Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Восточное влияние на вооружение Речи Посполитой
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 2:09 pm    Заголовок сообщения: Восточное влияние на вооружение Речи Посполитой Ответить с цитатой

Восточное влияние на вооружение Речи Посполитой особенно заметно на примере подразделений, называвшихся товарищами панцерными. Они выросли из созданных в конце XVI в. отрядов козаков на службе польской короны и первоначально назывались в Польше черемисами, а в Великом княжестве Литовском – пятигорцами (от «пятигорских черкас» – черкесов). В коннице РП они занимали второе по значению место после гусар. Товарищи панцерные набирались в основном из средней и мелкой шляхты и делились на подразделения (хоругви панцерные) по 60-200 человек. Со второй половины XVII в. они составляли 60-70% королевской конницы РП. В результате реформ 1776 г., как и гусары, товарищи панцерные были преобразованы в народную кавалерию.

Реконструкция вооружения товарища панцерного



Хевсуры в традиционном грузинском вооружении





Товарищ панцерный



Ротмистр панцерный



Вооружение товарищей панцерных





Шлем товарища панцерного - мисюрка





Наручи товарища панцерного - карваши



Щит товарища панцерного - калькан



Сумка товарища панцерного - калета



Плетка товарища панцерного - ногайка



Сабля товарища панцерного



Современные польские реконструкторы в вооружении товарищей панцерных









Традиционное грузинское вооружение

Грузинский доспех абджарис



Грузинский шлем чачкани



Грузинский шлем с наручами дидгори



Грузинский щит с саблей фангули

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vraatyah
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 1838

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 5:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Великолепный материал, спасибо! Сарматская честь + грузинская экипировка = круто!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 6:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

а вот наши:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Folkvald
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.03.2008
Сообщения: 1759
Откуда: Где небес лазурь разрывает сердца

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 6:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Новый солдат 158 - Армия Польши. Часть 1. 1569-1696
http://www.infanata.org/2007/11/06/novyjj-soldat-158-armija-polshi.-chast.html
Новый солдат 159 - Армия Польши. Часть 2 (1569-1696)
http://www.infanata.org/2007/12/20/novyjj-soldat-159-armija-polshi.-chast.html
Польские крылатые гусары 1576-1775 гг.
http://www.infanata.org/2007/07/09/polskie_krylatye_gusary_15761775_gg.html

Вообще, среднеазиатское персидское влияние характерно и для Руси. Причем во все периоды средневековья. Сфероконический, "русский" шлем имеет восточное происхождение.
В Московской же Руси:
Изменилось и холодное оружие, так как развитие военной техники и появление новых тактических приемов вынуждало мастеров-оружейников учитывать эти обстоятельства в своей работе. Усовершенствовалось, став более единообразным, оружие не только пехоты, но и конницы. В конце XVI и особенно в XVII вв., наряду с сохранением популярных на Руси восточных (турецких и персидских) образцов холодного вооружения, постепенно начал использоваться опыт европейских производителей «белого» оружия.
На протяжении всего изучаемого периода широкое распространение в русском войске имел лук с налучником и колчан со стрелами – саадак, остававшийся общепринятым оружием поместной конницы XV-XVI, а отчасти и XVII в. Ричард Ченслер писал, что русские «всадники – все стрелки из лука, и луки их подобны турецким».
В эпоху предшествующую появлению огнестрельного оружия, сабли были распространены в большей степени. В Московском княжестве процесс перехода от прямого клинка к сабле начался в XIV в., воины южных русских княжеств стали использовать это оружие гораздо раньше. В XV-XVII вв. на Руси использовали в основном булатные сабли восточного (турецкого и персидского) образца с несколько искривленным лезвием. При этом конные воины предпочитали иметь на вооружении легкие сабли персидского типа, а стрельцам выдавались более тяжелые и широкие сабли турецкого образца.
На вооружении конницы в качестве дополнительного вооружения оставались и метательные дроты – сулицы. Как об оружии русской кавалерии о них упоминал Александр Гваньини, отметивший, что короткие дротики московитов непохожи на венгерские и польские.
Головы служилых людей предохраняли «шеломы» или русские «шишаки», с характерными плавными контурами и высоким навершием («шишом»), а также «мисюрки», состоявшие из небольшого металлического назатыльника с крепившейся к нему кольчужной сеткой. Обычные шишаки и мисюрки имели «бармицы» - кольчужные сетки, закрывавшие лоб, щеки и затылок бойца. Среди боевых наголовий того времени встречаются восточные образцы. Гораздо реже употреблялись европейские шлемы. Из 92 «железных шапок», имевшихся в 1599 г. у Бориса Федоровича Годунова, 68 было московской работы, 20 – восточных и только 4 – литовских.
В.Волков "Войны и войска Московского княжества".
_________________
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33244

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 6:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
Восточное влияние на вооружение Речи Посполитой особенно заметно на примере подразделений, называвшихся товарищами панцерными. Они выросли из созданных в конце XVI в. отрядов козаков на службе польской короны и первоначально назывались в Польше черемисами, а в Великом княжестве Литовском – пятигорцами


...современники утверждали, что воинов ВКЛ нельзя отличить от турок...


Folkvald писал(а):
Вообще, среднеазиатское персидское влияние характерно и для Руси. Причем во все периоды средневековья.


Для Литвы.

В Россию восточные веяния шли не с востока, а с Запада, как импорт из Польши-ВКЛ, под видом западных традиций.

"Любопытно, что в период смуты и воин, связанных со лжедмитриями, русские уже совершенно иначе относились к литовцам, чем при Альгирдасе. Мы и ассоциировались и фактически являлись захватчиками. А костюм, который в это время носили литовцы и поляки, назывался «польским» (хотя был сарматским) и не вызывал у русских никаких ассоциаций, связанных с восточными прототипами бывшего общего одеяния. Напротив, утопающая в архаике Россия воспринимала такой костюм как очень новомодный, притягательный и достойный подражания. Такой «западный» импульс воздействовал возбуждающе и обновляюще: появилась потребность брить бороды, носить «польский» костюм, осваивать европейский быт и культуру7.
Так Восток взирал на несколько «озападнившийся», бывший общий восточный костюм. Тогда как для Запада тот же костюм казался весьма чужим, чуждым, даже пугающим"

http://www.istorija.lt/html/guzeviciute2006_reziume.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Folkvald
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.03.2008
Сообщения: 1759
Откуда: Где небес лазурь разрывает сердца

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 7:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Для Литвы.

Для всей Восточной Европы. По крайне мере в военной сфере совершенно однозначно.
_________________
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 7:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

любопытно, что граница между западным и восточным оружием не совпадает с границей католики - православные. Да и с одеждой та же история.
зы, по оружию вообще и особенно западноевропейскому очень рекомендую П.П. фон Винклер. Оружие.
(автор - русский остзейский барон Улыбка )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mordred
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 2766
Откуда: Oesterweg

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 8:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

mike117 писал(а):
любопытно, что граница между западным и восточным оружием не совпадает с границей католики - православные.

Интересно, сарматизм присущ всем славянам?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
приднестровец
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 04.02.2008
Сообщения: 2708
Откуда: Белебей

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 8:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mordred
а что , у русских он встречается?
_________________
http://www.youtube.com/user/ujhltw
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mordred
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 2766
Откуда: Oesterweg

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 8:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

приднестровец писал(а):
а что , у русских он встречается?

В геополитическом смысле, в какой-то мере встречается.
Сюда можно отнести популярную теорию южного (степного) происхождения Руси (Русский каганат и т.п.).

В материальной культуре - как было сказано выше, как польское "западное" заимствование.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 8:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mordred писал(а):
Интересно, сарматизм присущ всем славянам?

во всяком случае интересно, что это нечто домонгольское, граница скорей совпадет с границей между русско-польской популяцией и западными.
зы, поляки будут в ужасе, когда осознают, что с нами генетически совпадают Смеется
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 8:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mordred писал(а):
Сюда можно отнести популярную теорию южного (степного) происхождения Руси (Русский каганат и т.п.).

я бы сказал, тут вопрос появления славян вообще в среде братских балтов (каковые, понятно, Балтики сроду не видели).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 10:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Черкесские доспехи







Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Фев 23, 2009 11:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

mike117 писал(а):
а вот наши:


Наши в 17-м веке:









Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Яромир
Флудер

   

Зарегистрирован: 30.05.2008
Сообщения: 218
Откуда: Окраїна

СообщениеДобавлено: Вт Фев 24, 2009 12:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хевсуры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах.[1] Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр.

Антропологически Хевсуры выше среднего роста, мезеокефалы (так в тексте!!!) с голубыми, порой, серо-зелёными глазами и светлорусыми волосами.

В 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего многие высокогорные деревни опустели.

Основные занятия хевсуров — разведение крупного рогатого скота, овцеводство и земледелие: возделывание злаковых культур.[1]

Хевсуры мастерски обрабатывают шерсть: ткут ткани и вяжут носки. Кроме того развиты ремёсла вышивки, резьбы по дереву, златокузнечество.[1]


Происхождение
Существует основанная на записях российского этнографа Арнольда Зиссермана гипотеза, согласно которой хевсуры — потомки подвергшихся сильному грузинскому влиянию западноевропейских крестоносцев, осевших в этих краях. О тесных контактах грузин с западными крестоносцами в XII—XIII вв. существует множество свидетельств; материальная, социальная и религиозная культура хевсуров действительно сильно напоминает средневековую западноевропейскую: даже в XX веке мужчины-хевсуры носили кольчуги и прямые мечи, их одежда, а также флаги были украшена крестами, себя же они считали постоянными членами священной армии грузинских царей.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%83%D1%80%D1%8B
По этой ссылке еще четыре фото хевсуров. Так что мы можем говорить скорее об обратном европейском влиянии, через православные и, отчасти, белые народы Кавказа, а не о чистом азиатском военном стиле.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Вт Фев 24, 2009 3:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Яромир писал(а):
Существует основанная на записях российского этнографа Арнольда Зиссермана гипотеза, согласно которой хевсуры — потомки подвергшихся сильному грузинскому влиянию западноевропейских крестоносцев, осевших в этих краях. О тесных контактах грузин с западными крестоносцами в XII—XIII вв. существует множество свидетельств; материальная, социальная и религиозная культура хевсуров действительно сильно напоминает средневековую западноевропейскую: даже в XX веке мужчины-хевсуры носили кольчуги и прямые мечи, их одежда, а также флаги были украшена крестами, себя же они считали постоянными членами священной армии грузинских царей.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%83%D1%80%D1%8B
По этой ссылке еще четыре фото хевсуров. Так что мы можем говорить скорее об обратном европейском влиянии, через православные и, отчасти, белые народы Кавказа, а не о чистом азиатском военном стиле.


Хевсуры к западноевропейским крестоносцам никакого отношения не имеют, да и не о них речь. Комплекс вооружения товарищей панцерных был распространен на огромной территории, вплоть до Индии, и имеет восточное, азиатское происхождение.

Діаріуш (щоденник) шляхтича М'ясковського, дає цікаві звістки про 2-гий день битви під Берестечком, коли загони магнатів та посполитого рушення вступили в бій з татарами. Так одна фраза мабуть допоможе і в темі про татарський костюм. Увага пише учасник та очевидець:

Цитата:
І так все переплуталось, що не можна було відрізнити поляка від татарина, а наші прапори розминались з татарськими бунчуками." "Наші не знали кого бити, хіба турків яких було 5000 і яких можна було розрізнити по тюрбанах"!!!

Про що це нам каже? Польські панцерні, посполите рушення одягнене в панцерні "стайл" та татари виглядали настільки схоже, що не могли розрізнити один одного. І це пише очевидець, прямий учасник бою.

http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=1579
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Яромир
Флудер

   

Зарегистрирован: 30.05.2008
Сообщения: 218
Откуда: Окраїна

СообщениеДобавлено: Вт Фев 24, 2009 4:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Турки под Берестечком LOL LOL LOL LOL
Татары были, но большинство участников битвы с непольской стороны - украинские казаки. Не думаю, что доспехи казацкой знати сильно отличались от польской.
А І так все переплуталось, що не можна було відрізнити поляка від татарина, а наші прапори розминались з татарськими бунчуками, может свидетельствовать о том, что антротип татар мог не сильно отличаться от польского/русинского. Правда данное утвержение спорно, в пылу боя не всегда можно быстро соориентироваться по лицу, хотя с другой стороны, мисюрка оставляет это же лицо открытым.
А по хевсурам: гипотеза на то и гипотеза Very Happy . Но вышеописаный тип доспеха занесли на территорию Речи Посполитой явно не кавказцы Смеется
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Вт Фев 24, 2009 4:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis, вы не могли бы дать ссылку или название этой работы по русскому вооружению? На этих картинках очень интересно наблюдать одновременно польское, испанское (м.б. через Нидерланды) и монгольское влияние. И, на ваш взгляд, у поляков был период прямого меча? И когда? На Руси были скандинавские моды какое-то время, интересно понять, что было общим для славян до влияний. Кстати, как-то писал, на Руси 10-11-х веков была в ходу скандинавская технология трехслойных ножей - мягкие обкладки и тонкий закаленный сердечник (легко можно заточить о любой камень, да оно и само точится), потом это полностью исчезло.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2009 1:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Это оружие, принесенное из Центральной Азии волной венгерских переселенцев, попало в Европу к IX в. Историкам известен "Меч Аттилы", он же "Меч Карла Великого", изготовленный венгерским оружейником в IX в., попавший в императорскую оружейную. Это не первый однолезвийный клинок Европы; известны также и гуннские мечи, более примитивного дизайна и почти без изгиба. Однако, именно сабля венгерского образца, со слабым изгибом клинка и сильным изгибом рукояти, стала основной саблей восточной Европы в раннем Средневековье.

обычно говорится о близости венгерского и польского оружия в раннем средневековье, но интересно, как дела обстояли еще раньше. На Руси ибн Фадлан упоминает в это же время мечи франкского образца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2009 2:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

mike117 писал(а):
Aquila Aquilonis, вы не могли бы дать ссылку или название этой работы по русскому вооружению?


Журнал "Цейхгауз", разные номера.

mike117 писал(а):
На этих картинках очень интересно наблюдать одновременно польское, испанское (м.б. через Нидерланды) и монгольское влияние. И, на ваш взгляд, у поляков был период прямого меча? И когда?


До 15-го века, насколько я понимаю.

mike117 писал(а):
На Руси были скандинавские моды какое-то время, интересно понять, что было общим для славян до влияний. Кстати, как-то писал, на Руси 10-11-х веков была в ходу скандинавская технология трехслойных ножей - мягкие обкладки и тонкий закаленный сердечник (легко можно заточить о любой камень, да оно и само точится), потом это полностью исчезло.


Да, вроде как трехслойные ножи были характерной принадлежностью культуры сопок.

Еще наши в 17-м веке





У конника вооружение похожее на товарищей панцерных.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2009 4:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
Журнал "Цейхгауз", разные номера.

спасибо!
Aquila Aquilonis писал(а):
До 15-го века, насколько я понимаю.

впечатление, что у поляков оружие западноевропейского типа было по классовому признаку и долго, в отличие от Руси, где общая франко-скандинавская мода сразу для всех сменилась на восточную. В общем и целом, западное оружие было очень (чрезвычайно, см. Винклера) разнообразным и довольно непрактичным (крестьяне пашут, а кучка баронов выясняет отношения по понятиям, для больших пространств и войн это не очень). По славянам раньше 9-го века я пока ничего не нашел вразумительного.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Folkvald
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.03.2008
Сообщения: 1759
Откуда: Где небес лазурь разрывает сердца

СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2009 4:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
в отличие от Руси, где общая франко-скандинавская мода сразу для всех сменилась на восточную.

На Руси никогда не было франко-скандинавской моды. Само воинское снаряженииие древнерусского дружинника отражало смешение разных стилей. Мечи - каролинги(к Скандинавии прямого отношения не имеющие), восточные сферо-конические шлемы, общеевропейские круглые и миндалевидные щиты, кольчуги. В Московской Руси то же самое. Азиатские мисюрки и тягиляи, восточные сабли, вкупе с итальянскими салетами. На войне берут самое лучшее ,и о происхождении особо не задумываются.
_________________
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
дыня
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 22.02.2009
Сообщения: 2955
Откуда: Липецк

СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2009 8:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

///

Последний раз редактировалось: дыня (Вт Июн 09, 2009 7:00 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike117
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2008
Сообщения: 817

СообщениеДобавлено: Чт Фев 26, 2009 5:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Folkvald писал(а):
На Руси никогда не было франко-скандинавской моды

имелась в виду хрестоматийная замена щитов скандинавской формы на круглые после батыева погрома, и прямых мечей на сабли. Ну и про скандинавские ножи-трехслойки на Руси, я бы тоже не забывал. Во всем остальном я вполне с вами согласен (Русь находилась на пересечении разных влияний и т.п.). Второй момент: речь шла о том, что поляки, будучи ближе к Европе, могли подвергаться восточному влиянию в общем больше, чем Русь (или сохранять восточные следы). Вот это интересно. А еще интересней, что там было со славянами раньше 9-го века.
Думаю, интересный материал по взаимоотношениям варягов и Руси:

Цитата:
Что касается наконечников копий, то среди огромной массы местных изделий угадываются несколько форм, имеющих североевропейский адрес. Таковы прежде всего наконечники ланцетовидной формы, 83 экземпляра которых у нас датируют 900- 1050 гг. Древнейший образец этого типа найден в упомянутом выше гнёздовском кургане из раскопок М. Ф. Кусцинского. Он снабжен дамаскировкой лезвия и стрельчатыми вырезами на тулье. Таких наконечников во всей Европе зарегистрировано 12 экз., датируются они VIII-IX вв. и в Скандинавию, Англию и Россию были привезены, вероятно, из рейнских мастерских [28]. Считают, что ланцетовидные наконечники сложились в Франкском государстве в VII-VIII вв. и вскоре были переняты викингами, использовавшими их в качестве основного типа боевого копья. Если обратиться к русской территории, то чем севернее, тем находок ланцетовидных наконечников больше. В курганах Юго-Восточного Приладожья они преобладают. Решающее значение в распространении этих форм сыграла, очевидно, близость и контакты Руси с северными странами. Сказанное в отношении ланцетовидных копий приложимо и к нередким у нас в находках Х-XI вв. ланцетовидным стрелам.


Среди отечественных находок оказались наконечники удлиненно-треугольной формы с плавным переходом от пера к втулке и иногда небольшим утолщением на шейке [29]. Такие образцы широко опознаны в Европе под наименованием типа М по Я. Петерсену. Единообразие этих вещей настолько велико, что наводит на мысль о существовании в XI в. их стандартной серии, выпущенной немногими, возможно, прибалтийскими производящими центрами, или об умелом подражании в некоторых странах изделиям лучших мастерских. Изучение наконечников копий, найденных в странах Балтийского бассейна, показало, что в IX-XII вв. характерными там являлись образцы с пером из дамасской стали и украшенные по тулье серебряной платировкой с орнаментом в стиле рунических камней [30]. Hа территорию Руси эти изделия, как правило, не проникали. Исключением оказались два наконечника XI в. с пером продолговато-яйцевидной формы, обнаруженные на Гдовщине и Черниговщине, и судя по их орнаментации, привезенные с Готланда. Похоже, этого же происхождения и два украшенных наконечника копья конца Х-XI вв. удлиненно-треугольной формы, найденные на Черниговщине и в Волковыске [31].

Влияние скандинавского колющего оружия на славянскую Восточную Европу в целом было незначительным и сколько-нибудь ощущается лишь к концу эпохи викингов, когда на Руси усиленно внедрялись такие образцы, как пики. Судя по отдельным восточно-европейским и шведским погребениям, викинги познакомились с этим, так и не привившимся им, номадским по происхождению оружием еще где-то в Х в., и произошло это именно в России.

В отношении топоров можно назвать две формы, проникшие на Русь с Севера и Северо- Запада. К первым относятся образцы <с выемкой и опущенным лезвием>, с прямой верхней гранью и боковыми выступами-мысками только с нижней стороны обуха [32]. Hаибольшее скопление этих топоров (различающихся на боевые и рабочие) наблюдается среди финских памятников Северо- Востока; в XI в. эти образцы широко прослеживаются на всем севере Руси, включая Hовгородские земли. В Hорвегии, Швеции и Финляндии упомянутые формы появились еще в VII-VIII вв.

Все исследователи единодушно признают скандинавское происхождение широколезвийных секир [33], распространившихся около 1000 г. на всем севере Европы. Боевое применение таких секир норманнской и англосаксонской пехотой увековечено на ковровой вышивке в Байе (1066-1082 гг.). В период своего расцвета, в XI в. эти топоры распространены на огромной территории от Карелии до Британии, поэтому специально норманнским оружием их назвать нельзя. Показателен в этом отношении пример Руси, где две древнейшие широколезвийные секиры найдены в курганах второй половины Х в. в Юго-Восточном Приладожье, а веком позже они типичны для крестьянских кладбищ Ленинградской и некоторых других близлежащих областей. Hаходки северных по облику топоров и копий в памятниках XI в., т. е. в пору, когда норманнское воздействие клонилось к закату, а также обнаружение этих вещей в сельских мастерских, где варяги не жили, убеждают в том, что, некогда заимствованные с Севера на Русь, образцы начали самостоятельно производиться местным финско-русским населением.

Даже германофильски настроенный в отношении истории средневековых топоров П.Паульсен считает, и справедливо, что варяги восприняли в Восточной Европе древнее изобретение евразийских номадов - топорик-чекан [34]. В Киевском государстве чеканы нашли свою вторую родину и отсюда в Х-XI вв. распространялись в страны Центральной и Северной Европы. Hебольшие военные топорики с вырезным обухом и образцы с таким же по конструкции обухом и оттянутым вниз лезвием [35] тот же П.Паульсен называет северо-балтийскими. Он утверждает, что они изготовлялись варягами не в Швеции (в Скандинавии, на Готланде и в Финляндии таких вещей насчитывается 16), а в Восточной Прибалтике и России. Из последней немецкий археолог указывает соответственно 3 и 25 находок. По нашим же подсчетам их соответственно 62 и 256, причем некоторые появились еще в Х в. и, насколько можно судить, являются наиболее ранними европейскими находками данного рода. Распространение и хронология этих топоров склоняют рассматривать их восточноевропейскими и уже - русскими по изобретению типами, которыми среди прочих воспользовались и варяжские наемники.

http://bladeist.ru/page-id-88.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Senazhenski
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 309
Откуда: Смaргонь

СообщениеДобавлено: Пт Фев 27, 2009 3:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ja dymau nemnogo v temy Улыбка

Армянская душа белорусских поясов


Неисповедимы пути-дороги исторических культурных связей. Кто бы мог подумать, что наши соотечественники внесли свой ощутимый вклад в белорусский национальный костюм! Однако это действительно так. Этому интереснейшему феномену посвятила свое исследование минский искусствовед Ирина Скворцова. Отрывок из него явится для многих приятной неожиданностью.

Так называемым “кунтушовым” слуцким поясам принадлежит одно из самых замечательных мест в истории белорусского искусства. В XVII-XVIII веках они были неотъемлемой частью национального мужского аристократического костюма.
Производство кунтушовых поясов в Речи Посполитой было налажено на протяжении XVIII — начала XIX веков усилиями короля Станислава Августа Понятовского (1764-1795) и виднейших представителей аристократии. В Несвиже и Слуцке, Гродно и Ружанах, Кобылках и Липкове, Кракове и Корце, в ряде других городов и местечек заработали мануфактуры-”персиярни”.
Самой прославленной среди них уже к 1770-м годам стала Слуцкая мануфактура. Слуцкие пояса задали высочайший уровень художественного мастерства, они воспринимались как эталон. Их название уже в XIX веке стало нарицательным, а в ХХ столетии кунтушовые пояса были объявлены одной из “визитных карточек” художественной культуры Беларуси, Польши, Украины, Литвы — стран, входящих в состав Речи Посполитой.
В свете особого значения этих памятников искусства важно подчеркнуть чрезвычайно серьезный важный вклад в их создание армянских мастеров, участие которых было определяющим для направления последующей эволюции.
Мода на длинные, широкие, шелковые узорчато тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов. Этот генеалогический миф получил распространение после Люблинской унии 1569 г., которая объединила в одно государство Корону Польскую и Великое княжество Литовское.
Многие античные авторы, например, Геродот, упоминали о непобедимости сарматов, которые в V-IV веках до н.э. действительно жили в Северном Причерноморье. Увы, никакого отношения к сарматам белорусская и польская шляхта не имела. Это, однако, не помешало создать предание о военном походе сарматов на будущие территории Речи Посполитой.
Под воздействием легенд, широко распространенных в государстве в XVI-XVIII веках, представители верховного сословия страны стремятся во всем быть похожими на “славных предков”.
Поверхностные представления о быте “предков” и достаточно тесные контакты с Османской империей вели к ошибочной подмене всего “сарматского” материальной культурой Востока, что способствовало быстрому распространению моды на ориентализм.
Из Османской империи и Персии в Речь Посполитую целенаправленно везут оружие, украшения, керамику, ткани, одежду — чтобы дом и костюм “современного сармата” напоминал дом и костюм “сармата древнего”. Чем богаче был шляхтич, тем сильнее его одежда напоминала костюм восточного вельможи. Одеваться иначе становится недостойным настоящего аристократа. Показателями общественного статуса шляхтича были должность, которую занимали он сам или его предок, и предметы искусства, которые подтверждали древность и заслуги рода. Нарушителя сословного имиджа, особенно если он принадлежал к мелкой шляхте, могли оскорбить сомнением в знатном происхождении, объявить “хлопом” и лишить шляхетства.
Даже выборные короли Речи Посполитой от Стефана Батория (1576-1586) до Яна III Собесского (1674-1696), стремясь избежать “профанации” и подчеркнуть свое единство с аристократическим сословием, одевались в “сарматском” восточном стиле и приказывали изображать себя так на большинстве портретов.
В составе восточного костюма в Речь Посполитую приходит кунтушовый пояс. Шелковые узорчатые пояса в большом количестве импортируют из Персии, Османской империи, даже Китая и Индии. Торговля идет через Галичину, которая издавна была экономически развитой областью и вела торговлю с Востоком. Ведут ее главным образом купцы-армяне.
Уже в XI веке армянские переселенцы появились в Киеве, с XII века армяне начали селиться в Галичине, особенно во Львове — первая волна миграции была связана с падением царства Багратидов, с захватом и разграблением сельджуками древней столицы Ани. Миграция XIII века была вызвана монгольским нашествием, в это время появились первые армянские поселения в городах Волыни и Подолии. Внушительный приток армян был связан с падением Киликийского царства в 1375 году. Ровно через сто лет, с захватом крымской Кафы (Феодосии) турками и татарами, большое число тамошних армян пополнили ряды своих соплеменников в Речи Посполитой. В самом начале XVII века армяне находили здесь спасение от османско-персидских войн, жестоко опустошавших их родную страну, и без того уже разоренную завоевателями. Главные армянские колонии существовали во Львове, Каменец Подольском, Луцке, Замостье, Язловце, Станиславе, Баре, Бродах, Жванце. Заинтересованные в развитии торговли и ремесел короли и крупные магнаты Речи Посполитой предоставляли армянам привилегии, даровали статусы самоуправления. Армянские купцы вели практически всю торговлю Речи Посполитой с Востоком.
Одним из крупнейших предприятий, ввозивших с Востока пояса, был торговый дом армян Никоровичей. В своей деятельности они были тесно связаны с Персией и Османской империей, имели отделения не только в Варшаве и Львове, но и в Стамбуле — они напрямую сотрудничали с тамошними мастерскими, принадлежавшими армянам, туркам, грекам, татарам. Ввозимая Никоровичами продукция была рассчитана на разные финансовые возможности покупателей — и магнатов, владельцев огромных латифундий, и мелкой шляхты.
Самыми дорогими были так называемые “литые”, или “богатые”, пояса, изготовляемые из шелковых и золотых или серебряных нитей. Они могли стоить до пятисот дукатов, а один дукат равнялся примерно трем золотым рублям.
Своей необычной, яркой красотой, богатством материала и изяществом узора восточные пояса вызывали благоговейное удивление и восхищение у жителей Речи Посполитой. “Персидский пояс... имеет в длину локтей десять, в ширину — локтя три, он грубый, как французское сукно, и плотный, как пергамент. Он выткан из серебряной или золотой нити, или на одной стороне с серебряной, а на другой с золотой, его украшают разноцветные шелковые цветы. Такие пояса не носили с костюмом, а использовали для украшения шляхетского гардероба и в качестве подарков...” — писал Ежи Китович.
Однако большинство восточных поясов были слишком длинными и широкими для принятого в Речи Посполитой способа их ношения, который отличался от восточного. Белорусский или польский шляхтич, сложив пояс по ширине напополам, несколько раз оборачивал им талию и заправлял так, чтобы декоративные концы свободно свисали вниз. В странах Востока пояса предварительно скручивали (нередко по два или по три вместе) и, обернув ими талию, выкладывали концы спереди в большую “шишку”. Именно армянские ткачи Стамбула первыми обратили внимание на это и стали вносить в восточный пояс изменения в соответствии со вкусами белорусских и польских покупателей.
На мануфактурах, принадлежавших армянам Якубу Пиатровичу, и наладили выпуск поясов, предназначенных специально для ввоза в Речь Посполитую. Они были почти наполовину уже и значительно короче классических восточных. Но самое главное — все пояса были двухсторонними, т.е. не имели оборотной стороны.
Производимые пояса мастера отмечали сигнатурами: на концах тканей вместо части орнаментальной каймы ткались слова: “Якуб Пиатрович/Константинополь” или же “Эвон Миконович/Константинополь”. Адаптированная форма фамилий и имен, а также традиционное христианское название города свидетельствует, что пояса предполагалось продавать не на турецком рынке, а именно в Речи Посполитой. Так армянскими ткачами был начат процесс создания самобытного типа белорусского кунтушового пояса.
Безусловно, на белорусских землях существовали традиции узорчатого ткачества, однако технологические приемы были довольно простыми. Для производства кунтушовых поясов восточного типа знаний местных мастеров не хватало. Не подходили оборудование и сырье. Фактически для организации “персиярни” нужно было привезти на Беларусь шелк, золотые и серебряные нити, восточные станки (вывоз из Османской империи некоторых из них, например, магелов, был запрещен под угрозой смертной казни), а также пригласить иностранных художников для разработки подготовительных эскизов и мастеров, знакомых с технологией.

В первой половине XVIII века во владениях отдельных магнатских родов Речи Посполитой были основаны мастерские по производству кунтушовых поясов. Особую известность получила первая мастерская, возглавлял которую выходец из Османской империи армянин Доминик Миссиорович.
Здесь продолжается начатая стамбульскими армянами трансформация восточного пояса. Наряду с декоративными композициями армянских стамбульских поясов используются и наиболее популярные мотивы персидских и собственно турецких тканей. Среди изделий предприятия были даже “литые” пояса, специальный станок, необходимый для производства которых — магел, Миссиорович вывозил из Турции контрабандой в разобранном виде через разные части границы. Можно только догадываться, сколько сложностей и опасностей было с этим сопряжено.
Под руководством Миссиоровича станиславское предприятие стало не только первым местом в государстве, где наладили выпуск кунтушовых поясов, но и своеобразной школой мастерства для многих ткачей Речи Посполитой, направляемых магнатами в Галицию для обучения.
Известно, что на мануфактуре Миссиоровича начал свою работу в Речи Посполитой один из самых прославленных армянских мастеров Ян Маджарский. Его имя — синоним понятия “слуцкий пояс”.
Биографические сведения, известные об этом человеке, немногочисленны. Его неадаптированное в Беларуси имя — Ованес Маджарянц. Он родился в Стамбуле, скорее всего, в начале XVIII века. Отец был выходцем из Венгрии, отсюда и фамилия мастера. Образование художника-текстильщика Ованес получил в родном городе. В 1750-х годах он, уже высокопрофессиональный мастер, перебирается на станиславскую мануфактуру Миссиоровича. Здесь он не только изготовляет пояса, но и активно занимается обучением секретам мастерства местных ткачей.
В 1758 году Михаил Казимир Радзивилл приглашает самого Яна Маджарского в Несвиж и предлагает возглавить свою мануфактуру. 24-го января 1758 года в несвижском замке Радзивилл и Маджарский подписывают договор, по которому мастер обязуется выпускать “всякие материи” (прежде всего кунтушовые пояса) по собственным эскизам, а также берется обучать радзивилловских мастеров секретам восточного ткачества. Радзивилл в свою очередь кроме собственно оплаты разрешает мастеру в свободное от княжеских заказов время изготовлять пояса и другие художественные ткани на продажу “для собственного дохода”.
Буквально за считанные месяцы деятельность персиярни преображается. Ведь цель, которую ставит перед собою армянский мастер, — не повторить восточный пояс, а создать принципиально иной, самобытный местный тип. Отсюда многочисленные эксперименты и новшества, на которые смело идет Маджарский, зачастую нарушая каноны восточного шелкоткачества. Отсюда широкое использование в орнаментике поясов, выполненных по восточной моде и на восточный манер, мотивов из западноевропейского искусства барокко, рококо, классицизма, элементов из белорусской народной художественной культуры.
Обязательной частью поясов Маджарского становится и длинная бахрома на концах, которая специально пришивалась к ткани. Скорее всего, это была дань белорусским традиционным поясам, которые не мыслились без бахромы, в то время как на восточных поясах бахрома была редкостью. В мае 1761 года Маджарский тайно оставляет мануфактуру и пытается бежать на родину. Задержанный по приказу Радзивилла в Бродах, он объясняет побег тоской о семье, и князь, возвратив мастера, перевозит в Несвиж его родных. Так на белорусские земли попадает сын Яна — Леон Маджарский (около 1740-1811). Именно ему в 1777 году отец передаст должность и обязанности. В 1760 году умирает бездетным Героним Флориан Радзивилл. Его наследником становится Михаил Казимир. Незадолго до смерти Героним Флориан возвел в Слуцке новые помещения для своей мануфактуры, и теперь Михаил Казимир принимает решение объединить два предприятия в одно и расположить его именно в Слуцке. Эту же идею поддерживает и сын Михаила Казимира Кароль Станислав Радзивилл (1734-1790) “Пане Коханку”, который после смерти отца продолжает договор с Маджарским, а в 1776 году передает персиярню в аренду мастеру. Отныне пояса, выпускаемые мануфактурой, получают не только городскую, но и именную метки: “Me fecit/Sluciae Ioannes Madzar-ski” или “Ioannes Madzarski”.

Чрезвычайно довольный работой мастера, Кароль Станислав Радзивилл передает в его пользование небольшую усадьбу Селко недалеко от Слуцка. Она стала причиной многих бед Маджарского: не поладив с соседями-шляхтичами, он подвергается их нападениям и даже всерьез опасается за свою жизнь, когда арестованный в 1770 году за избиение Маджарского волковысский ротмистр Вит Янович обещает после освобождения забить ткача до смерти. Маджарский взывает о помощи к Радзивиллу, так как “не может выйти из дома”. Радзивилл берет мастера под свою защиту, а в мае 1776 года передает ему вторую усадьбу — Ваньковщину. В Слуцке Ян Маджарский осуществляет свое самое смелое и творческое нововведение: на основе декора армянских, турецких и персидских тканей он разрабатывает новые композиции для концов поясов, а его сын делает то же самое с орнаментами средней части пояса. Всего семь новых типов орнаментации с современными ассоциативными названиями: “карумфиль” (“гвоздика”), “сухарик” (“рассада”), “китайское облачко”, “василек”, “букет”, “цветущие пни” и “венково-медальонный”, — и пояса Слуцка превратились в “слуцкие пояса”. Продукция Маджарского вытесняет восточные изделия с рынка Речи Посполитой, а сам мастер приобретает такую известность, что король Речи Посполитой, Станислав Август Понятовский, пожелав открыть персиярню в Гродно, приказывает обратиться к Радзивиллу с просьбой “одолжить” мастера, пока процесс производства на гродненской мануфактуре не будет налажен. Но Кароль Станислав Радзивилл всевозможными способами демонстрировал свою независимость от короля и жил по девизу “Король — король в Варшаве, а Кароль — король в Несвиже”. Разгневанному отказом Понятовскому ничего не оставалось, как приказать пригласить мастеров из Франции.
Уже к 1780-м годам слуцкие пояса стали использоваться в качестве образцов для изделий других персиярень Речи Посполитой. Среди них мануфактуры француза Стефана Филсьяна в Кобылках и армянина Пасхалиса Якубовича в Липкове (обе в предместьях Варшавы), краковские мастерские Франтишка Масловского, Антония Путиловского, Юзефа Трояновского и др. К концу XVIII века на французской текстильной мануфактуре Лиона налаживают выпуск поясов также исходя из слуцких тканей. Продукция фабрики пользуется славой и в армянской среде. Пример этому неоднократное использование слуцких поясов как составной части предметов церковного обихода Армянской Апостольской Церкви.
В 1780 году Ян Маджарский передает своему сыну право аренды мастерской, соответственно меняется сигнатура слуцких изделий. Она пишется большими кирилличными буквами: “СЛУЦК”; “ВЪ ГРАДЕ/ СЛУЦКЕ”; “ЛЕО МА/ЖАРСКIЙ ВЪ ГРАДЕ/СЛУЦКЕ”. Сам же Ян, мечтая войти в шляхетское сословие, отправляется в Стамбул на поиски свидетелей своего “аристократического” происхождения. Последнее упоминание о мастере датируется 1796 годом, вероятно, вскоре после этого он умер.
В 1790 году умирает Кароль Станислав Радзивилл, и все его владения попадают под регентство виленского каштеляна Матея Радзивилла, опекуна малолетнего Доминика Радзивилла, наследника Кароля. В конце того же года Леон Маджарский был введен в шляхетское сословие “за развитие ремесел в государстве”, в 1791 году получил герб “Дар”, а в 1792 году был награжден должностью ротмистра новогрудского воеводства и почетным титулом королевского камергера. Леон возглавляет мануфактуру до 1807 года, испытав на себе все сложности управления предприятием в один из самых трагических периодов истории страны.

В 1772, 1793, 1795 годах происходят три раздела Речи Посполитой, в итоге которых государство перестало существовать, а его части на правах провинций были включены в состав сильных соседних стран: России, Австрии и Прусии. Все выступления против новых властей жестоко подавляются, у оппозиционно настроенной шляхты конфискуются землевладения. Банкротство многих шляхетских и магнатских семей становится гибельным и для мануфактур, которые существовали в структуре так называемой вотчинной промышленности.
Слуцкая персиярня смогла просуществовать дольше других: два последних пояса были вытканы на ней в 1846 году. Но уже с 1792 года объемы выпуска поясов неудержимо падают, уменьшается количество работающих станков, увольняются ткачи. Леон Маджарский неоднократно высказывает пожелание оставить мануфактуру, особенно после подавления восстания Костюшки и запрета на ношение национального кунтушово-жупанового костюма, массовый возврат к которому произошел в начале 1790-х годов как своеобразный протест против раздела государства. “Гуляй душа без кунтуша, ищи пана без жупана”, — писал об этом времени известный белорусский и польский поэт Владислав Сырокомля.
Но еще до 1807 года Маджарский возглавляет предприятие, стремясь, как истинный белорусский шляхтич, художественными средствами бороться против новых порядков. Он выпускает пояса, растительный декор которых дополнен государственной символикой Великого княжества Литовского — изображением всадника в древних латах с высоко поднятым мечом. Он производит так называемые “позитивки” — кунтушовые пояса, выдержанные в серебристо-зеленой цветовой гамме. Для каждого жителя Речи Посполитой эти цвета были символичны, с ними ассоциировалась демократичная майская конституция 1791 года, аннулированная тремя державами. Именно “позитивки” повязывали наиболее оппозиционно настроенные аристократы, а российское правительство уже в 1793 году запретило их носить.
В 1807 году Леон Маджарский отказался от аренды мануфактуры, вернув ее администрации князя Доминика Геронима Радзивилла (1786-1813), а в 1811 году мастер умер и был похоронен в слуцком костеле бернардинов, позднее разрушенном. Дальнейшая история персиярни без Маджарских — это история окончательного угасания предприятия, вместе с закрытием которого была утрачена и технология ткачества белорусских кунтушовых поясов с армянской душой.
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS