Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Этимология некоторых слов
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 17, 18, 19
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Лингвистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rumali
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 23.12.2011
Сообщения: 7430
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2018 12:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

хохотун писал(а):


Зевс (др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дый»[22][⇨]) — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром[23]. Главный из богов-олимпийцев, третий сын бога Кроноса и титаниды Реи[24]; брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.
Безусловно... Смеется

Если я правильно помню за скандинавов, то Один и дии привели асов
туда, куда привели, оттуда же, откуда пришла и часть богов в древнюю Грецию...

Общечеловеческое, оно же ведь такое последовательное..., хоть в чем-то... Улыбка

Ζεύς , читается как Дзеуc. У него были тёзки и на Аппенинах и в Индостане. Артемис же это что-то своё и местное балканское и малоиазиатское.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2018 1:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Т.е. дзеньканье,

Может быть Артемис и своё и Афродита - тоже своё, но ифигения всё же кажется более предпочтительной. Однако это не так, и статус Ифигении ниже .

Можно даже предположить что Артемис и Афродита принадлежали разным племенным группам в составе "древней греции".
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Kenstut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 01.06.2015
Сообщения: 2883
Откуда: Литва

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2018 4:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По моему, Артемида- класический пример зооморфной богини из каменного века, которая успешно перекачевала в брондзовый век и преобрела богатое антропоморфное оформление. Вот мне неясно, почему у всех индоевропейцов охотничьим хозяйством управляет богиня, а не бог. Ведь промыслом владели мужики и как бы должен быть бог, а нет -повсюду богини. У балтов тоже была эта богиня и она не пропала из пантеона до самого крещения. Называлась она Жворуна- Медейна. Второе название подразумевает этимологические связи с названием медведицы, но отождествлялась у балтов с Вечерьней Звездой, а не с Луной, как у греков. Этимологический след Жворуны распространялся и на нынешних землях Полши и Чехии, где упирался в келтские културы. Есть паралели с Артемидой и по сабачему вопросу, Жворуну называли и Великой Сукой, подразумевая не только охотничий смысл, но и плодовитость.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rumali
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 23.12.2011
Сообщения: 7430
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2018 6:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kenstut писал(а):
По моему, Артемида- класический пример зооморфной богини из каменного века, которая успешно перекачевала в брондзовый век и преобрела богатое антропоморфное оформление. Вот мне неясно, почему у всех индоевропейцов охотничьим хозяйством управляет богиня, а не бог. Ведь промыслом владели мужики и как бы должен быть бог, а нет -повсюду богини. У балтов тоже была эта богиня и она не пропала из пантеона до самого крещения. Называлась она Жворуна- Медейна. Второе название подразумевает этимологические связи с названием медведицы, но отождествлялась у балтов с Вечерьней Звездой, а не с Луной, как у греков. Этимологический след Жворуны распространялся и на нынешних землях Полши и Чехии, где упирался в келтские културы. Есть паралели с Артемидой и по сабачему вопросу, Жворуну называли и Великой Сукой, подразумевая не только охотничий смысл, но и плодовитость.

Всё логично. Просто в образе Артемис слилось несколько культов разных богов и разных тем:
1. Аполлон и Артемис - боги-близнецы, в нордической бронзе Скандинавии и центральной Европе, что-то подобное было (по археологии, имён неизвестно из-за бесписьменность культур). Слабые отголоски известны и во многих индоевропейских мифах. Не факт, что изначально они были у греков разнополые. Но видимо они и были изначально богами-покровителями охотников, отсюда отсылки к их стрелковому вооружению.
2. Образы близнецов Солнца и Луны очень стары. Видимо изначально не были связаны с богами охоты. Но потом Артемис стала олицетворением Луны, вместо Селены (Σελήνη из ΣFελήνη из *Swe-(t)l-an-a Wink ). Аполлон стал смешиваться с Гелиосом.
3. У греков Артемис была ещё и олицетворением богини плодородия (особенно в Малой Азии) .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Вс Апр 15, 2018 12:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии[3] — бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. В «Герметическом корпусе» встречается как друг и ученик Гермеса Трисмегиста.[4]

Кастующий Асклепий = Кащей Бессмертный? Улыбка

Кастующий - накидывающий
Скостить - скинуть (цену например)
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Вс Апр 15, 2018 6:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Особенность средневекового историософского сознания — выделение в потоке истории ряда событий, которые воспринимаются как прообразы, архетипы последующих деяний. Символическое значение этих событий проявляется в том, что позднейшие свершения, поступки и происшествия представляются их повторением, отблеском или эхом




Не имея костей\скелета стоять твердо затруднительно, ... ну да ладно...



Для кого Владимир Красно солнышко, ну а для кого и ...

Ну вот и с Кащеюшкой более-менее определились....

По крайней мере попытались... Улыбка

Все имена вымышлены, все совпадения случайны. Смеется
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2018 7:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Серия из 3 терминов. Подозрительно между собой чем-то схожих - любовь, морковь и свекровь

Для начала группа: лоб, лобок и любовь





Любимая вики



Чёй-то вики слегка пере мудрила... Улыбка
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2018 8:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про морковь все всё знают.

Мокровь - более древняя форма?

(метатеза с диссимиляцией?)

сюда же мокроту...

свекровь никуда не метатезировало.

поэтому тут без изысков Улыбка
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Ср Апр 18, 2018 7:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию/мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы

Боян -

Возможно, что существительное «баян» образовано от древнерусского глагола «баяти», происходящего от церковнославянского «баю», «баяти» – «рассказывать, говорить». Слово имеет индоевропейское происхождение и восходит к греческому fani – «говорю» от fono – «голос», а также является родственным древнеисламскому bon – «речь, слово».

Непременно из греческого произошло... и древнеисламского..., странно что не упоминается древнеисландский... Возможно тогда, соединив три точки линии, кто-нибудь возьмёт и внезапно обнаружит центр треугольника...





Вещий

Однокоренное священник, весть, ...

(весть - вещь, кущи - кусты, запущение - запустение, кости - кощи...)

О людях наделенных духовной силой ‘’Боян бо вещий’’ говорят, что им известен ход вечного времени и они обладают мистическим зрением, которое делало их ‘’вещими’’ всевидящими знающими. Боян достиг совершенства ’’песнь творите…’’ и обрел способность видеть прошлое, настоящее и будущее.....
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Ср Апр 18, 2018 7:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Костька - кощка

Этимология - Смеется

но ближе всех лезг. кац и нем. Katze

Из интересного

С кошкой связана еще одна маленькая загадка, на которую я сам ответа не знаю (хотя, возможно, он давно найден). По-фински «кошка» — «ки́сса». Спрашивается, как связано это слово с нашим ласкательным «ки́са», «ки́ска» и окликом «кис-кис»? Что раньше, что старше, что из чего произошло? Или тут просто совпадение?

и тогда кис(т)ь - кищ (кыш)

Наше слово «кошка» произведено от «кот». а кот - это латынь... Ага, кошка произошла из ребра кота...
(Цитата из Лаврова, которой нет, но тут ей уместно... Улыбка )

пс

И днём и ночью кощь учёный, всё ходит по цепи кругом...
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Ср Апр 18, 2018 12:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лукошко (скелет из прутьев:))


_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Вт Апр 24, 2018 6:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




Чуть не расплакался читая... Смеется

Альтернативная версия:

Мышцы, близкородственное -
Мощь (моущь), мощный, мощи, мущина\мушчина\мусчина\мужчина.
Мусчина\мускина(мускус\мускул)

И внезапно мысь-мысль-мышца становятся чем-то неуловимо сходными...





Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью.

(А может... правильно...?)

Вот вроде и сила есть, и мысли есть, а силы мысли - нету... (пословица)

Улыбка
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Чт Апр 26, 2018 5:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

То же самое произошло и с общеславянским словом мысь: напряженное движение под кожей так напоминало мышиную беготню, что и в русском языке произошло такое же переосмысление. Любопытно другое — и русское слово мысь восходит к латинскому mus.

Надо полагать некто, наблюдая за мышиной вознёй в чьей-то голове, говорил: мысь, гля (бля) побежала. Со временем буква г\б куда-то затерялась, и говорили просто: - мысь.ля побежала...

Смеется

Ну а если серьёзно, то этимология терминов мозг и мысль как-то безусловно связаны с силой\мощью.

Семь раз подумай, один раз сделай... Улыбка
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Вт Май 01, 2018 9:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжая


Мюсли - Происходит от нем. Müsli (либо алеманнск. Müesli), от нем. Mus «каша, пюре».


Кашей в голове нас не удивить, в общем то.. Улыбка

Муслим - Мусульма́нин (араб. مسلم‎ [муслим], женская форма مسلمة‎ [муслима]) — последователь ислама.

В исламе существует очень жесткий запрет (харам) на изображение живых существ. Объясняется это тем, что человек, рисующий живое, пытается стать творцом, подобным Аллаху, а это грех.

Как результат - арабская вязь


Единый источник возникновения... блохи в голове африканских обезьян? Смеется
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Ср Май 02, 2018 12:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжение продолжения...

Мусли́н (фр. mousseline — «кисея»,

Муслин получают полотняным переплетением, в котором нити утка и основы перекрывают друг друга на больших промежутках.
В процессе производства используются скрученные тонкие волокна. Эта главная особенность обеспечивает материалу особую плотность и, соответственно, прочность.
Среди других отличительных свойств ткани отмечаются:
полная или частичная прозрачность;
мягкость;
легкость.


Ну что может быть более приятно в мышлении чем легкость, ясность, прозрачность ... Улыбка

Гурьевская каша — каша, приготовляемая из манной крупы на молоке с добавлением орехов (лещины, грецких, миндаля), каймака (сливочных пенок), сухофруктов.

Гу́рии (араб. حورية‎‎ — прекрасная, шикарная‎[1]) — в Коране, райские девы, которые будут супругами праведников в раю. Утверждается, что гурии обладают поразительной красотой, находятся в шатрах в райских садах, подносят правоверному фрукты и шербет, а в их объятиях правоверного ожидает приятное общение и бесконечное блаженство.


Гурии в райских кущах - С учетом того что кущи = кусты, а гурии имеют ярко выраженное сходство с юными девушками, имеем лакшри стайл версию про девушек собирающих малину...
Улыбка


Полногрудые райские гурии имеют белоснежную кожу, а белки их больших глаз резко контрастируют с чернотой зрачка, то есть гурии черноокие[2]. Гурии живут в шатрах[3] в густой тени роскошных и вечно зеленеющих садов и покоятся на драгоценных коврах на приподнятых ложах[4]. Их не касался ни человек, ни джинн, к каждому утру они становятся вновь девственницами[5]. В Коране обычным словосочетанием является «черноглазые, большеокие»[6] и образно сказано, что они подобны «скрытым в раковине жемчужинам»[7].
Термин гурия употребляется главным образом в ранних частях Корана[2]. В более поздних частях рядом с праведниками появляются ставшие более красивыми, чем даже райские гурии, омоложенные и «очищенные супруги»[8], ставшие вновь «девственницами, мужа любящие, сверстницы»[9]. Также сообщается, что жены праведников вместе с ними попадут в рай, а в целом на одного правоверного приходится до 70-72 гурий.[10].
Чувственный образ гурий получил значительное развитие в исламском богословии и в народной литературе[2]. Гурий описывают как «существ различных цветов, созданных из шафрана, мускуса, амбры, имеющих прозрачную кожу и тело, усыпанное драгоценностями»[2].
Символические истолкования образа гурий у некоторых комментаторов Корана подчеркивают разницу между ними и земными женщинами. В суфийской литературе образ гурий стал символом мистической любви и мистических наслаждений. Образ гурий, как и весь образ коранического рая, развивает ряд общих для народных верований Ближнего Востока образов[2].

_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2018 6:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Плаце́бо (от лат. placebo, буквально — «буду угоден, понравлюсь»[1]) — вещество без явных лечебных свойств, используемое для имитации лекарственного средства в исследованиях, где оцениваемый эффект может быть искажён верой самого пациента в действенность препарата, или для улучшения самочувствия пациента в случаях отсутствия более действенного лекарственного средства. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой.
В качестве вещества для плацебо рекомендуется использовать физиологически не активное вещество, которое невозможно отличить от экспериментального лекарственного средства[2]. Например, при исследовании эффекта действующего вещества в растительных смесях нужно использовать ту же смесь без активного компонента.[3] В зависимости от дизайна эксперимента в качестве плацебо может использоваться другое лекарство.
Термином эффект плацебо называют улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата, таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.
В современных исследованиях выявлено, что за эффект плацебо принимают естественные процессы выздоровления и погрешности в обработке результатов экспериментов.[4]






Как там у римлян - плаче бо? Смеется (потому что плачет)
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 4577

СообщениеДобавлено: Вс Май 27, 2018 9:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ludi







забавное совпадение люди - гладиаторы, игры гладиаторов...
Улыбка

Термин «людъ» в древнерусской богослужебной, библейской переводной и светской литературе однозначно обозначал какую-либо группу людей (множество). Этническую, территориальную, зависимую группу (челядь, слуг) или сообщество, объединенное каким-либо профессиональным признаком (ремесленный, военный, посадский люд).
* В основе любого низового объединения людей в средние века находилась община. ОБЩЕСТВО людей, связанных совместной хозяйственной деятельностью. Их объединяли имущественные права на землю, леса, угодья, долю урожая, судебно-налоговая и административная система, а также идеологии (религия), низовая организация - церковный приход. В приходе велся учет, и решались все общественные и хозяйственные проблемы, вся эта структура являлась обществом, которое имело свой исполнительный орган – собрание (вече, сход).





Интересно в данном контексте лютичи = людичи…. Улыбка
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mahmut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.07.2012
Сообщения: 3471

СообщениеДобавлено: Пт Июн 22, 2018 3:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Скиф Ομψαλακ- (Αμψαλακ-, Ουαμψαλαγ-) - Смелый-воин.
В причерноморских грекоязычных надписях сарматского времени несколько раз встречается иранское имя "Омпсалак" (Ομψαλακος) или "Ампсалак", в частности в надписи из Неаполя Скифского 1-й пол. 1 в. н.э. так назван, видимо, отец царя Ходарза (современник и ставленик Аспурга правившего в Боспорском царстве в 14 - 37 гг.): в надписи имя этого Омпсалака стоит после имени Ходарза в родительном падеже (Ομψαλακου). Вероятно также, что Омпсалак был до Ходорза царём в Неаполе в 1 веке до. н.э., хотя никаких прямых указаний на это нет. Помимо "окающей" формы Ομψαλακος, известны и другие варианты с начальным а-, например, в надписи (из погребения Косики-I с Нижней Волги) на серебряной посуде мастер-изготовитель называет себя Αμψαλακος ("Ампсалак сделал"), известен также вариант в боспорской надписи нач. 3 века с начальным w-: Ουαμψαλαγος. На наш взгляд в имени можно выделить три составные части:
1. глагольную осн. *wam- (<*wan-?) и вряд-ли приставку *ham-.
2. корень *psala- или *psal-.
3. типичный для ир. имён суффикс -ka или -ak, -ag.
Вариант с начальной глаг. основой предусматривает сохранение корня *wan-: ср. авест. *van- побеждать, одолевать, др.-инд. wan- стремиться, достигать, победать, в осет. сохранился в wænd- (с суф. -d < -ta): wændyn - дерзать, осмеливаться, решать, wændon - смелый, дерзкий.
Собственно корень *psala- или *psal- на наш взгляд означает "военный, воинский", где произошла метатеза sp > ps (очевидно, аланское или кавказское влияние на скифский язык в Крыму и на Боспоре) и характерный для скифского языка переход δ > l. Ближайшее соответствие в осет. fsad, æfsad - войско, к др.-ир. spāda-, ср. авест. spāda-, spāδa-, др.-перс. spāda- (в имени Taxma-spāda), согд. aspāδ ('sp'δ), перс. sipāh. С другой стороны имена от spāda- хорошо известны в близком по времени сарматском ономастиконе Σπαδακος, Σπαδαγας, Αμωσπαδος и в них нет признаков метатезы sp > ps, но нет и перехода δ > l, то есть отнести их следует к "чисто" сарматским именам. При этом Αμωσπαδος, видимо, является сарматским аналогом (без суф. -ka) скифского имени Αμψαλακος.
Таким образом развитие имени происходило следущим образом: *wan-spāδa-ka > *(w)am-spāla-ka > *(w)ampsālak. Семантика "смелый воин, воин-победитель" вполне характерна для традиционных иранских имён, и особенно имён военной аристократии, а, как минимум, один Омпсалак был отцом царя (Ходарза).
Попутно отметим, что вероятнее всего "загадочные" спалы, которых, согласно Иордану, "первым делом" победили готы, это не какое-то племя, а всего лишь буквально "войско" скифов spāδa > spāla, где отсуствие метатезы sp > ps объяснимо удалённостью от аланского (или кавказского) влияния - столкновение со спалами по Иордану было в самом начале готского вторжения, то есть в удалении от Крыма и Боспора.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mahmut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.07.2012
Сообщения: 3471

СообщениеДобавлено: Пн Июл 02, 2018 11:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Στρουκουν - Ναπρεζη - Малый порог - "Напорожек".

Слово Στρουκουν возм. следует разделить не на две, а на три составляющие: S-tru-kun, где
*s- преверб, восходящий, вероятно, к *uz- вверх-, наверх-, то есть буквально Στρου- значило исходно "вверх, наверх торчащий, выступающий". В осет. приставка s-, z-, is-, iz- продолжает использоваться обычно для формирования глаголов сов. вида: напр. sæmbælyn - наскачить, от æmbælyn - наскакивать, sastæryn - настлать, от astæryn - настилать, или sardawyn - натравить, от ardawyn - травить (собаками), натравливать и тп. Значение *uz- вверх-, наверх- объясняет появление пристаки на- в слав. варианте названия порога.

*tru- собственно и есть корень со значением "преграда, порог" (φραγμος), вероятно, восходящий к *taura- или *tara- и далее к и.-е. основе *ter- торчащий, выступающий, ср. например, хот.-сакс. ttara-, согд. t'r - верхушка, макушка, далее шугн. tīr - сверху, поверху, tor - верх, верхушка, макушка, вершина, язгул. š(ә)-ture, š(ә)-turi - сверху, сверх, tur - верх; сверх, над, на, сарык. наречие tik (<*tirk) - точком, и тп; но к значению "порог, преграда" больше подходят: хот.-сакс. ttaura- стена, возм. производные: ягноб. taravzin - деревянная решётчатая перегородка внутри комнаты, сарык. tors - поперечный, поперёк, возм. ягноб. tak, taka (<*tar-k-?) в составных devar taka, divartaka, divari tak - порог, и тп; далее ср. др.-инд. tira - берег, край (чего-либо), tiras - через, мимо, в стороне (от чего-либо), поперёк.

*-kun - малый, вероятно, тж употреблялся в качестве диминутивного (уменьшительного) суффикса, что объясняет отсуствие корня со значением "малый" в слав. варианте. То есть уменьшительная форма образовывалась тж при помощи слав. уменьшительного суффикса -к, в связи с чем и произошло преобразование prag- > pra(d)zik-. Окончание 'ъ', в связи с нарастающим процессом падения редуцированных у юж. славян в 10 в., отпало в конечной позиции, как в других случаях, что хорошо видно в -прах (оглушение конечного фрикативного 'г').

Таким образом Ναπρεζη, вероятнее всего является буквальной калькой более старого топонима Στρουκουν: *na-prazi-kъ - Напорожек, только при записи был утрачен уменьшительный суффикс. Объяснение этому, на наш взгляд, заключается в различии греч. и слав. фонетики: греч. k произносится более чётко "с нажимом", нежели слав. 'к', тем более в конечной позиции в нетипичном закрытом слоге. Значение *na-prazi-kъ - напорожек, порожек, то есть то, что и переведено на греч., как
"малый порог".

PS. Возможно и в Γελανδρι (Шум порога) тж наличествовал выявленный корень *tru- (порог-преграда), тогда этимология этого топонима выглядит след. образом:
*γæræn-tr-i > γэlandri, где
*γæræn- шум, лязганье, от *γær- шум, лязг.
*tr- порог
-i - флексия генетива.
усиление æ > a во втором слоге закономерно происходит при словосложении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Миха
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 06.01.2013
Сообщения: 4209
Откуда: Волгоград

СообщениеДобавлено: Пт Июл 13, 2018 1:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mahmut писал(а):
Скиф Ομψαλακ- (Αμψαλακ-, Ουαμψαλαγ-) - Смелый-воин...



Всё вполне правдоподобно.

Но мне кажется, что Вы не с того конца начинаете.

Константин Багрянородный пишет (по крайней мере переводят так):
1) Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи"
2) по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что значит "Островок порога"
3) Геландри, что по-славянски означает "Шум порога"
4) по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны
5) по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь
6) по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды"
7) по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог"

Вопрос: а на каком это языке по-славянски?
Что это за язык такой, "славянский"?
Где и кто на нем разговаривал?
Где и кто на нем писал?
Какое он имел отношение к местным жителям у днепровских порогов?
_________________
жена@жизни.net
Ах, простите нас демократы, норманнисты и прочие сектанты и лица нетрадиционной ориентации
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mahmut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.07.2012
Сообщения: 3471

СообщениеДобавлено: Пт Июл 13, 2018 7:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Миха писал(а):


Но мне кажется, что Вы не с того конца начинаете.

Константин Багрянородный пишет (по крайней мере переводят так):
1) Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи"
2) по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что значит "Островок порога"
3) Геландри, что по-славянски означает "Шум порога"
4) по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны
5) по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь
6) по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды"
7) по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог"

Вопрос: а на каком это языке по-славянски?
Что это за язык такой, "славянский"?
Где и кто на нем разговаривал?
Где и кто на нем писал?
Какое он имел отношение к местным жителям у днепровских порогов?

Я уже говорил об этом: это славянский язык русов, служивших в Византии со времён папаши Константина (Льва Мудрого) - контингент, ессно, регулярно обновлялся, но речь большинства так или иначе подстраивалась под речь византийских славян, с которыми они, ессно, постоянно общались на бытовом уровне. Поэтому отпадали конечные редуцированные и "-прагъ" звучало, как "-прах" - "х" свидетельствует о южно-восточно-славянском произношении. Полногласие на Руси ещё не стало господствующим (оно распространяется уже в 11 веке), поэтому "-прах", а не "-порох", и Вусеград- (Вышеград-), а не Вышгород- (здесь звонкие окончания из речи информатора: "они идут из Вышеград-а", тж, как "из Кыев-а" - у КБ Киаов-а - род. падеж, а названия употреблены в именительном "по-славянски называется Островъный Праг-ъ" - редуцированный Ъ на конце здесь в самой слабой позиции и проще всего отпадает), и на монетах "Владимир на столе", а отнюдь не "Володимер".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Миха
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 06.01.2013
Сообщения: 4209
Откуда: Волгоград

СообщениеДобавлено: Пт Июл 13, 2018 3:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mahmut писал(а):

Я уже говорил об этом: это славянский язык русов, служивших в Византии со времён папаши Константина (Льва Мудрого) - контингент, ессно, регулярно обновлялся, но речь большинства так или иначе подстраивалась под речь византийских славян, с которыми они, ессно, постоянно общались на бытовом уровне...


Почему это обязательно русов?

На мой взгляд (и с точки зрения здравого смысла), это тот "славянский" язык, на котором говорили византийские славяне.
Т.е. к тому языку, на котором говорили жители поднепровья он имеет очень отдаленное отношение. Поэтому "славянские" названия порогов - это не реальные названия порогов, данные порогам какими-то местными славянами, а чисто умозрительные названия, данные в своем сообщении информатором Константина, который скорее всего и был одним из "византийских славян" или из знавших "византийский славянский язык". Хотя скорее просто знавших.
К языку русов, которые пришли в Куев при Олеге этот "византийско-славянский язык" имеет ещё более отдаленное отношение.
Поэтому и такая большая разница между якобы "славянскими" (а на самом деле "византийско-славянскими") названиями и "русскими" названиями. Хотя "русские" названия - они тоже из славянской группы языков, только с какого-то другого края славянского ареала. Более-менее полное совпадение только в названии "Не спи". Хотя информатор и исказил слово в меру своего понимания, "как услышал". Хотя и сообщает, что значение этого "эссупи" на самом деле "не спи", т.е. совершенно очевидно, что букву "н" в начале названия он просто "не услышал"...
А у всех остальных названий диалекты слишком далеко разошлись. И неправильно услышанных или вообще неуслышанных букв там ещё больше...
_________________
жена@жизни.net
Ах, простите нас демократы, норманнисты и прочие сектанты и лица нетрадиционной ориентации
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mahmut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.07.2012
Сообщения: 3471

СообщениеДобавлено: Пт Июл 13, 2018 10:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Миха писал(а):
Mahmut писал(а):

Я уже говорил об этом: это славянский язык русов, служивших в Византии со времён папаши Константина (Льва Мудрого) - контингент, ессно, регулярно обновлялся, но речь большинства так или иначе подстраивалась под речь византийских славян, с которыми они, ессно, постоянно общались на бытовом уровне...


Почему это обязательно русов?


Восточнославянский акцент выдаёт: -праХ. Фрикативная Г типична для юга Руси, но нетипична для южных славян Византии.


Миха писал(а):

На мой взгляд (и с точки зрения здравого смысла), это тот "славянский" язык, на котором говорили византийские славяне.


Русы, служившие в Византии, должны были говорить на близком наречии, но акцент оставался.
И второе: именно русин лучше других мог рассказать о Руси, её устройстве и её торговых путях. В том числе такие подробности, как росские и славянские названия порогов.
Русы ко времени написания трактата уже почти 50 лет находились на службе у византов.
С учётом акцента, думаю, все прочие предположения об информаторе (или информаторах) совершенно излишние.


Миха писал(а):
Поэтому "славянские" названия порогов - это не реальные названия порогов, данные порогам какими-то местными славянами, а чисто умозрительные названия,

Наоборот: именно славянские названия самых крупных порогов (Неясыть - Ненасытец, Вольный - Волнег) сохранились лучше всего и дожили до позднего средневековья, причём их фиксировали до первых публикаций КБ.

Миха писал(а):
Хотя "русские" названия - они тоже из славянской группы языков, только с какого-то другого края славянского ареала.

Это очень зыбкое предположение.

Миха писал(а):
Более-менее полное совпадение только в названии "Не спи".

Оно могло совпасть по нескольким причинам: русы (если они изначально были не славяноязычны) могли ранее усвоить ряд слов из славянского языка, либо использовать в данном случае лексику фонетически и семантически близкую славянской.
https://mahmut-2011.livejournal.com/7546.html




Миха писал(а):
Хотя информатор и исказил слово в меру своего понимания, "как услышал". Хотя и сообщает, что значение этого "эссупи" на самом деле "не спи", т.е. совершенно очевидно, что букву "н" в начале названия он просто "не услышал"...
Он её "услышал", просто переписчик "потерял": византы писали "сплошняком", поэтому переписчик увидев две "нн" рядом одну мог механически выкинуть. Подобное в византийских (и в др.-русских тоже, кстати) рукописях встречается...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Лингвистика Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 17, 18, 19
Страница 19 из 19

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS