Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Тюркский фактор в истории украинцев и их предков
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Лингвистика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Ср Мар 21, 2012 9:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Украинское общество XVI – XVII столетий, переживающее кульминационный период национальной
истории, – явление чрезвычайно сложное. Завершающиеся этногенные процессы, самобытность такого яв-
ления, как запорожское казачество, наделяли народное искусство исключительной оригинальностью и мно-
гослойностью. Порожденные зависимостью от других государств, восстаниями и войнами экономические
проблемы приводили к социальной нестабильности. Народное искусство не могло не отражать сложившей-
ся ситуации.
Украинские думы – наиболее поздние произведения героического эпоса, поэтика которых неразрывно
связана с поэтикой более ранних жанров. Отражая прошлое и повествуя о настоящем, думы хранили много-
слойность, в целом присущую фольклору.
контексте противостояния.
Вместе с тем уже в XIX веке Н. В. Лысенко отличал возможность заимствования интонационной и мет-
роритмической структуры казацких дум непосредственно у крымских татар [15, с. 843-845]. Г. П. Сокаль-
ский утверждал, что отличительные особенности украинской музыки могли появиться «…от общения с
ближайшими соседями XII-XIII вв. – с валахами, венграми, турками и другими племенами» [23, с. 152]. Ф.
Колесса в 1921 г. писал: «Непрерывные контакты с народами Азии, которые продолжаются в украинской
истории с древнейших времен, а кое-где имеют место и теперь, оставили значительные следы в языке, на-
родной словесности, обычаях, одежде, орнаменте и, кажется, более всего, в народной музыке украинцев»
[12, с. 74-75].
Современная исследовательница С. Грица в статье «Народные думы в межэтническом диалоге» доказа-
ла очевидность наличия в этих произведениях атрибутов связей с Востоком..

На наш взгляд, примером заимствования сюжетного мотива может служить дума «Козак-нетяга Фесько
Ганжа Андибер».

Трое богатых казаков «стали в його червінці заглядати» и отношение к пришедшему изменилось. Когда
же тому принесли дорогое гетманское облачение,
«…тоді стали його вітати
Медом склянкою
І горілки чаркою».
Но гетман не пил, а проливал все на свое дорогое одеяние, приговаривая:
«Ей, шати мої, шати!
Пийте, гуляйте!
Не мене шанують,
А вас поважають» [24, с. 41].
Достаточно оригинальный мотив кормления одежды пищей встречается в турецком анекдоте о Ходже
Насреддине.

в 1531 г.). Насреддин, существовавший в реальной жизни, похоронен в Ашекире (окрестности
Анкары). Надгробная надпись на могиле этой полулегендарной личности датирует его смерть 683 г. хид-
жры (1284-85 г.г.) [6, с. 249]. Устная традиция переносит его в XVI в., эпоху Тамерлана.
Дума о Гандже Андибере, по мнению ученых, была создана в 30-40 годы XVII столетия. Это позволяет
предположить заимствование сюжета на Востоке, тем более, что анекдот указанного содержания есть в
фольклоре множества тюркских народов [14; 16; 20].

Р. И. Музафаров обнаружил более 50 украинских анекдотов, сходных с анекдотами тюркских народов
[17, с. 27]. Еще И. Я. Франко записывал в Жовкивском повете народный рассказ «Проповедь муллы». Со-
временный исследователь Р. Гамада в своей статье отметил, что анекдот «Селянин та крамар» повторяет
сюжет рассказа, в котором Насреддин расплатился звоном монет за запах кушанья [3, с. 164].
Учитывая недостаточную «проницаемость» эпических жанров, в особенности, позднего героического
эпоса украинцев, следует отметить исключительно важное значение появления мотива анекдота насредди-
новского цикла в украинской думе.
Для того, чтобы оказалось возможным заимствование сюжета или отдельного сюжетного мотива, необ-
ходима историко-типологическая обусловленность, совпадение миропонимания, мировоззрения.

http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/knp/162/knp162_98-101.pdf

_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Ср Апр 10, 2013 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Русско-казахский словарь

уходить:


(отправляться) кету

уходи пока цел → аманыңда кету
уходи прочь! → кет әрмен!
уходить далеко → жырақ кету



В Алматы скандировали «Назарбаев – Кет

http://rus.azattyq.org/media/video/24495845.html

Казахи ничего не попутали? Обычно кричат -Янукович Геть!
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nemezid
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 08.08.2008
Сообщения: 3434
Откуда: Бiла Церква, Україна

СообщениеДобавлено: Чт Апр 11, 2013 10:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ага, а женское имя Кэт - значит гонимая. Радистка Кэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nemezid
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 08.08.2008
Сообщения: 3434
Откуда: Бiла Церква, Україна

СообщениеДобавлено: Чт Апр 11, 2013 10:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Забыл о кедах. Кеды - обувь для убегания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Чт Апр 11, 2013 10:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

nemezid писал(а):
Ага, а женское имя Кэт - значит гонимая. Радистка Кэт.



Аха.

Азербаджанский словарь

Get mək-уходи.

-шо в украинськом перекладаче: Радистка Гэт -цветок опиума.


Смеется
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Пт Апр 19, 2013 8:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

в главе об «Истории царевичей Дешт-и-Кипчака») писал о взятии Киева татарами в 1240 г.: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан»

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kontarini/primtext1.phtml

Никто не забыт, ничто не забыто:

http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BA
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Вс Апр 21, 2013 12:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Часть торков ещё в XI веке заняла местности по р. Роси и подчинилась местным князьям. Центром этих полуоседлых торков был город Торческ. На левом берегу Днепра поселилась другая группа торков, признавших власть переяславского князя. По известиям XII века, эти торки занимали местность близ города Баруча.


В 1036 році після розгрому Ярославом печенігів життя на Переяславських землях стало спокійнішим. Після смерті Ярослава ( 1054 року) князем на цих землях став його син Всеволод. Він пішов походом на своїх сусідів – турків, яких і переміг.
Невелика частина турків, які врятувались від загибелі, знайшли притулок в укріпленому “городку” на території нинішньої Баришівки.
Це поселення турки назвали Барич (Борочь , Баруч). Довгий час воно було лише як вартовий пункт на річці Трубіж. Слово “барич” на турській мові означає “торг”, “базар” . Можливо, це місце з другого століття визначалось як зручний пункт для торгівлі, тому і дістало таку назву.

http://baryshivka.org.ua/istoriya
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Ср Апр 24, 2013 10:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У 1430 році Полтава вперше згадується у литовських документах під сучасною назвою. Того року вона разом з Глинськом (нині село в Сумській області) та Глиницею (вважають, що це друга назва Опішні в той час) була віддана великим князем литовським Вітовтом у володіння татарському мурзі Лексаді Мансурксановичу. Дехто називає його онуком Мамая. Новоявлений полтавський поміщик прийняв православ`я, від міста Глинська взяв собі прізвище і став родоначальником великого та багатого українсько-російського роду князів Глинських, згодом родичів московських царів. Про цього першого полтавського поміщика літопис говорить: "... А вотчина у него была Глинск, да Глиница, да Полтава". Та ще, крім цього, величезні простори на Ворсклі й у верхів`ях Сули, що "прилягали" до цих міст.

Лексада, як свідчать літописні згадки, "сруби Полтаву, Глинск да Глиницу". Тобто, спорудив дерев`яні укріплення на існуючих старих валах. Певне, тоді ж, при спорудженні-відродженні фортеці Полтави та інших, відроджуються і їх складові частини — підземні ходи та льохи для схованок людей, запасів зброї і продовольства на випадок нападу ворога. У числі вотчин Лексади — Олександра Глинського дореволюційні історики називають Полтаву, Опішню, Більськ, Куземин, Глиницю, Тахтаулів (Тахтаулове), Диканьку (назва виникла від слова "декхан" — "землероб", яке слов`яни перефразували згодом на "дикань", "дикий", звідки й пішли місцеві прізвища), Глинськ у Поворсклі та Посуллі.

Виходці з Північного Кавказу, які прийшли з кабардино-черкеською княгинею, оселилися в пониззях Орілі, Ворскли, Псла, по Сулі в черкаських уходах. З їх переселенням пов`язано заснування Келеберди на місці зруйнованого золотоординцями Гебердеєвого Рогу, Кишеньки, яку заснував Кешенський юрт, поселень у районі Кременчука, Манжелії, назви річки Булатчик, а від неї й сіл Вищий та Нижній Булатець, поселень Маджари (Маджарів юрт теж прийшов із Кавказу) та інших. Прибулі кабардини та черкеси поступово асимілювалися зі слов`янами, а їх нащадки пізніше з`являються і в Полтаві.

(31) Татари і потатарені народи, які прийшли з Лексадою, теж поступово асимілюються з сіверянами, вносять чимало своїх слів в українську мову, культуру, що вже формується, запозичають багато від слов`ян. Але ще довго на відміну від сіверян їх зватимуть севрюки, (звідси й назва річки на Дикакщині — Саврюк).

http://histpol.pl.ua/pages/content.php?page=3685

Вот тебе и "хутора близ Диканьки"-Декхане. Симпатично.
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Ср Апр 24, 2013 11:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хортица.

вання Кубрат засновував у найбільш зручних місцях митні пункти, платні перевози через річку, де пізніше також виникли поселення… Острів на Бурі-чаї [Дніпрі], до якого припливли, подолавши пороги, на честь дядька Органи він назвав "Ставкою Бюргана". Згодом це місце "Корт-таш"(кам`яне королівство) та острів на якому була митниця Кубрата, народ із любові до правителя став називати "Курдізе",
на мові угрів - Хурдізе, Хордізе - "Ставка Кубрата"
. Там довгий час знаходилась митниця. Українці переро­били потім цю назву на "Хортиця".

http://ua.convdocs.org/docs/index-75901.html
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CordedWare
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 5662

СообщениеДобавлено: Чт Апр 25, 2013 10:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ужос Смеется
_________________
"Он обнаглел. И мигранты эти обнаглели, и муфтий их обнаглел" (с) Игумен Сергей
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 27040

СообщениеДобавлено: Сб Апр 27, 2013 8:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ибрагимова В.Ф. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКИХ
ФАМИЛИЙ ТЮРКСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В данной статье рассматриваются семантические особенности украинских фамилий тюркского
происхождения, взятые из книги «Реєстр усього Війська Запорозького після Зборівського договору з королем
польським Яном Казимиром, складений 1649 року, жовтня 16 дня й виданий по достеменному виданню
О.М. Бодянским». В результате исследования было выявлено, что в основе многих украинских фамилий
имеется тюркское начало.

http://librar.org.ua/sections_load.php?s=philology&id=3303&start=1
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Лингвистика Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
Страница 5 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS