Добавлено: Вт Мар 08, 2011 6:51 am Заголовок сообщения:
Интересный факт. К моменту окончания Второй Мировой войны Маньчжурия формально не считалась китайской территорией, была формально независимым государством. А фактически была "сухопутной префектурой" Японии. Японцы правили там решительно и жестко: китайских партизан выводили в расход без особых церемоний. Просто рубили, извините, бОшки. Кстати, в широких слоях японского общества, так сказать, до сих пор считается, что Маньчжурия - это несправедливо отторгнутая победителями часть Японии.
И еще интересная инфа. Правдв оговорюсь, что подтверждений этой информации я так и не нашел: ни в Интернете, ни на "бумажных носителях". Рассказываю со слов "харбинцев", коих на моем родном Дальнем Востоке осело немало после эвакуации "русской Маньчжурии". Все эти "харбинцы" были убеждены, что после того, как японцы будут разгромлены, Маньчжурия будет присоединена к России (СССР). Сие не случилось с начале 20-го века из-за бесхребетной политики царского правительства. Война была проиграна не потому, что армия не смогла добыть победу (она-то как раз могла и японцы боялись, извините, до усрачки продолжения войны), а потому, что граф Полусахалинский С.Ю. Витте попросту сдал при подписании мирного договора и Маньчжурию, и пол-Сахалина с Курилами. Так вот "харбинцы" просто жаждали исправления этой исторической и политической ошибки, тем более, что русский флаг взметнулся над отомщенным Порт-Артуром. Но... Сталин почему-то отказался от аннексии (вполне законной!) Северо-Востока нынешнего Китая. Говорят Мао Цзедун осенью 1945-го не вылезал из Москвы, буквально сапоги лизал советскому руководству, умоляя не аннексировать Маньчжурию. Видимо Сталин и пошел на эту уступку из политических соображений: получить покорного союзника на Дальнем Востоке, который много чем обязан СССР. Но просчитался... Китайцам нельзя верить ни при каких обстоятельствах и договариваться с ними только "деловито играя заряженным оружием".
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 11:02 am Заголовок сообщения:
Ingwar писал(а):
Сталин почему-то отказался от аннексии (вполне законной!) Северо-Востока нынешнего Китая.
Возможность советизации Маньчжурии меня нисколько не вдохновляет. Возникла бы Китае-Маньчжурская ССР, и сейчас бы мы вдобавок ко всему имели многомиллионные потоки желтозадых гастарбайтеров.
Добавлено: Ср Мар 09, 2011 11:31 am Заголовок сообщения:
Aquila Aquilonis писал(а):
Ingwar писал(а):
Сталин почему-то отказался от аннексии (вполне законной!) Северо-Востока нынешнего Китая.
Возможность советизации Маньчжурии меня нисколько не вдохновляет. Возникла бы Китае-Маньчжурская ССР, и сейчас бы мы вдобавок ко всему имели многомиллионные потоки желтозадых гастарбайтеров.
Все могло бы быть гораздо хуже. Учитывая предыдущую, советскую историю заселения Дальнего Востока, Маньчжурию начали бы "планово" заселять селюками с "Захидной Украйины", как это уже делалось с Приамурьем и Приморьем. В результате получили бы еще одну "нэзалэжную" русофобскую "дэржаву" в самом интересном месте России, которая включила бы в себя и "Зеленый Клин". Благо что нынешние укронацики и по сей день "мриють" о "отторгнутых исконнно украинских дальневосточных землях".
Зарегистрирован: 23.05.2008 Сообщения: 1985 Откуда: Мать Святая Сибирь
Добавлено: Пт Мар 11, 2011 12:01 am Заголовок сообщения:
Объявляется набор в группу "курсы профессионального поиска в интернете".
Задание номер один - найти дома сто евро или эквивалент в любой национальной валюте. _________________ Я русский, на русской земле, за власть для русских.
Добавлено: Пн Мар 28, 2011 8:49 pm Заголовок сообщения:
Русские скауты в Маньчжурии
Лидеры русской скаутской организации «Костровые братья» в Харбине
1929 г.
Благодаря исключительному положению русских поселений КВЖД Маньчжурия после 1917 года стала прибежищем для сотен тысяч беженцев из России – как сибиряков, так и жителей центральных губерний. В «Желтороссии» обосновались представители самых разных социальных групп и сословий – гражданской и военной интеллигенции, казачества и крестьянства. Стремительно рос Харбин. Его феномен сравним с явлениями Русского Берлина и Парижа. Однако, в отличие от европейских стран, в Маньчжурии русское население не испытывало острой материальной нужды и находилось на привилегированном положении по сравнению с большинством местных китайцев.
Это обусловило широкие возможности и для молодёжных проектов. С волной русских беженцев прибыло большое количество скаутов. В течение нескольких лет один за другим возникли восемь отрядов в Харбине, а также в пограничных станциях и посёлках. В Харбине и пригородах были образованы организации «13», «Орден крестоносцев», «Чёрное кольцо», «Костровые братья».
В 1924 году четверо выпускников коммерческого училища – князь В. Гантимуров, Н. Глухих, А. Игнатьев и Б. Щетинин – после просмотра фильма «Три мушкетёра», показ которого был приурочен к 300-летию эпохи, описанной в романе, основали свой монархический «Союз мушкетёров». Организация вскоре получила известность и во всём русском зарубежье. «Мушкетёры» выработали четыре основных правила: безусловное подчинение начальнику; один за всех и все за одного; говорить правду; хранить тайны союза. К началу 1925 года образовалась первая сотня активных участников движения, среди которых были ветераны Белой борьбы на Дальнем Востоке и группа юнкеров военного училища генерала Нечаева. Основой же первого состава «мушкетёров» послужила спортивная организация «Санитас» – место тренировок большинства участников организации. В «мушкетёры» записывались дети коммерсантов, домовладельцев, бывших служащих, а с 1927 года к движению стала примыкать молодёжь маньчжурских казачьих станиц.
С приходом в 1925 году нового лидера В.С. Барышникова организация приобрела военизированною структуру, что в дальнейшем привело к активной боевой деятельности участников. При штабах организации существовали военные отделения, ведавшие военной подготовкой подопечных и «воспитанием мушкетёров в суворовских заветах». Отдельно действовало строевое отделение, отвечавшее также за личный состав союза. В 1925-1926 годах 7 из 14 основателей организации погибли в пограничных стычках с Красной армией и в борьбе с хунхузами.
В самом Харбине у мушкетёров также имелись враги. В роли гвардейцев кардинала выступали «красные пионеры», выделившиеся из скаутов и находившиеся под покровительством профсоюза мастеровых, служащих и рабочих КВЖД в Доме трудящихся. В Новом городе Харбина мушкетёры располагали собственным помещением, в котором дежурил наряд в 20-25 человек на случай оказания помощи собратьям, попавшим в перепалку с воинственными пионерами. В уличных боях использовались кастеты, ножи и даже револьверы. Зачастую противники заранее договаривались о численности участников драки. Известный исследователь и участник молодёжных движений русского зарубежья Р.П. Полчанинов касательно «мушкетёров» отмечал: «Первое время цели организации были весьма прозаичны: создать сплочённые группы молодёжи от 18 до 20 лет для драк с советскими пионерами и просоветски настроенной молодёжью».
Празднование 11-й годовщины «Союза Мушкетёров»
1935 г.
Весной 1925 года на станции Маньчжурия, расположенной в пяти километрах от границы с СССР, был организован большой отряд скаутов в количестве 100 человек во главе с супругами А.И. и О.А. Макеевыми. Активная работа отряда привлекла внимание местной русской общины, вследствие чего было обеспечено материальное благополучие: появились штаб-квартира из пяти комнат с библиотекой, переплётной мастерской, скаутским музеем, а также зал со сценой. Вскоре начались походы в степи, устраивались короткие лагерные сборы. Летом 1929 года маньчжурский отдел НОРС на станции Маоэршань устроил лагерь в количестве 60 человек, который посетили японские скауты во главе с известным в Японии писателем и театральным критиком виконтом Михихару Мисимой. Это имело благоприятные последствия для русской скаутской организации, получавшей японскую поддержку в период Маньчжоу-Го.
В 1929 году, во время китайско-советского вооружённого конфликта, советские войска заняли станцию Маньчжурия. Прокатилась волна арестов, за которой последовал вывоз русских эмигрантов в СССР. В их числе были учредители местного скаутства – отец Владимир (Извольский), директор реального училища Карасёв, председатель Совета старших друзей скаутов Голиков. Красная конница ворвалась и на станцию Бухэду, где также располагался скаутский отряд. В числе других эмигрантов в СССР был вывезен скаутмастер В.В. Ульяновский, погибший вскоре в заключении. Единственным очагом русского скаутства оставалась 1-я Маньчжурская дружина в Харбине, насчитывавшая к 1930 году около 150 человек. К лету 1933 года в Харбинскую дружину входили 9 отрядов, ежегодно устраивавших совместные лагеря, а общая численность русских скаутов в Маньчжоу-Го достигала 300 человек при 6 скаутмастерах и 12 отрядах.
В 1930-х годах в Маньчжурии стали набирать силу праворадикальные организации – «разведчики» П.Н. Богдановича и «юные фашисты» К.В. Родзаевского. Первый отряд «русских разведчиков» в Маньчжурии возник при скаутской организации в 1926 году, однако до 1930 года он «держался крайне осторожно» и не обнаруживал своего существования. Инструктор Ю.Н. Лукин объяснял это опасностью привлечения внимания «агентов Коминтерна», в результате чего «патриотическая деятельность молодёжи могла быть немедленно подавлена».
В Харбине действовала родственная «разведчикам» по духу скаутская организация «Освобождение русской молодёжи от духа интернационализма». К 1929 году деятельность «освободителей» привела их к исключению из НОРС. Исключённые инструкторы во главе с подпоручиком Б.А. Березовским присоединились к «разведчикам», что привело к развёртыванию отрядов в бригаду и официальному отделению её от скаутов. В 1933-1935 годах организация росла: появились отряды на станции Пограничная и в ряде населённых пунктов по Восточной Линии Северо-Маньчжурской железной дороги. К 1938 году у «разведчиков» появились также отделы «Южный» в Дайрене (Дальнем) и «Северо-Восточный».
Особую известность получил «Союз юных фашистов – Авангард», созданный в 1934 году под руководством председателя Всероссийской фашистской партии Родзаевского. При союзе, делившемся на младшую (10-13 лет) и старшую (13-16) группы, имелись должности старшего очага, начальника района и начальника дружины. Структурные единицы составляли очаги (группы в 5 человек), районы (отряды), отделы (дружины) во главе с начальником «Авангарда», назначаемым главой ВФП.
В 1936 году японские власти в Маньчжурии ввели обязательную строевую подготовку молодёжи, которая осуществлялась при всех учебных заведениях Харбина. Для дальнейшего обучения военному делу было открыто военное училище: его выпускники отбывали на службу в Квантунскую армию. Первый отряд русской молодёжи, куда входили и скауты, и «разведчики», и «юные фашисты», был сформирован в 1937 году. Во главе его был поставлен японский полковник Асано (служивших в отряде молодых людей называли «асановцами»). Отряд использовался в 1938 году в борьбе с корейскими партизанами, а годом позже «асановцы» участвовали в боях против Красной армии на реке Халхин-Гол.
В 1942 году, когда Япония переживала первые поражения во Второй мировой войне, все русские молодёжные организации в Маньчжурии прекратили своё существование. Немало бывших скаутов, «разведчиков», «мушкетёров» были арестованы советскими войсками, другие погибли в огне гражданской войны в Китае. Уцелевшим удалось перебраться в Австралию, США, Аргентину, но перед этим многих ждали ужасы лагеря Тубабао...
Маньчжурия – историческое название северо-восточной части Китая, его cеверо-восточные провинции. В административном отношении они делились на Ляонинскую (Мукденскую), Гиринскую (Цзилиньскую) и Хэйлунцзянскую, в состав последней входил и Хулунбуирский округ (Барга). Во главе гражданского управления находился политический комитет северо-восточных провинций, но реформы по реорганизации управления предпринимались неоднократно. В Маньчжурии были развиты такие виды промышленности, как мукомольная, спиртовая, маслобойная, кожевенная; судоходство, автомобильный, автобусный и железнодорожный транспорт. Все они были созданы исключительно русскими.
В Маньчжурии существовал с 1920 по 1931 гг. Особый район трех восточных провинций (ОРТВП) или (ОРВП), он состоял из территории бывшей полосы отчуждения КВЖД, включая часть территорий трех вышеназванных провинций. В 1920-1924 гг. русское население составляло здесь 150-180 тыс. человек, но затем оно стало уменьшаться. Часть русских эмигрантов уехала в Шанхай, Тяньцзинь или другие страны. В 1923 г. вся китайская администрация была объединена под властью главноначальствующего, имевшего права губернатора. Его управление делилось на отделы: общий, административный, учебный и торгово-промышленный, затем выделили финансовый, куда поступали все налоги и прибыли подведомственных учреждений. Вскоре были учреждены также отделы дипломатический и по внутренним делам, отделения телеграфной корреспонденции, техническое и драгоманов. Земельное управление ведало землями отчуждения КВЖД. С установлением власти гоминьдановского правительства было произведено переформирование маньчжурских правительственных учреждений. Маршал Чжан Сюэлян возглавил Северо-восточный политический комитет, который стал высшим органом управления Маньчжурии.
Маньчжурская империя была основана после японской оккупации Маньчжурии. 18 февраля 1932 г. обнародована декларация о независимости Маньчжурии и принято название Маньчжоу-го. Пожизненным верховным правителем, а с 1934 г. – императором был объявлен Пу И. Согласно данным китайской полицейской регистрации на сентябрь 1931 г., в районе КВЖД проживало 102 тысячи русских. Русские экономисты, жившие в Маньчжурии, считали эту цифру заниженной, предполагая, что русских было 130-140 тысяч, из них – около 90 тысяч советских граждан и 40 тысяч эмигрантов. В декабре 1934 г. русских эмигрантов было зарегистрировано 42 600 человек, а советских граждан – 36 500, всего – около 80 тысяч человек. Вследствие репатриации и смены гражданства к февралю 1936 г. русских, имевших советское гражданство, оставалось около 5 тысяч человек.
К 1939 г. здесь проживало свыше 60 тысяч русских, из которых 39 355 человек были бывшими белыми, не считая детей, стариков и часть женщин. Из них 33 646 имели эмигрантские паспорта, а 5709 считались гражданами Маньчжоу-го. По профессиональному признаку наблюдалось следующее деление: 8352 человек занимались домашним трудом, 6335 – земледелием, 5826 были заняты в промышленности, 4602 – в торговле, 3278 – в транспорте, 1780 были служащими, 1040 – учителями, 521 – врачами и медицинскими работниками, 370 – священниками и церковными служащими, 213 – творческими работниками (литераторами, журналистами, художниками) и т. д.
После 1920 г. многие предприятия, принадлежавшие русским, в том числе В.Ф.Ковальскому, Скидельским и др., стали переходить к китайцам. После японской оккупации 1932 г. наблюдался процесс японской монополизации. Большая часть русских предприятий была насильственно национализирована, резко ограничивался процесс русских инвестиций.
1 июля 1933 г. Особый район восточных провинций переименовали в Особый район Северной Маньчжурии и образовали Великий Харбин, который осуществлял управление всеми станциями КВЖД. В его состав входили административный департамент и ряд отделов: учебный, земельный и поселковый. Муниципальное руководство осуществляло управление, во главе которого стоял назначаемый городской голова. Оно состояло из следующих отделов: общий с отделениями секретариата, хозяйственным и личного состава; административный с отделениями благоустройства, общественным и др.; счетно-финансовый с отделениями налоговых сборов, кредитным и контрольным; строительным с отделениями хозяйственным, дорожным и строительным; здравоохранения с ветеринарно-санитарной частью. В административном устройстве Харбина происходили и другие изменения, незначительные должности в системе управления занимали русские.
22 мая 1896 г. был заключен договор с Китаем, который разрешал провести по своей территории дорогу от Читы до Владивостока. Концессия на дорогу была предоставлена Русско-Китайскому банку. Изыскания начались летом 1897 г. По Портсмутскому договору 1905 г. к Японии отошел участок дороги Чанчунь–Порт-Артур. По соглашению, заключенному между Русско-Азиатским банком и правительством Китая 20 октября 1920 г., в состав правления и ревизионного комитета вошли китайцы. Первое соглашение между СССР и КНР было заключено 31 мая 1924 г. Согласно ему 80-летний срок концессии сокращался до 60 лет. Распорядительный комитет (правление) состоял
из 5 советских представителей и 5 китайцев. После продажи в 1935 г. КВЖД японским властям она стала называться Северо-Маньчжурской железной дорогой (СМЖД). В состав КВЖД входила Чанчунь-Гиринская железная дорога. Ее строительство началось весной 1910 г. на японские средства и под руководством японских инженеров, а закончилось в октябре 1912 г. К 1920 г. протяженность дороги составила 120 верст, на ней было 6 станций, туннель и 2 моста.
Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД) действовала с апреля 1907 г. Основой ее послужило имущество КВЖД и частные предприятия, переданные по Портсмутскому договору и железнодорожному соглашению 1907 г. «В течение четверти века, – писал журнал «Вестник Маньчжурии», – при крупной финансовой поддержке, Южно-Маньчжурская железная дорога, к сфере влияния которой отошла наиболее населенная часть Маньчжурии – ее южные районы с целым рядом богатых торговых городов, развилась в огромное предприятие с обслуживающими ее нужды многочисленными дополнительными предприятиями (каменноугольными, металлургическими, механическими и т.д.)».
Вначале она контролировалась Квантунским губернаторством, позднее – главнокомандующим области. После Маньчжурских событий руководство перешло к особоуполномоченному послу Японии, командующему Квантунской армией. К 1939 г.
протяженность дороги составляла 1129,1 километра. До заключения Мукденского соглашения 1924 г. существовала большая конкуренция между КВЖД и ЮМЖД, затем положение резко изменилось в лучшую сторону для ЮМЖД. После японской оккупации деятельность дороги еще более улучшилась.
Город Чанчунь с провозглавшением империи был переименован в Синьцзин и стал столицей Маньчжоу-диго. Синьцзин состоял из четырех городских районов: Нового города (построен ЮМЖД), иностранного японского поселения, Старого (китайского) города и Русского города. Во время японской оккупации он значительно отстроился, стал перевалочно-экспортным и хлеботорговым пунктом, центром распределения продуктов для китайского населения по всей Маньчжурии.
Здешнее отделение БРЭМа открылось 15 февраля 1935 г. с начальником Г.Г.Эповым и секретарем Г.В.Семена. Они сразу же встретились с представителями Союза казаков на Дальнем Востоке и другими местными общественными организациями. В составе отделения имелось Общество торгово-промышленников и домовладельцев. Крупными предприятиями в городе были шоколадная фабрика и кафе «Армения», кафе-кондитерская И.О.Аветисьянца, А.Эсаяна и С.Тарасова, магазины мехов и готового платья Б.Палей и К. и «Венский магазин», ювелирный и часовой магазин «Женева» и др. Особенно много было предпринимателей, занимавшихся продажей мехов.
С остатками армии Дутова пришел в Китай Н.К.Коршунов. Сначала он работал на ковровой фабрике в Пекине, а в 1935 г. в Синьцзине открыл ковровое производство. Он неоднократно удостаивался наград за качество произведенных изделий. В Синьцзине располагались институт иностранных языков и государственный университет, где обучались русские студенты. Для поступления в университет было обязательным знание японского языка, на котором велось обучение. По окончании гарантировалось место на государственной службе. В городе часто проходили спортивные мероприятия, в т. ч. Всеманьчжурские олимпиады. Как и в других городах Китая, большой популярностью пользовались русские балы. Деятели местного отделения БРЭМа вместе с японцами устроили в 1936 г. Летний бал, на котором было дано несколько театральных постановок в исполнении самодеятельных артистов.
19 августа 1945 г. в Синьцзине высадился воздушный десант Забайкальского фронта. Многих деятелей русской общины арестовали и депортировали в СССР.
Имелась русская община и в Шэньяне, известном для русских как Мукден. Он был открыт для иностранной торговли в 1903 г. Тогда же появились и первые русские жители. Российская империя открыла здесь свое генеральное консульство и военное агентство.
В Мукдене находилась уникальная библиотека, о которой ходили легенды. По мнению английских востоковедов еще во время монгольского нашествия в Европу было захвачено много ценнейших рукописей, которые впоследствии оказались в Китае и хранились в Мукдене. Летом 1901 г. в Мукден выехала экспедиция Восточного института, которую возглавил профессор А.В.Рудаков. Тогда и удалось познакомиться с этой легендарной библиотекой, насчитывающей около ста тысяч томов, давших богатейший материл для изучения древнего Китая.
Под Мукденом происходили ожесточенные бои во время Русско-японской войны. Русское кладбище в этом городе считалось центральным в Маньчжурии. Кладбище располагалось к северо-востоку от железнодорожного вокзала. Первоначальный участок для захоронений россиян был куплен Российским правительством в ноябре 1902 г. в размере 22,5 му, или 2874,55 кв. саженей у служителя кумирни Ци-му-тхана. Здесь были похоронены русские солдаты, погибшие во время Боксерского восстания 1900-1901 гг. В центре северного участка возвышалась красивая церковь-памятник из серого гранита во имя Христа Спасителя, построенная по проекту Великого Князя Петра Николаевича.
Она была заложена 8 сентября 1911 г., а строительство закончилось в 1912 г. Пожертвования собирались по всей России. На южной стороне храма была установлена мраморная доска с надписью: «Храм Христа Спасителя сооружен повелением Его Императорского Величества Государя императора Николая Александровича для увековечения памяти доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в русско-японскую войну 1904-1905 г.» На внутренних сторонах храма висели 5 больших мраморных досок с перечислением войсковых частей русской армии, участвовавших в боевых действиях под Ляояном, на реке Шахэ, под Сандепу и Мукденом. На 6-й доске имелись сведения о потерях в этих операциях. В храме было 2 серебряных венка, возложенных на братскую могилу: от Российских Императорских Армии и Флота. Это здание сохранилось и поныне.
От главной аллеи, ведущей к этому храму, в разные стороны расходились небольшие тенистые аллеи. Вокруг храма были расположены: 21 братская могила с надписями на каменных плитах, 21 братская могила с надписями на каменных крестах, 39 одиночных могил с крестами, 4 одиночных могилы с надписями на плитах, 8 одиночных могил с надписями на крестах, 198 холмиков без крестов, расположенных рядами над братскими могилами, которые были вырыты в виде рвов. С северной части храма находилась звонница из 7 колоколов общим весом в 105 пудов 20 фунтов, сооруженная на средства харбинского коммерсанта И.Ф.Чистякова.
В 1937 г. Мукденское кладбище обмерил городской землемер. По утверждению старожила и подрядчика по переносу прахов с полей сражений, на Мукденском кладбище было похоронено около 60 тысяч человек. По другим данным эта цифра была выше – около 100 тысяч русских солдат. Обе части кладбища были засажены деревьями и производили впечатление парка.
В летнее время здесь было много посетителей. В мае 1940 г. вышла в свет «Книга о Порт-Артуре», которую издал Попечительный совет по охране и приведению в порядок Порт-Артуровского и других военных кладбищ в Маньчжоу-диго и Квантунской области.
Издание книги было предпринято с благотворительной целью: пополнить средства на содержание кладбищ. В предисловии правление Попечительного совета поблагодарило правление ЮМЖД, которое взяло на себя все расходы по изданию книги.
Выходцы из России основали в 1923 г. Русскую эмигрантскую общину в Мукдене. Старшиной общины стал полковник В.В.Блонский. Много лет полковник В.В.Блонский являлся помощником военного агента в Мукдене. Занимаясь общественной работой, стал Уполномоченным главы российской эмиграции на Дальнем Востоке по Мукдену (с 1925 г.). В.В.Блонский не только смог сплотить русских эмигрантов, но и открыл вместе с Н.В.Спувом 14 октября 1925 г. смешанное реальное училище при православном братстве в Мукдене, Блонский стал в нем директором. Это училище долгое время являлось культурным центром русской общины. Большое внимание уделялось изучению восточных языков. Крупные пожертвования оказывала ЮМЖД. В основном же общественная жизнь шла вокруг местного православного братства и церковного прихода.
Русские студенты в Мукдене предпочитали учиться в Маньчжурском медицинском колледже, основанном ЮМЖД в 1911 г. Здесь имелись большой учебный корпус, библиотека, больница. В 1936 г. в Мукдене открылось Общественное собрание, которое иногда называли Русским клубом. Оно находилось в помещении отделения Бюро по делам российских эмигрантов, имело большой зал, гостиную, читальную комнату, буфет и сад с летней площадкой. В совет старшин вошли: В.Ф.Топорнин, Л.Ф.Казанский, Н.Н.Демин, бывший генерал-майор Б.А.Остроградский, И.П.Леонов, М.М.Цейтлин, А.Х.Обузов, М.В.Кириченко, А.В.Шеффер и В.С.Обухов. Русские эмигранты могли брать книги и из библиотеки мукденского отделения ЮМЖД, которая регулярно выпускала бюллетени о новых постановлениях в библиотеку.
После японской оккупации было открыто отделение БРЭМа. Его начальник Королев часто устраивал благотворительные вечера. Русский Мукден имел свою еженедельную газету «Мукден», первый номер которой увидел свет 14 декабря 1930 г. Большое участие в выпуске газеты принял бывший генерал-лейтенант семеновского производства Г.И.Клерже. В эмиграции он стал военным советником маршала Чжан Цзолиня (1922-1927 гг.). Несколько лет Г.И.Клерже являлся редактором газеты. В ее типографии он напечатал и свои мемуары. После того как Антикоминтерн был реорганизован, в Мукдене стали выходить «Известия Мукденского отделения Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии». В основном в них печатались новости, полученные по телеграфу, объявления и реклама.
19 августа 1945 г. в Мукдене высадился воздушный десант Забайкальского фронта. Деятели русской общины были арестованы и депортированы в СССР. Часть русских вернулась в СССР, а оставшиеся разъехались по всему свету.
Мукден. Железнодорожный вокзал
Мукден. Нанива-дори
Маньчжурский медицинский колледж
Храм-памятник на русском военном кладбище в Мукдене
Порт-Артуровское кладбище считалось вторым по величине после Мукденского, где было больше всего похоронено русских воинов. Оно было расположено на правом берегу реки Лунхэ в 4 верстах к северу от вокзала под Саперной горой (Ансисан), рядом с японским кладбищем. Пассажиры проходящего мимо кладбища поезда могли видеть величественный памятник русским воинам. Русское кладбище было разбито на этом месте еще до войны. После Русско-японской войны распоряжением крепостного управления на это кладбище был перенесен прах русских воинов с 28 временных кладбищ, расположенных в районе фортов и укреплений, где происходили бои (форты №№ 2 и 3, горы – Орлиное Гнездо, Высокая, Угловая и т. д.). Новые захоронения были произведены в юго-западном углу кладбища в 12 братских могилах, над которыми были поставлены каменные кресты с надписями на русском, японском и китайском языках: откуда и сколько захоронений перенесено (всего насчитывается 14 631 захоронение). На других 36 могилах были поставлены чугунные кресты без надписей. Их огородили кирпичной оградой и посередине поставили памятник из гранита и белого мрамора.
Памятник, сооруженный Японским правительством на Русском военном кладбище
С восточной стороны, на колонке, помещенной в нише памятника, была сделана надпись: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите ими крепости Порт-Артур», ниже на цоколе: «Сей памятник поставлен Японским Правительством в 1907 г.», то же самое было написано и по-японски. На южной стороне написано: «Памятник русским офицерам и солдатам, павшим при обороне Порт-Артура», на северной: «Сооружен Японским правительством в октябре 40 года Мейдзи (1907 г.)». «Бренные останки неприятельских воинов, – писали японские власти по поводу установки этого памятника, – павших по несчастной судьбе на поле сражения, безразлично, как и своих, должны быть преданы земле, тем более, что бывшие враги превратились в друзей».
Памятник, сооруженный Русским правительством на Русском военном кладбище
При реконструкции кладбища, которая была проведена по приказу генерала Богонравова, на него перенесли могилы с других трех кладбищ в Порт-Артуре. Всего было погребено свыше 16 тысяч солдат, по другим данным – 40 тысяч человек. Посередине кладбища установлен памятник – большой мраморный крест. На восточной стороне креста имелась мозаичная икона Святителя Николая Чудотворца и надписи: «Вечная память доблестным защитникам Порт-Артура, жизнь свою положившим за Веру, Царя и Отечество, 1904 г.» и «Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя. Иоанна, XV, 13». На западной стороне креста были перечислены все войсковые сухопутные части, составившие гарнизон крепости и принимавшие участие в ее обороне.
Часовня Святого Владимира на Русском военном кладбище
В юго-восточном углу кладбища была построена часовня, освященная во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира, с квартирой для заведующего кладбищем и сторожкой. На южной стороне часовни, над входом, висел мозаичный образ Богоматери и надпись: «Покой, Господи, души усопших раб твоих». В часовне находились голгофа, две хоругви, панихидный столик, свечная конторка, три серебряных и несколько металлических венков, возложенных в разное время на могилы представителями войсковых частей, организаций и частными лицами, две кружки для пожертвований
на нужды кладбища и книга для занесения имен посетителей. Все кладбище было засажено деревьями – акациями, тополями, осинами и имело вид парка. На дорожках были расставлены скамейки, сидя на которых, посетители могли насладиться тишиной и покоем. Заведующий кладбищем отец Герман посадил цветы, смородиновые кусты и виноград вдоль южной изгороди». Торжественное поминание происходило обычно 8 июня, а с 1938 года его стали проводить 30 мая.
В Порт-Артуре (ныне г. Люйшунь), бывшей русской крепости (1898—1905), переданной после окончания Русско-японской войны японцам, к июлю 1934 г. жило 30 468 человек, из них – 12 407 японцев, 18 043 маньчжуров и китайцев и 18 иностранцев. По некоторым сведениям здесь жило только две русские семьи. Долгие годы в Харбине существовал кружок порт-артурцев, имевший своих представителей и в других городах Китая. В 1929 г., издавая сборник стихотворений П.Комарова, кружковцы писали в предисловии: «Кружок порт-артурцев уверен, что в этом произведении, принадлежащем перу поэта-самоучки, сохраняется для потомства живой вдохновенно-красочный пример „давно минувших дел“; пример, который поможет сохранить и перенести в темное будущее огонек традиции Русской императорской армии, чтобы не дать ему заглохнуть в шумной буре революции…»
Японцы были заинтересованы в сохранении русских военных кладбищ в Порт-Артуре. Южно-Маньчжурская железная дорога, находившаяся под контролем японцев, выделяла средства для реставрации могил, помогала издавать книги, посвященные Русско-японской войне. По инициативе японцев в помещении бывшего офицерского собрания был создан большой музей, посвященный обороне Порт-Артура. В одной из комнат сохранили большую дыру от снаряда. Особая комната была посвящена памяти генерала Кондратенко. Посередине ее находился огромный стол с двумя моделями форта 2: до начала военных действий и после. В домике Стесселя сохранили стол, на котором был подписан договор о сдаче крепости. Весь комплекс представлял собой прекрасно разработанный туристский объект, везде продавали сувениры и ставили памятные печатки о посещении. В основном крепость была интересна русским туристам, с этой целью были разработаны три туристических маршрута. В первый день предлагалось побывать на пристани и осмотреть памятник погибшим японским морякам, производившим атаки на брандерах с целью блокировать выход из гавани российских кораблей. Затем туристы поднимались на Перепелиную сопку, где находился другой памятник – солдатам и матросам, погибшим при осаждении Порт-Артура. Другими достопримечательностями были музей в Новом городе, Высокая гора (высота 203 метра), откуда был виден выход из гавани, Военный музей, Орлиное гнездо, редуты 1-й и 2-й, форты 3-й (Эрлунг), 5-й (Дайансизан), укрепление номер 3 (Сеодзюзан), Шуйшиин и Русское военное кладбище. При этом категорически запрещалось фотографировать и делать зарисовки. Одна из участниц такой экскурсии писала: «В Порт-Артур я поехала с таким же чувством, как набожная нянька под старость лет едет сподобиться посетить Святую Землю. Для меня эта земля была тоже святой, и я была, где только могла, и смотрела на каждую деталь, стараясь вспомнить прошлое. От памятника павшим, могилы ген. Кондратенко и 203-й высоты я взяла на память по камешку».
22 августа 1945 г. в Порт-Артуре высадился воздушный десант Забайкальского фронта. Советский гарнизон находился здесь до безвозмездной передачи военной базы КНР в 1955 г. Во время Культурной революции многие русские достопримечательности, в том числе и подавляющее число могил, были уничтожены. Часть книжного собрания, привезенного из Порт-Артура, хранится в библиотеке музея Тихоокеанского флота во Владивостоке.
Одним из первых поселений в Китае на пути эмигрантов был город и станция Маньчжурия, основанный в 1900 г. и получивший статус города в 1923 г. В 1920 г. здесь проживало около трех тыс. русских эмигрантов и 20 тыс. китайцев. Было создано общественное управление, имелись почтово-телеграфная контора, железнодорожная больница на 50 коек, двухклассное железнодорожное училище, поселковое общественное училище, Русская гимназия, открытая в 1917 г., и реальное училище, а также три православных храма: Свято-Иннокентьевский кафедральный собор, Свято-Серафимовская церковь (построена в 1903 г.) и Свято-Казанско-Богородицкая церковь. В 1922 г. Пекинская духовная миссия направила сюда молодого епископа Иону. «Рассказывают, что своим вдохновенным словом, с которым он обращался к прихожанам церкви, он как бы созывал народ в храм, что храм стал полон молящихся, что его призыв о помощи привлек много добровольных работников. И оперился детский приют. Общественная столовая стала кормить сотни ребятишек. Была реформирована гимназия, и при ней возникли ремесленные курсы. Обветшалый храм был обновлен трудами прихожан, пришедших на зов своего вдохновенного пастыря».
Иона одним из первых в эмиграции в Китае подготовил и издал свои проповеди. Всего в эмиграции он прожил три года, до своей неожиданной смерти, но оставил неизгладимый след в жизни эмигрантов. Спустя 40 лет они создали в Сан-Франциско «Объединение бывших маньчжурцев – религиозный кружок им. епископа Ионы», регулярно печатали статьи-воспоминания о нем.
Одной из первых эмигрантских организаций в г. Маньчжурия стало Собрание уполномоченных Маньчжурского общественного управления. Здесь деятельно работало Маньчжурское отделение БРЭМа, начальником которого сначала был С.И.Эпов,
затем А.М. Заалов. В г. Маньчжурия устраивались благотворительные вечера, весь сбор отдавали японцам для улучшения воздушной обороны. При содействии японских властей были организованы курсы по изучению японского языка, читались доклады по истории и политике Японии, ставились спектакли на японском языке.
В августе 1945 г. положение русской общины изменилось. Подавляющее большинство выходцев из России подали заявления на получение советского гражданства. Они основали Общество советских граждан, которое заняло здание польского костела, где открыли Советский клуб. Школа перешла на советскую систему образования, был создан Союз Советской молодежи. С началом подъема целины в Советском Союзе и массовой отправки туда работников население Маньчжурии стало быстро уменьшаться. 14 июля 1954 г. оттуда ушел последний поезд с репатриантами.
Вместе с тем часть русского населения предпочла переехать в США. Там бывшие маньчжурцы основали свое общество – Объединение бывших жителей города Маньчжурии. Они регулярно проводили заседания, читали лекции, занимались благотворительной работой, стали инициаторами увековечивания памяти епископа Ионы.
На КВЖД было немало и других станций, где исторически сложились русские общины, хотя и меньшие по численности, чем в других населенных пунктах. На станции Пограничная имелись китайская и русская таможни, больница на 50 коек, почта. В 1915 г. здесь была открыта гимназия, которая являлась единственным учебным заведением от станции Имяньпо на восток до самой границы. Директором ее в течение многих лет был А.Т.Лузин. Представителем БРЭМа на станции Пограничная долгое время был Б.Н.Шепунов. 15 февраля 1935 г. на съезде русских национальных организаций на восточной линии СМЖД он рассказал о целях и задачах БРЭМа.
Станция Аньда находилась на западной линии, в 4 часах езды от Харбина. «Почти вся служба движения, – писал ее бывший житель, – так же как служба пути и товарная контора. обслуживалась русскими. Порядок на работе, дисциплина поддерживались на высоком уровне. На станции имелось отличное помещение Желсоба с приличной библиотекой, бильярдной. Была хорошая сцена, рояль еще кавэжэдековских времен, очень приличный зрительный зал. Режиссер Т.Я.Онофрийчук на этой сцене ставил пьесы Чехова, водевили. Пели хорошие голоса: тенор А.Д.Кириллов, сопрано Н.П.Каблукова. Я был их постоянным аккомпаниатором. Здесь кипела культурная жизнь аньдинцев, устраивались вечера, лекции, доклады, танцы, позже демонстрировались кинофильмы.
Молодые железнодорожники жили в общежитии, здесь и столовались (функционировала кухня с поваром при ней). В церкви пел прекрасный хор, и шли торжественные службы».
Недалеко от станции находилось русское село, жители которого в основном занимались животноводством.Небольшая русская община имелась на станции Ашихэ, где в 1920 г. находились свеклосахарный завод товарищества на паях «Ашихэ» и мельница. При станции работала почтовая контора.
Станция Бухэду разделялась на Северный и Южный поселки. В 1920 г. здесь находились Русское общественное управление, железнодорожная больница на 60 коек, почта, двухклассная и одноклассная общественные школы, церковь во имя царицы Александры. Имелся на станции и ветеринарный пункт, так как недалеко проходил скотопрогонный тракт на Благовещенск.
Железнодорожная церковь на станции Бухэду
Станция Имяньпо издавна служила дачным районом для харбинцев благодаря горному воздуху, реке, лесу, в котором было много хвойных деревьев. В поселке имелась старая Сергиевская церковь. В 1920 г. там работали пивоваренный и стекольный заводы, также была крупная мельница. Здесь располагалось двухклассное железнодорожное училище, преобразованное в гимназию, была группа бой-скаутов.
Станция Имяньпо. Пляж
Город и станция Цицикар находится на р. Нуньцзян (Нонни) в степной части Маньчжурии, он являлся центром земледельческого района. В 1920 г. в городе имелись церковь Святых Апостолов Петра и Павла, двухклассная железнодорожная школа, почта, метеостанция. Здесь располагалась поселковая бойня, так как недалеко проходил скотопрогонный тракт на Амур. В то время город (в просторечье Бу-куй) являлся административным центром Хэйлунцзянской провинции. Здесь также находились Русское консульство, отделение Русско-Азиатского банка и правление лесного предприятия И.П.Шевченко. Начальником Цицикарского отделения БРЭМа был А.А.Шильников.
Недалеко от тракта Хайлар – Цицикар имелась станция Якэши. Казаки основали здесь станицу (атаман А.Д.Аникеев). Много лет директором здешней большой гимназии был С.А.Таскин, который деятельно занимался в драматическом кружке и поставил несколько спектаклей. Японские военные власти открыли там в 1939 г. бесплатные курсы японского языка.
Станция Цицикар. Улица поселка
Станция Чанчунь или Куаньчензы, один из торговых центров Гиринской провинции, ныне – административный центр провинции Цзилинь, находится на реке Итунхэ. В 1920 г. здесь соединялись три дороги на Гирин: русская, японская и китайская. По площади этот населенный пункт не уступал Харбину. Тогда в нем жило около 150 тысяч человек, из них 5000 японцев и 500 русских. Здесь располагалось Российское консульство, коммерческое агентство КВЖД, отделение Русско-Азиатского банка. Недалеко от станции находился небольшой русский поселок.
Чанчунь
От станции Чжайлайнар шла ветка на копи Бройково и Находка. В поселке находились церковь, двухклассное училище и почта. На станции Эхо в 360 км от Харбина располагалось Опытное поле, которым руководил земельный отдел КВЖД (заведующий А.Д.Воейков). «Привозною пыльцой плодовых деревьев хороших пород он искусственно опыляет цветы местных деревьев; затем, когда плоды созревают, собирает их семена, и из них выращивает новые растения, которые соединяют признаки родителей в разных комбинациях. Произведя дальнейший отбор и гибридизацию, садоводы в короткий сравнительно срок достигают поразительных результатов». Печатались «Труды агрономической организации Опытное поле Эхо». Во время японской оккупации с железнодорожной станцией Эхо слился и получил развитие город Муданьцзян.
Здесь располагалось отделение БРЭМа Восточного района, которым руководил М.М.Носов, и было зарегистрировано несколько тысяч эмигрантов. В основном они занимались молочным хозяйством и перевозкой груза. Эмигрантам принадлежали магазины «Байкал», «Волга», «Камчатка», «Лондон» В.Н.Мичкова, «Универсаль» Н.Ф.Лактионова, «Восточная компания» В.И.Емельянова, «Сибирский меховой магазин», «Урал», «Казань» и др., кафе «Владивосток» С.Г.Ощепкова и др. При районном бюро были открыты кооператив, амбулатория, Клуб российских эмигрантов и библиотека. Еженедельно издавались газета «На границе» и журнал «На штурм». В Муданьцзяне имелось представительство Монархического объединения, при нем работали кружок молодежи и отряды Союза мушкетеров.
Станция и поселок Хайлар являлся основным пунктом, через который осуществлялась торговля с Монголией. Через него проходил тракт из Ганьчжура, известного своей ярмаркой, до Благовещенска. В первые годы русская эмиграция, поселившаяся здесь, в основном казаки, находилась под Общественным управлением. В 1920 г. здесь имелись двухклассное училище с интернатом, железнодорожная больница на 80 коек, почта и отделение Русско-Азиатского банка. На станции размещались торгово-экспортные конторы, два пивоваренных, два мыловаренных и водочный заводы. Здесь находились подворье Русской духовной миссии (основано в 1928 г.) и церковь во имя Казанской Божией матери.
При ней открыли приют для престарелых. Кроме того существовал детский приют, открытый еще в 1922 г. Им заведовал Благотворительный кружок, многолетним председателем которого был юрист И.К.Громаковский. «За 16 лет существования, – писал он, – приют многих детей вырастил и поставил на ноги, девицы повыходили замуж, некоторые окончили гимназии, устроены учительницами в Трехречье, молодые люди устроены на различных работах, и, конечно, останутся благодарны Приюту, воспитавшему их, и его руководителям».
В 1933 г. на учредительном собрании был образован отдел Союза казаков на Дальнем Востоке, председателем которого стал хорунжий Е.В.Волгин. «Все было рассчитано для удобства русского населения, – вспоминал очевидец. – Извозчики с чисто русскими пролетками, тоже говорящие по-русски. Большинство же русских, живших в Китае, так и не могло двух слов связать по-китайски. Поселок железнодорожников, расположенный по другую сторону линии железной дороги, был заселен рабочими и служащими КВЖД. Здесь было больше благоустройства. Много зелени – вязы, тополя, акации. Каменные одноэтажные дома и мощенные булыжником улицы. Административные здания в два этажа, баня, магазин. Просторная двухэтажная школа для детей железнодорожников и большой театр с зимним садом и киноустановкой. Этот театр носил название “Желсоб”. При нем – большой сад и библиотека. Здесь же была красивая деревянная церковь. Напротив нее китайский суд и тюрьма. На западной стороне – депо, склады и военный городок для гарнизона, состоявшего до революции из частей русской армии».
Недалеко от станции Ханьдаохэцзы находился крупный русский поселок, жители которого работали в основном на станции или на лесной концессии. В 1920 г. здесь имелись бойни, дегтярный завод, 25 лавок, Введенская церковь, двухклассная железнодорожная и одноклассная общественная школы. Вблизи располагалась лесная концессия Бяловесского (200 кв. верст). В начале 20-х годов русское население поселка стало уменьшаться. «Одновременно с сокращением работ на концессиях, – писал «Экономический бюллетень», – наблюдался наплыв в Маньчжурию переселенцев-китайцев. Таким образом, как на концессиях, так равно и на предприятиях вообще, появились в большом количестве китайские рабочие, быстро вытеснившие русский труд, так как цены на рабочие руки упали до минимума, создав для русских тяжелые условия конкуренции. Отсутствие заработка в районе Ханьдаохэцзы вынудило русских рабочих искать его на других станциях или заняться самостоятельным трудом».
Станция Ханьдаохэцзы. Железнодорожная церковь
Вблизи станции Хинган находилась лесная концессия братьев Шевченко общей площадью 3500 кв. саженей. В 1920 г. в поселке располагались часовня и частная школа братьев Шевченко, в которой обучалось более 40 детей. В версте от него начинался самый большой туннель КВЖД длиной 1442,25 сажени. По советско-китайскому соглашению от 14 августа 1945 г. все магистрали СВЖД и ЮМЖД были объединены в одну – Китайско-Чанчуньскую железную дорогу (КЧЖД), которая перешла в совместное управление. В соответствии с новым советско-китайским соглашением о КЧЖД от 14 февраля 1952 г. правительство СССР передало правительству Китая свои права по управлению дороги.
31 декабря 1952 г. состоялась окончательная передача магистрали, которая стала называться Харбинской железной дорогой. При этом многие советские граждане оказались без работы.
В дачном селении Барим жили в основном крестьяне. Здесь располагался курорт, на который приезжало много русских со всего Китая, а также летний лагерь ХСМЛ. «Здесь, в Бариме, живет много русских, имеющих свое хозяйство, плотно осевших и создавших сколоченный, годами устоявшийся уют русской усадьбы». Здесь занимались и охотой. Наиболее удачливым охотником называли Д. Д. Пинегина.
В городе Калган (современный Чжанцзякоу) русские жили с середины XVIII века. После окончания Гражданской войны сюда через Монголию пришли остатки частей Дутова и Анненкова. Вначале русская община не была организационно оформлена, и первой организацией, объединившей русских в этом городе, стал Калганский антикоммунистический комитет, основанный 9 октября 1938 г. Его заседания проходили в собственном небольшом помещении. Работа комитета не была так политизирована, как в Тяньцзине. Его благотворительный и культурно-воспитательный отдел принимал большое участие в деятельности общины.
В 1940-е годы русская колония Калгана состояла из 70-80 человек. В основном эмигранты занимались предпринимательской деятельностью: торговля пушниной, содержание гостиниц, кафе, магазинов, сапожных мастерских, имелось несколько молочных ферм. В городе находился православный храм, в котором служил отец Аврамий. Но значительная часть русской колонии относилась к адвентистам 7-го дня и жила обособленно. В городе имелись два русских кладбища. Одна из могил датирована 1876 г. После 1900 г. хоронили на другом кладбище. После японской оккупации Северной Маньчжурии жизнь в Калгане оживилась, сюда стали приезжать легочные больные из Тяньцзиня и Пекина. Здесь находился курорт для лечения от туберкулеза, открытый врачом К.Л.Кузьминым. После 1945 г. часть эмигрантов репатриировалась в СССР, другая, в основном адвентисты, разъехалась через Шанхай по разным странам.
Мулинские углепромышленные копи начали разрабатываться компанией Скидельских. В поселке жили рабочие и служащие, занятые в разработке копей. Здесь находилось отделение БРЭМа с начальником капитаном Титовым, а затем – В.Хохловым. При копях имелась Высшая народная школа, директором которой много лет был В.Н.Алякрицкий. Здесь находилась могила священника П.Галионко, убитого хунхузами.
В городе Нанкине русская община в 1933 г. составляла 28 человек. В основном русские работали в крупных компаниях. Самым известным среди эмигрантов был деятель «Братства Русской правды» генерал П.Г.Бурлин, который читал лекции китайским офицерам.
Город Сахалян (современный Хэйхэ) находится на берегу Амура напротив Благовещенска. В 1938 г. русская община в нем составляла около 200 человек, из них – всего 50 мужчин. В Сахаляне имелись магазины компаний Чурина, Кунста и Альберса, сельскохозяйственных машин С.Жигалова и «Товарооборот». Представительством БРЭМа там руководил П.А.Карпов. В своей деятельности он обращал большое внимание на русскую 5-классную школу, в которой училось около 50 детей. Ее директор П.М.Микридов старался, чтобы школа стала культурным центром русской колонии. В ней была хорошая библиотека. Кружок любителей сценического искусства, которым руководил управляющий компании Чурина П.Э.Лангер, ставил спектакли. Имелся православный приход со священником Н.Кикловичем.
В Синьцзяне, районе на северо-западе Китая, титульной нацией являются уйгуры. В столице района Урумчи находились русское консульство и православная церковь, открытая Российской миссией в Пекине. Русская колония значительно увеличилась после 1920 г., когда здесь появились остатки воинских соединений Анненкова, Дутова, Унгерна и Бакича. Большинство русских жило в Кульдже (Инине). В 1931-1933 гг. появилось много беженцев из СССР, недовольных коллективизацией. В то же время в Синьцзяне проявлялось советское влияние. «Из тех кратких сведений, – писал житель С., – что я Вам сообщал, можно было бы заключить, что все обстоит благополучно: люди живут, некоторые даже хорошо и т.д. Но это далеко не так. Чувствуется гнет. Везде советские инструкторы, советники, врачи и т.д. Интеллигентному работнику пристроиться, т.е. получить работу такую, чтобы можно было жить – трудно. Если он будет угоден Советам, если он будет с ними ласков и любезен, то устроиться, наверное, можно, и хорошо устроиться. В противном случае очень трудно».
Исход из Синьцзяна начался в 1948 г. Первая группа, уехавшая в Шанхай, составила 250 человек. В основном это были жители бывшего русского Туркестана или баптисты. О них хлопотал Всемирный баптистский союз. С начала 1950-х годов русские стали разъезжаться в массовом количестве. Часть их эмигрировала в Австралию и другие страны, другие репатриировались в СССР.
Легендарное Трехречье
В Трехречье, местечке на западе Маньчжурии, к северу от линии железной дороги, между реками Ган, Дербул и Хаул, в 1920-е годы жило около 650 семей – всего до 5 тысяч человек. Это были в основном забайкальцы, которые занимались скотоводством и сельским хозяйством. В октябре – декабре 1929 г. в районе Трехречья произошел конфликт, в результате которого часть населения была насильственно депортирована в СССР, а другая бежала в Харбин, но вскоре подавляющее большинство жителей вернулось назад. К 1939 г. в Трехречье жило 6800 человек и насчитывалось 1300 хозяйств. Если в 1926 г. здесь было засеяно 723 десятины, в 1934 г. – 4145 десятин, то в 1938 г. – уже 14 000 десятин.
Большинство хозяйств были зажиточными. П.А.Морозов, например, имел более 300 голов рогатого скота, до 2000 овец и около 100 породистых лошадей, И.Е.Визянов – до 400 голов крупного рогатого скота, до 2000 овец, лошадей более 70. К.И.Чегодаев засеивал до 200 десятин пшеницы. Так как основным населением были казаки, деревни назывались станицами, ими управляли выборные станичные атаманы, которые подчинялись казачьему атаману В.Л.Сергееву, назначенному БРЭМом. В каждом из 21 населенном пункте (в основном – Драгоценке, Верх-Кули, Верх-Урге, Ключевой, Дубовой, Щучьем, Лобдарине и др.) бережно сохранялись быт и традиции казаков, торжественно отмечались все казачьи праздники. Во всех поселках были построены школы, имелись церкви. В 1940 г. были построены новые храмы в Дубовой и Попирае, их освящал отец П.Маковеев. В Драгоценке издавалась еженедельная газета «Казачья жизнь», которая печаталась на гектографе. В ней публиковались новости из жизни Трехречья, имелись страницы, посвященные школе и церкви. Японцы всячески поддерживали казачьи поселения, считая их плацдармом для будущей войны с СССР.
Город Циндао, имевший большое значение как морской порт, также часто называли дальневосточной Ривьерой за хорошие курорты. К 1935 г. здесь проживало около 600 русских эмигрантов. Председателем Совета старшин русской общины был полковник Бахтерев. Многочисленных русских туристов привлекал сюда сезон цветения японской сакуры. Каждое лето в Циндао приезжали десятки тысяч туристов и отдыхающих. Русская община в основном занималась сдачей в аренду жилых помещений. В 1931 г. с целью дать возможность детям хорошо отдохнуть на одном из курортов доктор Савич организовал здесь детский лагерь. В начале 30-х гг. Циндао стал бурно развиваться. Особенно это было видно по строительству новых зданий. В планировке города применялись архитектурные идеи Корбюзье.
Застройка осуществлялась при участии архитектора В.Г.Юрьева, который приехал сюда в 1924 г. Вначале он устроился на работу простым чертежником, но вскоре начальство заметило талант молодого инженера, и он быстро дошел до должности управляющего техническим отделом большой иностранной фирмы. Затем В.Г.Юрьев открыл собственную архитектурную мастерскую. «За это время, – писал журнал «Рубеж», – он принял ответственное участие в составлении проектов и постройке свыше 240 сооружений, среди которых можно назвать самые видные здания в городе, причем многие из них созданы В.Г.Юрьевым совершенно самостоятельно. В длинном их списке – деловые здания, банки, театры, школы, госпитали, мосты, фабрики, частные дома…».
Этот архитектор являлся автором проектов дачи книгоиздательства «Заря», дома министра финансов Китая Сун Цзывэня, городского аквариума, пятиэтажного крытого рынка и других зданий. В середине 1930 г. в Циндао поселился архитектор-строитель М.И.Юхоцкий. Он построил для своего отца, известного специалиста по трубам И.А.Юхоцкого, огромный трехэтажный особняк из железобетона. Его архитектура была очень современной. Юхоцкий также наблюдал за строительством гостиницы Edgewater Mansions. В этом городе жил и художник П.И.Сафонов, который открыл рисовальные классы.
Большим событием в культурной жизни Циндао были гастроли Ф.Шаляпина, организованные комитетом старшин русской колонии, содружеством «Лукоморье», литературно-драматическим кружком молодежи. При встрече Шаляпин выразил благодарность за приглашение и сказал, «что и в этом тихом городе он находит себе родных российских людей, спокойно живущих своей жизнью, делающих свои дела, что он глубоко тронут радушным вниманием к нему со стороны земляков».
В Циндао, как и в других китайских городах, где жили русские, был учрежден отдел Антикоммунистического комитета, который издавал в 1939 г. журнал «Русские в Циндао», рассказывавший о жизни местной колонии. В этом издании были хорошие иллюстрации, публиковались стихи местных поэтов.
В Циндао печатались и русские книги. Х.Сугияма напечатал книгу «Иоосукэ Мацуока», посвященную министру иностранных дел. Критика отметила хороший перевод этой книги на русский язык. Начало Второй мировой войны вызвало интерес к военной тематике. В 1942 г. издательство «Новая Азия» выпустило книгу Б.В.Меленицкого «Армия», посвященную военным проблемам и анализу прошлых событий. В Циндао имелась своя гимназия, которая находилась в ведении Циндаоского антикоммунистического комитета. Его деятели дали указание эмигрантам забрать своих детей из иностранных учебных заведений и поместить в эту гимназию, хотя она была плохо оборудована, а педагоги не отличались большим опытом. В 1942 г. сюда был приглашен опытный преподаватель А.К.Ильков.
С началом Тихоокеанской войны русская община значительно уменьшилась, но культурная жизнь не прекратилась. 12 марта 1936 г. состоялся первый вечер литературно-художественного содружества работников искусства «Лукоморье» (председательница – А.Дальняя). Вечер был посвящен Н.К.Рериху.
«Русские в Циндао, – писала «Новая заря», – во время войны вели полуголодное существование и пробивались кое-чем. Теперь, с приходом американских пехотинцев и матросов в Циндао, русским стало несколько лучше, так как появились кое-какие заработки по обслуживанию американцев, обладающих ценной валютой – американскими долларами». Один из авторов письма пишет, что «все пять лет он нигде не мог работать, его даже не приняли вочманом, но он все же кое-как прожил годы войны и теперь надеется на лучшее».
После окончания Второй мировой войны некоторые деятели эмиграции были арестованы за сотрудничество с японцами: председатель комитета А.Малков, редактор С.Оганезов и др. К началу 1949 г. в этом городе осталось не более 25 русских. Подавляющее большинство жителей русского происхождения уехали в Шанхай, а затем разъехались по многим странам.
Циндао. Памятник японским воинам
Циндао. Здание городской администрации
Циндао. Панорама
Город Чифу (ныне Яньтай), который находится в 6 часах пароходного сообщения от Дальнего-Дайрена, был открыт для иностранной торговли в 1863 г. К 1920 г. там находились Российское консульство и агентство Русско-Азиатского банка. Из крупных предприятий следует отметить Хайларское скотопромышленное товарищество, завод искусственных вод А.К.Усятинского, Европейскую булочную и кондитерскую Никобадзе, матросскую чайную И.Горделадзе и др. 2 декабря 1938 г. был основан Чифуский антикоммунистический комитет, в котором было зарегистрировано около 60 человек. Председателем избрали И.Н.Кузнецова. В коммерческом колледже Чифу обучалась большая группа русских студентов, которые издавали еженедельник «Наша газета». Драматический студенческий кружок давал представления, которые пользовались успехом среди местной русской общины.
Чифу
Ханькоу, расположенный в среднем течении р. Янцзы, в 600 милях от ее устья, имел большое значение как внутренний китайский порт и был одним из центров русской чайной торговли. Для иностранной торговли город открыли в 1851 г. Первыми русскими предприятиями были компании, занимавшиеся торговлей чаем: «С.В.Литвинов и К.», «Д.И.Наквасин и К.», Молчанова, «Печатнов и К.» (китайское название «Фоу-чан», основано в 1871 г.), «Братья К.С.Поповы», «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К.», С.В.Унженина.
В 1896 г. была открыта Русская концессия, которая располагалась в центре иностранных концессий и занимала территорию около полуверсты вдоль набережной. «Ханькоу, – писал Н. Лидин, – как центр чайного экспорта в Россию не утратил своего значения и после проведения Великого Сибирского пути. Изменился маршрут доставки чая в Россию. Вереницы караванов с цыбиками чая, тянувшиеся по Гоби до Кяхты – перевалочного пункта, тоже резиденции русских чайных магнатов, но уже на русской территории, с проведением маньчжурской магистрали начали отходить в область преданий. Кяхта с каждым годом хирела. Усадьбы чайных магнатов приходили в ветхость и запустение. Русская концессия в Ханькоу, однако, продолжала жить прежним темпом – богато, припеваючи. Лишь Октябрьская революция изменила течение и строй жизни русских аборигенов в Ханькоу. Оборвались торговые связи с Россией. Не с кем стало торговать. И русское Ханькоу тоже стало хиреть».
К 1920 г. здесь жило около 200 русских. Из русских учреждений находились: Российское генеральное консульство, городской общественный совет, отделение Русско-Азиатского банка, почта, коммерческая русско-китайская школа. Владелец типографии С.В.Унженин заведовал изданием «Известия русской колонии в Ханькоу», которое выходило два раза в месяц, начиная с 1924 г.
После соглашения с СССР в 1924 г. концессия перешла под управление китайских властей. Многие предприятия передали китайцам или иностранцам. Другим потрясением для русской общины стал 1927 г., когда в Ханькоу были введены китайские войска, советником которых являлся Блюхер. Тогда были конфискованы здания школы и банка. К 1930 г. здесь жило 300-400 русских эмигрантов. Они делились на две группы: старожилов и беженцев. Настоятелем православной церкви во имя Святого князя Александра Невского, построенной 26 апреля 1885 г., был отец Якушев. К 50-летнему юбилею храма издали брошюру, автором которой являлся покойный протоиерей А.Знаменский. Культурная жизнь концентрировалась вокруг Русского клуба, основанного в 1896 г. «Клуб располагает, – писал его деятель, – замечательной русской библиотекой, представляющей ныне большую ценность. Вместе с тем клуб является культурным уголком, где могут сходиться русские люди и беседовать. Клуб располагает большим танцевальным залом и сценой».
В этом зале часто игрались спектакли, которые ставил театральный кружок, проходили благотворительные вечера, в основном в пользу местной школы, которая находилась в этом же здании. Клуб всячески поддерживал Русскую школу, основанную 19 февраля 1910 г. Многолетним директором школы был А.Д.Филипченко, который принимал большое участие в общественной жизни общины. Во время Японо-китайской войны русская община значительно уменьшилась, затем снова увеличилась. А.Т.Бельченко отмечал: «Численность русских по-прежнему колеблется в пределах 300-400 человек, причем наблюдается легкая тенденция в сторону увеличения. Однако эти цифры в значительной мере непостоянны, потому что около трети русского населения приходится на девушек и женщин, работающих в кабаре и барах, которые вообще должны считаться “перелетными птицами”, часто меняющими место своего жительства. Работают они в четырех кабаре и семи барах, имеющихся в Ханькоу и посещающихся, главным образом, моряками с иностранных судов, стоящих в порту. Что касается остальной части русской колонии, то в смысле социального положения она распределяется следующим образом: около пятидесяти женщин работают в салонах и кафе, около пятидесяти жен иностранцев или русских служащих заняты домашним хозяйством, а их мужья служат в различных
иностранных предприятиях. Больше всего русских служащих в “Бритиш Сигарет компани”, где есть русские во всех отделах, начиная с типографии и кончая магазином. Число русских предприятий постепенно увеличивается, но лишь весьма немногие из них имеют под ногами твердую почву».
Многие предпочли уехать в Шанхай или Тяньцзинь. Во время Тихоокеанской войны Ханькоу сильно пострадал от бомбардировок союзных войск. К 1946 г. русских здесь оставалось около 100 человек, половина из них имела советские паспорта. Уже после войны уехал бывший генеральный консул и председатель колонии А.Т.Бельченко.
Первая газета «С Востока» издавалась здесь в 1895 г. служащим чайной фирмы И.Андреевым. В ней публиковались переводы с английских изданий в Шанхае, посвященные торговле и промышленности Китая. После пяти-шести номеров эта газета прекратила существование. В апреле 1909 г. вышел первый номер политико-экономического журнала «Долина Янцзы», который издавал преподаватель Русско-Китайской школы Г.Софоклов. В этом издании было 11 отделов. Особенно интересными были «Жизнь русской колонии» и «Смесь». Всего вышло 14 номеров, последний был датирован 1/14 августа 1911 г.
События 1917 г. привели деятелей Ханькоу к единодушному желанию объединиться перед надвигающимися событиями. Это способствовало изданию газеты «Известия общественного совета Русской концессии в Ханькоу», первый номер которой вышел 10/23 октября 1917 г. В нем отмечалось: «В официальной части газеты будут помещаться как протоколы заседаний, отчеты, обязательные постановления и разные циркуляры Российского консульства. В неофициальной части предположено печатать протоколы и циркуляры общественных и политических организаций, как в Ханькоу, так и в других городах Китая, по их желанию, также разные статистические данные». Во втором номере газеты священник А.Ф.Гертович писал: «Во время грозной бури, окутывающей тучами анархии и погромов многострадальную родину нашу, необходимо всем людям, чувствующим в груди свое истинно русское сердце, сплотиться воедино, сковать свои души в одну крепкую цепь, забыть все дрязги и мелкие недоразумения и всеми силами своими стремиться к одной цели. Помогать. Помогать по мере сил и возможности всем бесчисленным жертвам кровавого, смутного времени…».
Последний номер вышел 31 декабря 1924 г., а всего их было 176. Китайские власти национализировав типографию«Известий», продали ее А.Т.Бельченко, который затем подарил ее Н.В.Колесникову. На оборудовании этой типографии он печатал в Шанхае газету «Россия», затем журнал «Армия и флот». После смерти Колесникова Бельченко передал типографию Обществу русских инвалидов в Шанхае.
Хранящиеся в Приморском государственном объединенном музее имени В.К. Арсеньева фотографии староверов, ушедших из Приморья под угрозой насильственной коллективизации и репрессий и организовавших поселения на маньчжурских территориях, были выполнены в 1936-1945 годах японскими фотографами и исследователями, которые изучали жизнь переселенцев по заданию правительства. Коллекция содержит подробную этнографическую информацию, свидетельствующую об аутентичном образе жизни группы приморских старообрядцев, их традиционном жизненном укладе: от разнообразных повседневных хозяйственных занятий, строительства жилищ до социальной организации, праздников, обрядов, обычаев. Значимость коллекции усиливает художественное качество фотографий. Японским фотографам-модернистам (Ассоциация японских фотографов в Маньчжурии) удалось создать привлекательный поэтический образ русских людей.
Последний раз редактировалось: Aquila Aquilonis (Вс Июл 08, 2012 5:05 pm), всего редактировалось 1 раз
На ютьюбе этот ролик значится как «Бригада Асано», но я не уверен, что в нём есть хотя бы один кадр этой знаменитой бригады. В любом случае он содержит уникальную хронику и фотографии русских белых частей на службе китайских правителей Маньчжурии 1920-х гг. и Маньчжурской империи 1930-40-х гг.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах