Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Земля вятичей. Никольская
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26974

СообщениеДобавлено: Ср Мар 23, 2011 12:30 am    Заголовок сообщения: Земля вятичей. Никольская Ответить с цитатой

Никольская Т. Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна Верхней и Средней Оки в IX—XIII





http://www.bookshunt.ru/b177722_zemlya_vyatichej._k_istorii_naseleniya_bassejna_verhnej_i_srednej_oki_v_ix_xiii_vv

_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Deinonychus


   

Зарегистрирован: 31.01.2015
Сообщения: 11

СообщениеДобавлено: Сб Янв 31, 2015 10:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Deinonychus


   

Зарегистрирован: 31.01.2015
Сообщения: 11

СообщениеДобавлено: Сб Янв 31, 2015 10:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Deinonychus


   

Зарегистрирован: 31.01.2015
Сообщения: 11

СообщениеДобавлено: Сб Янв 31, 2015 10:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27833
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Сб Авг 06, 2016 5:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Евлиско
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.07.2010
Сообщения: 9973

СообщениеДобавлено: Сб Авг 06, 2016 7:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ведьма Ксения писал(а):
прикольно. а это откуда?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27833
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Сб Авг 06, 2016 7:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Евлиско писал(а):
прикольно. а это откуда?

Журнал "Этимология" за 1988г
_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26974

СообщениеДобавлено: Пн Дек 23, 2019 9:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что же было на месте Хотяжей - протогород, в котором по каким-то причинам не были построены укрепления с валом и рвом, или город настоящий, чей центр не дошел до наших дней - может остаться неизвестным навсегда. "Исчезнуть" остаткам городских укреплений мог помочь тот факт, что в этих местах с XIV века по XVII существовали каменоломни. Но историки сомневаются - не те размеры, чтобы полностью скрыть все следы. Или очень мал был здешний кремль, или, возможно, Москва-река сумела подмыть берег: Но все это только предположения. И пока не будет доказано обратное, находка так и останется селищем, пусть и необычным - археологи не фантазеры, они ученые.
Почему же ушли отсюда жители? Случай отнюдь не уникальный. Расположенное ближе к Звенигороду древнее селение в районе Саввинской Слободы опустело веком раньше Хотяжей, и исход жителей археологи прямо связывают с появлением этого нового тогда города - под защитой стен и княжеской дружины жить безопаснее и выгоднее. Мог тогдашний князь и волевым решением переместить население - ведь мастеровой люд ему в городе был явно нужен. Царь Петр со всей России народ на строительство Петербурга сгонял:
То, что ряд находок закопчен и обожжен, у археологов ни малейшего удивления не вызывает - они из курганов ранних славян, практиковавших обряд захоронения через трупосожжение. Что якобы были в здешних краях некие побоища по религиозным мотивам, археологи не подтверждают. Хотя вообще подобные конфликты, конечно, случались - то где-то монаха Кукшу с учеником мечом усекли, то, наоборот, волхвов где-то перебили. Такие случаи в летописи попадали. Ну, а уж такой подвиг, как религиозный поход на целый город, был бы отмечен обязательно. Но нет ничего об этом в летописях, в отличие от междоусобиц экономического характера - кто каким городом владеть будет и с кого дань собирать.
Под Хотяжами наблюдается интересное явление - ренессанс язычества, по времени совпавший с развалом киевского христианского государства. На целый век сюда вновь вернулись захоронения по славянскому языческому обряду - хотя в более старых могилах нашли грубо выполненные распятия, принадлежавшие древним христианам. И лишь позже, когда христиане обрели новые сильные экономические центры, языческие курганы в здешних краях вновь сменились обычными грунтовыми могилами.
Похоже, достаточно мирно проходил и процесс колонизации здешних земель славянами - вначале первой волной вятичей, затем еще более сильной волной северных радимичей. Приходили в наши края и другие славянские племена - смоленско-полоцкие кривичи, новгородские словене. Да и до славян немало народов поочередно осваивали здешние территории. Финно-угры, балты, меря, даже викинги - все у нас отметились, оставив в земле на радость археологам свои древние артефакты.
В числе находок под Хотяжами - уникальное погребение с жертвенным конем - такой обычай существовал у балтских и финно-угорских племен. Еще один уникум - финская фибула VI века. (Лат. fibula - шпилька, застёжка, металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением). Подвеска из серебряного западноевропейского денария саксонского графства Евер второй половины XI века- единственная на сегодняшний момент западноевропейская монета, обнаруженная на раннеславянских памятниках бассейна Москвы-реки. Серебряная скандинавская ажурная подвеска с изображением фантастического зверя рубежа X-XI веков. Словом, немало найдено, и немало еще предстоит найти.
https://odintsovo.info/news/?id=42267&print=1
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 1:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Майоров Анатолий Александрович
кандидат исторических наук
Орловский государственный институт культуры
Рассмотрение истории этнополитического объединения вятичей весьма длительное время имело характер более умозрительный, нежели предметный. Немногочисленность письменных упоминаний отягощалась малочисленностью дошедшего бытового и культурного инвентаря. В этой связи нельзя не отметить особую роль археологии в нахождении и атрибутировании предметов вятичских культуры и быта. И, хотя первые археологические изыскания в данной области относятся уже ко второй четверти XIX в., подлинно научные, методологически достоверные исследования подобного плана, сопровождавшиеся удачными опытами научной систематизации и анализа, следует всё же отнести уже к XX в. Первые подлинно научные исследования культуры вятичей связаны с именами А.В. Арциховского и П.Н. Третьякова. Весьма характерным представляется то обстоятельство, что А.В. Арциховский, относя появление вятичей к IX в., классифицировал этапы погребального обряда лишь тремя стадиями периода трупоположений: соответственно XII, XIII и XIV вв. [2,c. 150, 153]. Таким образом, им была обозначена специфичность и неисследованность первоначального периода (периодов) возникновения и развития этой этнокультурной общности, соотносимая с периодом обрядной кремации. Исследования второй половины XX в. позволили на значительно более высоком уровне собрать и систематизировать огромный массив новой важной археологической информации, что дало возможность Т.Н. Никольской опубликовать свою ставшую классической работу «Земля вятичей». Автор этой статьи, в ходе анализа имеющегося объема информации о подтвержденных из различных источников миграциях представителей данной этнической группировки, в одной из своих предшествующих работ взял на себя смелость выделить несколько событий этого плана [6]. Кратко можноуказать на четыре достоверных эпизода территориальных перемещений относительно больших групп вятичского населения на новое место проживания. В качестве пятого миграционного эпизода, имеющего прямое отношение к рассматриваемой территории, выступает переселение на вятичские земли крупной группировки северского (северянского) населения разгромленного киевскими князьями Посеймья. Поскольку рассмотрение фактов, подтверждающих само наличие такого рода миграционных процессов, осуществлялось в вышеуказанной работе, настоящая статья посвящена иным следствиям описанных в ней событий. Одной из чрезвычайно интересных и редко учитываемых особенностей существования вятичского социума можно полагать весьма значительную разницу между вятичами различных исторических этапов и географических координат. Предшествующие изыскания выделили несколько периодов их существования, первый из которых связан с началом расселения славян среди реликтовых поселений мощинских балтов с VIII в. по начало X в. Несложно заметить, что в течение всей истории возникновения и развития этнополитического объединения вятичей можно выделить не менее четырех отстоящих друг от друга (территориально, хронологически и даже этнически) группировок, относимых к этому племени: первоначальные вятичи Верхней Оки, вятичи Верхнего Дона, рязанские вятичи и вятичи бассейна Москвы-реки. Первые две группировки начали своё формирование в VIII в. в процессе расселения носителей роменской археологической культуры. Верхнедонские вятичи прекратили свое существование в Х в., дав, вероятно, начало будущим рязанцам [7, с. 85, 124– 127, 256]. Вятичи московского речного бассейна были группой населения, относящегося к носителям роменской культуры, вероятно, уклонявшихся от подчинения киевской (либо черниговской) княжеской администрации [4, с. 37].Принадлежность верхнеокской славянской группировки к вятичам доказана и подтверждена рядом авторитетных исторических исследователей и в настоящее время не подвергается сомнению. Верхняя Ока дает возможность отследить все этапы её возникновения. Археологические исследования подтверждают возможность участия в её генезисе отдельных групп местного балтского населения, относимого к числу вероятных носителей мощинской культуры [5]. Вторая группировка (верхнедонская) рассматривается зачастую как периферийная относительно верхнеокской. В то же время особенности её географического расположения относительно донского торгового пути, а также вероятное соседство с инокультурным славянским и иноэтническим (тюркским) населением и возможная роль в возникновении среднеокской вятичской группировки заставляют серьёзнее отнестись к ней и определить вятичей Верхнего Дона в качестве отдельной особенной группы. Третья крупная группа славянского населения, ассоциируемая с вятичами, определяется нами как среднеокская (рязанская). Несложно заметить летописную идентификацию жителей будущего рязанского княжества в качестве вятичей [9, с. 2]. Эта территория дает весьма четкое указание на присутствие иной этнической группы – финноугорской, оставившей многочисленные памятники развитой ородецкой культуры [7, с. 115–122]. Четвертую группировку археологи изучают достаточно давно, и во многом благодаря именно ей было начато систематическое научное освоение наследия вятичской культуры. Именно подмосковные курганы дали первоначальный объём необходимой аврхеологической информации для этнической идентификации вятичей. Тем не менее в последнее время и здесь намечается серьезная ревизия прежних научных выводов, основанная на наличии весомых доводов в пользу гипотезы о наличии нескольких волн заселения Подмосковья
славянскими группами, имевшими некое отношение к вятичской культурной традиции. «На Москве-
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 1:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

реке в XII–XIII в. “кристаллизовалось” новое этническое образование, которое хоть и имело какие-то вятичские корни, но отнюдь не может быть сведено к ним» [4, с. 34]. Здесь же следует упомянуть гипотезу о кривичском колонизационном потоке, который, по мнению В.В. Седова, должен был пройти по данной территории и оставить на ней след. Помимо того, уже наличие археологических данных о невятичском славянском населении этих территорий создает сложное для анализа переплетение различных и разнообразных этнических и культурных черт. Необходимо отметить, что обстоятельства формирования четвертой группировки, связанные с бегством носителей роменской (вятичской, северской и радимичской) культурной традиции из бассейна Десны к Москве-реке, являются серьезным доводом в пользу предположения о неподконтрольности прилегающих к её притокам территорий черниговской княжеской администрации. Также это может свидетельствовать о нахождении бассейна реки Москвы в некой «серой зоне» у границ нескольких княжеств. Представляется, что до сих пор не обнаружено весомых доказательств административного единства этих земель с черниговскими вятичскими волостями, за исключением сродства культурной традиции, выраженной в использовании сходных украшений и т. п. Примечательно, что все четыре территориальные группировки, по всей видимости, впитали в себя весьма различный местный этнический субстрат: на Верхней Оке – балтский, на Верхнем Дону – тюркский и славянский колочинский, на средней Оке (в районе будущей Рязани) – угро-финский, в московском бассейне – рудиментарный дьяковский и, по-видимому, славянский невятичский. Несложно отметить чрезвычайное этническое и культурное многообразие составных элементов каждого из субэтносов. Учитывая значительную роль местных балтов в формировании этнокультурного образа славян Верхней Оки и Поднепровья (по мнению В.В. Седова), вырисовывается картина синтеза очень большого комплекса разнородных культурных и этнических элементов. Естественным следствием подобного исторического развития является то обстоятельство, что, несмотря на единый этноним «вятичи», а также осознаваемые, по всей видимости, его носителями культурную преемственность и исторические связи, под этим именем фигурируют отличавшиеся друг от друга этнотерриториальные группировки
восточнославянского населения. Столь значительная географическая удаленность различных представителей вятичских племен должна была вести к формированию разных субкультур, что было обусловлено не столько незначительной разницей в природных условиях, сколько различием этнических субстратов осваиваемых территорий, различием «пропорций» разных этнокультурных составляющих в разных землях. Будучи разнесены и территориально, и во времени, вятичи объективно формировали весьма различные субкультурные группировки, смешение черт и особенностей которых может запутать исследователя и повышает риск неверных обобщений и формулирования заведомо неверных выводов. Как было указано выше, вятичи в своей истории формировали не менее четырех территориальных группировок: первоначальные верхнеокские вятичи, донские вятичи, вятичи подмосковные (московские), рязанские. В связи с этим представляется не совсем точным, при традиционном описании вятичского ареала, не указывать своеобразие территориально и хронологически удаленных друг от друга группировок. Помимо прочего, привязка границ вятичских
территорий к зоне распространения семилопастных височных колец в определенной степени не очень точна (хотя и очень удобна): они распространились относительно поздно. Некоторые исследователи склонялись к мысли об их внешнем происхождении. Находки таких украшений были
сделаны в местах, чрезвычайно удаленных друг от друга: от Западной Двины и Днепра до Верхней
Волги и Нижнего Дона [10]. Подобная географическая широта скорее подтверждает «коммерческий», а отнюдь не сакральный характер их производства и реализации. Широта распространения внутри вятичских земель была, вероятно, обусловлена большей доступностью этого вида популярных украшений, как ценовой, так и транспортной. Археологические исследования на месте поселения в Супрутах демонстрируют родственные семилопастным и, по всей видимости, ставшие их прототипом семилучевые височные кольца [3, с. 88–95]. Вероятно, уничтожение поселения в Супрутах в начале X в. не прервало складывавшуюся в предшествующий период производственную традицию, и она получила свое дальнейшее развитие в иных местах Земли вятичей. Учитывая описанные доводы, следует значительно более осторожно использовать выявленные исследователями археологические признаки расселения летописных «племен»: довольно часто признаки эти имели не столько этнический, сколько
территориальный и в некоторой степени административный характер, распространяясь по территории Черниговского княжества или формально дочернего к нему Рязанского княжества. При описании процессов «огосударствления» вятичей можно говорить о переходе вятичских земель в широком смысле этого слова под власть черниговских князей с последовавшим выделением ородецко и рязанских земель. На названной территории такие украшения получили по эстетическим, экономическим и религиозным причинам преимущественное распространение. Учитывая высокую степень внутренней автономии этих территорий, можно предполагать существование неявного пока фактора, оказывавшего некую протекцию спросу на них: это могла быть локальная мода на такие украшения, доступная для местных жителей цена либо территориальная доступность мест
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 1:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

приобретения. Отсутствует точный ответ на вопрос, почему же в других черниговских территориях эти украшения менее распространены. В поисках ответа можно предполагать влияние территориальной удаленности и наличие местной конкуренции в сочетании с близостью качественных и эстетических характеристик. Весьма интересна и своеобразна история рязанской группировки вятичей. Связь её жителей с вятичами подчеркнута летописцами. Ермолинская летопись указывает: «…Вятичи седяху вверхъ по Оце отъ Муромы, и Радимичи же, сии бо придоша два брата отъ Ляховъ, Радим и Вятко, и седоша ту, и прозвашеся Рязаньци» [9, с. 2]. В этом с ней согласна Львовская летопись. Тверская же трактует ситуацию несколько по-иному: «Вятко ород со родомъ своимъ по Оце и от него прозвашася Вятичи. ородецк; Дулебы же живяху и до сего дня, еже есть Резанце» [8, стб. 23]. Впрочем, уже А.А. Шахматов признавал информацию о дулебах «ошибочною вставкой» [11, с. 715]. Большой объем археологического материала был получен в середине XX в. при исследовании Старой Рязани и прилегающих к ней территорий. В результате высокая степень близость ородецк с вятичами была подтверждена и доказана. Также была выявлена степень взаимодействия с предшествующей местной финно-угорской городецкой культурой. В монографии «Рязанская земля» А.Л. Монгайт рассматривал в качестве исходного пункта славянской колонизации Средней Оки вятичские поселения Верхнего Дона. В качестве характеристики уровня культурного развития указывается, что «ещё в X в. район среднего течения Оки был только колонизован вятичами, а уже в XI в. на Средней Оке был расцвет городской культуры» [7, с. 255]. Своеобразие и богатство местного археологического наследия весьма плодотворно изучается длительное время. В этой связи следует отметить то обстоятельство, что широкое расселение и колонизация славян на этих землях предполагает весьма большое число колонистов в месте их исходного расселения, так как высокая детская смертность, обычная для той эпохи, не позволяла получить необходимый естественный его прирост на новых территориях. А потому представления о немногочисленности донских вятичей является ошибочным либо в качестве колонистов выступали славяне, культурно близкие вятичам, из мест, ранее в качестве исходной зоны расселения не рассматривавшиеся. Помимо прочего, весьма интересны результаты, полученные Т.А. Алексеевой в ходе краниологического исследования раннесредневекового населения рязанских территорий, на основании которых был сделан вывод о смешанной этнической принадлежности вятичей и нахождению у них «…антропологических черт, присущих финноугорскому, по-видимому древнемордовскому, населению» [1, с. 164]. И хотя автор добросовестно указала, что «антропология располагает данными лишь о вятичах, известных по курганам среднего течения Оки», это способствовало распространению легенд о финно-угорских корнях всей этой этнической группы [1, с. 166]. Таким образом, анализ совокупности данных о вятичском этнокультурном объединении, имеющихся в настоящее время, позволяет выдвинуть предположение о существовании по меньшей мере четырёх территориальных группировок вятичей, имевших заметные отличия как в истории формирования, так и, по всей видимости, в особенностях своей материальной и духовной культуры. Первоначальный ареал расселения был сформирован на Верхней Оке и Верхнем Дону, уже в тот момент основываясь, по-видимому, на качественно отличающемся этническом субстрате. Впоследствии верхнеокские вятичи, наряду с другими носителями роменской культуры и вероятным аборигенным неславянским субстратом, дали начало подмосковной группировке, продолжив свое собственное существование на прежней территории. Верхнедонская же часть этноса под воздействием различных причин прекратила своё существование, став основой среднеокской (рязанской) группировки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26974

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 10:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сфирка писал(а):
Майоров Анатолий Александрович


Современные данные археологических исследований свидетельствуют о начале активного освоения славянами бассейна Москвы-реки именно во второй половине XI в. В этот период долина среднего течения Москвы-реки и долина ее правого притока р. Пахры (нижнее течение) были колонизованы населением, пришедшим туда с юга, из-за Оки. Отдаленной исходной точкой колонизационного движения являлся ареал проживания северян и вятичей. Первая волна переселенцев, согласно оценке, равнялась 2-3 тысячам человек, причем эта группа подразделялась на довольно крупные коллективы, не менее нескольких десятков человек в каждом (Кренке 2014: 31). Активизация русской экспансии в верховьях Оки и Десны заставила большие группы населения искать убежище на севере. Кстати, территории вокруг современной Москвы ещё долго (около столетия) не контролировались ни одним из древнерусских княжеств, что стало одной из причин высокой концентрации здесь знаменитых вятичских курганов.
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26974

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 10:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бранко писал(а):
и долина ее правого притока р. Пахры (нижнее течение)


Долина Пахры- это ПоДольск:

https://pilothub.ru/datas/folio/8775-reka-paxra.jpg
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 7:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бранко писал(а):

интересно, если ли что-нибудь новое по антропологии вятичей?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26974

СообщениеДобавлено: Вт Дек 24, 2019 8:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сфирка писал(а):
интересно, если ли что-нибудь новое по антропологии вятичей?



Я не встречал. И вот этой книжки в сети нет:

Бужилова A.П. Вятичи московские: комплексный антропологический анализ.
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 5790

СообщениеДобавлено: Ср Дек 25, 2019 7:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Крушма — река в России, правый приток Оки.
Исток реки находится близ села Титово Ферзиковского района Калужской области; далее река течёт по территории Алексинского района Тульской области. Устье реки находится в 1051 км по правому берегу реки Ока. Длина реки составляет 54 км[2]. Участок реки Крушма от истока до слияние с рекой Правая Крушма иногда называют Левая Крушма[3].

По данным государственного водного реестра России относится к Окскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ока от города Калуга до города Серпухов, без рек Протва и Нара, речной подбассейн реки — бассейны притоков Оки до впадения Мокши. Речной бассейн реки — Ока[2].


Как по мне так буквы те же что и в куршмаа. (град-гард, брег-берг)

то есть
те кого сейчас называют славяне (часть славян)
и
те кого сейчас называют балты (часть балтов)

можно назвать одним словом - венды.

И вся эта "балтская" топоника (скорее всего ) появилась одновременно со "славянской" (чтобы не плодить сущностей).
можно было бы даже обозначить ее как вендскую
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти

заблуждающимся : Варяги - не викинги, русь, готландцы и англы - не шведы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 5790

СообщениеДобавлено: Ср Дек 25, 2019 9:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ах да. Ещё ж и голядь
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти

заблуждающимся : Варяги - не викинги, русь, готландцы и англы - не шведы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шоломич
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.02.2011
Сообщения: 3927
Откуда: Златоглавая

СообщениеДобавлено: Ср Дек 25, 2019 7:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

хохотун писал(а):
Ах да. Ещё ж и голядь
Cool Ну ещё бы!!!...- такое забыть!!!.., хотя , вам угро-финам, хотелось бы это и не вспоминать!!!Улыбка

_________________
Геты-Ятва.
R-Z280;Y33;Y2902;Y2910;Y35500.
"Pollexiani Getarum seu Prussorum genus"- Геты Полешане или Прусское племя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шоломич
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.02.2011
Сообщения: 3927
Откуда: Златоглавая

СообщениеДобавлено: Чт Дек 26, 2019 4:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Шоломич писал(а):

Из всего красноречиво видно, что земли междуречья - Оки и Москва реки занимало западно-балтское племя Голядь-Галинда - Литва в русских летописях!!! По логике вещей тех времён - границы проходили именно по рекам!!!...и Вятичи здесь ни при чём, ибо видно - что они находились южнее от Голяди. Одна характерная деталь - Вятичи, как и балты являлись упорными язычниками вплоть до XV века и по культуре были, с ними, весьма сходны... - к примеру возьмём те же их курганные захоронения!!!... А их шейные гривны были аналогичны украшениям летто-литовских племён.
_________________
Геты-Ятва.
R-Z280;Y33;Y2902;Y2910;Y35500.
"Pollexiani Getarum seu Prussorum genus"- Геты Полешане или Прусское племя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 5790

СообщениеДобавлено: Чт Дек 26, 2019 8:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

групп венедов было больше чем две или три, поэтому сводить всё к галиндам как-то не комильфо.

Между вятичами, голядью и северянами существовали некие различия, что и определили впоследствии восприятие их современниками и потомками..
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти

заблуждающимся : Варяги - не викинги, русь, готландцы и англы - не шведы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шоломич
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.02.2011
Сообщения: 3927
Откуда: Златоглавая

СообщениеДобавлено: Чт Дек 26, 2019 9:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Их различия только в названиях!!!... Улыбка У них был общий пантеон языческих богов, близкие языки и культура!!!... По Олафу Магнусу - Венеды - предки пруссов и славян!!!...
_________________
Геты-Ятва.
R-Z280;Y33;Y2902;Y2910;Y35500.
"Pollexiani Getarum seu Prussorum genus"- Геты Полешане или Прусское племя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 5790

СообщениеДобавлено: Чт Дек 26, 2019 10:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Шоломич писал(а):
Да куда уж западней!???... - Cool
Русь-Руги-Рутены.


Условные Саксония, дания, фризия….
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти

заблуждающимся : Варяги - не викинги, русь, готландцы и англы - не шведы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шоломич
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.02.2011
Сообщения: 3927
Откуда: Златоглавая

СообщениеДобавлено: Чт Дек 26, 2019 10:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

хохотун писал(а):


Условные Саксония, дания, фризия….
Cool Ну дак покажи, как это сделал я!!!.. иначе это только фантазии!!!... Cool
_________________
Геты-Ятва.
R-Z280;Y33;Y2902;Y2910;Y35500.
"Pollexiani Getarum seu Prussorum genus"- Геты Полешане или Прусское племя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
хохотун
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.03.2012
Сообщения: 5790

СообщениеДобавлено: Чт Дек 26, 2019 10:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дык по десятому разу одно и тоже.... Crying or Very sad
_________________
комиксы - зло

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти

заблуждающимся : Варяги - не викинги, русь, готландцы и англы - не шведы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Пт Дек 27, 2019 8:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Майоров Анатолий Александрович
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ВЕРХОВСКОМ (ВЕРХНЕОКСКОМ) РЕГИОНЕ В VIII–XII ВВ.
...Основываясь на результатах доступных в настоящее время исторических и археологических исследований, можно выделить по меньшей мере пять значительных миграционных потоков, оставивших наиболее значительный след в истории Верховской историко-географической провинции.
В качестве первой значимой славянской миграции на территории бассейна Верхней Оки следует указать первичное расселение славян в течение VIII–IX вв. Их принадлежность к ромено-боршевской археологической культуре указывает как ми-нимум на культурную близость (вплоть до единства) северам (северянам), проживавшим южнее и имевшим тесные связи с волынцевской и салто-маяцкой культурой.
Вторым значимым эпизодом, по всей видимости, является отмеченное археологами переселение в регион с западного направления некоторого количества носителей дунайских и, вероятно, великоморавских культурно-бытовых традиций. В исторической памяти этот период, вероятно, отразился в виде зафиксированного летописями прихода, или «призвания», легендарного Вятко. Результатом этого процесса стал заметный рост численности населения и постепенный отход от более «степных» бытовых традиций роменской культуры. Хронологичские рамки этой миграции, вероятно, ограничены концом IX – серединой X в.
Третьим зафиксированным миграционным процессом следует полагать бегство северских и вятичских жителей Посемья и Верхнего Подонья от киевского завоевания в княжение Владимира Святославовича в самом конце X в. Результатом его стало увеличение числа носителей роменской культурной традиции среди жителей Верховской историко-географической провинции и, вероятно, активизация прежде вялой вятичской колонизации Средней Оки.
Четвертый эпизод, по всей видимости, связан с продолжением экспансии Рюриковичей на сохранявшие высокую степень автономности вятичские земли и прямо зафиксирован археологами в виде крупной организованной миграции носителей вятичской и северской культурных традиций в бас-сейн рек Москвы и Пахры во второй половине XI в.
В качестве пятой значимой миграции следует указать расселение жителей черниговской округи по территории вятичей, что получило свое отражение в распространении явно черниговской топонимики в восточной и южной части рассматриваемой территории. Процесс этот шел, по всей видимости, непрерывно и может быть хронологически обозначен XI–XII вв.
При всем разнообразии миграционных потоков, затрагивавших землю вятичей, в них просматривается общность основного направления переселенческого движения населения. Таким направлением было перемещение древних славян в наибольшей степени по линии с юго-запада на северо-восток. Об этом свидетельствуют письменные, археологические и лингвистические данные. Они показывают, что оформившееся направление продолжало оставаться дорогой для переселенцев и в последующие века.
Основными путями миграций крупных групп населения оставались, по всей видимости, речные
транспортные маршруты, находившиеся вне конкуренции с иными вариантами по объемам и грузоподъемности перевозимого.
Подавляющее большинство переселенцев относилось к славянским этническим группам, что обеспечило относительно высокую степень культурного и демографического взаимодействия прежних жителей территорий и пришлых мигрантов.
Итогом указанных миграционных процессов стало полное славянское освоение территории и формирование относительно однородного славянского населения Верховского региона.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS