Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

О диалекте древних новгородцев

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Лингвистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Vandal


   

Зарегистрирован: 14.01.2008
Сообщения: 161
Откуда: Поморье-Кострома

СообщениеДобавлено: Ср Янв 16, 2008 2:22 pm    Заголовок сообщения: О диалекте древних новгородцев Ответить с цитатой

Рецензия на статью В.В.Седова:

http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

В.Л. Янин (академик): Я давний поборник комплексных методов в науке и очень рад тому, что наконец историки, археологи, лингвисты объединились в одном коллективе Отделения историко-филологических наук РАН. Такое предисловие необходимо для того, чтобы рассказать об одном конкретном случае (а я за последние две недели слушаю доклад В.В. Седова второй раз: в первый раз он выступал в университете) и показать, как эти работы вносят ясность в очень трудные проблемы.
Мне довелось на протяжении более 50 лет работать на раскопках в Новгороде, который прославил себя открытием берестяных грамот. Комплекс берестяных грамот изучался сначала чисто исторически (с точки зрения их содержания), но на определенном этапе работы привлек к себе внимание лингвистов. В Новгороде впервые археологи и лингвисты объединились для совместного решения возникших проблем. В результате общей работы выяснилось, что в течение длительного времени (примерно 200 лет) историки и лингвисты полагали, что единый центр расселения славян находился в среднем Приднепровье. Поначалу в таком локальном центре был общий язык восточных славян. Потом, с началом феодальной раздробленности, пошло деление на диалекты, которое усугубилось монгольским нашествием и границами, возникшими между княжествами и землями Руси. Андрей Анатольевич Зализняк, с которым мы уже 20 лет работаем вместе над изучением грамот, обстоятельно познакомился с особенностями лексики, фонетики и прочих грамматических характеристик берестяных грамот, и оказалось, что присущие новгородскому диалекту черты гораздо ярче проявляются тогда, когда мы опускаемся в самые ранние слои - XI, XII, начало XIII в. В этот период для новгородского диалекта характерны около 30 отличительных особенностей (кроме тех, которые считаются общерусскими, киевскими).

В чем дело? Начались поиски аналогов, они привели к указанию общего пути возникновения особенностей диалекта. Это был Запад, западные славяне, там больше всего находилось таких аналогий. Причем они подкреплялись и антропологическими данными, и материалами курганных раскопок, а также относящимися к домостроительству, фортификации и др.

В итоге Валентин Васильевич Седов представил нам общую схему славянского этногенеза, из которой следует, что тот диалект, на котором говорили древние новгородцы, был привнесен большой группой славян, пришедших с территории Польши на наш северо-запад. Оказалось, что пути развития севера и юга Восточной Европы различаются , а отсюда возникла наиболее важная и кардинальная идея. Древнерусское государство (то, что мы называем Киевской Русью или Древнерусским государством) - это результат взаимовлияния, взаимообогащения двух славянских традиций, которые сначала резко отличались друг от друга.

И приведу пример такого взаимовлияния. Известно, что в культуре Древней Руси существовало два важных направления: одно, связанное с поклонением Солнцу, и другое - культ воды, купальские обряды и т.д. Так вот, купальские обряды возникают на юге, где наибольшая потребность в воде, где много солнца и мало воды. А там, где обращаются с ритуалами к Солнцу, - это наш север, где воды-то много, а с солнышком временами дело обстоит плохо. Такого рода традиции проявляют себя и в остальных областях духовной и материальной культуры.

Так что работы В.В. Седова показывают, насколько важна интеграция наук и насколько она обогащает наши знания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vandal


   

Зарегистрирован: 14.01.2008
Сообщения: 161
Откуда: Поморье-Кострома

СообщениеДобавлено: Ср Янв 16, 2008 4:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из Интернета, с форума, но зато - коротко и по делу, популярно так сказать...
http://www.fraza.com.ua/zametki/23.08.07/41095.html
Об этом пишет и академик Зализняк, "напарник" академика Янина по изучению берестяных грамот Новгорода. Новгородцы - выходцы не из славянского Поморья, а с прародины всех славян - южной Польши, но не лехиты. В их языке действительно есть совпадения с лехитскими формами, но эти формы не только лехитские, но и общепраславянские, сохранившиеся теперь только в лехитских языках. Например, "гвезда", вместо "звезда" и многие другие. Только польский и частично чешский сохранили такие формы. Это объясняется тем, что новгородцы откололись от праславян раньше, чем те раскололись на западных и южных, а затем южные раскололись на южных и восточных. Дело в том, Что уже после ухода будущих новгородцев (возможно, они не сразу обосновались на месте Новгорода, а медленно мигрировали в его сторону в течение длительного времени)у оставшихся на месте праславян - будущих лехитов, южных и восточных славян произошли изменения в произношении, которых у них небыло, когда будущие новгородцы жили ещё вместе с ними. Новгородцы ушли, и лишь потом изменения произошли у всех оставшихся праславян, а у ушедших новгородцев они не произошли.
Что же это за изменения? Это чередование г - з и к - ц, то есть "г" превращалось в "з", если при изменении слова после "г" оказывались гласные переднего ряда "е" и "и", смягчающие "г" до такой степени, что оно превращалось в "з". А "к" перед "е" и "и" превращалось в "ц".

Примеры: нога - на нозе, рука - в руце, Бог - о Бозе, луг - в лузе, река - на реце, друг - о друзе, лук - луци (то есть "луки").

Такие изменения произошли в праславянском языке уже без новгородцев, и поэтому они есть в тех языках, которые выделились позднее из него, когда оставшиеся на месте праславяне разделились на лехитов и южных, а те, в свою очередь, на южных и восточных. Поэтому эти изменения есть в лехитских языках (польском, чешском, словацком, лужицком, кашубском), и в южнославянских (сербском, хорватском, словенском и болгарском) и в древнерусском (на будущей Киевщине и Московии, но не были в новгородском языке!!!), а также в украинском и белорусском.

Не только киевские русичи, но и московские до насильственного присоединения Новгородской земли к Московии (конец 15 века) имели вышеприведённое чередование "нога - нозе, рука - руце и т. д.

А у новгородцев этого чередования не было, "г" и "к" сохранялись без изменения и перед "е" и "и" именно КАК В ПРАСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ: нога - ноге, рука - руке, Бог - о Боге, река - на реке и т. д.

Но вы скажете: "Так имеено это отсутствие чередования "г - з" и "к - ц" существует во ВСЁМ современном великорусском языке и только в нём! Верно, хотя оно было до присоединения Новгородской земли в Московской Руси. А когда это присоединение произошло, то московский царь для того, чтобы лишить Новгород прежнего единого населения, готового к сопротивлению власти Москвы, переселил огромное количество жителей Новгородской земли (а не только города Новгорода) в Великое княжество Московское, а жителей из Московии - в Новгородчину (этот приём использовал ещё ассирийский царь Навуходоноссор, переселивший 10 из 12 колен (племён) евреев в Ассирию, где те смешались с родственными по языку ассирийцами-семитами, а вместо них переселивший в Палестину ассирийское племя самаритян, принявших от оставшихся в Палестине двух еврейских племён иудеев и израильтян иудаизм).

В результате такого взаимного переселения многие элементы южнославянского и восточнославянского языков, возникшие уже после отделения их предков от лехитов, попали в новгородский язык. Так московская "звезда" (она же и древнекиевская, и сербская, и болгарская, и словенская) вытеснила новгородскую праславянскую "гвезду" (сохраняющуюся поныне у лехитов).

ОДНАКО новгородское (оно же и праславянское!!!) отсутствие чередования г - з и к - ц вытеснило прежнее чередование их. Все жители Московско-Новгородского государства перестали говорить нога - на нозе, рука - в руце, а приняли новгородскую (праславянскую) норму: нога - на ноге, руку - в руке, Бог - о Боге, река на реке и так далее.
Я об этом здесь ранее писал подробнее, это можно прочитать в интернете в статьях о Зализняке и новгородских грамотах, а также о первой, второй и третьей палатализациях (смягчении согласных) в общеславянском языке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Лингвистика Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS