Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Конь, колесо и колесница
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Вс Окт 28, 2012 8:37 pm    Заголовок сообщения: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

или Как предки русских создали современный мир





КОНЬ

После окончания Валдайского оледенения около 11 тысяч лет до н.э. на юге Русской равнины образовался пояс степной растительности с островками лесов в речных долинах. Севернее её располагалась лесостепь, поросшая берёзой, сосной, ивой, орешником, вязом и дубом. Животный мир представляли дикие лошади, дикие быки, северные и благородные олени, сайгаки, кабаны, рыси, медведи, лисы, волки, собаки, бобры, зайцы. Северокроманьоидные обитатели Русской равнины эпохи мезолита (11 000-6000 гг.), по всей видимости, в основном произошли от позднепалеолитических людей, живших в этих же местах до оледенения. Население было редким, селилось главным образом в долинах рек и по берегам озёр и занималось собирательством, охотой и рыболовством.

Начало неолитической производящей экономики на Русской равнине относится шестому тысячелетию до н.э. Первые животноводы и земледельцы пришли в южнорусские степи из долины Дуная. Ими были носители Кришской культуры, которые около 5800-5700 гг. расселились к востоку от Карпат. Вместе с кришцами пришли коровы, овцы и козы, первоначально одомашненные в Анатолии и затем распространившиеся с неолитическими земледельцами в Грецию и дальше на север. Из земледельческих культур кришцы возделывали пшеницу и бобы, одомашненные на Ближнем Востоке, а также европейские ячмень и просо.

Обширные пространства на юге Русской равнины от правобережья Днепра до левобережья Волги в это время занимал пояс родственных мезолитическо-субнеолитических культур. Их носители всё ещё были охотниками и собирателями, однако уже были знакомы с керамикой. Первым около 7000-6500 гг. обожжённые глиняные горшки стало производить население Елшанской культуры в Среднем Поволжье (Самарская и Ульяновская области), которая, таким образом, является самой древней керамической культурой в Европе. Оттуда производство керамики стало постепенно проникать на юг и запад и к 6200-6000 гг. широко распространилось среди обитателей южнорусских степей.

Первыми из них с производящей экономикой кришцев столкнулись носители Буго-Днестровской культуры, через которых навыки скотоводства и земледелия начали распространяться далее на восток. После 5200 г. Кришскую культуру сменила культура Кукутени-Триполье, распространившаяся с юго-запада в долины Днестра и Южного Буга. Буго-Днестровская культура была ею полностью поглощена.

Восточными соседями буго-днестровцев были племена Днепро-Донецкой культуры, известные своими могильниками Васильевка, Волошское и Мариевка, располагавшимися у днепровских порогов. Главными занятиями носителей первого этапа Днепро-Донецкой культуры (5700-5200 гг.) были охота (на дикую лошадь, благородного оленя, косулю, кабана, бобра), рыболовство и собирательство. В 5200-5000 гг. под западными влияниями в их образе жизни происходят существенные перемены. В захоронениях у днепровских порогов начинают появляться кости домашних коров, овец и коз.

От Днепра новая животноводческая экономика продолжила своё победное шествие на восток. К 4700-4600 гг. одомашненные коровы, овцы и козы достигли волжско-уральских степей. Результатом этого стало возникновение обширной экономической, культурной и этноязыковой общности, простиравшейся от Чёрного моря на юге до границы леса и степи на севере и от Днепра на западе до реки Урал на востоке, за которой обитали племена Атбасарской культуры, по-прежнему остававшиеся охотниками и собирателями. Вслед за появлением мелкого рогатого скота началось производство шерсти. Земледелие распространялось заметно медленнее, чем животноводство. К востоку от Днепра его следы появляются, по-видимому, не раньше 4200 г.

Экономическая революция породила революцию социальную. В южнорусских степях, ранее характеризовавшихся единообразно бедным погребальным инвентарём, появляются захоронения, отличающиеся исключительным богатством. Они принадлежали племенным вождям (ПИЕ *weik-potis, *reg'-), сосредоточившим в своих руках крупные стада скота. Знаками их власти были каменные булавы и ожерелья из кабаньих клыков. Также в захоронениях вождей, разбросанных от Днепра до Волги, находят тысячи бусин из ракушек и импортные украшения из хрусталя, порфира, золота и меди. Медь, обработка которой началась на Балканах около 5000 г., стала поступать в южнорусские степи примерно с 4600 г.

Северо-восточный фланг указанной общности образовывала Самарская культура на Средней Волге. Чрезвычайная важность Самарской культуры заключается в том, что к ней относятся первые в мире свидетельства о приручении коня. Эти свидетельства были обнаружены в раскопанном в 1972 г. могильнике у села Съезжее в Богатовском районе Самарской области. Могильник, сооружённый в лесостепи на берегу реки Самары около 5000 г., содержал шесть отдельных и одно тройное захоронение. Над самым богатым из них, расположенным в центре погребальной площадки, были положены два конских черепа, посыпанные охрой. Рядом находилось ещё одно место жертвоприношения коней и быков. Съезжинский могильник, таким образом, содержит первые в истории конские жертвоприношения. Кроме того, в нём были обнаружены два вырезанных из кости изображения коней с отверстиями для крепления, наряду с такими же изображениями быков.



Вырезанные из кости фигурки коней из Съезжинского могильника







Около 4700 г. Самарская культура сменилась Хвалынской культурой, распространившейся в Самарской области и южнее до Каспия. В Хвалынском могильнике (4700-4600 гг.) на 158 захоронений людей археологи обнаружили останки 52 (или 70) коз и овец, 23 коров и 11 коней. Впервые в захоронениях были оставлены только конские черепа и задние конечности, что впоследствии стало общераспространённой традицией в степях. Хвалынский могильник содержал чрезвычайное богатство инвентаря, включая множество медных изделий (в основном местного производства, но и несколько импортов с Балкан), а также каменный скипетр, предположительно в виде конской головы.



Погребение племенного вождя из Хвалынского могильника




Каменный скипетр, топоры и украшения из Хвалынского могильника





Нахождение в хвалынских захоронениях останков коней вместе с останками таких очевидно одомашненных животных, как коровы, овцы и козы, свидетельствует о том, что конь к тому времени был уже приручён хвалынцами, либо же ещё раньше их предшественниками – самарцами. Исследования генетиков установили, что по митохондриальной ДНК современные лошади происходят по меньшей мере от 77 кобыл, в то время как по Y-хромосоме все они очень однородны, т.е., возможно, их прародителем является один-единственный некогда приручённый людьми жеребец. Теперь мы можем сказать, когда и где произошло это приручение, – около начала V тысячелетия до н.э. в областях по Средней и Нижней Волге. Как же и почему это случилось?

Ареал обитания непарнокопытных семейства лошадиных резко сузился около 14-10 тысяч лет назад, когда излюбленные ими степи ледникового периода на большей части северного полушария сменились густыми лесами. В Северной Америке они вымерли полностью, а в Евразии выжили только в центре континента и в небольших изолированных очагах в Европе, в Анатолии и на Кавказе. В Иране, Месопотамии и на землях Плодородного полумесяца лошади исчезли, оставив этот ареал онаграм и ослам. В Анатолии в VIII-VII тысячелетиях до н.э. следов охоты на лошадь почти нет, основными эквидами в пищевом рационе неолитических обитателей Чатал-Гуюка были Equus hydruntinus и Equus hemionus – похожие на ослов более мелкие представители семейства лошадиных. Мезолитические обитатели Северной и Западной Европы иногда охотились на лошадь, но в их мясном рационе она редко где составляла более 5%. В этот же период на мезолитических и ранненеолитических стоянках в южнорусских степях кости дикой лошади регулярно составляют более 40% всех костей животных. Близкое знакомство местных племён с лошадью сделало возможным её приручение.



Количество костей дикой лошади на археологических памятниках около 5000 г. до н.э.





Как уже говорилось выше, примерно до 5200 г. до н.э. основным занятием населения юга Русской равнины была охота, в том числе на эквидов. Из них наибольшее распространение имела дикая лошадь (Equus ferus), представленная двумя подвидами – тарпаном и таки (лошадью Пржевальского). Также в степях к северу от Чёрного моря водилась более мелкая Equus hydruntinus, истреблённая между 4000 и 3000 гг. Далее к востоку, возле Каспийского моря, обитал онагр (Equus hemionus).



Так выглядел Equus hydruntinus





Предком современной одомашненной лошади стал тарпан. Слово, которым называли его праиндоевропейцы (*ekwos), было произведено ими от корня со значением «быстрый». Первые следы приручения коня на памятниках Самарской и Хвалынской культур относятся к периоду между 5000 и 4700-4600 гг. К тому времени носители этих культур уже несколько столетий имели дело с домашними коровами, овцами и козами. Приручение лошади стало возможным благодаря применению к ней навыков обращения с уже одомашненным скотом. Первые коневоды на Средней и Нижней Волге видели в лошади отнюдь не средство передвижения, а источник дешёвого мяса на зиму. Прокормить в зимний период лошадь гораздо легче, чем крупный и мелкий рогатый скот, потому что она может сама откапывать из-под снега траву копытами, а также разбивать ими лёд, чтобы напиться. Естественно, наиболее актуально это было как раз для областей распространения Самарской и Хвалынской культур с их суровыми зимами.



Так выглядели дикие лошади – тарпаны





Вслед за использованием коня в качестве источника еды последовало его использование для верховой езды. Когда именно это случилось, мы точно не знаем, но по косвенным данным можем предположить, что около 4500 г. Конные пастухи способны пасти в разы более крупные стада, чем пешие, поэтому начало верховой езды должно было привести к росту стад и потребности в новых пастбищах для них, которые было невозможно приобрести без захватнических войн. И именно в середине пятого столетия начинается бурная экспансия хвалынцев.

Около 4500 г. Днепро-Донецкая культура сменяется новой – Среднестоговской, которая обнаруживает явные черты сходства с Хвалынской. Это сходство проявляется в керамике, погребениях на спине с подогнутыми ногами головой на восток или северо-восток, зачастую окружённых кругом из камней с земляной или каменной насыпью (первые курганы), переходе от коллективных захоронениях к индивидуальным и т.д. По сравнению с днепро-донецкими, на среднестоговских поселениях в 2 раза больше конских костей (в среднем 54%). Отмечаются изменения и в антропологии – черепа среднестоговцев более грацильны, чем массивные днепро-донецкие, и сходны с хвалынскими. Таким образом, есть все основания говорить о вторжении на Днепр племён из волжско-донского региона, по всей видимости, верхом на лошадях.



Мужчина и женщина Среднестоговской культуры







За Днепром их экспансия продолжилась на юго-запад вдоль черноморского побережья. В 4200-3900 гг. сгорели и были покинуты более 600 поселений земледельческих культур Гумельница, Караново VI и Варна в долине нижнего Дуная и Восточной Болгарии. Иногда причину этого видят в похолодании, имевшем место в Юго-Восточной Европе на рубеже пятого и четвёртого тысячелетий. Похолодание, безусловно, ослабило земледельческие экономики Старой Европы, однако оно не отменяет и разрушительного воздействия на них степных пришельцев.

Около 4200 г. в дельту Дуная с севера вторглись всадники, под напором которых земледельцы местной Болградской культуры покинули места своего обитания. Пришельцы создали археологический горизонт Суворово-Новоданиловка. Своих мёртвых они хоронили на спине с подогнутыми ногами и возводили над ними небольшие курганы, часто окружённые кольцом из камней или кромлехом. В наиболее богатых захоронениях присутствуют знаки власти – каменные палицы в виде конских голов по образцу тех, которые впервые появились в Самарской культуре около 5000 г.



Каменные скипетры в виде конских голов культуры Суворово-Новоданиловка





После 4000 г. по всему нижнему Дунаю распространяются небольшие укреплённые поселения типа Чернаводэ. В этот же период в долине нижнего и среднего Дуная в составе стад впервые появляются кони. Среди керамики культуры Чернаводэ встречаются своеобразные кружки с двумя ручками, в которых видят первое свидетельство об употреблении опъяняющих напитков – по всей видимости, мёда.

Наиболее правдоподобно отождествление племён, создавших культуры Суворово-Новоданиловка и Чернаводэ, с носителями праанатолийского языка, первыми отделившимися от индоевропейской общности. В записанных много позднее хеттских молитвах солнечный бог Сиус (ПИЕ *Deiwos) описывался встающим из-за моря, что отражает эпоху, когда языковые предки хеттов жили на западном черноморском побережье.

Примерно к 3600 г. культура Чернаводэ I развилась в Чернаводэ III, родственную Баден-Болераз (3600-3200 гг.) – крупному и влиятельному культурному горизонту с центром в Венгрии, ответственному за распространение коневодства в Средней Европе. В 3500-3000 гг. кони стали появляться в больших количествах на поселениях за пределами южнорусских степей. Так, около 3000 г. кости лошади составляли до 10-20% на поселении Бернберг в Центральной Германии и более 20% на поселении Гальгенберг в Баварии. В Гальгенберге разводили мелкую местную породу коней наряду с более крупной – вероятно, импортированной из степи.

Первой культурой на восток от реки Урал, усвоившей от индоевропейцев навыки верховой езды, была Ботайская в Северном Казахстане (3700-3000 гг.). Основным занятием её носителей была загонная охота на диких лошадей верхом на лошадях одомашненных. На зубах коней с ботайских поселений были обнаружены древнейшие следы от удил, в связи с чем ботайцам зачастую отдаётся приоритет в приручении лошади в целом. Подобная точка зрения несостоятельна. До 3700 г. на этих землях была распространена Атбасарская культура мезолитических охотников и собирателей, не имевших никакого опыта обращения с одомашненными животными. К тому времени западные соседи ботайцев держали приручённых лошадей уже в течение примерно тысячелетия. Внезапное появление у племён Ботайской культуры верховой езды может быть объяснено только индоевропейским влиянием.

Именно около 3700 г. часть позднехвалынского населения из волжско-уральского региона мигрировала через степи Северного Казахстана на 2000 км на восток, создав на западе Горного Алтая Афанасьевскую культуру. Осуществить столь далёкую миграцию и впоследствии поддерживать регулярную связь с оставшимися на прародине соплеменниками они могли только при наличии у них одомашненных лошадей. В ходе этой миграции, во время нахождения будущих афанасьевцев в североказахстанских степях, обитавшие там ботайцы и научились у них верховой езде. На Алтай выходцы из волжско-уральского региона принесли позднехвалынскую материальную культуру, включая полностью развитый курганный похоронный обряд.

Афанасьевцы идеально подходят на роль предков тохар, очень архаичный изолированный индоевропейский язык которых (точнее, 2-3 родственных языка) засвидетельствован письменными памятниками V-VIII вв. н.э. из Синьцзяна. В качестве связующего звена между афанасьевцами и тохарами рассматривают население Таримского бассейна, оставившее известные мумии европеоидного типа со светлыми волосами (ок. 1900-200 гг. до н.э.). Судя по фресковым изображениям тохар, среди них тоже был распространён северноевропейский расовый тип. Свидетельства антропологии теперь подтверждаются и данными генетики. Проведённое в 2009 г. исследование древнейшего (ок. 2000 г. до н.э.) слоя одного из таримских кладбищ выявило, что все семь мужчин, останки которых удалось проанализировать, имели индоевропейскую мужскую гаплогруппу R1a1a.



Изображения тохар











Таримский погребальный обряд был сходен с афанасьевским – в обоих случаях мёртвых хоронили на спине с поджатыми ногами в обложенных камнем ямах. Кроме того, солнечный знак, украшающий каменные стены позднеафанасьевских могил, был обнаружен на щеке одной из таримских мумий, относящейся примерно к 1200 г. до н.э.



Таримская мумия с вытатуированным афанасьевским солнечным знаком





Представляется, что около 2500 г., по-видимому, под давлением племён Окунёвской культуры, афанасьевцы покинули Алтай и двинулись со своими стадами на юг. Около 2000 г. они пересекли Тяньшань и поселились в северных оазисах Таримского бассейна, где их далёкими потомками были люди, оставившие нам тохарские тексты.

Теперь вернёмся на некоторое время назад и рассмотрим второе из великих индоевропейских изобретений.



КОЛЕСО

Сначала обратимся к данным лингвистики. Для праиндоевропейского языка засвидетельствована богатая лексика, связанная с колёсным транспортом. Это, прежде всего, два корня со значением «колесо» (ПИЕ *kwekwlos и *rot-eh2-), а также корни со значениями «ось» (ПИЕ *aks-), «дышло» (ПИЕ *h2ihs-) и «везти» (ПИЕ *vegheti). Слово, прямым потомком которого является русское «колесо», произошло от праиндоевропейского корня *kwel- – «вертеться». Все остальные слова из этого набора тоже имеют достоверно праиндоевропейское происхождение. Почти все они принадлежат к основам на –о, которые появились на поздней стадии развития праиндоевропейского языка, только слово «ось» принадлежит к более старым основам на –n и происходит от корня с первоначальным значением «плечо». Таким образом, праиндоевропейцы были знакомы с колёсами и повозками и называли их словами своего собственного языка, а не заимствованными.



Распределение в индоевропейских языках слов, связанных с колёсными повозками





Единственным исключением являются анатолийские языки, в которых засвидетельствовано только слово со значением «дышло» (*ei-/*oi-), однако и оно могло первоначально означать не дышло, а соху. Данные лингвистики полностью подтверждают раннее отделение праанатолийцев от остальных индоевропейцев – в конце V тысячелетия, когда колёс и повозок, а следовательно, и обозначавших их слов ещё не существовало.

Теперь рассмотрим данные археологии, которые свидетельствуют о появлении и распространении колёсного транспорта на пространствах Восточной и Центральной Европы примерно с 3500 г. до н.э.

Самое древнее изображение колёсной повозки в мире было обнаружено на поселении культуры Воронковидных кубков в Броночице (Южная Польша), относящемся к 3500-3350 гг. до н.э. Четырёхколёсная повозка с дышлом и хомутом была изображена на глиняном горшке, найденном в выгребной яме. Найденная там же коровья кость дала среднюю радиокарбонную дату 3500 г. до н.э. Ещё одно изображение повозки – с колесом, ярмом и упряжным животным – было обнаружено на металлическом котле из кургана у посёлка Эвдик близ устья Волги. Курган принадлежал Новосвободненской культуре 3500-3100 гг.



Древнейшие изображения повозок
(а) Бронзовый котёл из кургана у посёлка Эвдик
(b) Глиняный горшок из Броночице





Древнейшие в мире модели колёсных повозок, сделанные из глины, были найдены в двух погребениях поздней Баденской культуры в Будакалаше и Сигетсентмартоне (Восточная Венгрия), которые датируют 3300-3100 гг. Кроме того, в нескольких позднебаденских захоронениях имеются принесённые в жертву пары волов – по всей видимости, упряжки повозок. В 3200-2700 гг. археологи отмечают распространение колёсного транспорта из области Баденской культуры в область культуры Шаровидных амфор в южной и средней Польше.



Глиняная модель колёсной повозки из Будакалаша





Самые ранние целые колёсные повозки были найдены в южнорусских курганных захоронениях. Всего в курганах южнорусских степей были обнаружены остатки примерно 250 повозок, датируемых концом IV – III тыс. Повозки были около 1 м в ширину и 2 м в длину, колёса имели 50-80 см в диаметре, некоторые из них были цельными, большинство же делались из двух-трёх скреплённых частей. В захоронения повозки обычно укладывались в разобранном виде, колёса ставились по углам могилы. Самые ранние радиокарбонные даты степных захоронений с повозками – 3300-2800 гг.



Древнейшие повозки южнорусских степей







На поселении Хоргенской культуры в Прессехаусе (Швейцария) было найдено колесо, которое по дендрохронологическим данным датируется временем около 3200 г. Примечательно, что в Швейцарии и Германии отверстия в колёсах для крепления оси были квадратными, ось вращалась вместе с колёсами, а в степном регионе (а также в Нидерландах и Дании) отверстия были круглыми, ось крепилась к корпусу повозки. Это свидетельствует о том, что различные европейские традиции изготовления повозок возникли уже до 3200 г.

Обратимся теперь к Ближнему Востоку. Самые ранние данные о колёсном транспорте в этом регионе происходят из города Урука. В нём на участке храма Эанны на уровне IVa (конец позднего Урука) археологи обнаружили 3900 табличек с древнейшими в истории текстами. На них имеются 38 пиктограмм бесколёсной волокуши и 3 пиктограммы колёсной повозки. Согласно радиокарбонной датировке, дерево для крыши храма умерло около 3500-3300 гг. до н.э. Сам храм мог сгореть на 1-2 столетия позже, т.е. около 3300-3100 гг. Таким образом, в этот период колёсные повозки в Шумере были большой редкостью, абсолютно преобладали пока запряжённые волами волокуши. В Восточной Европе колесо в это время было уже распространено повсеместно.



Древнейшие письменные символы, обозначающие повозку, на глиняных табличках из шумерского города Урука





Данные археологии подтверждаются данными лингвистики. Колесо в шумерском языке называлось словом gigir. Очень похожими словами называлось колесо в семитском (*galgal) и картвельском (*grgar). Все эти слова являются заимствованиями из праиндоевропейского *kwekwlos, которое, как мы помним, было создано на основе собственного индоевропейского корня. Таким образом, все данные свидетельствуют о том, что колесо было изобретено праиндоевропейцами и потом заимствовано ближневосточными народами вместе с обозначающим его словом. Путь заимствования мог пролегать как через Балканы и Анатолию (археологи отмечают сходство керамики Баденской культуры с керамикой Северо-Западной Анатолии), так и через Кавказ.

Появление в южнорусских степях около 3500 г. колёсных повозок вызвало существенные изменения в экономике их населения. Повозки, на которых можно было перевозить в больших количествах продукты питания и воду, сделали доступными для хозяйственного освоения области, лежавшие вдалеке от речных долин. Существенно увеличилась площадь пастбищ, что вызвало многократный рост стад, за которым последовал рост благосостояния и демографический взрыв.

Новое пастушеское хозяйство на основе колёсного транспорта привело к возникновению около 3300 г. из поздней Хвалынской культуры Ямной культуры бронзового века (3300-2500 гг.), с которой лингвисты связывают поздний период классического праиндоевропейского языка. Возникнув на Нижней Волге, Ямная культура быстро распространилась на огромных пространствах от Днепра до Урала. Как и их предшественники, ямники хоронили своих мёртвых на спине с поджатыми коленями, посыпанными охрой, головой на восток или северо-восток. В погребениях помещались повозки и части туш коней, коров и овец. Над захоронениями племенных вождей возводились курганы и воздвигались антропоморфные каменные стелы. У ямников была высокоразвитая металлургия – производились изделия из бронзы (топоры, кинжалы и пр.), а также из железа (задолго до того, как обработка железа началась на Ближнем Востоке).

Определяющей чертой Ямной культуры была её подвижность. В этот период в области от Дона до Урала исчезают как долгосрочные поселения, так и отпечатки зёрен на посуде, что свидетельствует об отказе восточных ямников от земледелия и их почти полном переходе к кочевому скотоводству. В более западных областях, хоть и в меньшем объёме, но продолжают встречаться долгосрочные поселения и следы земледелия. Показательно, что в индо-иранских языках отсутствуют многие индоевропейские корни, касающиеся занятий земледелием. Отличие восточных ямников в образе жизни от своих более западных соплеменников отражает начавшееся выделение индо-иранской ветви.

Рост населения вызвал экспансию ямников, облегчённую преимуществами, которые им обеспечивал над оседлыми земледельцами их подвижный военизированный образ жизни.

Около 3300-3200 гг. ямники, вступившие у устья Днестра во взаимодействие с трипольцами, создали Усатовскую культуру. В отличие от более западных земледельческих культур, Триполье сумело пережить кризис рубежа пятого-четвёртого тысячелетий и даже распространиться на восток к долине Днепра. В 3700-3400 гг. Трипольская культура пережила пик своего расцвета. В это время на её территории находились самые большие поселения в мире – некоторые из них превышали 400 гектаров, что было в два раза больше одновременных им крупнейших месопотамских поселений. Однако, в отличие от месопотамских, они так никогда и не развились в настоящие города – в них не обнаружено никаких следов административных зданий, храмов или укреплений.

Как и все другие ямники, усатовцы хоронили своих мёртвых в курганах в сопровождении бронзовых топоров и кинжалов. Основу экономики составляло скотоводство, в стадах преобладал крупный и мелкий рогатый скот и лошади. Почти вся керамика Усатовской культуры имеет трипольское происхождение – по всей видимости, именно ею усатовцы собирали дань с покорённых трипольских селян. Под влиянием последних к усатовцам проникло культивирование пшеницы, овса и проса, что является первым свидетельством о выращивании зерновых в днестровских степях. Племена усатовской культуры постепенно распространялись к устьям Прута и Дуная, а также вверх по долине Днестра, достигнув Южной Польши, где под их влиянием культура Воронковидных кубков эволюционировала в культуру Шнуровой керамики.



Раскрашенные охрой черепа из могильников Усатовской культуры





Помимо усатовцев, другие группы ямников также активно мигрировали на запад, северо-запад и юго-запад. Один из миграционных потоков вёл в долину нижнего Дуная и Карпатский бассейн, где пришельцы ассимилировали земледельческую культуру Коцофени. Судя по их курганным захоронениям, большинство завоевателей осело в Восточной Венгрии, Северо-Западной Болгарии и Юго-Западной Румынии. Примечательно, что в одном из ямных погребений в Гурбанешти (Румыния) был найден глиняный сосуд со сгоревшими семенами конопли, что является самым ранним свидетельством использования этого наркотического средства, засвидетельствованного впоследствии у обитателей южнорусских степей.

В ямниках, осевших в Венгрии, предположительно видят языковых предков италиков и кельтов, позднее создавших в Центральной Европе культуру Полей погребальных урн (1300-750 гг.), из которой впоследствии выделились протоиталийская культура Вилланова (1100-700 гг.) и протокельтская культура Гальштат (900-400 гг.).

Около 2500 г. на месте Ямной культуры возник горизонт из нескольких родственных культур, западную часть которого занимала Катакомбная культура. Наиболее правдоподобно отождествление её носителей с языковыми предками греков, армян, фригийцев и палеобалканских индоевропейцев. Ранняя форма греческого засвидетельствована в Греции примерно с 1650 г., когда в Микенах появляются роскошные царские захоронения. Микенская культура имеет явные черты сходства с Катакомбной в вооружении, конской сбруе и пр. Кроме того, погребальные маски микенских царей имеют свои прототипы в ингульском варианте Катакомбной культуры (2500-2000 гг.).

Как уже упоминалось, проникновение ямников на северо-запад привело к появлению к востоку от Карпат культурного горизонта Шнуровой керамики/Боевых топоров, в населении которого видят предков германцев, балтов и славян. Культуры Шнуровой керамики начали распространяться в Центральной и Восточной Европе около 2900-2700 гг. Их носители вели подвижный пастушеский образ жизни, основанный на использовании коней и повозок. Постоянных поселений почти не было. Их каменные топоры и посуда с оттисками шнура для хмельных напитков имели свои прототипы в польском варианте культуры Воронковидных кубков. В целом материальная культура шнуровиков многое наследовала от доямных племён Центральной Европы, в то время как их образ жизни был почти целиком заимствован у ямников.

Шнуровая Среднеднепровская культура (2800-1800 гг.) стала первой животноводческой пастушеской культурой, проникшей в леса к северу от степей. Основу стад среднеднепровцев составлял крупный рогатый скот, овцы и свиньи. Расселяясь со стороны Карпат и Польши, носители Среднеднепровской культуры около 2600 г. положили конец существованию позднетрипольской культуры, после чего продвинулись вверх по Днепру и Десне в Беларусь. Среднеднепровцы практиковали как ингумации, так и кремации, как курганные, так и бескурганные захоронения, однако в их керамике, оружии и других предметах материальной культуры было заметно ямное влияние.

Западной соседкой Среднеднепровской была шнуровая Фатьяновская культура, сменившая в Центральной России Волосовскую культуру охотников и собирателей. Хозяйство фатьяновцев было таким же пастушеским, как и среднеднепровцев. Археологи обнаружили очень мало фатьяновских поселений, но более 300 крупных могильников с бескурганными захоронениями на холмах над реками. Распространяясь вниз по Волге, фатьяновцы открыли в западных предгорьях Урала месторождения медных руд и создали долгосрочные поселения на нижней Каме, которая стала металлургическим центром всей фатьяновской области, зачастую выделяемым в отдельную Балановскую культуру.



Мужчина и женщина Фатьяновской культуры





Южной соседкой Фатьяновской и Балановской культур была Абашевская культура, входившая в состав протоиндоиранской общности, в рамках которой было сделано третье из великих индоевропейских изобретений.



КОЛЕСНИЦА

Абашевская культура (2500-1900 гг.) была распространена в основном в лесостепи, от верхнего Дона на западе до реки Белой на востоке, где в юго-западных предгорьях Урала находился центр абашевской металлообработки и производства изделий из меди и мышьяковой бронзы. Ранняя керамика Абашевской культуры была похожа на фатьяновскую и балановскую, однако, как и в степных культурах, захоронения производились в курганах, также степное влияние проявлялось в керамике и оружии. В целом в абашевцах можно видеть индоиранцев Полтавкинской культуры, попавших под влияние фатьяновско-балановских балтославян.

Полтавкинская культура представляла собой распространение Ямного горизонта в восточном направлении. Полтавкинские пастухи пришли в уральско-тобольские степи около 2800-2600 гг. Их южными соседями были поздние ботайцы, уже отчасти тоже скотоводы и металлурги, ещё дальше – к югу, западу и востоку от Аральского моря – обитали рыбаки, охотники и собиратели Кельтеминарской культуры.

После 2500 г. в евразийских степях начался засушливый период, пик которого пришёлся примерно на 2000 г. Ухудшившиеся природные условия должны были вызвать борьбу за пастбища, сопровождавшуюся военными столкновениями. Возможным отражением этой борьбы является Пепкинский могильник на нижней Суре (северная граница Абашевской культуры), сооружённый около 2200 г. Под общим курганом были погребены тела 28 молодых мужчин, из них 18 были обезглавлены, а остальные имели следы нанесённых топорами ран. В бою, в ходе которого они погибли, должны были участвовать несколько сотен воинов. Подобная тревожная обстановка помогает лучше понять последовавшую вскоре милитаризацию степных культур.

Около 2200 г. выходцы из областей Абашевской и Полтавкинской культур начинают мигрировать на южный Урал и селиться там в укреплённых городах. Всего археологами было обнаружено более 20 крепостей, построенных в степи между реками Уралом на западе и Тоболом на востоке. Эта культура получила название Синташтинской по названию первой из исследованных археологами крепостей.



Мужчина и женщина Синташтинской культуры





Синташта, раскопанная в 1972-1987 гг., представляла собой круглую крепость диаметром 140 м, внутри которой находилось 50-60 домов, в каждом из которых были обнаружены следы обработки металла. Таким образом, Синташта представляла собой укреплённый металлургический центр. За пределами поселения были обнаружены пять погребальных комплексов, которые сопровождались жертвоприношениями целых коней (до восьми в одной могиле), топорами и кинжалами из меди и бронзы и каменными булавами. Древесина из главного погребения большого кургана была датирована при помощи радиокарбонного метода периодом около 2100-1800 гг., такие же даты дали другие синташтинские погребения, погребения типа Потаповка на средней Волге и Аркаим.



Внешний вид Аркаимской крепости







От своих предшественниц Синташтинская культура отличалась высокой милитаризацией общества. Большинство синташтинских захоронений мужчин (54%) сопровождаются оружием, в то время как в Катакомбной, Абашевской и Полтавкинской культурах оружие присутствует лишь в 10% мужских захоронений. Появляются новые виды вооружений, такие как дротики. В этот момент в уральско-тобольских степях и происходит изобретение новой грозной машины войны – колесницы.



Одно из Синташтинских колесничных погребений и реконструкция колесницы









В 9 могильниках Синташтинской и родственной ей Петровской культур (существовавшей в Северном Казахстане около 1900-1750 гг.) археологи обнаружили не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 г. до н.э. Подчеркнём, что это первые в истории настоящие колесницы, т.е. лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой езды.

В качестве «опровержения» колесничного первенства Синташты иногда указывают на более ранние боевые повозки, использовавшиеся на Ближнем Востоке в 2900-2000 гг. (периоды Раннединастический, Аккадский и III династии Ура). Однако это были тяжёлые повозки со сплошными колёсами, запрягавшиеся ослами, онаграми или их гибридами, которыми управляли при помощи колец, вдетых в нос или губы. Древнейшее ближневосточное изображение повозки с двумя спицевыми колёсами обнаружено на печатях из Канеша II – ассирийской торговой колонии в Анатолии (около 1900 г.), а самые ранние изображения настоящих колесниц на Ближнем Востоке появляются лишь около 1800 г. на сирийских печатях.



Доколесничные повозки Ближнего Востока
(а) Медная модель повозки со сплошными колёсами, запряжённой ослами или онаграми. Тель-Аграб, 2700-2500 гг.
(b) и (с) Выгравированные на печатях изображения повозок на колёсах с четырьмя спицами, запряжённых эквидами, управляемыми при помощи продетых в носы или губы колец. Канеш II, 1900 г.





Что касается коней, то их первые изображения на Ближнем Востоке встречаются в Аккадскую эпоху (XXIV-XXII вв.), но они ещё воспринимаются как редкие и экзотические животные. В период III династии Ура (XXI в.), когда шумеры вели ожесточённые войны с эламитами, на Иранском плато впервые появляются кости коней со следами удил на зубах. К этому же времени относятся и первые лошадиные кости, обнаруженные в городах Месопотамии. Тогда же в шумерских письменных памятниках появляются слова для обозначения коня, иногда – ANSHE.ZI.ZI, буквально «быстрый осёл», чаще – ANSHE.KUR, буквально «горный осёл», из чего можно заключить, что в Месопотамию первые кони попали со стороны гор западного Ирана и/или восточной Анатолии. В повозки лошади там пока не запрягались – цари III династии Ура, уничтоженной эламитами около 2000 г., в качестве экзотического развлечения скармливали их львам.



Ранние ближневосточные и среднеазиатские изображения людей верхом на эквидах
Вверху: Отпечаток аккадской печати из Киша, 2350-2200 гг.
В середине: Отпечаток бактрийско-маргианской печати из Афганистана, 2100-1800 гг.
Внизу: Отпечаток шумерской печати периода III династии Ура. Печать Аббакаллы, поставщика животных для нужд царя Шу-Суэна, 2050-2040 гг.
(Посадка на крестце характерна для езды верхом на осле)





Чтобы проследить, каким же именно образом колесницы попали на Ближний Восток, вернёмся временно в более северные области. Как уже говорилось, около 1900 г. в степях Северного Казахстана возникла культура Петровка – восточный вариант Синташтинской. Её носители поддерживали связи с Окунёвской культурой, наследовавшей Афанасьевской на Западном Алтае. В отличие от синташтинской мышьяковой бронзы, бронза Петровки была оловянистой, олово для её производство доставлялось с востока – с гор Алтая и с юга – из долины Зеравшана. В XVII в. петровская традиция обработки металлов легла в основу металлургического производства Сейминско-Турбинской культуры, центр которой находился в таёжных массивах по верхнему и среднему Иртышу и верхней Оби к западу от Алтая. «Сейминско-Турбинский феномен» просуществовал всего около двух столетий, но успел оказать влияние на металлургию огромных пространств от Греции до Китая, о чём будет сказано ниже.

На Средней и Нижней Волге Потаповская и Абашевская культуры развились в Срубную культуру (1800-1200 гг.), быстро распространившуюся от Урала до Днепра. Её носители основали множество мелких поселений, занимавшихся производством и обработкой бронзы. Одновременно в более восточных областях на основе Синташтинской культуры возникла Андроновская культура (1800-1200 гг.), вскоре занявшая пространство от Урала на западе до Алтая и Тяньшаня на востоке и от границы тайги на севере до Аму-Дарьи на юге.

Ранний этап Андроновской культуры – Алакульский – напрямую продолжает традиции Синташты и Петровки – небольшие семейные курганные кладбища, поселения по 10-40 домов, кинжалы, наконечники копий, украшения, декоративные мотивы керамики. Алакульцы возводили простые курганы с ингумациями. На более позднем – Фёдоровском – этапе курганы становятся крупнее, в них появляются более сложные каменные сооружениями, ингумация уступает место кремации. Андроновцы жили постоянными поселениями по 50-250 человек. Основу их экономики составляло разведение крупного и мелкого рогатого скота, а также металлургия – главным образом, производство оловянистой бронзы.

Основным рынком сбыта синташтинских, а потом андроновских меди и бронзы была Месопотамия, связи с которой поддерживались через города Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, располагавшиеся на территории нынешних Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. Поиск новых месторождений был одной из причин движения обитателей степей на юг. Уже около 1900 г. выходцы из области Петровской культуры начали добычу меди в Тугае в долине Зеравшана. Вскоре за ними в больших количествах последовали андроновцы, следы деятельности которых обнаружены в Карнабе и Мушистоне близ нынешнего Самарканда.

После 1800 г. лагеря андроновских рудокопов, курганные могильники и пастушьи поселения распространяются повсеместно в долине среднего и верхнего Зеравшана. Другие группы андроновцев следовали на нижний Зеравшан и в дельту Аму-Дарьи, где они стали оседлыми ирригационными земледельцами и создали Тазабагьябскую культуру. Начиная с 1800 г. города Бактрийско-Маргианского археологического комплекса резко уменьшаются в размерах, на его территории широко распространяется андроновско-тазабагьябская керамика. Следы андроновского присутствия появляются внутри бактрийско-маргианских укреплений. К 1600 г. все старые крепости БМАК оказываются покинутыми. По всему югу Средней Азии и далее в Иран распространяется пастушеская экономика.



Андроновский колесничный боец







Сегодня мало кто сомневается в том, что население Синташтинской культуры говорило на общеиндоиранском языке. Уже вскоре после её открытия внимание исследователей привлекло сходство синташтинского погребального обряда с описаниями, встречающимися в самых древних книгах Ригведы. Сходство заключается в сочетании ингумации и кремации, строительстве погребальных камер со столбами и крышей, возведении нам ними курганов, жертвоприношениях коней и многом другом. Как и синташтинцы, ведические арии пренебрегали земледелием, продукты которого никогда не предлагаются богам Ригведы.

Что касается собственно индоарийского языка, то, по всей видимости, он сформировался около 1800-1600 гг. в среде петровско-андроновских индоиранцев, обитавших к югу от Зеравшана в зоне контакта с Бактрийско-Маргианской культурой. Основной путь их миграции вёл на юго-восток в Пенджаб, где, по мнению лингвистов, около 1500-1300 гг. и была составлена Ригведа. Меньшая часть ведических ариев мигрировала на юго-запад, в страны Ближнего Востока.

Самое раннее свидетельство об их пребывании там содержится в одном из хеттских документов начала XVI в., упоминающем о царях с индоарийскими именами в трёх городах страны хурритов в Верхней Месопотамии. Около середины того же века династия, члены которой носили индоарийские имена и поклонялись индоарийским богам, пришла к власти в хурритском царстве Митанни.

Миграция ведических ариев на запад не ограничилась Верхней Месопотамией, но достигла Средиземного моря. По египетским документам из Амарнского архива известно, что в XIV в. в ряде городов Палестины и Сирии правили цари с индоарийскими именами – такие как Бирьяваза в Дамаске, Биридия в Мегиддо, Зататна и Сурата в Акре, Видия в Аскалоне и др. Индоарийские царские имена упоминаются в этом регионе также и в более древних документах – табличках из Таанаха близ Мегиддо, относящихся к середине XV в. Первоначальное появление ведических ариев в сиропалестинских землях относится, по-видимому, ко времени не позднее начала XVI в.

Индоарийские имена отмечены также среди царей гиксосов, владевших в XVII-XVI вв. Нижним Египтом, и касситов, владевших в XVI-XII вв. Вавилонией. Кроме того, среди богов, которым поклонялись касситы, наряду с собственно касситскими и вавилонскими, были и индоарийские. По своей языковой принадлежности гиксосы являлись в большинстве своём семитами-амореями с некоторой примесью хурритов, язык касситов был также по происхождению неиндоевропейским. Все эти племена были приведены в движение юго-западной миграцией ведических ариев, впервые принёсших на Ближний Восток запряжённые конями колесницы. Именно в связанных с гиксосами слоях середины XVII в. обнаружены в Египте самые ранние кости коней, и именно гиксосам приписывается введение колесничного боя в Египет, как и касситам – в Вавилонию.

Около середины XVII в. колесницы предположительно имелись в войске хеттского царя Хаттусили I. Источник их появления в Анатолии ясен из того, что хетты обучались колесничной езде по трактату митаннийца Киккули, причём в хеттском тексте без перевода были оставлены некоторые индоарийские профессиональные термины. Кроме того, слово «конь» в язык хеттов было заимствовано из индоарийского. В клинописи хетты всегда обозначали коня шумерограммой ANSHE.KUR, однако иероглифические хеттские тексты свидетельствуют, что в их языке оно звучало как ash(u)a (санскр. açva).

Письменные источники царства Митанни именуют его военную аристократию словом maryannu, которое представляет собой сочетание хурритского суффикса множественного числа с индоарийским словом, имеющим значение «юный воин» (санскр. marya). Это же слово проникло в аккадский и египетский языки в качестве обозначения колесничного бойца. Приведённые данные свидетельствуют о появлении отрядов вооружённых колесницами индоариев на Ближнем Востоке не позднее XVII в.

Со своей уральско-тобольской прародины колесницы распространись не только на юг, но и на запад и восток. Через срубные племена Северного Причерноморья они проникли в балканские индоевропейские культуры Монтеору, Отомани и Ватин и не позднее XVI в. достигли Микенской Греции. О том, какое значение имели колесницы для микенских царей, свидетельствуют стелы, возводившиеся над их захоронениями. Из шести стел, на которых можно разобрать изображённое, пять представляют сцены с участием колесниц. Колесницы также в изобилии представлены на других произведениях микенского искусства.



Каменная стела над одной из Микенских царских гробниц




Золотой перстень из Микенского царского захоронения





Примерно тогда же, когда колесницы появились в Греции, они достигли и Китая, в результате чего образовался огромный культурный горизонт, простиравшийся от Юго-Восточной Европы до Восточной Азии, объединённый сходной колесничной боевой техникой и бронзовой металлургией.

Первые индоевропейские влияния на Китай отмечаются уже в период культуры Цицзя (2000-1600 гг.), существовавшей в верховьях Хуанхэ в провинции Ганьсу на границе Китая и Таримского бассейна. В этой культуре было широко распространено заимствованное с запада коневодство, а её бронзовые ножи и топоры находились под очевидным влиянием сейминско-турбинской металлургии.

Около 1600 г. до н.э. в Китае возникает первое государство во главе с царями из династии Шан-Инь. Его центр находился в провинции Хэнань на северо-востоке Китая. Обращает на себя внимание отсутствие какой-либо преемственности между Иньской культурой и предшествовавшими ей на этой территории земледельческими культурами Яншао и Луншань. Иньцы были подвижным коллективом, передвигавшимся на запряжённых конями боевых колесницах и вооружённым бронзовым оружием, прообразы которого обнаруживаются в Андроновской культуре. По всей видимости, они были индоиранской группой, вторгшейся в Китай с северо-запада и подчинившей своей власти местных неолитических земледельцев. Это мнение подтверждается лингвистикой – слова китайского языка, обозначающие колесо, повозку и коня, имеют индоевропейское происхождение.



Иньская боевая колесница





До нас дошло описание китайского колесничного войска, сделанное в середине I тысячелетия до н.э. при сменившей Иньскую Чжоуской династии, но, вероятно, восходящее ещё к иньским временам. Согласно этому описанию, 5 колесниц составляли эскадрон, а 5 эскадронов – бригаду, при этом каждую колесницу поддерживали 10-25 пехотинцев. Почти такое же расписание имело тысячелетием раньше колесничное войско Митанни – 5-6 колесниц в эскадроне, 6 эскадронов (30-36 колесниц) вместе с пехотным отрядом под началом командира бригады. Наиболее правдоподобно это сходство объясняется наследованием из общего источника – Синташтинской культуры.

Таким образом, изобретённая синташтинцами незадолго до 2000 г. колесница за несколько столетий получила огромное распространение и к середине II тысячелетия стала излюбленным оружием царей и военной аристократии на пространстве от Греции до Китая, оставаясь им до середины следующего тысячелетия, когда на поле боя её стала вытеснять конница.



Распространение колесниц





***

Хотя индоевропейской языковой семье и приходилось отступать под напором языков других семей (например, тюрко-монгольской в Средней Азии и Анатолии), она является абсолютно самой успешной языковой семьёй в истории человечества и до сих пор, по крайней мере в лице английского языка, продолжает своё триумфальное шествие по миру.



Первоначальная область распространения праиндоевропейского языка




Современная область распространения индоевропейских языков (закрашены территории стран, в которых индоевропейские языки являются государственными)





Причём успех этот является не только количественным, выражаясь в самом большом числе носителей индоевропейских языков по сравнению с языками других семей, но и качественным. Только индоевропейские языки (прежде всего, греческий и индоарийский) смогли развиться в степени, достаточной для выражения отвлечённого мышления, без чего не могли бы появиться ни богословие, ни философия. Как на западе богословствовать и философствовать можно только по образцам, восходящим к греческому языку, так же и на востоке это можно делать только по образцам индоарийским. Язык отвлечённого греческого мышления, в свою очередь, породил современную науку, создавшую мир таким, каким мы его знаем.

Возможность того, что праиндоевропейская народность, первоначально ограниченная небольшой территорией на юге Русской равнины, уже к второму тысячелетию до н.э. смогла распространить свой язык от Британии до Китая и от Скандинавии до Индостана и в конечном счёте сыграть решающую роль в истории человеческой цивилизации, была в значительной степени обеспечена тремя описанными выше изобретениями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
D.N.
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 06.10.2012
Сообщения: 2642
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Окт 30, 2012 4:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, познавательно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2012 5:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Но только они не были лохматыми и бородатыми как изображено на картинке в начале.

Последний раз редактировалось: 14.15 (Вт Ноя 06, 2012 12:20 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2012 11:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, а этот просто с утра забыл побриться своим бронзовым топором.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2012 7:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
Да, а этот просто с утра забыл побриться своим бронзовым топором.

А как же бронзовые бритвы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2012 10:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Должно быть, затупились.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lutoi
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 17.03.2009
Сообщения: 2158
Откуда: Русь

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2012 11:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
Да, а этот просто с утра забыл побриться своим бронзовым топором.

откуда этот парень?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mahmut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.07.2012
Сообщения: 3469

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2012 11:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С Днепропетровской области (тн Керносовский идол) - ямная культура (3 тыс. до н.э.).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 11:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
Должно быть, затупились.

А для чего они использовали эти бритвы и зеркала из полированной бронзы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 12:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

14.15 писал(а):
Aquila Aquilonis писал(а):
Должно быть, затупились.

А для чего они использовали эти бритвы и зеркала из полированной бронзы?


Спросите у товарища из Керносовки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 1:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):

Спросите у товарища из Керносовки.

Так зачем им нужны были бритвы и зеркала?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Reborn
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2011
Сообщения: 811
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 4:23 pm    Заголовок сообщения: Re: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
или Как предки русских создали современный мир

Или как современные русские создают миф.Улыбка
http://clubs.ya.ru/4611686018427397615/replies.xml?item_no=14183
Цитата:

- миф: Аркаим древнее египетских пирамид
- на самом деле Аркаим датируется началом 2-го тысячелетия до н.э., а пирамида Хеопса была построена в 26 веке до н.э., пирамида Джосера - в 27-м веке до н.э.
- миф: Аркаим был древним славянским городом.
- на самом деле Аркаим относился к андроновской археологической культуре, это эпоха средней бронзы. а славяне появились намного позже, совсем в ином регионе, и андроновская культура генетически со славянскими культурами не связана. кроме того, Аркаим не город, а скорее - протогород, укрепленный поселок.
- миф: Аркаим имеет идеальную геометрическую планировку
- на самом деле поселение довольно аморфно.
- миф: в Аркаиме жило многочисленное (несколько тысяч человек) население.
- на самом деле в Аркаиме жило около 800-900 человек. Первоначальная предположительная оценка численности населения в 2,5 тысячи человек, сделанная первооткрывателем Аркаима Г. Здановичем, была пересмотрена и уточнена при поздних подробных исследованиях.
- миф: Аркаим был выдающимся центром высокоразвитой цивилизации.
- на самом деле в Аркаиме культурный слой беднее и находок меньше, чем в иных поселениях андроновской культуры. сам тип хозяйствования, бытовавший у жителей Аркаима - отгонное скотоводство - оказался непродуктивным и неэффективным, скотина быстро опустошала пастбища вокруг поселения. судя по всему, именно по причине неэффективного хозяйства Аркаим просуществовал недолго, всего несколько десятков лет, и был покинут обитателями.
подробная научная информация об Аркаиме изложена в книге археолога Ф. Н. Петрова, участвовавшего в раскопках андроновских поселений, текст скачать можно отсюда: http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=77&iditem=549 . книга рекомендуется к прочтению всем, кому интересно прошлое народов нашей страны, очищенное от псевдоисторических мифов и шарлатанских фальсификаций.
Источник: http://vk.com/topic-3246092_25067442

http://www.liveinternet.ru/users/3316585/post106921706/
Цитата:

Начитавшись и насмотревшись про это чудо мы решили туда сгонять на денёк. Благо, ехать не очень далеко - из Челябинска, почти до Магнитогорска, поворот налево на Кизильское, через Кизильское, через реку, а дальше прямо до старой заправки, потом поворот направо на Обручевку и дуй вдоль степи прямо, везде есть указатели. Чувств не было пока ехали туда. Знание, что возможно ничего особенного и не будет позволило не вешать нос, и вместе с тем не надеяться на чудо. Приехали на место - чувства раздвоились, казалось, что должно же тут что-то быть. В степи очень много невысоких курганов. Насколько я помню из истории, курганы возводили кочевники умершим. Ощущение, что духи присутствуют в этой стороне степи есть. Вместе с тем, они как-будто не мешают никому - гуляют себе. Говорить о том, что это священные места славян я бы не стала. Не похожи эти места на то, к чему славяне привыкли - лесов то нету почти. Остаётся надеяться, что тогда - более 4 тысяч лет назад реки в этих местах были полноводные, а растительность бурная. Сегодня в этом месте открыт заповедник. Хотя именно этим словом назвать трудно подобное место. Там всё искусственно. Вплоть до .... Не будем забегать вперёд.
Доехав почти до Аркаима, можно увидеть слева и справа различные постройки. Мы решили посмотреть кому взбрело в голову это всё нагородить. Пообщались с первым "аборигеном музея". Он пояснил, что само городище якобы уже давно закопано обратно, причина - приезжие. Я об этом читала, но, возникают некоторые сомнения относительно причин - либо горождища не было вовсе, а были мелкие раскопки, на основе которых создана такая шумиха, либо закопано по причине нехватки денег. Далее "абориген" объяснил в какой стороне находится якобы городище. Мы двинули в ту сторону. Но, нас предупредили, что в Аркаиме всё ПЛАТНО! Поэтому, проехав мимо "вахты" по какой-то грунтовке, мы дёрнули через горки вдоль основательного заборчика (надо заметить, что забор окружает почти всю территорию Аркаима), мой водитель ехал медленно, чуть трусовато, но поскольку ждать было нельзя, мне приходилось его подбадривать и гнать быстрее. Наконец мы увидели брешь в заборе, именно туда вела грунтовка. По ней мы и поехали. Ничего примечательного там не оказалось. Степь, какое-то болото, где-то вдалеке машин несколько и бродящие там же вдали люди по горкам - местным двум достопримечательностям.
Тут-то нас и настигли доблестные работники природоохраны. Они решили, что мы за 400 км приехали на этом болоте поохотиться на тухлых гусей и какую-то рыбу!!! Мы конечно же были немного шокированы, но разговорились с этими "аборигенами" тоже, по версии которых тут не было никаких особых раскопок, только несколько наконечников стрел нашли. Всё в музее местном привозное. В общем развернувшись, мы поехали к "вахте", правда доблестные "аборигены" выписали таки нам протокол( странно, но в нём было указано, что мы приехали охотиться возможно, поэтому на всякий случай нас оштрафовать надо!), кстати, чиновникам можно туда приезжать! В ту сторону как раз Степашин направился, он нас по дороге в кювет чуть не согнал своими бравыми охранниками с мигалками.
......Кстати, с этими доблестными работниками природоохраны нам пришлось потом повоевать.....
Не доехав до "вахты" метров 100, мы поставили машину на стоянку(бесплатную), и мои бойцы двинулись через дыру в заборе покорять две местные горы. Хватило их не надолго. Минут через 30 вернулись. В это время я наблюдала странные действа, очевидно придуманные "аборигенами музея Аркаима". Одна тётка вела за собой несколько человек на гору справа, причём, поднимались они друг за другом, строго правой ногой вперёд(крабиком), потом они долго ходили по вершине горы кругом и так же спускались. Такое я наблюдала 2 раза. Потом появились, видимо, староверы-славяне, стали поднимать руки вверх. Затем появился буддист, босиком взошёл на эту же гору. Долго стоял, поклонился и спустился с горы.
Собственно это все интересные события.
Очевидным и неизгладимым впечатлением осталось большое количество башкир. И самое позорное - горы, БОЛЬШИЕ ГОРЫ МУСОРА. Это впечатление незабываемо. Не понятно почему так. Ведь, по сказаниям "аборигенов" на содержание Аркаима было выделено Путиным пару лет назад 75 миллионов рублей!!! Или это была подготовка к приезду Степашина?
Много вопросов было до поездки в Аркаим, ещё больше их стало после.

Известная программа Гордона.
http://www.youtube.com/watch?v=oz1eBqWdneo
http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=439131
В этом ракурсе монголоидность и уралоидность аркаимовцев особенно видны.
Цитата:

Лица древних людей по методике знаменитого ученого Герасимова восстановили известные российские антропологи Алексей Нечвалода из Уфы и Александр Хохлов из Самары. С точностью до 80 процентов можно утверждать, что именно так выглядели первые южноуральцы. "Они принадлежат к смешанному типу европеоидов, - отмечает Татьяна Малютина. - Женщина имеет тонкие черты лица, хотя видны монголоидные и уралоидные черты. Уралоиды - это самое древнее население Южного Урала. Мужчина более широкоскулый, видно, что имел твердый характер".

Тема называется "...или Как предки русских создали современный мир ".
Если Аквилла считает предками русских уралоидов и монголоидов-ну тогда только можно развести руки...
Кстати, с арктической родиной ие уже покончено?
Из труда Иванова-Гамкреладзе(любопытный момент).
Цитата:

Фин-волж. *orja,фин. orja "раб",вепс. orj "раб",эст "ori"-"раб",саам. arjan" "далеко на юге или югозападе",эрзя "раб,наемный работник".
...Любопытна семантика в ФУ языках.С точки зрения направления заимствования характерно значение "юг". ..Значение "раб" в ФУ сожет указывать на социальное положение среди фу носителей раннеиранского языка".

То то среди мордвы встречаются южноевропеоидные носастые понтиды неизвестного происхождения...
Клейн утверждает,что нет никаких свидетельств использования андроновцами колесниц как боевых единиц.Только как транспорт.
Вообщем похоже на фольк-хистори.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 5:48 pm    Заголовок сообщения: Re: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

Reborn писал(а):

Или как современные русские создают миф.Улыбка
http://clubs.ya.ru/4611686018427397615/replies.xml?item_no=14183


Опровергайте эти утверждения в разговоре с их авторами. Приписывание же мне утверждений, которых я не делал, обернётся для вас вполне предсказуемыми последствиями.

Reborn писал(а):

http://www.liveinternet.ru/users/3316585/post106921706/


Зачем здесь этот путевой очерк?

Reborn писал(а):

Известная программа Гордона.
http://www.youtube.com/watch?v=oz1eBqWdneo


Знаем, смотрели.

Reborn писал(а):

http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=439131
В этом ракурсе монголоидность и уралоидность аркаимовцев особенно видны.


Каждому, у кого есть глаза, видно, что никакой монголоидности и уралоидности у них нет.

Reborn писал(а):

Кстати, с арктической родиной ие уже покончено?


Одно другому нисколько не мешает. Арктическую тематику Вед никто не отменял.

Reborn писал(а):

Из труда Иванова-Гамкреладзе(любопытный момент).
Цитата:

Фин-волж. *orja,фин. orja "раб",вепс. orj "раб",эст "ori"-"раб",саам. arjan" "далеко на юге или югозападе",эрзя "раб,наемный работник".
...Любопытна семантика в ФУ языках.С точки зрения направления заимствования характерно значение "юг". ..Значение "раб" в ФУ сожет указывать на социальное положение среди фу носителей раннеиранского языка".



Оно указывает на то, что арии и уральцы имели долгую историю соседства, вражды и взятия в плен. Кстати, слово "господин" в финских языках (*asira) тоже имеет арийское происхождение.

Reborn писал(а):

То то среди мордвы встречаются южноевропеоидные носастые понтиды неизвестного происхождения...


Но уж точно не индоиранского, благо теперь достоверное известно, что индоиранцы были северными европеоидами.

Reborn писал(а):

Клейн утверждает,что нет никаких свидетельств использования андроновцами колесниц как боевых единиц.Только как транспорт.


Это противоречит всем наличным данным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А что там с бритвами из захоронений, например?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

14.15 писал(а):
Aquila Aquilonis писал(а):

Спросите у товарища из Керносовки.

Так зачем им нужны были бритвы и зеркала?


Спросите у товарища из Керносовки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

14.15 писал(а):
А что там с бритвами из захоронений, например?


Спросите у товарища из Керносовки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):

Спросите у товарища из Керносовки.



Ножи и бритвы - массовый тип изделий ямной культуры IV-III тыс. до н.э.


Вот еще про бритву
Уроки древнего поселения

Одно посещение Тегисжола дало бы школьнику больше, чем весь учебник древней истории! Археологи, работающие на раскопках, рассказали бы, что здесь 3,5 тысячи лет назад (!) жили племена андроновцев. Они поклонялись огню и солнцу. Ценили красоту и следили за своим внешним видом. Нынешним летом экспедиция на Тегисжоле обнаружила при раскопках ценный предмет – бронзовую бритву в деревянном футляре. Хозяин весьма ценил ее, носил при себе и содержал в исправности. Рядом имелся точильный камень. Если судить по тому, что бритву положили в могилу наравне с самыми важными ритуальными вещами, можно сделать вывод, что древние мужчины тщательно следили за своей внешностью. И не хотели предстать в ином мире небритыми.

Главное занятие андроновцев – скотоводство. Археологические исследования доказали, что они пасли скот недалеко от домов. И главным животным была корова. На втором месте – лошадь. И на последнем – овца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Reborn
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2011
Сообщения: 811
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:35 pm    Заголовок сообщения: Re: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):

Каждому, у кого есть глаза, видно, что никакой монголоидности и уралоидности у них нет.

Честно говоря,мало разбираюсь в антропологии-но тут я опираюсь на процитированное мнение специалистов(зачем им врать).
По мне так-скулы,а также небольшой прогнатизм свидетельствуют об уралоидной примеси.
Те же Кордед,которых привязыают к ИЕ-прогнатизма не имели-насколько я знаю.

Цитата:
Это противоречит всем наличным данным.

Клейн утверждает,что в эти повозки запрягали волов.
А лошадей просто употребляли в пищу.Так что есть сомнения даже в прирученности лошадей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:42 pm    Заголовок сообщения: Re: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

Reborn писал(а):

Честно говоря,мало разбираюсь в антропологии-но тут я опираюсь на процитированное мнение специалистов(зачем им врать).


Во имя толерантного антифашизма.

Reborn писал(а):

По мне так-скулы,а также небольшой прогнатизм свидетельствуют об уралоидной примеси.


Скулы в европейских рамках, прогнатизма нет.

Reborn писал(а):

Клейн утверждает,что в эти повозки запрягали волов.
А лошадей просто употребляли в пищу.


Каким образом он определил, что в лёгкие колесницы запрягали волов? И определил ли это он, или вы сами это придумали? Цитату из Клейна дайте.

Reborn писал(а):

Так что есть сомнения даже в прирученности лошадей.


У кого, у вас? У учёных таких сомнений нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

14.15 писал(а):
Aquila Aquilonis писал(а):

Спросите у товарища из Керносовки.



Ножи и бритвы - массовый тип изделий ямной культуры IV-III тыс. до н.э.


Скульптурные изображения бородатых мужчин - тоже.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):


Скульптурные изображения бородатых мужчин - тоже.

Но у этого скульптурного изображения усы, а не борода.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 16051
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 6:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

14.15 писал(а):
Aquila Aquilonis писал(а):


Скульптурные изображения бородатых мужчин - тоже.

Но у этого скульптурного изображения усы, а не борода.


Т.е. всё-таки свидомит-стайл, включая локальную потерю зрения.

Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 7:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
14.15 писал(а):
Aquila Aquilonis писал(а):


Скульптурные изображения бородатых мужчин - тоже.

Но у этого скульптурного изображения усы, а не борода.


Т.е. всё-таки свидомит-стайл, включая локальную потерю зрения.

Very Happy

Это вы тут образчик свидомит стайла, вам хоть поливай желтой жидкостью в глаза... Почему вы отрицаете то что древние брились? Зачем им тогда нужны были бритвы, зеркала?
А я совсем не на украине живу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mahmut
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.07.2012
Сообщения: 3469

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 7:39 pm    Заголовок сообщения: Re: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

Reborn писал(а):

Клейн утверждает,что в эти повозки запрягали волов.
А лошадей просто употребляли в пищу.Так что есть сомнения даже в прирученности лошадей.
В синташтинских захоронениях 2-х колесная повозка с парной упряжью наличиствует при одновременном захоронении 2-х лошадей - тоисть покойного на тот свет сопровождали и повозка и запрягаемые в неё лошади...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Reborn
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 10.01.2011
Сообщения: 811
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 7:52 pm    Заголовок сообщения: Re: Конь, колесо и колесница Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):

Каким образом он определил, что в лёгкие колесницы запрягали волов? И определил ли это он, или вы сами это придумали? Цитату из Клейна дайте.

По приручению действительно напутал.
По колесницам в целом-верно.
Л.С.Клейн
Древние миграции и происхождение индоевропейских народов

Цитата:

8.Конь и колесница.Тут нужно сделать одну оговорку.Во многих работах известных специалистов арии твердо
Связываются не только с конем, но и с колесницей Имеется ввиду,что в Индию и Иран они вторглись с Конницей и на боевых колесницах.Колесницы несомненны в государствах Древнего Востока в середине II тыс
до н.э.,и известно,что ранние индоарии обучали колесничным ристаниям и уходу за лошадьми митаннийцев и окрестные народы.Но когда появились всадники,не очень ясно.Твердое доказательство их наличия–стремена и изображения всадников,а это железный век .Что касается протоариев,то Бейли(Bailey 1955)выявил общеарийские термины колесничного дела(«колесо», «ось», «чека»и т.п.).Повозки у них были.Значит ли это,что у них были боевые колесницы?Дрессель обратил внимание на то,что в наборе общеиндоевропейских терминов для транспорта отсутствуют слова «спица» и «колесо со спицами» (Dressel 1965).Даже если в общеарийской терминологии эти слова есть,это еще не говорит о том,что обозначенные ими реалии существовали в протоарийском прошлом:индоарийские племена в Средней Азии и Иране существовали в тесных контактах с иранцами,а технические усовершенствования распространялись быстро,так что поставить свои повозки на колеса со спицами индоарии могли под влиянием иранцев перед самым вторжением в Митанни и в Индию.Самые ранние колесницы в степях найдены в памятниках новокумакских,потаповских и синташтинских(начало IIтыс.).Все они имеют колеса со спицами.Даже применение этих колесниц в бою степняками остается под вопросом.Наверняка они применялись только в ритуальных целях–для торжественных выездов властителей,похорон и в ристаниях.Уже в катакомбных погребениях(лишь на ступень более ранних)одноосные повозки есть,но с тяжелыми дисковидными колесами и вряд ли запряженные эквидами–управлялись они стрекалом.В ямной же культуре колесный транспорт был,но это только повозки с тяжелыми сплошными деревянными колесами,большей частью четырехколесные(двухосные),но также и двухколесные(одноосные).Это гужевой транспорт.Запрягали такой транспорт по всей Европе быками(волами) –по крайней мере,это так во всех случаях,где при таких повозках,реальных или на изображениях,обнаружены упряжные животные(Häusler 1984; 1986; 1992b; 1994;1999).А кони?Кости домашней лошади в ямной культуре есть.Но в погребениях в составе погребальной пищи судя по костям,были только баранина(главным образом)и (гораздо реже) говядина.Лошадиных костей в погребениях практически нет(Мерперт 1974;103).Это значит,что либо конь использовался как тягловая сила и для верховой езды,либо конина по каким-нибудь причинам не входила в традиционую погребальную пищу.Но та же картина была и в срубной и в полтавкинской культурах(Кривцова-Гракова1955: 71).В своей новейшей книге Дергачев(2007: 274)сетует на многих авторов,признающих лошадь в качестве домашнего животного в ранних культурах,но отводящих ей роль продукта питания,подразумевая,что она«использовалась на мясо». «При этом, -пишет Дергачев, совершенно упускается из виду такое явление,как психологические стереотипы питания….Конское мясо–излюбленный продукт питания преимущественно скотоводческих обществ.Из-за специфичности запаха и жесткости,за исключением особых –бедственных ситуаций,это мясо ни в далеком,ни в более близком прошлом (как и сейчас)не входило в рацион людей,воспитанных на «классических» земледельческих традициях,и воспринималось последними далеко не с восторгом».Следуют примеры.Дергачев–сторонник раннего,еще до ямной культуры,использования лошади в упряжи и верхами.Но это общие умозаключения.Обратимся к фактам к поселениям.В срубных поселениях кости лошади занимают второе место после крупного рогатого скота (КривцоваГракова1955: 70).Из нахождения повозок и псалий Кривцова-Гракова заключает,что лошадь в срубной культуре уже использовалась как тягловая сила.Надо бы уточнить:и как тягловая.А в ямной?В верхних слоях Михайловского поселения,принадлежащих к ямной культуре,кости коня по минимальному количеству особей занимают третье место после крупного и мелкого рогатого скота,составляя17,9%.Они,также как и те,разбросаны по слою в поломанном или расколотом виде.Стало быть,в быту конину употребляли в пищу.Иначе бы целые трупы павших лошадей были захоронены поодаль.
В пересчете на вес лошадь,то бишь,конина,составляет в мясном рационе
21,31%и занимает по этому показателю среди домашних животных второе место после говядины(Лагодовська та . 1962:172).Признавая за Дергачевым некоторый резон,можно заключить,что ямная культура оставлена хоть и не кочевым,но все же
преимущественно скотоводческим обществом.Однако в пользу
использования лошади
ямным населением как тягловой силы,не говоря уж о верховой езде,фактов нет.Хотя,судя по мизерному количеств костей свиньи(2,2%по количеству особей),ямное население было очень подвижным.9.Атрибуция
с помощью прототипов.
Если
ни всадничество ни колесницы не являются подтверждением протоарийской принадлежности ямной культуры,то есть ли
помимо общей ситуации вообще какие-либо факты,которые можно было бы привести в пользу такой атрибуции-типа тех,которые приводились в пользу протоиндоарийской атрибуции катакомбников?То есть имеются в виду специфические аналогии,так сказать,с арийским этолоном

Это уже чисто мое предположение-возможно андроновцы имели какое-то отношение к предкам ФУ.
Вот эти ФУ (на севере Средней Азии) и контактировали с иранцами на юге.После между иранцами и ФУ вклинились скифы и сарматы, пришедшие с Алтая,частично ассимилировав последних,а частично отеснив ФУ в леса Поволжья и севернее.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS