Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Историческая живопись

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2017 6:00 am    Заголовок сообщения: Историческая живопись Ответить с цитатой

Жак Луи Давид


Велизарий, просящий подаяние. 1781



Сюжет картины проникнут печалью, сентиментальностью и состраданием. Она повествует о византийском прославленном полководце Велизарии, которого оклеветали и отстранили от службы, обрекая на скитания и нищету. Начинал он свою службу в императорской гвардии, качестве обычного солдата. В течение всего срока службы до наступления войны с персами, он уже достигает высокого сана полководца.
Одержав победу, ему и дальше поручали самые сложные бои в Африке по борьбе с вандалами. После этого, полководцу было поручено изгнать из Италии готов, и он вновь справился со всеми поставленными задачами. Однако война с персами вновь восстановилась, и Велизария снова направили в Азию, где он победоносно закончил сражения. Но итальянцы не успокаивались и снова стали провоцировать византийцев, однако, вследствие разнообразных интриг, император обязал его отстраниться от дел на 12 лет, а позже велел ослепить несчастного верного своего слугу. Всё его имущество было конфисковано.
Картина изображает момент удивления проходящего мимо воина, который узнаёт в слепом старике знаменитого военачальника, подвергшегося человеческой неблагодарности.
Вытянутые вперёд руки Велизария, от отчаяния просят о помощи и подаянии. Мольбы о милосердии рвут душу на части, а сердце источает слёзы.
Поводырём несчастного человека является мальчик, который сидит с протянутым шлемом в руке. Женщина кладёт милостыню, а солдат на втором плане, подняв вверх ладони от изумления, потрясён неожиданной встрече со своим бывшим командиром. Он в горе уповает на несправедливости судьбы.




http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-zhaka-lui-davida-velizarij/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2017 6:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле


Дата создания: 1680г. - 1681г.
Автор: Гурий Никитин, Сила Савин
Материал, техника: фреска, темпера
Храм Ильи Пророка — необычайно целостный и органичный ансамбль, в котором архитектура и монументальная стенопись являют собой подлинный синтез искусств.
Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей - Гурия Никитина и Силы Савина. Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, необузданная динамика, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость колорита. Без всякого сомнения, фрески Ильинской церкви - лучший стенописный ансамбль 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства.
















Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2017 6:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сустерманс, Юстус (1597 — 1681) — фламандский живописец эпохи барокко.

Портрет Чемоданова. 1657 год.

Иван Иванович Чемоданов — русский дипломат, стольник и переславский наместник, русский посол в Венеции.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cedars
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 16.06.2014
Сообщения: 1790
Откуда: Восточная Сибирь

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2017 3:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Некоторые искусствоведы считают картину (на илл.) художника из Бедлама самой необычной в английской живописи.


Спор: Оберон и Титания (англ. Contradiction: Oberon and Titania) — картина британского художника, представителя викторианской сказочной живописи Ричарда Дадда (англ. Richard Dadd, 1817—1886).


Сюжет картины и особенности его трактовки Даддом


Ричард Дадд за работой над картиной «Спор: Оберон и Титания», фото сделано около 1856 года

Основа сюжета картины — пьеса Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (акт II, сцена I). Спор между Обероном и Титанией возник из-за малыша, похищенного у индийского султана (он — подменыш, существовало поверье, что феи похищают новорождённых детей и вместо них подкидывают своих младенцев). Оберон требует от Титании отдать ему мальчика в пажи (II, 120—121), Титания непреклонна в своём отказе мужу, так как мать мальчика была её подругой (II, 136—137). В ссоре Титания обвиняет своего супруга в измене с Ипполитой, а он её — в связи с Тесеем. В этой картине отчётливо показано напряжённое противостояние двух главных героев. Оберон держит в руке копьё, его удерживает шкодливый лесной дух Пак. Пак, по мнению искусствоведов, на картине Дадда получает удовольствие от ссоры своих повелителей.

На картине реальный мир переходит в мир волшебной фантазии. Главные герои — король и королева фей и эльфов — изображены в полный рост и выглядят великанами на фоне малышей-эльфов. Оберон с чёрной бородкой в шлеме странной формы напоминает, по мнению искусствоведов, арабского шейха, которых художник видел во время путешествия по арабским странам. Индийский мальчик в колпаке, виновник ссоры, прячется за спиной Титании, держась за край шлейфа её платья: он предпочитает общество королевы фей Оберону. Справа от них пара влюблённых — Деметрий и Елена. На переднем плане находится сложный узор, состоящий из сплетения цветов и листьев, на заднем — огромное количество волшебных существ и фантастических животных. Существуют различные объяснения причудливости подобной декоративности картины. Оберон в пьесе Шекспира говорит, что естественный порядок вещей оказался в смятении, что мог отразить в своей работе Дадд. Однако картина может отражать и борьбу самого художника с его «лабиринтом» мыслей, внутреннее его состояние.

По мнению искусствоведов, картина «Спор: Оберон и Титания» может считаться самым необычным произведением в английской живописи


Создание картины и её судьба
28 августа 1843 года краснодеревщик, владелец мебельной мастерской Роберт Дадд и его сын, художник Ричард Дадд, незадолго до этого прервавший путешествие на Восток, приехали в Чатем, чтобы посмотреть на военные манёвры. Юноша страдал от галлюцинаций, появившихся у него во время пребывания в Египте, побывал у известного психиатра Александра Сазерленда, который объявил его невменяемым. Отец не обратил внимания на диагноз специалиста. Придя в возбуждение от музыки, вида оружия, шума толпы, сын напал на отца. Ричард ударил его в грудь матросским ножом, а затем перерезал горло бритвой. Он бежал во Францию, где был арестован. Свои действия он объяснял волей бога Осириса. Юноша по решению суда был помещён в психиатрическую лечебницу.

Встречаются утверждения, что за сорок три года пребывания в психиатрической клинике Дадд написал только две картины на сказочные темы: «Спор: Оберон и Титания» и «Мастерский замах сказочного дровосека». Картина «Спор: Оберон и Титания» создана художником в 1854—1858 годах. Техника — холст, масло, размер овальной картины — 61 на 75 сантиметров.

Британская исследовательница творчества Дадда и архивариус клиники Бедлам, где была создана картина, Патриция Олдридж (англ. Patricia Allderidge) установила, что картина была написана для заведующего клиники (должность его носила официальное название «first resident physician superintendent of Bethlem») в Бедламе доктора Уильяма Чарльза Худа (англ. William Charles Hood). В 1851 году жалоба пациентки привела к проверке больницы со стороны Lunacy Commissioners. В результате проверки старое руководство клиники было отправлено в отставку. Уильям Чарльз Худ, ставший заведующим клиники в 1852 году, сделал целый ряд нововведений, например, впервые стал вести здесь истории болезни пациентов. Он постепенно заменил неимущих пациентов на состоятельных и образованных; этот процесс был дополнен переводом тех пациентов, которые находись здесь по приговору суда, в клинику Бродмур в 1864 году (среди таких пациентов был и Дадд). Многие из новых пациентов могли позволить себе платить за своё содержание, и Худ улучшил условия их содержания, чтобы обеспечить им, насколько это возможно, комфорт, к которому они привыкли до помещения в Бедлам.

Худ в своих записях и истории болезни художника оставил сведения о пребывании Ричарда Дадда в клинике: «В течение нескольких лет после его поступления к нам он считался одним из самых буйных и опасных больных. Он объяснял, что какие-то духи всё ещё овладевают его волей и заставляют тело делать то, чего он не хотел бы». В 1857 году Худ улучшил условия содержания Ричарда Дадда, так как он «в течение многих лет не проявлял буйности».

Картина «Спор: Оберон и Титания» впервые была представлена публике только в 1930 году. Она была продана в 1984 году за 500 000 фунтов стерлингов. В настоящее время картина находися в частной коллекции композитора Энрю Ллойда Уэббера, который приобрёл её на аукционе Кристис в 1992 году. Картина неоднократно принимала участие на выставках, в частности на выставке «The Art of Bedlam», которая проходила в 2015 году в городах Великобритании и США/
_________________
Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда (С) А.П. Чехов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Портрет патриарха Никона с клиром

Художник:
неизвестен
234 х 180 см
Холст, масло


1660–1665 годы


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cedars
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 16.06.2014
Сообщения: 1790
Откуда: Восточная Сибирь

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так вот ты какая, жопа с ручкой... В очках




[Демон в образе монахини] Рисунок из часослова, Фландрия, XIV век.
Monster nun, book of hours, Flanders 14th century (Walters Art Museum, W.90, fol. 108v)

Для справки:

Часосло́в, или Часо́вник, или Часосло́вец (др.-греч. ῾Ωρολόγιον) — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических).
_________________
Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда (С) А.П. Чехов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"В 1694 году (в феврале) живописец Михаил Чоглоков написал образ (персону) во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Наталии Кирилловны»




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 - начало 1680 годов


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cedars
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 16.06.2014
Сообщения: 1790
Откуда: Восточная Сибирь

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Игнатий писал(а):


Замечу, что существуют и другие портреты Степана Разина - датирующиеся тем же отрезком времени..


Вот этим -проиллюстрирована статья про Разина в англишь-википедии.. Донской атаман Степан Тимофеевич Разин. Гравюра. 1672

Есть такие портреты:




_________________
Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда (С) А.П. Чехов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прижизненные портреты императора Петра Великого.


1697 г. — Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648-1723), придворного живописца английского короля, несомненно писан с натуры. Портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт. В каталоге сделана приписка, что фон картины писан Вильгельмом ван де Вельде, морским живописцем.По отзывам современников, портрет отлитчался большим сходством,и с него были сняты несколько копий, самая известная, работы А. Белли, находится в Эрмитаже. Этот портрет послужил основой для создания огромного количества самых разных изображений царя, иногда слабо похожих на оригинал.




ок.1697 г. — Портрет работы Питера ван дер Верфа (1665-1718), история его написания неизвестна,но скорее всего, это произошло во время первого пребывания Петра в Голландии. Куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесен в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас в Государственном Эрмитаже.





ок. 1700-1704 г. гравюра Адриана Шхонебека с портрета работы неизвестного художника. Оригинал неизвестен.





1711 г. — Портрет работы Иоганна Купецкого (1667-1740), писан с натуры в Карлсбаде.




1716 г. — портрет работы Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Написан, скорее всего, летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене. Петр изображен в Андреевсой ленте и датском ордене Слона на шее.





1717 г. — портрет работы Карла Моора, который писал царя, во время его пребывания в Гааге, куда царь прибыл на лечение. Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что портрет Моора очень понравился царю, был куплен кн. Б. Куракиным и отправлен из Франции в Петербург.




1717 г. — портрет работы Арнольда де Гельдера (1685-1727), голландского художника, ученика Рембранта. Написан во время пребывания Петра в Голландии, однако нет никаких сведений, о том, что он написан с натуры. Оригинал находится в Амстердамском музее.




1717 г. — Портрет работы Жан-Марка Наттье (1686-1766), известного французского художника, написан во время визита Петра в Париж, несомненно с натуры. Был куплен и отправлен в Петербург, позднее висел в Царскосельском дворце. Сейчас находится в Эрмитаже, однако, нет полной уверенности, что это — оригинальная картина, а не копия.




http://blog.fontanka.ru/posts/172264/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 1:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Годфри Неллер (1646-1723). Портрет Петра Потемкина. 1682.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 2:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Портрет Андрея Бесящего — Андрея Матвеевича Апраксина. 1690-е годы




A.M. Апраксин (1663—1731) — брат царицы Марфы Матвеевны, стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 года — граф. Был участником „Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы". Это шутовское сообщество было создано Петром I из людей, принадлежащих к его ближайшему окружению. Участники собора фигурировали во всех придворных увеселениях и празднествах. К делам государственного управления большинство из них касательства не имели.
Портрет принадлежит к так называемой Преображенской серии (по наименованию дворца, расположенного в Подмосковье где первоначально хранились эти портреты). Его можно датировать 1690-ми годами, так как персонаж изображен еще с бородкой ношение которой позднее было строжайше запрещено Петром.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Чт Фев 23, 2017 2:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Портрет Якова Федоровича Тургенева

Не позднее 1695


Я.Ф. Тургенев (i6..—1695) также входил в число лиц, составля-вшнх ..Всепьянейший сумасброднейший собор всешутейшего князь-папы". В своем кругу он носил звание „старого воина и киевского полковника". Во время маневров 1694 года близ Ко-жухова под Москвой он командовал ротой. Вскоре за этим была сыграна шутовская свадьба Тургенева, которая стоила ему жизни.
Исполнение портрета следует отнести к последним голам жизни Тургенева. Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения. Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Ср Мар 29, 2017 11:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337—1339 гг.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cedars
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 16.06.2014
Сообщения: 1790
Откуда: Восточная Сибирь

СообщениеДобавлено: Пт Апр 07, 2017 7:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


По клику изображение 1200 пкс

Баланс Европы в 1791 году

Автор: Скородумов Гаврила Иванович
Годы жизни: (1755 –1792)

Техника: Холст, масло
Время создания: 1791
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва


Русский стоит на перевесившей чаше весов, придавив турка, который взывает о помощи. Рядом венгр ведёт свои записи. Голландец накладывает кошельки с деньгами на противоположную чашу весов, спрашивая «довольно ли?», а пруссак, стоя на «легкой» чаше, требует, чтобы туда накладывали больше городов. Поляк, готовый угодить, держится в стороне, что-то пряча за пазухой. Англичанин висит, вцепившись в перекладину весов, пытаясь склонить ее на свою сторону. Датчанин, прислонившись к столбу, наблюдает за происходящим, не вмешиваясь. Швед балансирует вверху на перекладине весов, готовый принять сторону победителя.

Обозначения и реплики персонажей:

1, А – «россиянин», «один да грузен»
2, В – «турок», «помогите»
3, С – «венгерец», «писать горазд»
4, Д – «прусак», «городами дополняй»
5, Е – «агличанин», «натягиваю»
6, F – «голанец», «довольно ли»
7, G – «поляк», «слуга покорный»
8, Н – «датчанин», «посмотрим»
9, J – «швед», «кто больше»



Ситуация была такая:

Правительство Англии приняло решение всячески тормозить продвижение России на Восток.

1791 год. «Очаковский кризис».
Британская дипломатия попыталась добиться международной изоляции России из-за опасений ее усиления в результате побед над турками. Премьер-министр Уильям Питт добивался предъявления России ультиматума, чтобы не допустить успешного (для России) окончания русско-турецкой войны и перехода к России стратегически важной крепости Очаков.

«Восточный вопрос» как комплекс противоречий, сопровождавших упадок Османской империи, на протяжении XIX - начала XX столетия спровоцировал череду острых дипломатических и военно-политических конфликтов между европейскими странами. Основными претендентами на раздел наследства «безнадежно больного человека» - султанской Турции - выступали такие влиятельные континентальные государства, как Англия, Франция и Россия. Наиболее ярким начальным проявлением европейских амбиций в зоне имперских владений Стамбула - прежде всего, в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке - стало, по мнению большинства исследователей, образование коалиции европейских государств под лозунгом оказания военной помощи Порте в ответ на вторжение войск Наполеона Бонапарта в Египет и Сирию (1798). Однако действия «защитников» территориальных интересов Турции имели свою предысторию. В ретроспективном аспекте наибольший интерес вызывает «Очаковский кризис» 1791 г., едва не приведший Англию и Россию, внешнеполитические интересы которых впервые пересеклись в регионе Восточного Средиземноморья, к полномасштабному военному столкновению.

Как известно, в годы правления Екатерины II (1762-1796) Российская империя продолжила успешные войны со своим южным соседом – Турцией. Блестящая победа русских войск в войне 1768-1774 гг. и выгодный для Петербурга Кючук-Кайнарджийский мирный договор, обеспечивший включение в состав России Крыма и Северного Причерноморья, позволили России заявить о своих претензиях на выход в акваторию Средиземного моря. Уже в ближайшее время Российская империя могла стать здесь реальным соперником таких морских держав, как Англия и Франция. Разумеется, ни Лондон, ни Париж подобные перспективы не устраивали…

… Успехи России, претендующей на избыточную, по мнению западных столиц, самостоятельность в международной политике, заставили англичан пересмотреть своё отношение к новому участнику региональной стратегии.

Во второй половине 80-х гг. XVIII столетия английский премьер-министр У. Питт-младший впервые заговорил в парламенте о факте существования «Восточного вопроса». Главным соперником Англии в этой области он назвал Российскую империю. Прогнозируя будущее развитие ситуации, политик утверждал, что следующим шагом России, нацеленным на развитие успеха на южном направлении её внешней экспансии, должно стать обеспечение прохода своих военных кораблей через турецкие проливы (Босфор, Дарданеллы) к Ионическому архипелагу, с возможным захватом некоторых греческих островов.

Правительство Англии приняло решение всячески тормозить продвижение России на Восток.


Русская медведица и ее непобедимый всадник против Британского легиона.
(Екатерина II и Потемкин против короля Георга III и британского истеблишмента) Английская карикатура.1791 г.


Лондон попытался перейти в дипломатическое наступление против России, которая одержала очередную победу над Турцией. Бесцеремонные действия Англии спровоцировали острый конфликт в отношениях с Петербургом. Непосредственным поводом для столкновения стал категорический отказ России уступить ультимативным требованиям Тройственного союза о заключении преждевременного мира с Турцией. Во исполнение данной инициативы русские должны были возвратить уже занятые земли между Бугом и Днестром, а также турецкую крепость Очаков. Именно вопрос о возвращении Стамбулу захваченного Очакова стал решающим. Россия не уступала, а потому весной 1791 г. оказалась на пороге открытого вооруженного столкновения с Англией. Уже давно многие отечественные и зарубежные исследователи признают, что именно «Очаковское дело» ознаменовало собой начальную веху в истории «Восточного вопроса» с непосредственным участием Англии.

Однако предпринятое на Россию давление оставалось безрезультатным. Императрица твердо отказалась от сохранения предлагаемого status quo, заявив британскому послу: «Я знаю, что Ваш двор определил меня изгнать из Европы; надеюсь, что, по крайней мере, он позволит мне удалиться в Царьград». В этой ситуации, осознав тщетность дипломатических средств, правительство Пигта перешло к военным угрозам в отношении России. Британский посол в Берлине, Дж. Эварт, предлагал убедить Порту, что Англия готова к прямым действиям в целях обеспечения её безопасности на суше и на море. «Я оставляю, - писал он Питту, - вопрос о том, как далеко мы должны пойти, на Ваше усмотрение». Эварт полагал, что дипломатические требования должны быть обязательно подкреплены военными приготовлениями: «Россия должна вернуть Порте завоёванное, не только потому что Очаков и его окрестности действительно важны для турок. Это дело второстепенное, если сравнить его с тем решающим влиянием, которое результат нынешнего спора окажет на силу и постоянство политики нашей страны. Или мы заставим Россию уступить, или все наше влияние в Берлине, на севере и в целом не продлится слишком долго».

В начале 1791 г. британская дипломатия, перейдя в решающее наступление против Петербурга, попыталась добиться международной изоляции России. Однако решение этой стратегической задачи Лондону оказалось не по силам. «Слабым звеном» в цепи британских интриг оказалась Пруссия. В Берлине, который ещё не забыл присутствия на своих улицах русских гренадёр, не было полной уверенности и единства во взглядах на конфронтацию с Россией. Выжидательную позицию в итоге заняла и Голландия.

В марте 1791 г. между Лондоном и Берлином было достигнуто соглашение о совместном ультиматуме России и открытии военных действий, если Екатерина II откажется удовлетворить требования союзников. В Англии всерьез готовились к войне. К концу марта 1791 г. эскадра из 36 линейных кораблей была готова к отплытию в Балтийское море. Небезынтересно отметить, что это соединение было намного сильнее той эскадры, которая помогла позднее Нельсону одержать победу при Трафальгаре.

Поскольку кризис в англо-русских отношениях достиг апогея, британский премьер-министр обратился к парламенту с просьбой о выделении военных кредитов. Однако его предложение неожиданно встретило бурный протест со стороны представителей торгово-промышленной буржуазии, заинтересованной в России, как в источнике сырья и рынке сбыта. Отражавшая эти настроения, оппозиция в лице своего лидера Ч. Дж. Фокса выступила в парламенте с решительным осуждением воинственных планов Питта. Русский посол в Лондоне С. Р. Воронцов, со своей стороны, использовал для нейтрализации политики Питта собственные деловые связи, а также контакты с оппозицией и прессой. Его единомышленники в Лондоне сочиняли памфлеты, разоблачающие политику британского кабинета. Против войны с Россией были настроены и некоторые влиятельные сторонники правительства. В результате эти настроения привели к разногласиям в самом кабинете Питта. Один из его участников писал: «Как можно искать объяснение началу войны из-за Очакова? Мы пытаемся защитить и поддержать Турцию, которая сама же объявила войну России! И ради этого мы рискуем своим авторитетом на континенте, мы отправляем огромную эскадру навстречу всем трудностям Балтики?! Я положительно не понимаю этих джентльменов, которые выступают за войну. Они говорят, что здесь задета честь нации, однако вопросы чести нации не должны противоречить национальному благоразумию».

Оказавшись под угрозой серьёзного политического кризиса, воинственный премьер-министр Англии отказался от планов войны с Россией. Османская империя была брошена на произвол судьбы и волю победителя.

Тем не менее «Очаковский кризис» и «военная тревога» весны 1791 г. стали грозным предзнаменованием англо-русских противоречий в «Восточном вопросе», наложивших свою печать на весь последующий ход международных отношений.

Использованы материалы статьи: Сабитова Л. Р. Начало англо-русского дипломатического противостояния в рамках «Восточного вопроса» («Очаковский кризис» 1791 г.) // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. Т. 14, вып. 4.
_________________
Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда (С) А.П. Чехов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Игнатий
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 24.09.2012
Сообщения: 7654

СообщениеДобавлено: Пн Фев 19, 2018 10:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS