Добавлено: Пн Фев 23, 2009 2:36 am Заголовок сообщения: Русская свадьба
"После венца". Свадьба. Русские. Тульская губ. 1902 г. Фонды РЭМ (Российский Этнографический Музей).
Перевозка приданого невесты в новый дом. Русские. Владимирская губ. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Символика русской свадьбы
В русской традиции свадебный обряд является наиболее последовательным воплощением символического языка культуры, реализацией и "материальных" - сиюминутных, и духовных устремлений этноса. Как ритуал свадьба оформляет и регламентирует создание новой семьи, а в перспективе обеспечивает смену поколений, продолжение жизни коллектива во времени.
Сватовство и девичник
Обычно выделяют три этапа свадьбы: досвадебный (сватовство, смотрины, рукобитье, девичник), собственно свадьба (свадебный поезд, венчание, свадебный стол, брачная ночь) и послесвадебный (обряды первого дня, гостьба).
Сватать обычно ездили вечером, лошадей украшали лентами, к дуге привязывали колокольчики. Резко повышалась знаковость поведения главных действующих лиц - через порог сваты перешагивали непременно правой ногой, садились на лавку вдоль половиц под матицу, заводили иносказательную речь, используя охотничью или торговую лексику.
После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, предметов, тщательно соблюдала пищевые запреты. Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубаху с длинными рукавами и закрывала лицо платком, что свидетельствовало о её символической смерти. По логике обряда, чтобы стать мужней женой, надо было избавиться от всего прежнего, девичьего. Девушке следовало как бы умереть ради новой жизни уже в качестве женщины с новым именем, новой прической, новой одеждой, новой семьей, в новом доме и новом окружении. Этот мотив во многом задавал особый драматизм русской свадьбе. Для жениха подобные изменения в поведении после свадьбы были не столь актуальны.
В цикл довенчальных обрядов входили: рукобитье (заручины, пропой), смотрины, девичник (плаканье), где происходил обмен дарами и угощением. Важнейшим символом этих обрядов являлась девичья красота (воля), с которой невеста прощалась накануне венчания на девичнике. Девичник представлял собой целый комплекс обрядовых действий, включающий расплетание косы, мытье невесты в бане, а также изготовление и уничтожение или передачу подруге красоты - символа девичества, воплощенного в косе, кудели, деревце, венке, платке или ленте.
Венчание и свадебный пир
Кульминацией свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника. Церковное венчание придавало браку юридическую силу. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.
Следовавший за венчанием свадебный пир являлся формой общественного признания и одобрения брака. На севере России и в центральных районах застолье устраивалось в доме молодого сразу после венчания, на юге - сначала в доме невесты проводили санкционирующие обряды, и только после этого свадьба переносилась в дом молодого. Молодых усаживали за стол на лавки, покрытые шубами, чтобы "жизнь была богатой". Как правило, молодые за столом ничего не ели, гости пели песни и величали новобрачных.
Первая брачная ночь и отводины
Один из главных обрядов свадьбы, символизирующий переход жениха и невесты в новую социовозрастную группу, была брачная ночь. Переходный характер обряда обусловил жёсткую регламентацию поведения новобрачных и их окружения. Брачная ночь обычно происходила после венчания в доме жениха в начале, в середине или в конце свадебного застолья. Место брачного ложа - холодная горница, подклеть, сени, чулан, баня, амбар, хлев, летняя постройка. Оно характеризуется "пограничностью" расположения (не изба, но и не улица) и отражает своеобразие положения молодых - уже муж и жена, но брачная ночь ещё впереди.
Постель, привезённую в дом жениха вместе с приданым, стелила свекровь, золовка или сваха невесты - постельная сваха. В постель подкладывали растения, обладающие семантикой плодородия - ржаные снопы, солому, овёс, хмель. Чтобы уберечь молодых от сглаза, брачное ложе обходили с рябиновой веткой, под постель помещали ухват, кочергу, сковороду, под головы клали кнут. Во время свадебного угощения молодых уводили спать. В разных губерниях это делали женщины, дружка или крестная мать жениха. На Русском Севере при этом разметали веником дорогу, а дружка ударял плетью по дверям и постели. Молодых с иконой провожали сваха с дружкой или гости. Повсеместно совершался обряд обогревания постели, когда брачное ложе занимали золовка, брат невесты или жениха, счастливая пара молодожёнов, дружка или девочки, у которых нужно было выкупить постель полотенцем, лентами, водкой, деньгами.
По первой брачной ночи определяли характер семейных отношений молодоженов в будущем. Здесь любой жест или произнесенное слово приобретали магическую силу. Так, перед укладыванием в постель молодая, признавая за мужем главенство в семье, должна была разуть жениха. За это она получала деньги, спрятанные в сапоге. Иногда и муж за деньги должен был разуть невесту. Сваха и дружка раздевали сначала молодого, потом молодую и укладывали их в постель с пожеланием здоровья. Примечали, кто первый разуется или ляжет в постель, или кто первый встанет, тот будет главенствовать в семье. Иногда невеста клала на подушку серьги и просила мужа отнести их на стол: если муж сделает, как она просит, то жена будет главной в семье.
Будили молодых обычно дружка, сваха или свекровь производимым шумом: гремели сковородками, кричали, звонили в колоколец, били горшки с горохом или деньгами, при этом произносили пожелание: "Сколько кусочков, столько и сыночков".
Важным моментом являлась проверка девственности невесты - осматривали постель, сорочку, спрашивали молодого: "Лед ломал или грязь топтал?"; следили за тем, как ведёт себя жених за столом. Если он пробовал в стакане с вином дно вилкой или пил красное вино, это означало, что молодая была невинной, в противном случае жених разбивал стакан или требовал белого вина.
После брачной ночи следовали очистительные обряды - устраивалась свадебная баня для молодых или их просто окатывали водой. Эти обряды были ориентированы на возвращение молодых к жизни, включение их в новую социальную структуру. Конец свадьбы как особого состояния для всех её участников знаменовался отводинами - совместным посещением молодыми родителей и взаимным угощением.
приднестровец
"Лед ломал или грязь топтал?" - неделикатно это по отношению к невесте.Как и действия с вином.Так что Магду можно понять _________________ Sic itur ad astra
Dagaz
да честно говоря, вовсе не это меня отталкивает. Меня просто поражает, что каждый шаг людей, даже там казалось бы,где место только двоим, регламентируется с такой педантичностью обществом,обычаями.
Но скорее всего,это для меня дико,а в то время, каждый обычай имел значение, смысл, значит нужно было его соблюдать. Другое мировосприятие, другая система.
И вообще по описанию такой свадьбы, я думаю, это пытка была для молодоженов _________________ Я возьму свое, там где увижу свое.
magda
я тоже так думаю.Но тогда был общинный строй,за каждым человеком следило общество,поэтому и вся эта обрядность имела столь важное значение.Совершение обрядов носило юридический характер,только после этого новая семья официально признавалась обществом.Свадьба была одним из т.н. переходных обрядов,после которого человек получал новый социальный статус.Всего таких обрядов было 5:рождение,переход в отрочество,совершеннолетие,свадьба и похороны _________________ Sic itur ad astra
бессмысленность и беспощадность) серьезно. Отчаянная пьянка. Где-то в подкорке у русских людей видимо сидит, что на свадьбе надо так нажраться, чтобы и через 10 лет было, что вспомнить. И обязательно подраться, да.. И еще вот это бессмысленное следование "традициям",чисто формальное - с выкупом невесты и тп. Это только оскорбляет эти традиции, на мой взгляд. Никто не понимает зачем нужно,какой смысл вкладывается во все, просто делают для галочки, чтобы не хуже, чем у других было... ужас.
А у вас есть хорошие впечатления от свадеб? может, мне просто не повезло=) _________________ Я возьму свое, там где увижу свое.
ну мне довелось побывать на протестантской свадьбе(двоюродный брат - протестант),все было без нажираловки и драк,но весело _________________ Sic itur ad astra
Где-то в подкорке у русских людей видимо сидит, что на свадьбе надо так нажраться, чтобы и через 10 лет было, что вспомнить. И обязательно подраться, да..
сколько был на свадьбах, в том числе и на собственной, всё было отлично, все были русские.Драк не было.
Меньше ТВ наверное надо смотреть.
Семьи раньше были здоровее что ли, а щас куда не плюнь всюду личность, а приглянись дети,одевающие взрослую одежду.
Кругом одни интеллигенты. По-моему свадьба без драки проигрывает. Сидеть строить друг другу глазки и слушать бред? Может сразу в церкви стол накрыть и попа/комиссара за тамаду?
сколько был на свадьбах, в том числе и на собственной, всё было отлично, все были русские.Драк не было.
Меньше ТВ наверное надо смотреть.
Семьи раньше были здоровее что ли, а щас куда не плюнь всюду личность, а приглянись дети,одевающие взрослую одежду.
Для справки: я тв вообще не смотрю. Мои суждения основаны на моем личном опыте и рассказах друзей/знакомых.Конечно, такая точка зрения и не претендует на объективность. Это всего лишь точка зрения _________________ Я возьму свое, там где увижу свое.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах