А.Лексей Постоянный участник
Зарегистрирован: 08.05.2022 Сообщения: 3103 Откуда: Урал
|
Добавлено: Ср Май 11, 2022 8:08 am Заголовок сообщения: |
|
|
Наиболее достоверным исследованием религиозной культуры Древнейшей Руси являются, по моему скромному мнению, работы академика Рыбакова, опубликованные от первых послевоенных лет до 80-х гг. в специализированных журналах, научно-популярных ежегодниках и в виде монографий. (Необходимо отметить, что его точка зрения не является единственной. Например, даже в энциклопедиях высказываются устаревшие сведения о функциях и значении отдельных богов древнеславянского пантеона, убедительно опровергнутые Рыбаковым.)
Существуют весьма подробные документы (Игнатьевская летопись (1114 г.); "Слово об идолах" (12 в.), "Изборник" 1073-1076 гг. и др.), описывающие бытие и мировоззрение славянского язычества.
Согласно Рыбакову и др., творцом мира, аналогичным христианскому Саваофу (Яхве), является Род (Свет, Свят, Святовит). Его "нынешними" прерогативами являются создание и поддержание вселенских законов; инициация рождения детей посредством орошения дождем и градом, а также метанием молний (в т.ч. шаровых).
Следует отметить, что распоряжение молнией, дождем и т.п. не является прерогативой единственного бога. Например, целых трое богов используют молнию как инструмент для совершенно разных целей.
Вселенная, по этим мифам, состоит из 5-ти компонент: 1) верхнего неба – с запасами воды и света; 2) воздушного неба – обиталище ветров, птиц, русалок, вил и берегинь; 3) земли; 4) подземно-подводного мира; 5) окружающей все "тьмы кромешной" (т.е. беспредельной или запредельной). (Художественных сцен процесса создания Вселенной деревянная архитектура в холодной Руси, увы, не сохранила – пожары и гниение древесины.)
В ведении Сварога находятся небеса и огонь. Сварог – покровитель кузнецов, создатель общественных законов и блюститель нравственности. Молния в его руках выполняет не только созидательную, но и карающую роль; впрочем, по смыслу это соответствует очистительной роли пламени.
Появление образа Сварога (аналогичного Урану и Индре) относится предположительно к началу 1 тыс. до н.э., во время перехода к классовому обществу и начала железного века.
Кстати, на территории России, а именно на Южном Урале, по археологическим данным, железный век начался на 200-300 лет раньше, чем в Северной и Западной Европе, хотя и на 300-400 лет позже, чем в Южной. (Бронзовый век сменился железным в : Крит и Микены – 11 в. до н.э., Ближний Восток – 10 в. до н.э., Египет и Рим – 9 в. до н.э., Урал и Центральная Европа – 8 в. до н.э., Китай и Индия – 7 в. до н.э., Западная Европа – 6 в. до н.э., Северная Европа – 5 в. до н.э.) Начало же энеолита и бронзового века в Восточной Европе совпадает с их началом даже в Южной Европе. Например, еще в начале 2 тыс. до н.э. на территории Южного и Среднего Урала существовало несколько (десятков) городов с населением порядка 1 тыс. чел. каждый, с металлургическим и др. производством, с двойными стенами, укрепленными камнем, высотой в несколько метров, башнями до 10 метров высотой, радиально-кольцевой планировкой, ориентацией входов по сторонам горизонта, двухэтажными жилыми и многоэтажными культовыми сооружениями, боевыми колесницами, мостовыми и ливневой канализацией, разнообразными орудиями труда, зачаточной письменностью и т.д. (Аркаим, Синташта и др. "эталонные протагорода", раскопки школы Здановича 1972-1985 гг. и до сих пор).
Так что, сравнивая время зарождения письменности в Междуречье (4 тыс. до н.э.), в Египте (3 тыс. до н.э.) и в Греции (Крито-Минойская цивилизация, 2 тыс. до н.э.), нельзя не признать, что на территории России во 2 тыс. до н.э. зарождалась весьма интересная цивилизация.
Продолжим описание древнеславянского пантеона. Дажьбог есть податель всяческих благ, управляющий солнцем, облаками и дождем.
Хорс соответствует Солнцу как светилу и источнику тепла. (Ярило, вопреки распространенному мнению, не является самостоятельным богом, хотя и может быть интерпретирован в контексте "жизненной силы" как символ мужской половой мощи.)
Стрибог (возможно, лишь эпитет Сварога) управляет ветрами.
Перун – покровитель воинов и князей, уничтожающий молниями врагов и абстрактное зло. (Перун – "княжеско-дружинный бог Игоревичей" – считался верховным богом в течение около 200 лет, т.е. распространенное заблуждение о Перуне как исконно верховном древнеславянском боге вызвано корреляцией его "правления" с введением христианства и массовым крещением, сопровождавшимся часто кровавыми конфликтами, отраженными в летописях. После 13 в. христианская церковь упоминает о Перуне лишь вскользь, не придавая ему существенного значения, а о культе Рода и рожаниц упоминает до 17 в. включительно как о повсеместном и не поддающимся искоренению. Именно христианские летописи упоминают о Роде как аналоге Саваофа, Перуна же церкви удалось идентифицировать с пророком Ильей и, частично, архангелом Михаилом. Культ Волоса просуществовал вплоть до 20-го века.)
Вместе с Родом образуют триаду матриархальные рожаницы – Лада и Леля (судя по всем данным, "мать и дочь"), покровительницы брака, женщин и детей, а также духи личной судьбы.
Макошь (Мокошь, Жива, Дева, Дива, Дивия, Ма) первоначально была (предположительно) высшим божеством, матриархальной предшественницей Рода (4-5 тыс. до н.э.). Впоследствии её функции, как и богинь античного Средиземноморья (Гея, Геката, Рея, Кибела), усеклись до покровительницы урожая, женских работ, семейного очага и, возможно, удачи.
Волос (Велес) – покровитель скота и материального богатства (и, возможно, распорядитель и сопровождающий душ умерших предков), первоначально бывший богом охотничьей добычи.
Симаргл (Семаргл, Переплут, Яровит) – хранитель растений, всходов, корней и посевов.
Среча и Несреча – аналоги мойр, богини судьбы – доброй и злой.
Карна и Желя – аналоги эриний, богини мести и скорби по умершим.
Ящер (Яга, Ежа) – распорядитель подводно-подземного мира, символ зла, проглатывающий солнце вечером и выпускающий его утром из противоположной пасти, после путешествия по подземным водам внутри своего тела. В Новгороде до Перуна существовал идол "Коркодила" (так: не "крокодила"). В мифах о Кощее Бессмертном можно углядеть аналог Гадеса – хозяина Аида.
(Прочие "боги" – Белбог, Чернобог, Коляда, Купала, Кострома, Масленица и проч. считаются эпитетами вышеперечисленных, фольклорными персонажами либо просто ритуальными манекенами, т.к. их существование у древних славян именно в качестве богов документально никак не подтверждается.)
Кроме вышеперечисленных богов, еще имелась разнообразная по функциональному назначению (и добрые, и злые) мелкая живность, нечисть и неприкаянные души: 1) русалки, вилы, берегини; 2) домовые, лешие, водяные, багники (кикиморы не документированы ?); 3) навии (навьи); 4) упыри (вампиры). Впоследствии безымянные берегини, упыри и прочие духи получили даже собственные имена.
Персонажи древнеславянского пантеона образуют и пары, и триады с комбинацией противоположных и единых функций персонажей. Аналогично древнегреческой и древнеиндийской мифологиям.
Обращает на себя явная антропоморфность богов славянского пантеона (за исключением Семаргла, являющегося иранским влиянием), тем самым радикально отличаясь от богов, например, Египта. "– Что можно сказать о народе, чьи боги еще не стали людьми ?" (И.Ефремов, "Таис Афинская".) Это означает, что у славян 1 тыс. н.э. анимизм отошёл на задний план довольно далеко. По мнению психологов, изучающих процесс возникновения и развития религий, это означает, что люди (в данном случае – древние славяне) существенно выделяют себя из природы (но отнюдь не противопоставляют себя ей).
Эволюция погребений свидетельствует о развитии представлений предков о бытие. В эпоху мустье (100-40 тыс. до н.э.) начинается захоронение. "Человек начал осознавать свое отличие от животного мира. Возможно, начали формироваться представления о "жизни после смерти" ". В 9-8 вв. до н.э. вместо скорченной позы захоронения начинает применяться спящая. (Рискну предположить, вопреки мнению археологов всего мира: а может, просто у людей появилась возможность копать более просторные могилы, требуемые для захоронения в "спящей" позе? Тем более что это время коррелирует с моментом перехода от бронзового века к железному.) А также применяется трупосожжение, просуществовавшее вплоть до христианской эпохи, причем документы прямо свидетельствуют о целенаправленности сожжения ради того, чтобы "душа направлялась сразу в рай" (ирий, вырий, ирье).
Поэтому я не могу согласиться с тезисом авторов некоторых книг, что якобы "языческое мировоззрение не выделяет человека из природы, ... не различает материальный и духовный аспекты бытия". (Хотя возможно, что авторы цитированной работы имели в виду просто-напросто существенно более реалистический характер язычества по сравнению с христианством.)
Эстетическая сторона бытия была весьма близка нашим предкам. Уже на рубеже неолита и энеолита, в Триполье (4-3 тыс. до н.э.) глиняные женские фигурки изображают не "матрон палеолита", а существенно более стройных, причем достаточно крепких женщин с обозначенными признаками беременности. Символика украшений и культовых предметов праславян и древних славян подробно описана в научной литературе, достаточно отметить, что она, в сущности, общая для всех индо-европейских племен и, очевидно, в то время не нуждалась в переводе.
Собственно, до сих пор на русском Севере (Архангельск–Кострома–Вятка–Пермь) можно видеть избы и предметы быта и одежды, изобилующие такой символикой, изображающей картину мира, способствующей урожаю, спасающую от несчастий и т.д., и т.п. (Даже в 12 в. арки иконостасов включают в себя явно языческие символы, узоры, фигуры птиц, зверей, ящеров.)
Славяне предпочитали устраивать святилища на горах, под открытым небом, и проводить ритуальные действия в соответствии с астрономическими событиями. В святилище черняховской культуры (2-4 в. н.э. – "трояновы века") и других были обнаружены календари.
Тогда же зарождается сословие жрецов (волхвов, волшебников) и дифференцируется "по специальностям": облакопрогонители; целители; хранильники; ведуны, ведьмы, чаровницы и потворы; кощунники, баяны, обаятели.
Большое количество предметов, снабженных "чертами и резами", относящимися к 8 в. до н.э. – 4 в. н.э., отличающейся от пиктографической письменности 2 тыс. до н.э. – 1 тыс.н.э., но существующей параллельно с ней, и имеющих полное сходство с европейской (этрускской и балтийской) и североиндийской рунической письменностью, частично поддающейся осмысленной дешифровке, служит еще одним аргументом в пользу возможности эффективного распространения на Руси достаточно сложных абстрактных понятий.
Итак, на основании сохранившихся документов, изображений, предметов материальной культуры, зодчества, этнографического и лингвистического анализа мифологии, языка и обычаев можно предположить наличие в культуре Древнейшей Руси следующих понятий общего характера:
1) ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ единство и борьба (не в смысле стремления к взаимоуничтожению, а в смысле источника развития и достижения гармонии) противоположностей. Примеры: структура мироздания; отношения между Макошью, Родом, Ладой и Лелей; 3 "всеобъемлющие" функции молний; 3 ипостаси Солнца и его циклическое поглощение Ящером; противоречивые функции Сварога как поддержателя равновесия в природе и обществе; Волос как зав. и материальным бытием, и душами умерших и т.п.
2) ЭТИЧЕСКИЕ категории Добра и Зла. Примеры: Среча и Несреча, Перун и Ящер и т.п., а также диалектически объединяющий их всетворец Род.
3) МАТЕРИЯ И ИДЕЯ: обычаи погребения; также процесс рождения имеет и материальную сторону (Макошь, Ярило, Рожаницы), и идеальную (Род). Материя и идея сосуществуют вместе, одновременно, и неизвестно, "что было прежде".
4) СЛУЧАЙНОСТЬ И ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ (И СВОБОДА ВОЛИ): существует "компромиссное" решение, аналогичное античному (мойры). Уместно вспомнить "На бога надейся, а сам не плошай", "Береженого бог бережет". Род, сотворивший материю и творящий души по мере надобности в оных, в повседневные дела не вмешивается (аналогично древнекитайской мифологии и религии, а также аналогично Ведам).
5) Человек как весьма существенный (но, увы, не необходимый...) компонент мироздания. Его полезная роль заключается, по мифологии, в воздаянии жертв богам (кстати, отнюдь не человеческих! – я не имею в виду кратковременный кровавый культ Перуна, введённый молодым Владимиром, будущим крестителем Руси) и борьбе со злом (Ящером): Змеем-Горынычем, Бабой-Ягой и т.п., т.е. поддержании существования Вселенной. Мир существует ОБЪЕКТИВНО, независимо от сознания человека. Мир воздействует на человека, человек воздействует на мир, причем по собственной воле – в пределах, допускаемых Родом, Сварогом и мойрами. Человек является ЧАСТЬЮ окружающего мира.
6) Человек СПОСОБЕН ПОЗНАТЬ законы окружающего мира и ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ими. ИСТОЧНИКОМ знания могут быть как боги, так и деятельность самого человека.
7) ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО: разнообразные и даже противоположные в зависимости от количества (в качество) либо способа применения (качества в количество) функции солнца, дождя, земли, молний.
8 ) Закон отрицания отрицания, или ЦИКЛИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ процессы (борьба Добра и Зла).
Б.А. Рыбаков пишет: "Оказалось, что русские люди эпохи Владимира Мономаха, давно уже числившиеся христианами, продолжали поклоняться всем божествам всех трех стадий: и архаичным упырям с берегинями, и Роду с рожаницами, а "по украинам, отай" молились и недавно свергнутому Перуну. Этот вывод важен для нас принципиально, так как приводит к правильному восприятию эволюции религиозных представлений: она шла не путем полной смены старых верований новыми, а путем наслаивания, добавления нового к уцелевшему старому." _________________ Разум есть способность из Хаоса сделать Космос |
|