Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Этногенез киргизов

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Этнография
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
приднестровец
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 04.02.2008
Сообщения: 2708
Откуда: Белебей

СообщениеДобавлено: Сб Май 10, 2008 5:27 pm    Заголовок сообщения: Этногенез киргизов Ответить с цитатой

оригинал: // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1990. Вып. 2. С. 131-137

1. Завершающие этапы формирования киргизского народа протекали на Тянь-Шане в XV-XVIII вв., где происходил длительный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимися сюда в XV веке из Прииртышья и Алтая. Следует выделить следующие моменты этого процесса:

Переселение группы киргизских племен в середине XV в. с Прииртышья и Горного Алтая на свою нынешнюю родину и окончательное закрепление на этой территории - несмотря на неоднократные попытки государства яркендских моголов вновь подчинить их своей власти. В ту же эпоху и несколько позднее другие группы киргизских племен в силу различных политических событий оказались в горах Куэнь-Луня и Каракорума, на Восточном Памире и в Фергане.


Центром этнической консолидации киргизов стала территория Тянь-Шаня. Именно здесь, по свидетельству источников, киргизы в конце XV в. возродили протогосударственную этнополитическую структуру: дуальную организацию племен, объединениях в два «крыла» -«онг канат» («правое крыло») - «сол канат» («левое крыло»). Воссоздание этой дуальной организации, имевшей давнюю историческую традицию у тюркских племен Центральной Азии, означало формирование такой структуры, которая сказалась способной выполнять известные политические функции, в том числе и функции охраны вновь обретенной этнической территории и консолидации. включенных в ее состав племен и родов. Только после сложения этой структуры завершился процесс этногенеза киргизов я началась этническая история киргизской народности на Тянь-Шане.


В процессе интеграции остатков древнетюркских и монгольских племен в рамках этой дуальной этнополитической структуры постепенно созревало этническое самосознание, что нашло отражение в новых вариантах племенных и общекиргизских генеалогических преданий («Маджму ат-таварих») и в двойных наименованиях ряда родоплеменных объединений (кыргыз-кыпчак, кыргыз-кытай и др.).


Завершение исламизации пришлых киргизских племен произошло но позднее первой половины XVII века под влиянием новой конфессионально-культурной среды Восточного Туркестана и Средней Азии, благодаря активной миссионерской деятельности в этом регионе суфийских шейхов. Религия ислама, распространение которой всячески поддерживалось правящей верхушкой для обоснования и укрепления своей власти над всеми племенами Притяньшанья, также сыграла определенную роль в консолидации пришлых и местных племен в единую) народность.


Сложилось комплексное хозяйство нового типа, в котором, наряду со скотоводством, заметно возросла доля поливного земледелия. Сформировалось полуоседлое хозяйство со скотоводством альпийского типа (вертикальные перекочевки в горных районах Тянь-Шаня), практически прекратились крупные миграции киргизских племен и завершалось формирование социально-экономической структуры киргизского общества.
2. При всем разнообразии генеалогических обоснований мнимого родства всех племен и родоплеменных объединений Тянь-Шаня, включенных в дуальную этнополитическую структуру киргизов в условиях отсутствия строго централизованного государственного управления, а также постоянных политических, культурных и религиозных центров, главным консолидирующим фактором киргизов Тянь-Шаня в области идеологии становится эпос «Манас» не случайно, что именно здесь, на Тянь-Шане, в XVII - первой половине XVIII века происходило окончательное сложение этого выдающегося произведения эпической традиции киргизского народа на наддиалектном общекиргизском языке, где нашли отражение и генеалогия, и обычное право - «торе», и история народа, не столько реальная, сколько воображаемая, какую хотели бы видеть сами киргизы. Эпос «Maнаc» воплотил в себе прогрессивную для своего времени идею объединения племен перед лицом внешней опасности, а в образе Манаса киргизские сказатели создали фигуру того идеального вождя, который мог бы встать во главе всех киргизов, сплотить их в силу, способную противостоять любому Врагу. Это уникальное явление, когда наряду с религией, другими формами идеологии, основным консолидирующим фактором в области общественного сознания становится эпическое сказание, которое представляет собой главную особенность в развитии собственной культуры киргизской народности на Тянь-Шане.

3. Таким образом, к середине XVIII в. окончательно сформировались этнополитическая организация киргизской народности, возникло ее этническое самосознание, определился устойчивый хозяйственно-культурный тип, сложилось фольклорное выражение историко-культурного единства киргизских племен (эпос «Манас»).
http://www.kyrgyz.ru/?page=59
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Этнография Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS