром" вимагає в "Нафтогазу" віддати газ RosUkrEnergo
Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род.
Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, – записано в их родословной, – отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".
Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы. Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Багыя Поливановы, Кочубеи, Козаковы...
[С.247]
Копыловы, Аксаковы ("аксак" значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".
Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник – "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").
Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых русских родов начало положили тюрки. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали тюрки... Головокружительные перепады! Но это и есть история России, где все непредсказуемо.
[С.248]
Очень выразительны на сей счет наблюдения Юрия Тынянова в его "Ганнибалах", где он рассказывает о потомках хана Радши, известных... под фамилией Пушкины.
[С.249]"
А.Мурад Европа, тюрки, Великая Степь. -М.: Мысль, 1998. -С.246-249.
А. К. Толстой: "И вот, наглотавшись татарщины всласть, Вы Русью ее назовете..."
Відновлене М.М.Гєрасімовим (1939 г.) половецьке обличчя Андрія Боголюбського. Видатний московітський проф. В.Ключевський твердив, що: „В особі князя Андрія великорос вперше виступив на історичну арену”
Батько Олександра Невського Ярослав_ІІ був одружений двічі: 1) на княжні половецької, доньки Юрія Кончаковича; 2) на доньки Мстислава Удалого, Ростиславі. Від одного з цих шлюбів мав дев’ять синів, у тому числі Олександра. Якщо навіть припустити, що матір’ю Олександра Невського була не половчанка, а Ростислава, то все одне по материнської лінії він являється нащадком половецьких ханів, його бабка була половчанкою - донькою хана Котяна.
"Прежде всего укажем следующее: без «татарщины» не было бы России…
[П.Н.Савицкий Континент Евразия... -C.332.]
Татары не изменили духовного существа России; но в отличительном для них в эту эпоху качестве создателей государств, милитарно-организующейся силы, они несомненно повлияли на Русь.
Действием ли примера, привитием ли крови правящим, они дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество — становиться могущественной "ордой".
Быть может, и не только это. Не одну жестокость и жадность нужно было иметь, чтоб из внешней Монголии пройти до Киева, Офена, Ангоры и Анкгора. Для того чтобы это сделать, нужно было ощущать по-особому степи, горы, оазисы и леса, чуять дерзание безмерное... Скажем прямо: на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря, как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента; между тем в русских "землепроходцах", в размахе русских завоеваний и освоении — тот же дух, то же ощущение континента. Но монголы, в собственном смысле, не были "колонизаторами", а русские являются ими: доказательство, в ряду многих, что всецело к "монгольству" никак не свести России...
Да и само татарское иго, способствовавшее государственной организации России, прививавшее или раскрывавшее дремавшие дотоле навыки, было в то же время горнилом, в котором ковалось русское духовное своеобразие. Стержень последнего — русское благочестие. И вот благочестие это — такое, как оно есть, и такое, каким оно питало и питает русскую духовную жизнь, — создалось именно во времена "татарщины". В дотатарской Руси — отдельные черты, намеки; в Руси "татарской" — полнота мистического углубления и постижения и ее лучшее создание — русская религиозная живопись: весь расцвет последней целиком умещается в рамки "татарского ига!.." В этом разительном противоположении: своею ролью наказания Божия татары очистили и освятили Русь, своим примером привили ей навык могущества — в этом противоположении явлен двойственный лик России.
Россия — наследница Великих Ханов, продолжательница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии; Россия — часть особого, "окраинно-приморского" мира, носительница
[П.Н.Савицкий Континент Евразия... -C.334.]
углубленной культурной традиции... В ней сочетаются одновременно историческая "оседлая" и "степная" стихии...
Іван Грозний – прямий нащадок хана Мамая. Після Куликовської битви Мамай, рятуючись, втік у Крим, де його вбили його ж союзники - генуезці. Син Мамая, Мансур, обрав інший шлях порятунку. Він утік у Литву, був там прийнятий і жив на південній околиці, підтримуючи зв'язки зі Степом і з своїми родичами. Його нащадки стали князями Глинськими, з яких, по материнський лінії, і бере початок Іван Грозний. Показові записки Поссевіно, папського посла у Івана ІV. Цар переконаний, писав посланник, що він «могущественнейший и мудрейший правитель на свете», «наследник Монгольской империи».
Московський цар Борис Годунов був хрещеним татарином. Родоначальником тухуму Годунових вважається татарин Чет-мурза. Серед аристократії та дворянства Московії було сотні тисяч татар. Їх було так багато, що московіти кожного татарина називали князем. [Е.П.Карнович Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. СПб., 1886, -C. 174] Татарські царевичі при московському дворі вважалися "честию бояр выше". У 1575р. нащадок хана Мамая Іван «Грозний» відрікся від престолу «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы, а „великий государь" переселился на Арбат. Теперь он ездил по Москве „просто, что бояре", в Кремлевском дворце устраивался поодаль от „великого князя", восседавшего на великолепном троне, и смиренно выслушивал его указы» [Сырников Р.Г. Иван Грозный. –М.: Наука, 1975, -С.195]. „В правление Василия II наблюдался такой наплыв татар на московскую службу, что при дворе русские чувствовали себя отодвинутыми на второй план.”[І.Крилов]. У 1552-1553 роках Іван «Грозний» “больших и средних казанских людей, татар, всех вывел, продавал им поместья, села и волости в московских городах, а иным в новгородских и псковских” [А.Х.Халіков]. Особливо широко розселились татари у Московському ханстві після приєднання Казанського, Астраханського та Сибірських ханств.
Батько Петра_І цар Алексій Михайлович був родинно-близький з вихідцями із татар Апраксінимі та Урусовимі – нащадками бєкмурзи Ісмаіла. [Р.Тєляшов] По матері Наталії Наришкіної Петро_І також мав татарські коріння [М.Каратєєв]
hawklutz
С боголюбским вы в пролёте, он коказался типичным русаком
Новые исследования ученых меняют наше представление об облике князя.
Князь выглядел не так, как мы его представляли по реконструкции профессора Герасимова - с ярко выраженными монголоидными чертами лица. Он был явным европейцем!
Откуда же в князе монгольская кровь?
В сороковых годах прошлого века известный антрополог и судебный медик профессор Михаил Михайлович Герасимов воссоздает по костям черепа скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Согласно этой реконструкции, князь имел скуластое лицо, приплюснутый нос... В общем его облик мало сочетался с представлениями о внешнем виде типичного русака домонгольского периода. Историки даже нашли объяснение этому: мать князя была половецкой княжной. Потому, мол, и князь так похож на степняка.
Были и другие примечательные особенности в облике Боголюбского.
В мае 1982 года я, как судмедэксперт, с разрешения директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой осмотрел в фондах музея останки князя. Вот краткая стенограмма моих дневниковых записей: "По длине и массивности трубчатых костей конечностей можно предположить, что князь был мужчиной среднего роста, крепкого телосложения. Рассматривая шейные позвонки, отмечаю редкую деталь - срастание 2 - 3-х шейных позвонков слева, обусловившее значительное ограничение движений шеи. Именно этой аномалией объясняется факт, упоминаемый в летописях: А. Боголюбский всегда держал голову прямо, не склоняя ее, что рассматривалось как проявление гордыни и самоуверенности... "
Среди тех, кто настойчиво доказывал государственную важность и необходимость повторного изучения скелета Андрея Боголюбского, был заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, профессор Виктор Звягин. Он участник многих известных экспертиз особой сложности, проводившихся по заданиям Правительства России и Генпрокуратуры. В том числе: идентификации останков Российского императора Николая II и членов его семьи, жертв крушения теплохода "Адмирал Нахимов", исследования останков мореплавателя Витуса Беринга, членов его экипажа, адмирала Русского флота Федора Ушакова...
- Для владимирских судмедэкспертов не новость, что я долгие годы следил за судьбой останков князя Андрея, - сказал Виктор Николаевич. - Одновременно изучил материалы по его отцу - Юрию Долгорукому, предположительно захороненному в Киево-Печерской лавре. Естественно, наилучшим объектом для сравнения с возможными останками основателя Москвы может стать скелет его сына.
Получив поддержку в фонде Юрия Долгорукого и благословение на исследование останков Андрея Боголюбского непосредственно в Успенском соборе у Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, ученый приступил к работе.
25 июля 2007 года останки Андрея Боголюбского вновь предстали перед судебными медиками. Вся предварительная работа в правом крыле Успенского собора со вскрытием раки-усыпальницы, заняла у профессора Звягина и сотрудницы его отдела Нины Нариной около трех дней. Через полгода, в феврале 2008-го во Владимирское бюро судмедэкспертизы на четырнадцати страницах машинописи поступили первые результаты исследований. Вот самый главный вывод: "Таким образом, мнение проф. М. М. Герасимова (1949 г.) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа".
Брови на нашем портрете опущены ниже, надбровные дуги средние, не столь массивные, разрез глаз горизонтальный, не удлиненный, скулы не выступающие, лицо в целом достаточно узкое. Ну, и самое главное. Во времена М. Герасимова вообще не существовало методики определения расы по черепу, которая сейчас доступна любому судмедэксперту, антропологу. По расовым признакам череп Боголюбского принадлежит не к монголоидной расе, а к чистому европеоиду. Внешне это был мужчина средне-европейского типа, эдакий мужик из владимирской или ярославской губернии, которого можно встретить в любом людном месте…Боголюбский должен предстать перед нами в облике воина-всадника - сильного, крупного, мужественного мужчины, достаточно высокого для того времени роста - в 170-172 сантиметра.
А как же половецкая княжна - мать Боголюбского? С трудом верится, чтобы восточная кровь не нашла свое отражение в облике князя. Вот тут и выясняется, что половцы никоим образом не относились к монголоидной расе. Подобно печенегам, булгарам (предкам нынешних болгар) - это были типичные европейцы.
Был ли князь Боголюбский блондином? Пока трудно сказать. Но то, что он был типичным европейцем - сомнений практически не вызывает
--------------------------------------
по поводу татрских фамилий, после разгрома Казани, оставшиеся в живых кто пошёл на службу к царю получали дворянские звания.
Но генетика не подтверждает этого.Что из это следует?То что народы поволжья или не смешивались с русскими, или сами являлись европеойдами.
"Есть одна область средневековой Руси, где влияние татарства ощущается сильнее — сперва почти как точка на карте, потом все расплывающееся пятно, которое за два столетия покрывает всю восточную Русь. Это Москва, «собирательница» земли русской. Обязанная своим возвышением прежде всего татарофильской и предательской политике своих первых князей, Москва, благодаря ей, обеспечивает мир и безопасность своей территории, привлекает этим рабочее население и переманивает к себе митрополитов... Захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников совершаются при поддержке церковных угроз... Не извне, а изнутри татарская стихия овладевала (в самой московской земле вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани) душой Руси, проникала в плоть и кровь. Это духовное монгольское завоевание шло параллельно с политическим падением Орды. В XV веке тысячи... татар шли на службу к московскому князю, вливаясь в ряды... будущего дворянства, заражая его восточными понятиями и степным бытом."
Федотов Г. Россия и свобода // Судьба и грехи России: В 2-х тт. Том 2. - С.-Петербург, 1991. -С. 281—282.
На відміну від українських князів, московські одразу визнали без застережень владу хана і встановили приятельські і навіть кровні зв'язки з татарами. Сам великий князь Михайло Тверськой одружився з татаркою, а за ним одружилися з татарками всі інші московські князі. Потатарщення (радше злиття) було загальним. По упадку влади Орди, татари масово переходили у християнську віру.
hawklutz
С боголюбским вы в пролёте, он коказался типичным русаком
Новые исследования ученых меняют наше представление об облике князя.
Князь выглядел не так, как мы его представляли по реконструкции профессора Герасимова - с ярко выраженными монголоидными чертами лица. Он был явным европейцем!
Откуда же в князе монгольская кровь?
В сороковых годах прошлого века известный антрополог и судебный медик профессор Михаил Михайлович Герасимов воссоздает по костям черепа скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Согласно этой реконструкции, князь имел скуластое лицо, приплюснутый нос... В общем его облик мало сочетался с представлениями о внешнем виде типичного русака домонгольского периода. Историки даже нашли объяснение этому: мать князя была половецкой княжной. Потому, мол, и князь так похож на степняка.
Были и другие примечательные особенности в облике Боголюбского.
В мае 1982 года я, как судмедэксперт, с разрешения директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой осмотрел в фондах музея останки князя. Вот краткая стенограмма моих дневниковых записей: "По длине и массивности трубчатых костей конечностей можно предположить, что князь был мужчиной среднего роста, крепкого телосложения. Рассматривая шейные позвонки, отмечаю редкую деталь - срастание 2 - 3-х шейных позвонков слева, обусловившее значительное ограничение движений шеи. Именно этой аномалией объясняется факт, упоминаемый в летописях: А. Боголюбский всегда держал голову прямо, не склоняя ее, что рассматривалось как проявление гордыни и самоуверенности... "
Среди тех, кто настойчиво доказывал государственную важность и необходимость повторного изучения скелета Андрея Боголюбского, был заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, профессор Виктор Звягин. Он участник многих известных экспертиз особой сложности, проводившихся по заданиям Правительства России и Генпрокуратуры. В том числе: идентификации останков Российского императора Николая II и членов его семьи, жертв крушения теплохода "Адмирал Нахимов", исследования останков мореплавателя Витуса Беринга, членов его экипажа, адмирала Русского флота Федора Ушакова...
- Для владимирских судмедэкспертов не новость, что я долгие годы следил за судьбой останков князя Андрея, - сказал Виктор Николаевич. - Одновременно изучил материалы по его отцу - Юрию Долгорукому, предположительно захороненному в Киево-Печерской лавре. Естественно, наилучшим объектом для сравнения с возможными останками основателя Москвы может стать скелет его сына.
Получив поддержку в фонде Юрия Долгорукого и благословение на исследование останков Андрея Боголюбского непосредственно в Успенском соборе у Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, ученый приступил к работе.
25 июля 2007 года останки Андрея Боголюбского вновь предстали перед судебными медиками. Вся предварительная работа в правом крыле Успенского собора со вскрытием раки-усыпальницы, заняла у профессора Звягина и сотрудницы его отдела Нины Нариной около трех дней. Через полгода, в феврале 2008-го во Владимирское бюро судмедэкспертизы на четырнадцати страницах машинописи поступили первые результаты исследований. Вот самый главный вывод: "Таким образом, мнение проф. М. М. Герасимова (1949 г.) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа".
Брови на нашем портрете опущены ниже, надбровные дуги средние, не столь массивные, разрез глаз горизонтальный, не удлиненный, скулы не выступающие, лицо в целом достаточно узкое. Ну, и самое главное. Во времена М. Герасимова вообще не существовало методики определения расы по черепу, которая сейчас доступна любому судмедэксперту, антропологу. По расовым признакам череп Боголюбского принадлежит не к монголоидной расе, а к чистому европеоиду. Внешне это был мужчина средне-европейского типа, эдакий мужик из владимирской или ярославской губернии, которого можно встретить в любом людном месте…Боголюбский должен предстать перед нами в облике воина-всадника - сильного, крупного, мужественного мужчины, достаточно высокого для того времени роста - в 170-172 сантиметра.
А как же половецкая княжна - мать Боголюбского? С трудом верится, чтобы восточная кровь не нашла свое отражение в облике князя. Вот тут и выясняется, что половцы никоим образом не относились к монголоидной расе. Подобно печенегам, булгарам (предкам нынешних болгар) - это были типичные европейцы.
Был ли князь Боголюбский блондином? Пока трудно сказать. Но то, что он был типичным европейцем - сомнений практически не вызывает
--------------------------------------
по поводу татрских фамилий, после разгрома Казани, оставшиеся в живых кто пошёл на службу к царю получали дворянские звания.
Но генетика не подтверждает этого.Что из это следует?То что народы поволжья или не смешивались с русскими, или сами являлись европеойдами.
Что-то я больше верю советской а не современной русской науке
"Термин "тюркский" объединяет группу тесно связанных между собой языков, среди которых важнейшим как в культурном отношении, так и в отношении числа его носителей является турецкий язык.
Контакты между русским и тюркскими народами начались по крайней мере в X в. и с тех пор не прерывались. Русская лексика изобилует заимствованиями из различных тюркских языков, которые могли, как и любые слова, использоваться в качестве прозвищ или имен по профессии, а затем обычным путем превратиться в фамилии, например:
Барсуков < барсук
Казначеев < казначей
Бугаев < бугай
Лапшин <лапша
Изюмов < изюм
Сургучёв < сургуч
Такие фамилии, разумеется, не могут рассматриваться как тюркские, поскольку они образованы не от тюркских имен, а всего лишь от русских слов тюркского происхождения.
Вместе с тем есть множество фамилий и непосредственно тюркского происхождения. Их можно разделить на две группы. Первая группа, которую можно обозначить как "старинные татарские фамилии" восходит к эпохе Московского княжества и связана с татарским игом в России (1240- 1480 гг.).
Собственно, татары, т.е. монголы, составляли немногочисленную элиту (и притом лишь в ранний период) среди тюркской военной и гражданской администрации татарского государства, на нижней Волге* Вскоре, однако, эта монгольская элита совершенно растворилась в массе тюрков. К концу татарского ига некоторые татарские сановники постепенно изменили своей приходящей в упадок державе и подчинились растущей власти великих князей московских. Естественно, с падением татарского ига в 1480 г. этот процесс ускорился.
После покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств сильно возросло число новых татарских подданных русского царя. Под властью российской короны татарская знать сохранила свои привилегии и свои имена, которые, конечно, были русифицированы обычным порядком, чаще всего путем прибавления суффикса -ов/-ев и реже -ин. В фамилиях на -ов/-ев ударение падает на предпоследний слог, в фамилиях на -ин, как правило, на конечный. Доля мусульманских имен арабского происхождения сравнительно мала в этой группе, состоящей преимущественно из фамилий русской знати и дворянства.
В качестве примеров можно привести следующие фамилии:
Адашев <… 'тезка, приятель'; Адаш может также быть уменьш. именем от крестильных имен, начинающихся на Ад-, как Адам или Адриан
Азначeев < …'муэдзин'
Аксаков < … 'хромой'
Аракчеев < … 'пьяница'
Арцыбашев < …'голова'
Ахматов <Ахмат < араб. … 'достохвальный'
Байчурин, Бачурин < … 'богатый, могущественный'
Баскаков < … 'сборщик податей'
Бахметьев < Бахмет/Махмет < араб. Mohammed
Бахтеяров < перс, … 'счастливый'
Беклемишев < … 'ожидаемый'; аналогична русской фамилии Жданов
Бердиев, Бердыев, Бердяев < … 'он дал', перфектная форма глагола bermek 'давать'
[Унбегаун Б.О. Русские фамилии... C.292]
Бутурлин < … 'с прыщеватым или изрытым оспой лицом'
Гиреев < Гирей, …фамилия династии крымских ханов, возможно контаминация названия тюрко-монгольского племени Karaj с греческим Г
Карамзин < … 'чернявый',
Каратаев <Каратай 'отатаренный мордвин', букв, …'черный жеребенок'
Кобяков <… 'собака'
Кочубей, Кочубеев <… 'маленький господин'
Кудашев < … 'родственник, брат' возможна контоминация с монгольск. … 'свойственники'
Кугушев <… 'длинный, высокий'
Куломзин < … 'светло-пегий'
Куракин < … 'сухой, неглубокий', 'жадный'
Кутузов < … 'неистовый, безумный'
Мансуров <Мансур < араб. … 'находящийся под защитой'
Муратов <Мурат < араб. … 'желание, цель'
Мусин, в качестве первой части в двойных фамилиях Мусин-Пушкин и Мусин-Пешков < араб. … 'Моисей'
Назаров : эта фамилия обычно от имени Назар, однако в отдельных случаях восходит к тюркскому nazar < араб, nazar 'взгляд'.
Назимов < nazim < араб, … 'устроитель, стихотворец'
Сабанеев < … 'имеющий плуг', возможно через *sabanlaj, затем путем ассимиляции давшее *sabannaj
Сабуров < Сабур < араб. … 'терпеливый', одно из имен господа
Салманов < Салман < араб. … имя друга Али.
Салтанов <Солтан<араб. sultan
Салтыков … 'проданный'
Тиличеев … 'молящийся'
Тимирязев < temir 'железо' + Rijaz < араб. Rijad/Rija
Тютчев < возможно уйгур, …'пастух' или производное от … 'курить', либо …'игрок на пастушьем рожке' (…'пастуший рожок')
Чаадаев, Чадаев, Чегодаев < …тюркский племенной союз, названный по второму сыну Чингиз-хана < монгол, … 'белесый'
Шарапов <Шарап < араб. …'честь, превосходство, 'почет, слава'
Шахматов < перс. … 'правитель' + Ахмат; необычное ударение возможно под влиянием слова шахматы
Шереметьев, Шереметев < перс. … 'лев' + Ахмат
Шахматов < Sich < араб. … 'старший' + Ахмат.
На Руси (у Московському князівстві - наша прим.) XVI в. было модным давать детям шуточные имена, включая и мусульманские, такие, как Мансур, Мурат или Салтан, в качестве внутрисемейных. От них образовались затем фамилии, не отличимые от подлинных фамилий тюркского происхождения. К приведенным фамилиям (их список можно продолжить) добавим несколько имен знаменитых пленников, взятых во время русско-турецких войн XVIII - начала XIX столетий. Некоторые из этих фамилий принадлежали обрусевшим армянам, молдаванам, грекам или болгарам. Как правило, эти фамилии восходят к турецкому (османскому) источнику. Доля фамилий на -oв/-ев и -ин в этой группе гораздо меньше.
Абаза < турецк. … 'глупец'
Айвазов <турецк. … 'дворецкий'
Бояджи, Бояджиев < турецк. … 'художник'
Каракозов < турецк. … 'черноглазый'
[Унбегаун Б.О. Русские фамилии... C.293]
Катлама <турецк. … 'слойка' (букв, 'складывание')
Катык < турецк. … 'то, что едят с хлебом'
Колпакчи < турецк. … 'шляпник'
Колчак < турецк. … 'железная или деревянная рукавица'
Куинджи < турецк. … 'серебряных дел мастер'; измененное окончание и передвинутое ударение придают этой фамилии итальянское звучание
Кундурушкин < турецк. … 'сапожник'
Фундуклеев < турецк. … 'торговец орехами'
Вторая большая группа фамилий тюркского происхождения связана с покорением в XIX в. огромных территорий в Средней Азии и на Кавказе с различным тюркским населением. Это население составляет в настоящее время около 25 млн. человек, в том числе: а) в Средней Азии: около 9 млн. узбеков около 4,5 млн. казахов, около 1,5 млн. туркмен и примерно столько же киргизов; б) на Кавказе: около 3 млн. азербайджанцев. К ним следует добавить в) в европейской части России: около 6 млн. татар, ведущих исторический счет от Казанского и Астраханского ханств; около 1 млн. башкир и около 1 млн. чувашей, частично ассимилированных финнами потомков тюркских волжских булгар. Кроме перечисленных, имеется еще более десятка малых тюркских народностей, на которых мы не будем здесь останавливаться.
Из всех этих народов только татары имели давние и прочные контакты с русскими. Остальное тюркское население приняло участие в общественной, торговой и культурной жизни России лишь в XIX в., значительно обогатив русскую ономастику тюркскими элементами. Тюркские языки крайне консервативны, и различия между ними сравнительно невелики. Поэтому тюркские фамилии повсюду очень сходны, если не совершенно идентичны, особенно в своих русифицированных формах. В данной книге они рассматриваются совокупно, и лишь в случае особой необходимости указывается более точное происхождение фамилии.
Более молодые фамилии тюркского происхождения возникли под влиянием русской администрации. Обычно они образуются от имени отца простым добавлением окончания -ов/-ев (даже к именам на -а, -и, -ы), редко -ин. Ударение всегда приходится на предпоследний слог у фамилий на -ов/-ев и, как правило, у фамилий на -ин; у последних возможно также конечное ударение.
В настоящее время среди интеллигенции, в основном писателей тюркского происхождения наблюдается тенденция к отбрасыванию русских окончаний, особенно у чисто тюркских, не арабо-мусульманских имен.
Большое число новых тюркских фамилий образовано от традиционных арабо-мусульманских имен, причем последние в этом случае сыграли ту же роль, что и христианские имена, даваемые при крещении. В них отчетливо прослеживается арабская форма, приспособленная к местному тюркскому произношению (обычны оглушение конечного согласного и замена f на р). Везде, где возможно, указывается значение имени <…>
[Унбегаун Б.О. Русские фамилии... C.294]
...фамилия Тургeнев, производная от тургэн 'быстрый'. Монгольское имя проникло в русский язык через тюркский язык-посредник.
[Унбегаун Б.О. Русские фамилии... C.304]"
Унбегаун Б.О. Русские фамилии: Пер. с англ./Общ. ред. Б.А. Успенского/Изд. 2-е, испр. — М. Издательская группа «Прогресс», 1995. -C.292-294, 304.
"Среди тюркизмов, проникших в русский язык в течение длительного времени соприкосновения русских с тюркскими племенами и народностями, значительное место занимают прозвища и фамилии. Многие из русских исторических и современных фамилий являются тюркскими по тюркскому происхождению их носителей, но значительное их количество происходит также от тюркских прозвищ, данных тому или иному лицу, не связанному своим происхождением с тюрками.
Кроме известного “Словаря древнерусских личных собственных имен” Н. П. Тупикова [1-Н. П. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имен. “Зап. Отд-ния русской и славянской археологии имп, Русского археол. об-ва”, т. VI., СПб., 1903.], представляющего собой исключительное по полноте собрание личных имен н фамилий (отчеств), источниками для подбора, анализа и сопоставления материала по конкретным русским фамилиям тюркского происхождения могут служить различного рода летописные сведения, юридические акты, духовные и договорные грамоты, акты феодального землевладения и проч., относительно полная библиография по которым дана в монографии В. К. Чичагова[2- В. К. Ч и ч а г о в. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М., Учпедгиз, 1959, стр. 126—127. ], а также в книге А. В. Суперанской [3- А. В. Суперанская. Как вас зовут? Где вы живете? М., 1964, стр. 92—94].
Из специальных изданий, содержащих списки или указатели старых русских фамилий, не отмеченных в упомянутых выше исследованиях, приведем книгу А. В. Экземплярского [4- А. В. Экземплярский, Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, т. 1—11. СПб., 1889, 1891.] и более поздние издания в сериях различных юридических актов, содержащие материалы по русской антропонимике [5- Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси, т. II. М., 1958; т. III, 1964 (с указателями); Акты феодального землевладения и хозяйства, т. II, сост. А. А. Зимин. М., 1956;т. III, сост. Л. В. Черепнин. М., 1961; Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х годов XVII в., подготовлена к изданию А. А. Зиминым. М., 1952. ].
Все эти издания содержат тысячи русских фамилий, из которых значительный процент составляют фамилии тюркского происхождения. Для этимологических исследований наибольший интерес представляют источники, содержащие не только собственные имена и фамилии, но и сведения об их происхождении, т. е. родословные. (Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. См.: История правительствующего сената за двести лет 1711—1911, т. V (доп.). СПб., 1911, стр. 63 ) В этом отношении важными для изучения представляются такие источники, как “Бархатная книга” в, синодальные списки родословных [7- Родословная книга... См.: Временник имп. Московского об-ва истории древностей российских, кн. X. М., 1851. Смесь. Стр. I—VIII и 1—286.], а также краткие родословные в Общем российском гербовнике [8- Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, —X, СПб., "1797—1836 (далее сокращенно; ОГДР). ].
Преимущество этих источников для этимологических исследований заключается в том, что родословные нередко приводят различного рода разночтения фамилий, а иногда и их более близкую к источнику и фонетически полную форму. Для того чтобы ограничить рамки настоящего исследования определенным количеством фамилий, в нем за основу взят перечень русских фамилий с их родословными, помещенный в ОГДРX. В необходимых случаях в процессе исследования сведения о родословных отдельных фамилий тюркского происхождения проверяются по более полным материалам других родословных.
Несмотря на наличие у русских множества фамилий тюркского происхождения, до сих пор не было специального исследования, посвященного этой проблеме. Е. П. Карнович, один из первых затронувших этот вопрос, отметил значительный тюркский слой в русских исторических фамилиях. “Князей из татар, вообще, — писал он, — у нас было и есть такое множество, что и ныне в простом русском народе каждого татарина называют князем...” [9- Е. П. К а р н о в и ч. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. СПб., 1886, стр. 174.] Однако некоторые попытки его этимологизации отдельных имен и фамилий иноязычного и, в частности, тюркского происхождения были неверны.
“Так, например, — пишет он, — фамилия Муханов есть нечто иное, как только татарское имя и татарский титул, слитные вместе “Му-хан” с прибавкой окончания “ов”. То же, следует сказать и о фамилии Бибиков: в ней слог “би” — собственное имя, а “бик” то же, что бек, т. е. мурза тоже с прибавкой “ов” вместо “ович”” [10- Там же, стр. 62—63.]. Не мотивированно отнесены им к мордовским такие тюркские по своему происхождению фамилии, как Енгалычев, Акчурин, Булушев, Утешев, Кудашев и проч. [11- Там же, стр. 68. ] Некоторые и более проверенные сведения о тюркских по происхождению русских фамилиях приводит А. М. Селищев [12- А. М. С е л и щ е в. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. “Уч. зап. МГУ. Труды кафедры русского языка”, вып. 128, 1948, стр. 137—141. ].
Ср., например, его довольно точные переводы тюркских по происхождению прозвищ: Булгак 'беспокойный, суматошный человекэ; Бурнаш 'задира ', 'холостяк разгульной жизни; Сутырга 'вздорный человек' и т. п., а также правомерное отнесение к именам, проникшим через тюркское посредство, таких, как Алай, Ахмат., Балабан, Кызыл, Касим, Кыпчак, Мамай, Мансур, Мурат, Саадак и проч. Однако в тюркологическом плане более подробный филологический анализ русских фамилий тюркского происхождения и определение конкретных исторических условий их возникновения до сих пор не был сделан тюркологами, несмотря на обширный и благодатный для этого материал.
Для более точного научного обоснования происхождения каждого антропонима (в данном случае — фамилии) представляется необходимым, во-первых, по возможностиустановить по соответствующей родословной связь этой фамилии с прозвищами далеких ее предков, а также исторические связи этой фамилии с другими родственными фамилиями; во-вторых, определить в необходимых случаях общие геральдические признаки в соответствующих изображениях гербов, указывающих на восточное (тюркское) происхождение их обладателей; в-третьих, установить точную транскрипцию того или иного имени или прозвища, по возможности привлекая для этого все их фонетические варианты, использованные в родословных, и в первую очередь наиболее древние из них; в-четвертых, дать анализ исходного слова, привести соответствующие параллели из различных тюркских языков и на основании этих сведений установить ту или иную этимологию данного прозвища, а следовательно, и данной фамилии.
В родословных, как правило, указывается происхождение основателя данной фамилии, причем чаще всего родоначальник фамилии определяется как выходец с Запада или Востока. Нередко западное происхождение основателю рода приписывается искусственно при явно выраженной восточной, тюркской по происхождению фамилии, но, как правило, сведения в родословных о восточном происхождении фамилии являются более или менее точными и подтверждаются соответствующими восточными именами и прозвищами их родоначальников.
На основании сведении из родословных книг часто устанавливается общее происхождение нескольких фамилий от единого предка, подтверждаемое общностью геральдических признаков в соответствующих родовых знаках — гербах, что представляется любопытной аналогией для родоплеменных отношений родственных родовых подразделений и соответствующих тамговых знаков, бытовавших вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции у тюркских народов, сохранивших пережитки своей родоплеменной системы. Основная масса русских семей тюркского происхождения имела своими предками (основателями рода) выходцев из Золотой Орды, что хронологически относилось к концу XIV и к XV вв., однако встречаются и более ранние фамилии тюркского происхождения, ведущие свое начало от более древних предков — половцев, печенегов, узов и тюрков.
Тюркские фамилии, как уже отмечалось выше, происходят либо непосредственно от имени выходца из половецкой или узо-печенежской среды, а чаще — из Золотой Орды, либо от прозвища, данного в русской по происхождению семье тюрками — родичами (например, при смешанных браках русских с узо-печенегами и половцами, а позже также с татарами) или соседями — представителями фамилий тюркских по своему происхождению. Такие тюркские прозвища, данные кому-либо из членов традиционной русской семьи, закреплялись за получившим его лицом, и последующие его потомки приобретали новую фамилию по данному прозвищу, а старая фамилия, таким образом, прерывалась.
Прозвище, как правило, указывало на то или иное свойство или признак данного лица, чаще отрицательный. Большинство прозвищ по своему грамматическому значению были прилагательными, качественными или отглагольными, по признаку того или иного действия, характерного для получившего данное прозвище. В качестве примеров могут быть приведены следующие. Фамилия Тургенев имеет совершенно очевидную тюркско-монгольскую основу — качественное прилагательное turgen алт. 'скорый', 'быстрый', 'спешный'; монгольск. 1. 'быстрый', 'скорый', 'спешный'; 2. 'вспыльчивый'; фамилия Аксаков — тюркск. aqsaq 'хромой'. Фамилия Кутузов происходит из тюркск. qutuz — qutur 'бешеный'; Л. Будагов: qutur; турецк. quduz—qutuz 'бешеный', чагатайск. 'бешеная собака[13- ОГДР, V, 17. ]; Радлов: 'бешеная собака' и проч. Любопытно, что фамилия Кутузовых по их родословной ведет свое происхождение якобы с Запада, но явно тюркское происхождение основы слова qutuz указывает на связи этой фамилии с Востоком.
Так, в родословной Голенищевых-Кутузовых указывается на то, что фамилия Кутузовых “происходит от выехавшего в Россию к Благоверному Великому князю Александру Невскому из немец честного мужа именем Гавриила. У сего Гавриила был праправнук Федор Александрович Кутуз, от которого пошли Кутузовы” . “Происшедшего от сего Федора Кутуза, потомка Андрея Михайловича Кутузова дочерь была в замужестве за Казанским царем Симеоном. Помянутого же Кутуза брат родной Ананий Александрович имел сына Василия, прозванного Голенище, Потомки их Голенищевы-Кутузовы Российскому престолу служили...”[14- ОГДР, II, 31. ] Здесь мы имеем пример либо искусственного возведения тюркской по своему происхождению фамилии к западным их предкам — немцам, либо получения прозвища Кутуз (< qutuz) для предка — представителя традиционной русской семьи, не имевшей отношения к Востоку.
При определении этимологии той или иной фамилии возникают трудности в том отношении, что слово, от которого происходит прозвище, а затем фамилия используется не в прямом, а в переносном значении, причем переносных значений бывает для данного слова, как правило, несколько, поэтому иногда трудно определить, по какому именно значению слова дано соответствующее прозвище. В таких случаях даются все переносные значения и можно только предполагать, по какому свойству из этих значений присвоено прозвище, точные же доказательства можно найти только в исторических подтверждениях, если таковые имеются.
Итак, общая схема анализа каждой фамилии имеет следующую структуру: а) сведения о данной фамилии из имеющейся родословной ОГДР, а если родословная недостаточна, даются сведения о той же фамилии из родословной по другим источникам; б) установление связей с другими фамилиями; в) анализ исходного тюркского слова и приведение параллелей с переводами из других языков; г) предполагаемые этимологии; д) заключение [15- В качестве основных источников для тюркских сопоставлений привлечены следующие: Радлов (В. В. Р а д л о в. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1888—1911); Будагов (Л. Б у д а г о в. Сравнительный словарь турепко-татарских наречий, I—II. СПб., 1868—1871);
казахск. (X. Махмудов. Г. Мусабаев. Казахско-русский словарь. Алма-Ата, 1954); киргизск. (К. К. Юда-хин. Киргизско-русский словарь. М., 1965); туркменок. (Туркменско-русский словарь, под ред. Б. А. Каррыева. Ашхабад, 1940); алтайск. (Н. А. Баскаков, Т.М. Тощакова. Ойротско-русский словарь. М., 1947); хакасск. (Н. А. Баскаков, А. И. Инкижеков а-Г р е к у л. Хакасско-русский словарь. М., 1953); ногайск. (Ногайско-русский словарь, под ред. Н. А. Баскакова. М., 1963); татарок. (Татарско-русский словарь. М., 1966); уйгурск. (Н. А. Баскаков, В. М. Н а с и л о в. Уйгурско-русский словарь. М., 1939); Вербицкий (В. И. Вербицкий. Словарь алтайского и аладаг-ского наречий тюркского языка. Казань, 1884); турепк. (Д. А. М а г а з а н и к. Турецко-русский словарь. М., 1939); монгольск. (Монгольско-русский словарь, под ред. А. Лувсандендева. М., 1957). ]...
Таким образом, в казалось бы последовательную русскую родословную Гедеминовичей включаются два прозвища тюркского происхождения: Булгак (bulyaq) и Курака (quraq ~ quryaq), причем носители того и другого прозвища связаны родством, по которому Андрей Курака приходится сыном Ивану Булгаку. Если бы не было этой родственной связи, то можно было бы оспаривать тюркское происхождение прозвища Курака, но безусловное отношение к тюркизмам... позволяет предполагать, что и прозвище Курака представляет собой тюркское слово quraq + русское окончание -а. Следовательно, здесь имеет место либо установление какого-то родства Гедеминовичей (вероятно, по женской линии) с родом, происходящим из Золотой Орды, либо, как это указывается в родословной, Булгак и Курака были прозвищами отца и сына, данными кем-либо из золотоордынских татар, перешедших на службу к русским великим князьям Василию Темному (1425—1462) или Иоанну III (1462—1505).
Именно в это время такой переход был наиболее интенсивным... Фамилия Дашковых с различными ударениями, первая на первом слоге принадлежит князьям Дашковым [ 28], вторая с ударением на втором слоге — к дворянской фамилии Дашковых [29]. "... Прозвище или имя Дашек могло принадлежать представителю огузского племени, входившему как в племенной союз половцев, так и в состав Золотой Орды, и относиться к слову dasyq - tasyq ~ dasik ~ tasik ...Фамилия Бутурлин имеет в своей основе тюркское слово budur ~ butur или budur ~ butur, которое встречается как в старых, так и в современных тюркских языках и может иметь как лабиальную, так и делабиализованную огласовку, т. е. budur ~ bytur budur - butur ...
Дмитриевы-Мамоновы, по имеющейся родословной, происходят от “Смоленского князя Ростислава Мстиславовича” [37], т. е. общего предка с фамилией Дашкова (см. стр. 16—1, имеющей также тюркско-монгольское происхождение... Как видно из родословной Чеглоковых, фамилия начинается от Ивана Филимонова сына Чеглокова. Эту фамилию основатель рода мог получить либо от прозвища отца, либо от собственного имени, если обладатель его был выходцем из татар или монголов... Князь Чета - Чота - Четти -Чотты, выехавший из Орды к Ивану Калите (1328—1340), был общим предком для рода Сабуровых и для более известного в русской истории рода Годуновых [44]. Потомок князя Четы Борис Годунов, как известно, был русским царем в 1598— 1605 гг..."
Вообще говоря о "тюрскости" "татарскости" и "монголоидности" следует иметь ввиду внешне те самые о которых идет речь имели (и имеют) в большинстве своем вполне европейскую внешность, ну на крайняк тураноидную (гораздо меньше) но никак не монголоидную. Иначе пол украины и россии были-бы похожи на узбеков
Вообще говоря о "тюрскости" "татарскости" и "монголоидности" следует иметь ввиду внешне те самые о которых идет речь имели (и имеют) в большинстве своем вполне европейскую внешность, ну на крайняк тураноидную (гораздо меньше) но никак не монголоидную. Иначе пол украины и россии были-бы похожи на узбеков
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах