Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Индоевропейцы и китайская цивилизация
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 1:44 pm    Заголовок сообщения: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976. С. 259-321


Высокоразвитая бронзовая культура Шан-Инь появилась в бассейне Хуанхэ примерно в середине 2 тысячелетия до н.э. Именно этим временем датируются раскопанные китайскими археологами иньские городища в Чжэнчжоу и Аньяне. Судя по всему, племенной коллектив иньцев, осевших в долине Хуанхэ, был компактным и сравнительно малочисленным даже по масштабам того времени. Если не считать немногих позднеиньских колоний на периферии, представленных серией маловыразительных и обычно весьма скудных в смысле инвентаря стоянок в провинциях Шэньси, Хэбэй, Шаньдун, все основные и наиболее известные, богатые и ярко выраженные стоянки и городища («столицы») иньцев были сконцентрированы на небольшом пространстве, охватывающем лишь часть провинции Хэнань.
Есть достаточно оснований считать, что обитавший на этой сравнительно небольшой территории племенной союз иньцев ощущал себя до известной степени чужеродным телом в той этнокультурной среде земледельцев неолита, которая его окружала. При этом речь идет не только о разном уровне культуры, но и вообще об этнических, даже расово-антропологических отличиях. <…>
В письменных памятниках древнего Китая (Шуцзин, гл. «Пань Гэн»; Шицзи) можно найти и еще одно важное в этом плане сообщение о ранней истории Инь. Речь идет о многократном переселении иньцев: до Чэн Тана (за 14 поколений, начиная с легендарного основателя династии Ци) они сменили местожительство восемь раз, после этого – еще пять раз. Столь частая перемена мест свидетельствует о полуоседлом характере коллектива, весьма легкого на подъем. Косвенно об этом же говорят и некоторые другие особенности иньской культуры – обилие, даже преобладание свойственной неземледельческим племенам круглодонной керамики, большая роль скотоводства и особенно охоты в жизни иньцев, культ лошади, с которой неолитические земледельцы Яншао и Луншань вовсе не были знакомы, «звериный стиль» в искусстве иньцев и т.п. Словом, далеко не случайно исследователи, хорошо знакомые с историей культуры древности, напоминают о том, что иньская цивилизация многим сходна с культурой ряда полуоседлых племен-степняков, столь заметных на политической арене Западной Азии в том же 2 тысячелетии до н.э. Как правило, эти племена, достаточно знакомые и с земледелием, и с бронзой, но предпочитавшие воинственную судьбу скотовода и охотника и имевшие в своем распоряжении запряженных в боевые колесницы лошадей, нередко вихрем обрушивались на территории, издавна возделывавшиеся местными земледельцами, завоевывали их и затем оседали. Так было с хеттами, гиксосами, касситами, ариями.
Бронзовая культура и цивилизация Инь появились в бассейне Хуанхэ в середине 2 тысячелетия до н.э. Важно заметить, что периода постепенного вызревания элементов новой культуры бронзового века на местной основе неолита китайская цивилизация практически не знала. <…>
Ни колесницы, ни повозки, ни даже просто колеса неолитические племена Китая, судя по всему, не знали, хотя с идеей круга (гончарный круг) они были знакомы. Не были одомашнены в неолитическом Китае и лошади. Да они и не могли быть одомашнены там, ибо происхождение одомашненной лошади вполне очевидно восходит к более западным районам. Для иньского же Китая великолепные боевые колесницы на тонких и прочных колесах с большим количеством спиц и бронзовыми втулками были едва ли не наиболее характерной особенностью. В определенном смысле можно сказать, что вся иньская культура, весь иньский этнос были теснейшим образом связаны с запряженной выносливыми лошадьми колесницей, которая в те времена и в тех условиях равнинно-степного ландшафта являлась не только наиболее мощным видом вооружения, дававшим решающий перевес в схватке с противником, лишенным такого оружия, но и своеобразным этнокультурным символом, первейшей единицей учета боевой силы племени. Именно колесница, по своим функциям напоминавшая современные танки, наводила страх и ужас на воинов противника, сминала его ряды и тем самым решала исход сражения, а вслед за тем и историческую судьбу племени. Именно колесница в немалой степени способствовала мобильности полуоседлого этноса, его тысячекилометровым миграциям, завершавшимся, как это случалось, например, с хеттами, касситами, гиксосами, ариями, неожиданным появлением воинственного племени в районе поселения мирных земледельцев.
Легко уподобить иньский этнос хорошо известным истории индоевропейским племенам, которые заселили в свое время земли Эллады, Малой Азии, Ирана и Индии. <…>
Если попытаться реконструировать все связанные с этим события, то они могут быть сведены примерно к следующему.
Некая этнокультурная общность, возможно близкая к индоевропейским племенам и уже соприкоснувшаяся с ближневосточной цивилизацией, ознакомившаяся с основными достижениями развитых культур бронзового века, в середине 2 тысячелетия до н.э. стала энергично перемещаться на восток. Активно используя колесницы, она быстро достигла района Минусинской котловины в Южной Сибири, где подверглась определенному воздействию со стороны местных монголоидных племен. О результатах этого расового взаимодействия свидетельствует антропологический облик карасукцев (европеоиды с заметной монголоидной примесью). Карасукцев с их сложным расовым составом и хорошим знакомством с культурой развитой бронзы можно считать потомками оставшейся в Минусинской котловине части той гипотетической общности, о которой идет речь. <…> Что же касается основной части гипотетической общности, то она, приобретя монголоидные признаки, вскоре, видимо, продолжала свое движение на восток, в ходе которого и достигла берегов Хуанхэ. Именно таким путем могли появиться в районе Аньяна протоиньцы со своими боевыми колесницами… <…>
Практика эта <изображения в иньском искусстве человеческих лиц> была достаточно реалистична, и, видимо, скульпторы не отступали в своих творениях от оригинала. Собранные воедино, 15-20 изображений иньцев в расовом отношении являют собой поразительно пеструю картину. Среди них можно обнаружить и бесспорных монголоидов, как континентальной, так и тихоокеанской ветви, и меланезиоидов, и близких к ним типов с негро-австралоидной примесью и, что наиболее интересно в свете изучаемых нами проблем, явно выраженные европеоидные типы. Прямые, острые, даже чуть крючковатые носы, очень слабо выраженные скулы, глаза с явно немонголоидным разрезом, сжатый рот с тонкими губами – ни в Чжоу, ни в более поздние эпохи ничего похожего в китайской пластике, камне и бронзе не встретишь. <…>
Наконец, интересен и еще один момент, указывающий на определенные параллели между иньскими представлениями и соответствующими явлениями у некоторых индоевропейских племен. Речь идет о системе наследования власти.
Известно, что в иньском Китае эта система выглядела весьма запутанно из-за того, что преобладающей формой наследования был переход власти от старшего брата к младшему. Есть серьезные основания считать, что столь специфическая форма наследования – вне зависимости от того, как она произошла и какие родственные связи и традиции сыграли при этом решающую роль, – была специфичной именно для индоевропейцев, во всяком случае хотя бы для части их. Так, специальное изучение клинописных хеттских источников 18-17 вв. до н.э. показало, что у хеттов наследование также преимущественно осуществлялось от брата к брату и от дяди к племяннику и что в царском роде хеттов (как это было и в Инь) все братья одного поколения называли друг друга братьями, а представителей восходящего и нисходящего поколений соответственно отцами и сыновьями. Если вспомнить иньские надписи, в которых от имени правящего вана приносились жертвы «отцу» такому-то, «отцу» такому-то и еще «отцу» такому-то одновременно, то сходство хеттской и иньской систем родства и наследования будет вполне убедительным.
Хетты были одним из первых индоевропейских народов, осевших в Анатолии вскоре после того, как индоевропейцы на рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. начали расселяться из своей гипотетической прародины (причерноморские и прикаспийские степи?). <…>
Обратив внимание на эти элементы и связав их предположительно с существованием неизвестного нам этнокультурного компонента, взаимодействие с которым могло привести к возникновению принципиально новой культуры бронзового века, мы обязаны теперь найти, хотя бы предположительно, ту культуру (скорее всего, культуру эпохи бронзы), влияние или взаимодействие которой с земледельцами луншаньского неолита должно было бы дать эффект, о котором идет речь. Иными словами, имеется в виду культура, носители которой уже были бы знакомы с бронзовой культурой (в частности, с изготовлением полостных топоров), с высокоразвитым плотницким мастерством (обработка дерева, резьба по дереву, изготовление досок), с принципом орнаментации сосудов при посредстве штампа, с методом резного и аппликативного орнамента (столь непохожим на принятые в неолитическом Китае методы орнаментации – роспись, шнуровой орнамент, лощение) и даже с кремацией как способом погребения, не встречавшимся в неолитическом Китае, но известном в раннеиньском. Существовала ли культура такого типа где-нибудь поблизости от бассейна Хуанхэ в первой трети 2 тысячелетия до н.э.?
Именно такая культура бронзового века и существовала в это время на довольно широкой территории степной полосы Казахстана, Восточной Европы, Западной и Южной Сибири. Речь идет об андроновской культуре бронзового века, той самой, на которую возлагал в этом смысле столько надежд М. Лер в своей монографии, опубликованной еще до того, как раннеиньский доаньянский комплекс был открыт: «Если какая-либо культура на Западе и могла дать импульс, способствовавший развитию производства металла в Северном Китае, то это была только андроновская культура». Именно андроновская культура содержала в себе те элементы, которые в том или ином виде фиксируются в раннеиньской культуре, хотя, разумеется, в весьма своеобразном и модифицированном виде. <…>
Гипотетически речь может идти о неведомом племени степняков, довольно легко менявшем места обитания, передвигавшемся на легких боевых колесницах, запряженных лошадьми, хорошо вооруженном различными типами бронзового оружия, в том числе исполненного в «зверином стиле». Племя, о котором может идти речь, было в какой-то, пусть весьма отдаленной, степени родственным другим степным племенам той эпохи, восходившим к общему для них индоиранскому корню и использовавшим соответствующий этому же корню язык.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 1:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Иньская боевая колесница




Иньские бронзовые боевые топоры, украшенные в зверином стиле



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 84-105

Памятники сейминско-турбинского типа в Евразии
Едва ли в истории народов бронзового века северной половины Евразии удастся отыскать культурный феномен, способный сравниться по яркости, самобытности и характеру своего появления с сейминско-турбинским. Степень его воздействия на историю этих народов была чрезвычайной. С ним связываются кардинальные инновации в металлургическом и металлообрабатывающем производствах и в культурах, располагавшихся на обширнейших территориях. Это были племена не только металлургов, но и воинов-коневодов. Характер их оружия и военной организации оказались в середине 2 тыс. до н.э. столь совершенными, что эти люди смогли в очень короткий отрезок времени преодолеть в своих походах-миграциях многие тысячи километров западносибирских лесостепей и тяжелой заболоченной тайги, перевалить Уральские горы и выйти на лесные равнины Восточной Европы.
Сейминско-турбинские группы вряд ли были многочисленными. Иначе очень трудно объяснить тот факт, что к настоящему времени сохранилось только немногим более 400 металлических находок, связанных с этим феноменом. Львиная доля указанных предметов обнаружена всего лишь в четырех крупных некрополях, три из которых – Сейма, Турбино и Решное – находятся к западу от Урала, а один – Ростовка – к востоку. Отдельные металлические орудия сейминско-турбинских типов находят по бескрайним просторам Евразии – от Монголии до Финляндии и Молдавии. Все эти на удивление малочисленные вещи разбросаны на гигантской площади примерно в 3 млн. кв. км.
Уникальны не только типы сейминско-турбинских металлических изделий – наконечников копий, кельтов и ножей-кинжалов, но и характер их некрополей. В громадном большинстве случаев в могилах отсутствуют человеческие останки. Как правило, не ставили в могилы и керамической посуды. Их кладбища лишены курганных насыпей и других надмогильных сооружений. Погребальный инвентарь раскрывает характер основной деятельности погребенных: металлическое, каменное и костяное оружие, костяные доспехи говорят о том, что это были воины. Бронзовое оружие нередко втыкалось в дно, стенки или край могилы. Эти памятники резко отличаются от некрополей всех евразийских культур. <…>
Поскольку дата 16 в. до н.э. в основном определяется для западных памятников сейминско-турбинского типа, то правомерно возникает вопрос о вероятности более ранней датировки (например, 17 в. до н.э.) для наиболее восточных комплексов. Прямых данных для этого нет. Лишь только анализ угля на С14 из одной могилы могильника в Елунино на Алтае дал дату 1610 +/- 30 лет до н.э. (сообщение Ю.Ф. Кирюшина). Если это подтвердится серией будущих радиоуглеродных определений, то мы сможем более уверенно говорить о формировании самого феномена в пределах 17 в. до н.э.
Судя по всему, бытование сейминско-турбинского феномена было непродолжительным: вряд ли более двух столетий. <…>
Ворвавшись вихрем в море евразийских народов, сейминско-турбинские племена вскоре исчезли. Они были немногочисленны: часть их, видимо, погибла в воинских схватках, часть растворилась в местной этнической среде. Яркая страница истории завершилась, но память об этих народах воинов-металлургов сохранилась. Наверное, все последующее развитие металлургического производства в Северной Евразии в той или иной мере несло на себе печать открытий, сделанных сейминско-турбинскими мастерами.
Пройдет сравнительно небольшой отрезок времени, и по всей северной половине Евразии начнется отливка наконечников копий и дротиков, кельтов и чеканов. В основу новой металлообработки будет положена технология тонкостенного литья, выработанная в сейминско-турбинской среде. Подобные виды орудий и оружия станут основными для громадного количества культур и общностей на финальных стадиях Евразийской металлургической провинции во время ее очередной трансформации. Для восточного соседа этой системы – металлургических очагов Центральноазиатской провинции будут характерны однолезвийные изогнутые ножи-кинжалы с металлическими рукоятями и фигурными навершиями на них. Начнется здесь и отливка кельтов. Сходные формы оружия быстро распространяются вплоть до Древнего Китая в период Инь. Равно и металлургия раннего железного века на тех же евразийских пространствах в огромной степени будет наследовать сходные стереотипы, сказавшиеся в изготовлении многочисленных серий наконечников копий, кельтов и чеканов. Все эти орудия в той или иной степени также несут отпечаток изначального импульса сейминско-турбинской металлургии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 1:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Индоевропейское происхождение слова "колесо" в синотибетских языках

Robert S. Bauer. Sino-Tibetan *kolo “Wheel”
http://www.sino-platonic.org/complete/spp047_sino-tibetan_wheel.pdf
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dagaz
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 1980
Откуда: Русь

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 7:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




чем-то напоминает стиль майя
_________________
Sic itur ad astra
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dagaz
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 1980
Откуда: Русь

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 7:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Aquila Aquilonis писал(а):
В громадном большинстве случаев в могилах отсутствуют человеческие останки

странно.А то,что нашли,исследовали на гаплогруппу,на мито?
вообще были какие-нибудь анализы?
_________________
Sic itur ad astra
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василь
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 5691

СообщениеДобавлено: Вс Фев 28, 2010 4:28 am    Заголовок сообщения: Re: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Цитата:
Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976. С. 259-321

Именно колесница, по своим функциям напоминавшая современные танки, наводила страх и ужас на воинов противника, сминала его ряды и тем самым решала исход сражения


Это единственное, в чём Васильев ошибается ( если он разумеет таран колесницами пехотного строя, а не его разгон без контакта, одной угрозой тарана ).

Колесницы не использовались для таранов - даже если конструктивно были подготовлены к ним ( серпоносные у персов, утыканные алебардами и копьями у ханьцев ).

Боевая колесница - средство для быстрого передвижения в целях создания локального превосходства в пешем бою, для перевозки арсенала, для использования в качестве подвижной огневой точки ( метать дротики, стрелять из лука, ручного и станкового арбалета ), для эвакуации, для НП командования и транспортировки сигнальных средств ( барабаны ), даже для борьбы с рассеянной пехотой - но не для таранов.

Таранные колесницы - лишь для запугивания, что у персов, что у китайцев ( у других таковых не было ).

Даже в эпоху поздней бронзы и раннего железа от них толку особого не было, Гавгамелы всё ясно показали.

Истории известен лишь один удачный пример таранного удара по тяжёлой пехоте - и то лишь в сочетании с неразрывно последовавшим конным ударом в образовавшиеся кровавые проёмы толпы - ибо пехота не успела построиться в фалангу.

Это 395 год до н.э., бой при Даскелионе, 700 спартанских гоплитов против 400 персидских конников с 2 серпоносными колесницами - экипажи колесниц внезапно ударили по гоплитам на марше, рассеяли толпу, а прикрывавшие их всадники довершили удар, не дали пехоте сомкнуться -спартанцы удрали в лагерь ( думаю, холмами ), потеряв сотню воинов - а 1/7 по тем временам есть немалая доля потерь, особенно с учётом высокой степени профессионализма спартанцев.
______________________

Учитывая, что верховая езда появилась позже конных колесниц ( они развились из повозок, в которые запрягали ослов, онагров и быков, а лишь затем - лошадей ), на заре использования колесниц в пределах андроновских культур их не могли использовать для таранных ударов - некем было прикрывать колесницы ибо конницы ещё не было ( лошадь не сразу перевели из тягла и упряжи под верховую езду, это долгий многовековой процесс, в начале которого удобнее ездить на повозках, а самих коней содержать не в табунах, а в стойлах и выпасать в путах ).

Особенности же планирования фортификаций Аркаима не позволяют сомневаться в серьёзных военных способностях андроновцев, в т.ч. - в наличии хоть какого-то тесного пехотного строя у их ополчений, что исключает прямой удар колесницами как смертельно-бессмысленный.

___________________________

Своими конными повозками и колесницами андроновцы совершили аж 3 революции: военную, экономическую и культурную.

Cool "Маркс и Ко" обзавидовались бы...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Вс Фев 28, 2010 1:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Dagaz писал(а):
Aquila Aquilonis писал(а):
В громадном большинстве случаев в могилах отсутствуют человеческие останки

странно.А то,что нашли,исследовали на гаплогруппу,на мито?
вообще были какие-нибудь анализы?


Никаких не было. Sad
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 6:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Происхождение китайской философии

«Дао-дэ цзин» представляет собой философский трактат, насыщенный парадоксами и многозначными сентенциями. Загадка не в том, чтобы понять, правильно перевести, откомментировать и интерпретировать его небольшой текст. Загадка скорей в том, чтобы понять, откуда в чжоуском Китае на рубеже IV-III вв. до н.э. появились поражающие своей глубиной метафизические конструкции, даже следа которых не было до того ни в одном из многочисленных сочинений древнего Китая, столь очевидно уделявших внимание поэзии, истории, этике, политике, социальной философии. Если мистика все-таки встречалась в текстах (вспомним гадательные формулы «Ицзина»), то метафизики древнекитайская мысль до «Дао-дэ цзина» не знала вовсе. И вдруг она появляется – в потрясающе развитом виде, с глубочайшими нюансами, в разнообразнейшей форме!
Завершая характеристику «Дао-дэ цзина», необходимо еще раз подчеркнуть его необычность. С одной стороны, и по теме, и по приемам аргументации, и по многим иным параметрам он – пусть и не во всем – близок традиции, особенно в своей целенаправленной части. С другой – совершенно новые постановки совсем не затрагивавшихся прежде и вовсе не разработанных в китайской мысли проблем, особенно в созерцательном слое трактата, хотя и здесь можно нащупать определенные привычные ассоциации. Создается впечатление искусно сконструированной концепции, основанной как на переинтерпретации уже известных идей, так и на изложении совершенно новых, в своей совокупности явно заимствованных (их слишком много и они слишком глубоки, чтобы возникнуть спонтанно за столь короткое время в такой неподготовленной для этого обстановке, не говоря уже о том, что они явно повторяют чужое), а также на спровоцированной всей новизной видения мира кардинальной переоценке привычных норм и ценностных ориентаций. При этом пласт заимствованного наиболее существен и интересен; он – своего рода база, основа, фундамент всей концепции трактата.

Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989. С. 156, 165


Несмотря на кажущуюся, а временами и реальную противоречивость изложенных в упанишадах концепций онтогенеза, в целом на их основе вырисовывается достаточно логичная и ясная картина, своеобразная цепь событий. Некое бесформенное и безымянное Единое, первозданный хаос, стоявший где-то на грани не-сущего (вне его либо уже в нем), создает великую абсолютную субстанцию – Брахмана, которая в то же время есть трансформация, модификация, alter ego самого Единого. Брахман – вне феноменального мира, но он создает сущее. Его манифестация, эманация в этом мире – Атман, тончайшие монады которого проявлены (хотя и материально неощутимы) в каждом из веществ и особенно существ. Его непосредственное орудие в деле создания феноменального мира – Пуруша, частицы субстанции которого (они же – частицы субстанции непроявленного Брахмана и тончайшие монады Атмана) непосредственно создали весь феноменальный мир в его как материальной, так и нематериальной (разум, чувства и т.д.) ипостасях.
Изложенная в силу необходимости крайне сжато, эта схема онтогенеза была плодом едва ли не тысячелетней работы мысли в условиях, когда социальная действительность и система духовных ценностей всячески поощряли подобного рода поиски, когда вся духовная (а во многом и материальная) культура была ориентирована на постижение великих метафизических истин, на приближение к Абсолюту с помощью изощренного тапаса, аскезы и йоги, что отражено отнюдь не только в упанишадах, но и во многих других памятниках древнеиндийской цивилизации, начиная с многотомных эпических поэм Махабхараты и Рамаяны, роль которых в оформлении культурных традиций Индии и религиозных основ индуизма едва ли можно переоценить. Таким образом, поиски решения кардинальных проблем мироздания и бытия были едва ли не главной заботой древнеиндийской мысли – примерно в той же мере, как поиски решения социально-этических проблем стояли в центре внимания древнекитайской мысли. И именно с этой точки зрения особый интерес приобретает несомненное сходство ряда важнейших позиций в метафизических конструкциях, сформулированных в древних Индии и Китае при решении проблем онтогенеза.
1. Как древнеиндийская, так и раннедаосская мысль разработали концепцию высшей абсолютной субстанции – изначальной первоосновы мироздания и бытия. Как Брахман (условно идентифицируем, что делается и в древнеиндийских текстах, Единого, Брахмана, Атмана и Пурушу и для обозначения сводной субстанции творца будем употреблять именно этот термин), так и Дао – вне времени и пространства, но в то же время заполняют собой то и другое без остатка. Обе субстанции непознаваемы, хотя и предполагают возможность постижения их сути, пусть даже лишь для немногих избранных. Обе неделимы, но тем не менее ощутимы во всех тех мельчайших проявлениях феноменального мира, о которых только можно вспомнить и упомянуть.
2. Обе высшие субстанции сами непосредственно не проявляются (проявленное Дао – не настоящее Дао; воплощенный Брахман – неистинный). Однако они проявляют себя через свою эманацию, через посредника; для Брахмана – это Атман и Пуруша, для Дао – дэ и ци. Атман более близок к Брахману, являет собой как бы часть его и чаще идентифицируется с ним. То же примерно можно сказать о Дао и дэ. В известном смысле параллель между Атманом и дэ вполне допустима. Сложнее обстоит дело с Пурушей и ци. Первосубстанция ци близка к монадам Атмана, характеристики ее вполне сопоставимы с некоторыми характеристиками Атмана. Что же касается Пуруши, то параллели ему а раннедаосских текстах нет, хотя несколько позже она появилась в виде первочеловека Паньгу.
3. Обе субстанции, Брахман и Дао, выступают в функции творца, диктуя миру свои законы и вообще создавая феноменальный мир. Процесс творческого деяния осуществляется частично непосредственно Брахманом и Дао, частично в опосредованной форме.
4. Хотя обе субстанции непостижимы, многие и, во всяком случае, мудрые стремятся познать их, подчас не без успеха. В обоих случаях к этому ведет не высшее знание, не изучение или рассуждение, а прежде всего должное поведение, и в частности отказ от страстей и желаний, предельная целеустремленность, сосредоточение, воздержание, тапас, физические упражнения и дыхательная гимнастика. Фигура аскета-тапасья или йога была хорошо знакома в древней Индии. В Китае ничего похожего по меньшей мере до середины I тысячелетия до н.э. не было. Правда, во времена Конфуция отшельники уже встречались, но о характере их аскезы ничего не известно. Зато в раннедаосских текстах обо всем этом, включая специальные физические упражнения и дыхательную гимнастику, уже говорится со знанием дела. А. Уэйли зафиксировал несомненное сходство между даосскими описаниями и тем, что практиковали йоги в Индии, и назвал такую практику «даосской йогой». Этот термин вслед за ним используют и другие современные исследователи. Как в Индии, так и в среде даосов подобная практика считалась одним из условий, ведших к достижению бессмертия, к растворению в высшем Абсолюте.
Отмеченного выше вполне достаточно для вывода о несомненном сходстве ряда основополагающих позиций в подходе к решению многих кардинальных проблем мироздания и бытия в древней Индии и среди даосских мыслителей, живших в Китае на рубеже IV-III вв. до н.э. В связи с явным неравенством исходных позиций (в Индии интересующая нас проблематика разрабатывалась долгими веками и всегда стояла в центре внимания, чего никак нельзя сказать о древнем Китае) возникают вопросы: были ли авторы раннедаосских сочинений знакомы с теми представлениями, понятиями и категориями, которые в середине I тысячелетия до н.э. получили в Северной Индии широкое распространение, и если это в принципе можно считать вероятным, то насколько существенное воздействие мог оказать внешний импульс при разработке даосских концепций? Прежде всего это касается проблем заимствования древними китайцами некоторых элементов материальной культуры и идей, в том числе в сфере астрономии и календаря, письменности и символики. В частности, речь может идти о связях с индоевропейцами. Специальные исследования палеолингвистов зафиксировали некоторое сходство (может быть, даже родство, пусть и отдаленное) между древнекитайским и индоевропейским языками, причем значимость данного факта выглядит достаточно весомо на фоне некоторых других параллелей (особенно очевидных в случае с идентичными боевыми колесницами индоевропейцев и иньско-чжоуских китайцев).
Синологи, включая весьма серьезных и авторитетных исследователей, не раз обращали внимание на проблему индийских заимствований. Одним из первых таких ученых был маститый синолог XIX в. Л. Вигер. Оперируя в основном с текстами, Л. Вигер в своих эссе, носивших характер введения и интерпретации документов, обратил внимание на то, что Лао-цзы не был, судя по всему, «изобретателем даосизма», что он лишь первым опубликовал даосские сочинения, которые, возможно, хранились до того в архивах дома Чжоу, где философ, по преданию, служил. И хотя традиция, на которую в описании жизни и службы Лао-цзы опирался Л. Вигер, относится к числу недостаточно достоверных, постановка вопроса выглядит вполне серьезной: откуда даосские тексты попали в чжоуский архив? Вопрос весьма резонен на фоне почти полного отсутствия практики метафизических космологических спекуляций в чжоуском Китае. Имея это в виду, Вигер выдвинул предположение, что архивы, о которых идет речь, содержали сведения, появлявшиеся в Китае из-за рубежа, вследствие чего «даосизм представляется в его общих чертах китайской адаптацией современной ему индийской доктрины упанишад». И хотя сам факт заимствования подтвердить невозможно, несомненно, что «некитайская доктрина, процветавшая тогда в Индии, внезапно и бурно расцвела в Китае».
Обратим внимание – вслед за Г. Крилом – хотя бы на неоднородность трактата «Дао-дэ цзин», на наличие в нем довольно легко вычленяемых двух различных пластов. Крил назвал их созерцательным и целеустремленным: в первом ведутся поиски в высокой сфере абстрактных философских категорий, тогда как второй посвящен полезным практическим советам. Крил считает второй пласт более поздним и вторичным, а концентрация внимания на принципах должного поведения, умелой администрации и прочих столь типичных именно для древнекитайской мысли понятиях и представлениях не оставляет сомнений в том, что второй пласт трактата именно китайский. И этот пласт, по достаточно обоснованному мнению Крила, не только сильно отличается от первого, созерцательного, но и практически несовместим с ним, хотя пассажи, представляющие оба пласта, перемешаны в тексте трактата. Если же учесть, что все параллели, о которых шла речь выше, касаются только построений, содержащихся в первом пласте, то уже само деление текста на упомянутые пласты является дополнительным доводом в пользу того, что процесс создания трактата «Дао-дэ цзин» мог быть связан с серьезной и нелегкой попыткой усвоить идеи, привнесенные извне, и привести их в соответствие с тем, что было характерно для китайской мысли до того. Другими словами, есть основания предположить, что сначала перед будущими авторами трактата мог быть созерцательный пласт, который надлежало переварить и более или менее внятно изложить, после чего на переработанное было напластовано все то, что соответствовало привычным представлениям.

Л.С. Васильев. Дао и Брахман: феномен изначальной верховной всеобщности // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. С. 140-147


Таким образом, пресловутый «Дао-дэ цзин» представляет собой несуразную мешанину из конфуцианских банальностей и заимствованных идей индоарийской метафизики. То же самое можно сказать и о китайской «философии» в целом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Graziano
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 05.09.2009
Сообщения: 829
Откуда: СКФО

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 13, 2010 8:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Все таки мастаки были индоевропейцы обживать уже нечто сформировавшееся...и примеров достаточно: дорийцы и микенская цивилизация, арийские племена в Индии и Китае, где уже существовали государственность, германцы и римская империя.
Нечто похожее можно пронаблюдать и в 20 в. с азиатскими тиграми и Японией, которые используя научные достижения германских ученых совершили переход к наукоемкому производству.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nicola_Canadian
Модератор

   

Зарегистрирован: 08.01.2008
Сообщения: 19153
Откуда: I1-L22-P109, S14887a*, HV9b1a

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 13, 2010 10:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Напоминает японский дзэн-буддизм, где слово дзэн (zen) происходит от китайского чань (chan), что в свою очередь заимствовано из cанскрита - дьяна\джана (dhyana\jhana)
_________________
Сильный гнев мудреца и война храбреца испытает...

А больную кровь да в лесу людском чуять русичу был отцов наказ...

Встречай своих воинов, Один, - мы вернулись домой!...


Последний раз редактировалось: Nicola_Canadian (Сб Ноя 13, 2010 10:25 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Selik
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.09.2009
Сообщения: 933
Откуда: Russia, N.Novgorod

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 13, 2010 10:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Видимо добрая китайская традиция - воровать чужие интеллектуальные разработки и выдавать их за свои, отрицая очевидность заимствования, имеет весьма глубокие корни в истории.
Сейчас это поддельные джинсы и мобилки, раньше - философия, порох, боевые искусства и тд.
_________________
Я люблю свою страну, потому что она моя.

Ничего не происходит напрасно - все является подготовкой к следующей сцене.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nicola_Canadian
Модератор

   

Зарегистрирован: 08.01.2008
Сообщения: 19153
Откуда: I1-L22-P109, S14887a*, HV9b1a

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 13, 2010 10:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
_________________
Сильный гнев мудреца и война храбреца испытает...

А больную кровь да в лесу людском чуять русичу был отцов наказ...

Встречай своих воинов, Один, - мы вернулись домой!...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Graziano
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 05.09.2009
Сообщения: 829
Откуда: СКФО

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 13, 2010 10:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Возьмем германцев - самый великий народ из семейства индоевропейцев. Почему германцы пребывали в диком невежестве, если индоевропейцы были такими умными? По сути только разложение изнутри Римской империи черных средиземов подстегнул распад племенных отношений и условия для формирования государственности у германцев. А так бы и дальше сидели в своих болотах и лесах и всасывали у римлян. Да и последующие несколько веков мрака не дали европейской цивилизации каких-то достижений. Сплошной обскурантизм.
Чесслово, каким-то свидомизмом попахивает, уже со стороны русских, как у пантюркистов. Confused
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nicola_Canadian
Модератор

   

Зарегистрирован: 08.01.2008
Сообщения: 19153
Откуда: I1-L22-P109, S14887a*, HV9b1a

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 13, 2010 11:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Selik писал(а):
воровать чужие интеллектуальные разработки

ну не стоит так... китайцы много что изобрели и много чего добились... Ну а то, что заимствовали то, так кто же не заимствовал? Почему сразу воровать? Предвзято как-то звучит...
_________________
Сильный гнев мудреца и война храбреца испытает...

А больную кровь да в лесу людском чуять русичу был отцов наказ...

Встречай своих воинов, Один, - мы вернулись домой!...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гаргареец


   

Зарегистрирован: 19.10.2011
Сообщения: 167
Откуда: Алатырь гора

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 13, 2011 6:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Китайские и американские археологи исследовали захоронения, которые насчитывают более 4 тыс. лет. Погребенные в них люди не имеют практически ничего общего ни с китайцами, ни с современными жителями Тибета.

http://oko-planet.su/science/sciencediscussions/88133-zahoroneniya-neizvestnogo-naroda.html
_________________
"Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна". Л.Н.Толстой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hermanol


   

Зарегистрирован: 21.12.2014
Сообщения: 4
Откуда: Mali

СообщениеДобавлено: Пн Дек 22, 2014 1:20 pm    Заголовок сообщения: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Имперские амбиции такие протухшие...К сожалению, ярузке не меняются, как были дурачками поцреотиками, так и остались, лишь сменили окрас и объект ненависти.

Можно поинтересоваться, какой у вас ВУЗ?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора AIM Address
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27421
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Пн Дек 22, 2014 1:25 pm    Заголовок сообщения: Re: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Hermanol писал(а):
Имперские амбиции такие протухшие...К сожалению, ярузке не меняются, как были дурачками поцреотиками, так и остались, лишь сменили окрас и объект ненависти.

Можно поинтересоваться, какой у вас ВУЗ?
Так заставьте себя измениться Улыбка
_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rumali
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 23.12.2011
Сообщения: 7391
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Пн Дек 22, 2014 2:50 pm    Заголовок сообщения: Re: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Hermanol писал(а):
Имперские амбиции такие протухшие...К сожалению, ярузке не меняются, как были дурачками поцреотиками, так и остались, лишь сменили окрас и объект ненависти.

Сколько же ненависти Very Happy
Мы прекрасно понимаем, что для некоторых животных противны не сами амбиции потому, что они имперские. А потому - что они русские Very Happy
Так как возмущающиеся "имперскими амбициями" с радостью отлизывают другим империалистам, если не жопу, то сапоги Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17532
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пн Дек 22, 2014 2:54 pm    Заголовок сообщения: Re: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Hermanol писал(а):
Можно поинтересоваться, какой у вас ВУЗ?


Это к кому вопрос? К Л.С. Васильеву, к Robert S. Bauer, к авторам труда Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, ко мне или к кому-то ещё?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Selik
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.09.2009
Сообщения: 933
Откуда: Russia, N.Novgorod

СообщениеДобавлено: Пн Дек 22, 2014 4:55 pm    Заголовок сообщения: Re: Индоевропейцы и китайская цивилизация Ответить с цитатой

Hermanol писал(а):
Имперские амбиции такие протухшие...К сожалению, ярузке не меняются, как были дурачками поцреотиками, так и остались, лишь сменили окрас и объект ненависти.

Можно поинтересоваться, какой у вас ВУЗ?


Свежезареганный свидомый тролль-некрофил?
Страна указана - Мали вместо Окраины. Что ж так сразу свою нэньку приравнивать к беднейшей африканской стране. Понятно, по факту к этому стремится...
_________________
Я люблю свою страну, потому что она моя.

Ничего не происходит напрасно - все является подготовкой к следующей сцене.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27421
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Чт Апр 30, 2015 5:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Graziano писал(а):
Возьмем германцев - самый великий народ из семейства индоевропейцев

LOL
_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vened
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.06.2009
Сообщения: 1346
Откуда: Российская империя от Приднестровья до Южных Курил

СообщениеДобавлено: Вс Май 03, 2015 7:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Graziano писал(а):
Все таки мастаки были индоевропейцы обживать уже нечто сформировавшееся...и примеров достаточно: дорийцы и микенская цивилизация, арийские племена в Индии и Китае, где уже существовали государственность, германцы и римская империя.

Микенская и римская государственность была не обжиты, а изначально созданы именно индоевропейцами.
_________________
"…Я признаю любую систему, кроме демократии"
(Корнелиу Кодряну. "Моим легионерам")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Свентослав


   

Зарегистрирован: 10.03.2015
Сообщения: 236
Откуда: Екб

СообщениеДобавлено: Вс Май 03, 2015 9:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ведьма Ксения писал(а):
Graziano писал(а):
Возьмем германцев - самый великий народ из семейства индоевропейцев

LOL

Да вообще у Graziano на мой взгляд какие-то противоречивые коменты, в чём мысль-то? Да и нет конкретных возражений к статьям по сути, а что-то неоформленное такое:
Graziano писал(а):
черных средиземов

Graziano писал(а):
всасывали у римлян

Shocked
То ли <да, восточноазиаты заимствовали, но заимствования-контакты всегда дают стимул>
То ли <нет, это чёрные LOL (в Италии видимо не был) средиземы всё на свете сделали, северные варвары ничего не умеют кроме этанол создавать>. Просто слова короче...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27421
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Пн Май 04, 2015 12:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Vened писал(а):
германцы и римская империя.

Первые вообще продукт второй, просто продукт (побочный) и как таковой, первые не смогли нормально унаследовать достижения вторых, а почему? потому что во многом первые неИЕ.
_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS