Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Расселение славян на Русской равнине.
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Пт Янв 11, 2008 3:55 am    Заголовок сообщения: Расселение славян на Русской равнине. Ответить с цитатой

Дунайские славяне.

Другим слагаемым элементом в оформлении височных колец населения культуры смоленско-полоцких длинных курганов, по всей вероятности, были лунничные украшения. Серповидные пластинчатые расширения смоленско-полоцких височных колец - не что иное, как подражание лунничным височным кольцам, бытовавшим в Дунайских землях [119]. С последними височные кольца из смоленско-полоцких длинных курганов роднит и зигзагообразная штихельная орнаментация, и крючкообразные завершения.

Имеется целый ряд фактов, свидетельствующих о переселении более или менее крупных групп дунайского населения в лесную зону Восточной Европы. На курганном могильнике Арефино на Смоленщине было найдено лунничное височное кольцо, очевидно, привнесенное переселенцами из Среднего Подунавья. Почти полной аналогией этой находке, включая орнаментацию, является лунничное кольцо из Жминья в Хорватии [120]. Впрочем, подобные височные украшения известны и из других мест Среднего Подунавья.

О миграции отдельных групп дунайского населения в Смоленское Поднеп-ровье и Полоцкое Подвинье говорят не только лунничные височные украшения. В одном из длинных курганов у д. Цурковка на Смоленщине была обнаружена часть поясного набора достоверно дунайского происхождения [128]. Т.А.Пушкина в публикации, посвященной височным украшениям IX-Х вв. из Гнездовского археологического комплекса, выделяет группу находок, сопоставимую с кругом дунайских древностей. Со среднедунай-ским регионам, отмечает эта исследовательница, связаны также чекан блучинского типа и золоченая шпора из той же коллекции. Формы ранней круговой керамики, появляющейся в Гнездове в 20- 30-х годах Х в., также имеют дунайское происхождение. Причем это не результат торговых операций, а следствие миграции групп населения из Дунайских земель в Верхнее Поднепровье [129]. Передвижение славянского населения в кривичские земли, по-видимому, было не одноактным процессом, который начался на рубеже VII и VIII столетий и продолжался в последующее время.

С переселенцами с Дуная, по всей вероятности, связано появление на верхнем Днепре племени смолян, от имени которого образован топоним Смоленск.

Проблема миграции более или менее крупных групп славянского населения из Дунайского бассейна в лесные области Восточной Европы нуждается в специальном монографическом изучении. Эти перемещения славян затронули не только Верхнее Поднепровье и Полоцкое Подвинье, но и ряд иных регионов. В частности, судя по находкам лунничных височных колец, аналогичных дунайским, в Муромском Поочье и разбросанно в отдельных пунктах Среднего Поволжья, допустимо предположение о проникновении группы дунайского населения и в эти земли [132].

http://lib.crimea.ua/avt.lan/student/book5/part1/p1_10.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Пн Янв 28, 2008 1:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Славяне Московского региона.


В археологии Москворечья долгое время существовала неразрешимая дилемма, связанная с тем, что имелась хронологическая лакуна в 3—4 столетия между окончанием жизни на городищах железного века (VII в.)\Дяковская культура\ и появлением первых славянских поселенцев (XI в.).


Решение этой проблемы следовало искать в двух направлениях: либо пересмотреть датировки городищ железного века, либо найти в Подмосковье славянские памятники старше XI в. В последние два десятилетия позитивные сдвиги произошли по обоим направлениям. Специалисты по железному веку при тщательном анализе вещей, происходящих из раскопанных городищ этого периода, пришли к заключению о том, что некоторые находки с этих городищ можно датировать вплоть до X в.

Что же касается ранних поселений славян (IX—XI вв.) на территории Подмосковья, то к настоящему времени их найдено уже более двух десятков. Основная их часть размещается по течению р. Москвы и её притоков, что свидетельствует о путях проникновения славян в Московский край. В то же время оказываются освоенными такие внутренние реки, как Пахра и частично Истра и Клязьма.

Наиболее полно изученным является селище, расположенное на р. Пахре у с. Покров (раскопки автора). Площадь поселения составляла 10 тыс. м2. Лепная керамика характерна для посуды так называемой роменской культуры, памятники которой располагались далеко на запад от нашей территории. Они локализуются в междуречье среднего течения Днепра и верховьев Дона.

\Роменская культура-культура северян\

При изучении карты размещения археологических памятников этой поры (IХ—ХI вв.) бросается в глаза, что многие из них образуют сгустки. Эти сгустки состояли из крупных поселений, являвшихся центрами сельской общины, тяготеющих к ним курганных могильников (общинных кладбищ), а также городищ-убежищ. Позже с территории таких общинных центров шло освоение и заселение окрестных земель.


Следующий, второй этап освоения славянами бассейна Москворечья приходится на ХII—ХIII вв. Это период массового расселения славян в этом регионе. Наиболее плотно заселённым оказывается течение р. Москвы (до 30 памятников на 100 км2), Пахры (до 20 памятников на 100 км2.

Сельские поселения этой поры в большинстве своём относятся к так называемому приречному типу, когда селище вытянуто полосой вдоль реки. Размеры этих поселений варьируются очень значительно — от 200 м2 до 72 тыс. м2. Однако из 127 селищ этой поры частичным раскопкам было подвергнуто всего шесть.


Основная часть подмосковных городов появляется именно в XII—XIII вв. (Волоколамск, Дмитров, Коломна, Лобынск, Можайск, Перемышль, Хатунь, Сверилеск). Сведения о них мы черпаем из летописных источников, где даются описания межкняжеских столкновений, происходивших, как правило, на пограничных территориях. Анализ этих сведений позволяет выяснить, что бассейн р. Москвы в этот период оказался поделённым между такими соседствующими крупными княжествами, как Смоленское, Ростово-Суздальское, Рязанское и Черниговское. Вследствие этого города рассматриваемого региона следует относить к категории окраинных крепостей, поставленных князьями этих соседствующих княжеств для укрепления своих пограничных рубежей. Так, Москва и Звенигород принадлежали Ростово-Суздальскому княжеству, Перемышль, Можайск — Смоленскому, Серпухов, Хатунь — Черниговскому, Коломна — Рязанскому.

Самым распространённым типом памятников археологии этого, второго периода являются курганные группы. Сейчас их учтено более 900. Именно с этой категории памятников начиналась археология Подмосковья, когда в далёком 1838 г. А.Д.Чертков раскопал 15 курганов у д. Верхогрязье под Звенигородом.





Высота некоторых курганных насыпей достигала 2 м. Насыпали их всей общиной. Основная часть погребений (женские костяки) содержала элеметы костюма, характерного для племени вятичей. Это — бусы, браслеты, перстни, а также семилопастные височные кольца. Они крепились на налобной повязке по нескольку штук с каждой стороны и при ходьбе издавали мелодичный звук. Большинство височных колец серебряные, несмотря на то, что они принадлежали рядовым жительницам общины.

Основную часть бассейна р. Москвы занимают курганы с племенными признаками вятичей, главным из которых являются семилопастные височные кольца, и лишь на севере, в бассейне Клязьмы и на западе, в бассейне Истры встречаются курганы с браслетообразными кольцами, характерными для кривичей.




Процесс возникновения княжеств в бассейне р. Москвы носил, видимо, постепенный характер, и долгое время оставались отдельные районы, куда власть княжеских данщиков не распространялась.

Один такой район располагался между Звенигородом на северо-западе и устьем р. Северки на юго-востоке. Археологические данные дают возможность выявить ряд особенностей, характерных только для этой территории Подмосковья. Прежде всего, здесь наблюдается наибольшая плотность населения в домонгольский период, что, очевидно, послужило преградой для проникновения сюда власти князей. На этой территории нет ни одного крупного города, а немногочисленные городища представляли собой укреплённые центры свободных общинников.

Значительное влияние на демографические процессы этого, второго периода оказали походы монголо-татар на Русь. Кроме снижения численности населения, перестали существовать целые отрасли ремёсел, поскольку мастера были уведены в татарский полон.

Первый поход на Русь хана Бату (1237—1238) начался с рязанских пределов, так же как и все прочие походы ордынцев.

Картографированы все сельские поселения на пути движения ордынцев, как относящиеся к домонгольскому времени, так и XIV в. В результате оказалось, что на пути их следования до 80% сельских поселений ХII—ХIII вв. прекращают своё существование в XIV в. — иными словами, практически всё население.


Третий период освоения Подмосковья приходится на XIV в. Это столетие — особая веха в истории Московской земли. В 1328 г. Москва становится столицей великого княжения, к которой стекается население из соседних княжеств в надежде на личное благополучие и безопасность от монголо-татар, гарантией чего была умелая и энергичная политика московских великих князей.

К сожалению, сельские поселения ХIV в. не пользуются вниманием археологов. В тех же нечастых случаях, когда в отдельных регионах проводились сплошные обследования, выяснилось, что в этот период (XIV в.) наметился прямо-таки демографический взрыв. Сюда, на Московскую землю, приезжал не только ремесленный люд. Из соседних княжеств переезжали боярскими и даже княжескими родами со всеми чадами и домочадцами.

Московские великие князья всячески поддерживали эту переселенческую политику. Стремясь удержать служилых людей и боярство, они в благодарность за ратную службу наделяли последних значительными земельными наделами. Поэтому в этот период складываются основные формы феодального землевладения (великокняжеского, боярского и церковного). Археологические обследования десятков таких владений показали, что, как правило, это новообразования XIV в. Слоёв предшествующего времени они не содержат. Таким образом, обработка этих земельных наделов являлись одной из форм освоения новых земель.

В градостроительной деятельности этого периода чувствуется твёрдая рука московских великих князей. Возникающие в то время города чётко фиксируют рубежи Московского княжества. На западе, где начинало набирать силу Польско-Литовское государство, возникают такие города, как Оболенск, Лужа, Боровск, Верея. На севере — Вышгород на Яхроме, Радонеж.


Этапы заселения Московской земли на протяжении пяти веков (IХ—ХIV вв.) свидетельствуют об интенсивном, порой скачкообразном освоении бассейна Москворечья славянами. Об этом свидетельствуют археологические данные. Изучение дальнейшего расселения древнерусского населения (начиная с ХV в.), связанного с процессами феодализации, должно происходить с использованием письменных источников, и такие работы по отдельным районам уже стали появляться.

Алевтина ЮШКО,
доктор исторических наук,
старший научный сотрудник
Института археологии РАН
http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200502307


Зы: вот кстати "хата" древне русского периода из Перемышля Хмельницкого.



Ничего общего с украинскими мазанками.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Пн Янв 28, 2008 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

История града Тешилова

Всего в километре от Пущина, за речкой Любожихой, есть уголок, особо почитаемый горожанами. У излучины Оки, где сосны взбегают на крутой мыс, сохранился молчаливый свидетель старины и образец древней инженерии — Тешиловское городище.

В далекие незапамятные времена люди облюбовали крутой мыс у окской излучины и построили на нем город. В соответствии с законами тогдашнего градостроения, окружили его земляным валом, прорыли глубокие рвы. Еще и теперь нетрудно определить очертания города-крепости.







Когда-то крепостной вал был увенчан деревянными стенами. На юг, к боевому полю, вели ворота, снабженные мощными запорами. Место, где находились ворота, еще хорошо видно. Над воротами возвышалась сторожевая башня, с которой далеко просматривались окрестные места.


Мало сведений о древнем Тешилове оставили нам летописцы. В Полном собрании русских летописей Тешилов встречается дважды: в летописном сборнике, именуемом «Никоновским», и в «Воскресенской летописи». В сохранившихся источниках точной даты основания города Тешилова нет. Никоновская летопись только упоминает о нем в связи с событиями, происходившими в Земле вятичей в середине XII века, а Воскресенская летопись называет его в списке «русским городам дальним и ближним», составленном в XVI веке. Стоит заметить, что все летописи, как ранние, так и поздние, вообще не упоминали ни одного города вятичей до XII века, словно до этой поры их и не было вовсе. Однако раскопки, проведенные на берегах Оки, дали археологам основание отнести появление вятических городов к более древнему времени.

В 1925 году известный археолог А. В. Арциховский, раскапывая курганы вятичей, провел разведывательные раскопки на Тешиловском городище. Исследования подтвердили слова летописца о том, что на месте городища в XII-XVI вв. находился город-крепость, основание которого можно отнести к более раннему времени.

Приведем лишь некоторые сведения, полученные в результате раскопок. Площадь городища около одного гектара, высота крепостных валов до 10 метров; в южной части площади городища обнаружено древнее кладбище, а вдоль валов открыты остатки бревенчатых изб, которые, тесно примыкая друг к другу, образовывали длинные ряды, похожие на улицу. Вещи, собранные на городище в большом количестве, свидетельствуют о том, что город принадлежал славянам-вятичам.

Кто основал «град» Тешилов и когда это произошло, сказать трудно. Можно предположить, что мыс на берегу Оки облюбовал и заложил на нем крепость, ставшую со временем центром волости, один из вятических князьков по имени Тешило. А имя Тешило, так же как и подобные ему славянские имена — Творило, Судило были в старину не редкость, что подтверждается берестяными грамотами X-XIV веков.

Никоновская летопись говорит о том, что уже в первой половине XII столетия Тешилов был город. Напомним, кстати, в связи с чем он упоминается. Разгоревшаяся борьба за Киевский великокняжеский стол, между потомками Владимира Мономаха и потомками Олега Черниговского, втянула в круговорот событий и забытую летописцами Землю вятичей. Внимательно следя за развитием военных действий, летописцы вновь заговорили о вятичах, но на этот раз не о игрищах в лесной глухомани, а о неизвестных до селе вятических городах. И среди впервые названных городов встречается наш Тешилов.

Археолог А. В. Арциховский по этому поводу заметил: «…Святослав был первым князем в Земле вятичей. Определенной столицы он не имел, но, по-видимому, Тешилов был тогда довольно важным пунктом». Москва, напротив, была в это время всего лишь селом, и, как сказано в Тверской летописи, только в 1156 году Юрий Долгорукий «заложил город Москву на устье Неглинной».

Итак, если бы судьба Тешилова сложилась не столь трагично, вел бы он свое летоисчисление, как и Москва, от 1147 года, то есть от года, под которым город впервые упоминается в летописях. Княжеские междоусобицы продолжались, и города вятичей постоянно подвергались разорительным нападениям то киевлян, то суздальцев. Лишь в период весенней и осенней распутицы да на время летних полевых работ князья приостанавливали свои походы. Наконец, в 1158 году Святослав Ольгович, сделавшись властителем огромного Черниговского княжества, включил в его состав города Земли вятичей, посадил в них наместников с дружинами.
http://community.livejournal.com/serpuhov/178380.html



Большой резонанс получила статья А. Макухо в «Комсомольской правде» про археологические раскопки в деревне Хотяжи Одинцовского района Московской области.

Аннотация к ней гласила:

«В Одинцовском районе археологи нашли загадочный город. Он гораздо старше Москвы. В ХII веке по неизвестным причинам жители покинули его».

Далее следовал рассказ о сенсационном открытии:

"В конце ХХ века в Одинцовском районе Подмосковья столичные археологи обнаружили около 300 могильных курганов, «спрятанных» на укромных лесных полянах. Координаты нанесли на карту и определили места, где могло находиться поселение. Таких зон оказалось три. На месте одной сейчас стоит поселок Хотяжи, на другой - поле. А третья оказалась в лесу.

В первый же выход, весной 1999 года, за день поисков удалось обнаружить сразу около сотни славянских, финских и балтских украшений VI - XII веков. Причем археологи даже не вели раскопки. Просто прошли по свежевспаханному полю с металлоискателями.

- Амулеты, украшения, монеты лежали буквально горстями, - рассказывает тогдашний руководитель группы археологов Станислав Ермаков, - лишь на глубине штыка лопаты. Рядом продолжали пахать трактористы. Увидев наши находки, они тут же забросили работу и убежали в деревню за лопатами. Местные жители и «черные» археологи здорово мешали нам работать. Какая-то часть находок попала к ним. Их уже не вернешь. А все, что нашли археологи, сейчас хранится в Звенигородском историко-архитектурном музее и в Институте археологии.

В 2000 году археологи приехали под Звенигород уже с большой оснащенной экспедицией.

- Копали сразу во всех зонах, - продолжает Ермаков, - и везде были свои находки. Уже тогда появилась крамольная мысль - а вдруг это одно большое поселение. Но расширить место поисков удалось только летом прошлого года. И сейчас, когда мы спокойно обработали все найденные материалы, могу утверждать, что в ближнем Подмосковье найдено древнее поселение площадью около 60 тысяч квадратных метров. Для сравнения - Москва такого размера достигла лишь к XIV веку.

Большинство находок датированы XII веком. Предметов, изготовленных позднее, мы не нашли. Большой город словно перестал существовать в одночасье. Почему - никто не знает."

Далее приводился комметарий специалиста - А. Лазукина, научного сотрудника Звенигородского музея истории:

"- Возможно, что это легендарный город Корьдно - столица древних вятичей. Местный вождь Ходота даже осмеливался воевать с самим Владимиром Мономахом. И если бы он победил, то, возможно, вся наша история пошла бы по другому пути.

Многие из найденных предметов были повреждены еще в древности. Оружие и украшения погнуты и обожжены. Возможно, что город был уничтожен христианскими миссионерами из Киева или Владимира, которые «огнем и мечом» вразумляли язычников»."


Продолжение статьи доказывало гипотезу находки столицы вятичей:

"- Найдено множество вещей скандинавского происхождения, - продолжает рассказ Станислав Ермаков. - Металлические браслеты и украшения могли попасть сюда торговыми путями со славянскими купцами. Но найденный кельтский нательный крест предметом торговли отнюдь не являлся и мог оказаться здесь только вместе со своим владельцем. А что делать скандинавам среди «диких» вятичей? Пока никто из историков на это вопрос ответить не может."

Новость об открытии столицы вятичей всколыхнула любителей истории. Приводились даже догадки, что Хотяж – это Китеж.

Чтобы проверить информацию, а также, чтобы взглянуть на огромный курганный некрополь, мы, авторы этого сайта, отправились в Одинцовский район.

Первой нашей остановкой стал Звенигородский музей истории, где мы надеялись увидеть найденные в Хотяжах предметы, а также получить мнение одного из работающих там археологов – А. Алексеева.
В Музее, который, как оказалось, располагался на территории монастыря, экспонировались обычные предметы славянских погребений.


Зал Звенигородского музея, посвящённый находкам в славянских курганах и городищах

Хотяжи не упоминались в экспозиции.

Археолога А. Алексеева, к сожалению, мы на месте не застали, однако нам удалось побеседовать с другими учёными. По их словам, при написании статьи в «КП» были использованы данные из непроверенных источников, а Хотяжи вряд ли являются столицей вятичей.
Вот так была потеряна надежда увидеть в Хотяжах стольный град вятичей.

Несмотря на это, мы отправились дальше, взглянуть на курганные могильники.

Приехав в Хотяжи, мы сразу нашли цепочку больших курганов, тянущуюся по берегу Москвы-реки.


Курганы в Хотяжах

Пусть даже это не столичный некрополь, крупные размеры курганов, их органичное присутствие в ландшафте и живописные склоны этих сооружений, возвышающиеся над чистой рекой, свидетельствуют о значительности заслуг похороненных там людей и о глубоком чувстве уважения тех, кто воздвиг в старину эти памятники.


Последний раз редактировалось: Бранко (Сб Фев 21, 2009 9:51 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Сб Янв 17, 2009 2:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Смоленские кривичи

Первоначальное поселение в Гнездове связано, по-видимому, с местной культурой "тушемлинского типа"\балты\, на основе которой в VIII-IX вв. во многом сформировалась кривичская "культура смоленских длинных курганов". В самом Гнездове, правда, длинных курганов нет, хотя в некоторых погребениях представлены элементы характерного для нее обряда.
Основная масса гнездовского населения сформировалась за счет активного притока славян; при этом прослеживаются связи как со Средним Поднепровьем, так и с западнославянскими землями в Центральной Европе: серия височных колец, аналогичных великоморавским, а также известных в роменско-боршевской культуре Днепровского Левобережья118. Серия небольших полусферических курганов с сожжениями в верхней части насыпи характеризует погребальные обычаи славян VIII-IX вв.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st050.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Valdemarus


   

Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 202

СообщениеДобавлено: Сб Янв 17, 2009 9:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бранко писал(а):
кривичская "культура смоленских длинных курганов".


Атрибуция "кривичская" прижилась, но формально она применяется не вполне законно. О древних кривичах мы знаем только то, что нам сказал летописец - у словен было два княжения, одно в Новгороде, а другое на Полоте, где полочане, от них происходят кривичи, живущие в верховьях Двины, Днепра и Волги, а Смоленск их город.

Если следовать тексту летописи, то формирование кривичей связывается с политическим процессом охватившим земли Северо-Запада. Этому процессу сопоставляется распостранение единообразной древнерусской архелогиеческой культуры.
В ΙΧ в. в облсти СДК длинные курганы сменяются круглыми (полусферическими), по внешнему виду не отличимыми от синхронных насыпей других восточнославянских земель.

А культура СДК содержит много типично балтских элементов, хотя есть и такие которые можно трактовать как славянские.


Таким образом я бы кривичами стал считать только вот тех славян, что упомянуты в Вашей цитате в связи с колонизацией Гнездова. Ведь и Гнездово приянто считать протоСмоленском, впоследствии перенесенным. Эта ситуация может соответствовать патронимической форме их этнонима, возможно что они так названы по имени их предводителя или князя.

Развивая гипотезу я бы предположил еще большее - это переселение, как и возможно синхронное с ним переселение двух других групп - радимичей и вятичей (только не всего населения их земель, а лишь дружинных отрядов) может быть связаны с походом руси на Константинополь в 860-м.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Вт Мар 03, 2009 7:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сокол


   

Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 121

СообщениеДобавлено: Сб Мар 07, 2009 7:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бранко
А не отошлёте к первоисточнику?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Сб Мар 07, 2009 8:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Славянская энциклопедия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сокол


   

Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 121

СообщениеДобавлено: Сб Мар 07, 2009 11:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как Вы считаете, в 11-12 веках были такие этнические группы как кривичи со словенами?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Вс Мар 08, 2009 12:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сокол писал(а):
Как Вы считаете, в 11-12 веках были такие этнические группы как кривичи со словенами?


Этнокультурный состав насельников археологи и антропологи устанавливают:



http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=2929
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2011 10:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Давно это было… Тогда еще не знали дороги через Великий Лес ни жестокие вожди из большого града на Днепре, ни хитрованы-купцы из Нового города на Ильмень-озере, а коней черных всадников Великой Степи даже плеть не могла заставить войти в темную чащу, оглашаемую звериным рыком да криком совы. Прошло уже несколько веков, как покинул эту землю древний народ, давший имена здешним рекам и оставивший после себя лишь обдуваемые ветром старые серые бревна на высоких, окруженных земляными валами, холмах. Почему ушел?.. Кто знает…


Так или иначе, но опустели Наши Холмы на долго. А может и не уходили никуда дьяковцы, а засели небольшими группами по дремучим лесам, поменяв крутые берега Москвы-реки на тихие лесные ручейки. Может, потому и не селились здесь славяне, опасаясь мрачных лесных людей говоривших на чужом, непонятном языке. Ведь приходили же «разведгруппы» славян, даже пытались осесть… Ан нет, не приживались, уходили. Почему? Может даст Земля-матушка ответ и на этот вопрос… А пока археологическая наука гласит – с 5 по 9 века здесь никого не было! Редкие группы славянских первопроходцев, следы которых удалось обнаружить на сегодняшний день, являются исключением, подтверждающим правило.
Отнесли этих пионеров славянской колонизации к так называемой роменско-боршевской археологической культуре.
Судя по всему, это были славяне, побывавшие в тесном контакте со злобными субъектами, что организовали впоследствии Киевскую Русь, ничего кроме неприятностей Нашим Холмам не приносившую. Их следы удалось обнаружить на нескольких дьяковских городищах и селищах. Оставили эти первопроходцы на московской земле и несколько курганов, под которыми были обнаружены остатки кремаций. Разбросаны такие курганы по всему Подмосковью: и близ села Беседы, что примыкает сейчас прямо к МКАДу, и в Одинцово, и возле Подольска, у села Стрелково…

И вот, примерно в IX веке, всю эту вялотекущую колонизацию с веселым гиканьем и свистом взяли в свои руки вятичи, потомки легендарного славянского богатыря Вятко, что подоспели с запада, или как тогда выражались: «из Ляхов».
Шли они к нам по Оке, спокойно и беззлобно селясь на землях занятых различными местными племенами, легко находя с аборигенами общий язык и совершенно не творя над ними никакого насилия. Наоборот – пытливые вятичи, словно губка, впитывали все самое лучшее, что было у их новых соседей.
Тут необходимо сделать отступление об одном, весьма небезынтересном народе, что неминуемо должен был попасться на пути вятичей. Это древнее балтское племя известное по летописям как Голядь. То, что балты бывали в наших краях, известно давно. Даже в уже упомянутой Дьяковской культуре, на позднем этапе явно прослеживается сильное балтское влияние. Однако, относительно происхождения голяди, существует два основных мнения. Первое – что голядь это заблудившиеся настоящие балты, т.е. те, кто жил в Прибалтике. А вот другое… Некоторые археологи считают, что имеют дело с древнейшим, реликтовым народом, прямым потомком племен, живших тут еще в эпоху Бронзы, или проще говоря – все тех же мудрых волосовцев и благородных фатьяновцев…

По мнению археологов, голядь оставила мощинскую археологическую культуру. Характерным признаком этой культуры являются очень изящные медные изделия украшенные разноцветной перегородчатой эмалью. Проходя через земли голяди, вятичи, согласно обыкновению, позаимствовали у них все лучшие достижения в области искусства, а так же многие специфические традиции. Например, типично по-балтски украшать пальцы рук множеством перстней и колец. Впрочем и не только рук… На территории Москвы и Московской области археологам попалось несколько вятических погребений, где перстни были и на пальцах ног!
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2011 10:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Долго ли, коротко, но дойдя до места впадения в Оку Москвы-реки, вятичи разделились и часть из них двинулась на север, к Нашим Холмам. Что они увидели на том месте, где шумят сейчас московские улицы? Благодатный край, лесное изобилие, раздолье для охоты и рыбалки. Заливные луга: хочешь – паши, а хочешь – выпускай стада, табуны, да отары. И что самое главное – никаких угрызений совести по поводу того, что приходится кого-то потеснить-потревожить. Только заросшие лесом величественные валы дьяковских городищ… И не души. Впрочем, археологами установлено, что в районе Митино жил один древний финский род. Но и те породнившись с вятичами оставили после себя группу курганов, где захоронения совершены по смешанному, вятическо-финскому обряду.

Не будем говорить про всех вятичей, но наши, московские, вобрали в себя гены всех племен, через земли которых они проходили. В силу этого смешения разных кровей и получили мы тех могучих богатырей, что покоятся в разбросанных по нашей земле курганах. Мужчины были все исключительно богатырских пропорций, под 2 м ростом, ну а женщины – красоты неописуемой…

Те курганы, в которых археологи находят захоронения совершенные без кремации, хоть и не являются столь древними, но зато относятся к самому рассвету вятической культуры, пусть и немного подверженной влиянию христианства. Курганы до сих пор легко обнаружить, если найти доминирующую над местностью высоту, водораздел местных речек и ручейков. Много их и в самой Москве: в Царицыно, на Юго-Западе, в Лосином острове, в кварталах новостроек возле Тушино и Митино… Курганная группа, видимая на этой фотографии, расположена у берега речки Городни, напротив дома 8 по Братеевскому проезду.



http://www.archnadzor.ru/?p=949
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сибирь
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 01.06.2011
Сообщения: 1543

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2011 11:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

из ляхов?

я против!
Ляхи темноволосые, низкорослые, темноглазые.

посмотрите на Леха качинского. Он типичный чистокровный лях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Frian


   

Зарегистрирован: 18.12.2011
Сообщения: 6

СообщениеДобавлено: Пн Дек 19, 2011 9:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сибирь

"Из Ляхов" не значит поляки. "Из ляхов" подразумевается южное побережье Балтики. А оно стало отчасти польским лишь в 20 веке после второй мировой.

Поляки разные бывают. Я видел много больших фотоподборок, где запечатлены жители Польши. Действительно, южная примесь бросается в глаза при сравнении с русскими и беларусами. В первую очередь "альпийскость" (я бы назвал это "тыквоголовость" Смеется ) - широкие иногда очень широкие лица, короткоголовость в сочетании с, как правило, большими не глубоко посаженными глазами и сравнительно темная пигментация.

Наиболее североевропеоидны поляки северных областей, особенно в северо-восточной части - Мазовии, присоединённой к Польше в 1526 году, в области распространения мазовецкого наречия
Карта польских диалектов
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/15/Languages_of_CE_Europe-3.PNG

Вот например известная польская актриса, игравшая в "Огнём и Мечом" - Изабелла Скорупко. Родилась в Белостоке, Подляшское Воеводство (самый северо-восток). Вполне привычная для нас балтидная внешность.



Что касается Вятичей:
Лев Прозоров в одной из заметок в своем журнале отметил их высокий уровень развития. Вятичи платили дань хазарам серебряной монетой, а не мехами. а во времена Святослава и Владимира уже использовали плуг. Высокий уровень развития, скорее всего, связано с тем, что Вятичи жили на земле, через которую проходил Волжский Торговый Путь (из Варяг в Булгары) - важнейшее торговое соединение Восточной Европы.
http://smelding.livejournal.com/224479.html?thread=5628639

Автор в целом весьма толковый, правда не хватает ему беспристрастности и некоторого хладнокровия. И замечен в любви к усам, чубам и шароварам Very Happy

Под дунайским бассейном, как я понимаю, подразумевается западные Дунай: северная Бавария, юг Чехии и северная Австрия. Область на карте ниже.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
14.15
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 30.05.2011
Сообщения: 1648

СообщениеДобавлено: Пн Дек 19, 2011 11:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Frian писал(а):



У нее арийская внешность, овал, пропорции и композиция лица, характерная для арий мезопросопия, прямой высокий лоб. Похожий арийский тип, только с более темной пигментацией встречается в высших кастах северных штатов Индии.
Например вот фото.

Когда в первый раз увидел это фото, подумал что на нем изображена славянка (полячка). На самом деле это индианка из северного штата Химачал-Прадеш, из семьи потомственного военного, читай арийская каста кшатрий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вс Мар 03, 2013 12:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

...Следующий, второй этап освоения славянами бассейна Москворечья приходится на ХII—ХIII вв. Это период массового расселения славян в этом регионе. Наиболее плотно заселённым оказывается течение р. Москвы (до 30 памятников на 100 км2), Пахры (до 20 памятников на 100 км2...
...Самым распространённым типом памятников археологии этого, второго периода являются курганные группы...
...Основную часть бассейна р. Москвы занимают курганы с племенными признаками вятичей...
странно, по Арциховскому основная масса курганов вятичей как и кривичей в бассейне р. москва датируется ХI- первой половиной XII в.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 26993

СообщениеДобавлено: Вс Мар 03, 2013 1:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сфирка писал(а):
странно, по Арциховскому основная масса курганов вятичей как и кривичей в бассейне р. москва датируется ХI- первой половиной XII в.


Ничего странного. Еще в 12 веке вятичи восставали и были подавляемы войсками киевских князей. Отсюда движение подальше на север вполне естественно как "уход о дани". Первоначальное расселение вятичей-Брянск-Орел.
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вс Мар 03, 2013 1:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

я имею ввиду приписывать исключительно вятичам и крвичам второй этап освоения славянами бассейна Москворечья в ХII—ХIII вв
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вс Мар 31, 2013 9:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 79 № 12 2009
ДИАНОВ
Одно из важнейших явлений средневековой русской истории, во многом определившее её дальней-
шее течение, – становление Владимиро-Суздальского княжества – было предметом обсуждения на
заседании Президиума РАН. Результаты изучения средневековых поселений – самых многочислен-
ных археологических памятников – представил на заседании директор Института археологии РАН
Н.А. Макаров. По его мнению, эти данные позволяют восстановить исторические и природно-кли-
матические предпосылки формирования на северо-востоке Русской равнины мощного государ-
ственного центра.
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ:
КОЛОНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
Н.А. Макаров
Полученные в последние десятилетия археологические материалы открывают новые возмож-
ности для освещения ранней истории Северо-Восточной Руси, исторических процессов IX–XII вв.,
завершившихся формированием на северо-востоке Русской равнины нового центра культуры и
государственности, претендующего на господствующее положение среди древнерусских зе-
мель. Хорошо известно, что в середине XII в. Ростово-Суздальская земля, ранее остававшаяся
малоизвестной летописцу, бросила вызов Киеву и Новгороду и превратилась в мощное политиче-
ское образование с особым статусом и особым самосознанием. Внешние события, образующие
основную линию политической истории Северо-Восточной Руси в XII–XIII вв., известны нам по
летописным источникам, в которых фиксируются крупные военные конфликты и подробности
межкняжеских отношений. Значительно менее понятны предпосылки изменения баланса сил,
внутренние исторические процессы, обусловившие неожиданное возвышение Северо-Восточ-
ной Руси при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. В какой степени археологические дан-
ные могут прояснить эти процессы?
ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА И СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
В качестве важнейшего фактора подъёма Северо-Восточной Руси в XII в. нередко рассматрива-
ется урбанизация, рост городов. Действительно,наиболее впечатляющие символы выхода Севе-
ро"Восточной Руси на историческую арену – белокаменные соборы и городские валы Суздаля и
Владимира. В результате археологических раскопок в городах, расположенных на северо-востоке
Русской равнины, выявлены богатые усадьбы, где обнаружены памятники церковного прикладного
искусства и предметы аристократического обихода. Однако по письменным источникам и
археологическим материалам мы знаем, что на территории Северо"Восточной Руси в домонголь-
ское время насчитывалось около 30 городов ,суммарная площадь которых с учётом неукреп-
лённых посадов могла составлять не более 1200 га . В большинстве этих городов древнейший
культурный слой датируется XII в. Ранние культурные напластования, относящиеся к X и XI сто-
летиям, представлены лишь в семи городах. Площадь Суздаля в границах городских валов XII–
XIII вв. не превышала 35 га . Владимир превосходил его по площади более чем в 3 раза (118 га),
но следы интенсивной городской жизни на многих участках отсутствуют. Домонгольский слой
подавляющего числа городов имеет небольшую мощность и свидетельствует о существовании
внутри городских валов обширных незастроенных участков. Эти данные важны для понимания
реального уровня урбанизации Северо-Восточной Руси в предмонгольское время. Мы видим,
что хотя Владимиро"Суздальское княжество в XII–XIII вв. представляло собой мощное полити-
ческое образование, процессы урбанизации здесь получили развитие сравнительно поздно, а мас-
штабы городской жизни оставались достаточно скромными.Другой процесс, который обычно рассматри-
вается историками как предпосылка становления нового центра политической силы на территории
Северо-Восточной Руси, – сельская колонизация, сформировавшая в Волго-Клязьменском
междуречье значительный массив восточнославянского населения. Согласно В.О. Ключевско-
му, это передвижение было следствием отлива русских сил из Среднего Поднепровья в область
верхней Волги” . Однако до последнего времени процесс сельской колонизации рекон-
струировался историками по косвенным данным,поскольку письменные источники практически
не содержат информации об освоении сельских территорий Ростово"Суздальской земли в XII–
XIII вв.
Расширение наших знаний о средневековой колонизации, расселении и становлении древне-
русской культуры на территории Северо-Восточной Руси связано с изучением археологических
объектов, традиционно занимающих низшее положение во внутренней иерархии археологиче-
ских памятников и до недавнего времени малоисследовавшихся. Речь идёт о селищах – остатках
средневековых сельских поселений, относящихся к самой многочисленной категории археологи-
ческих памятников. Выявление и картирование древнерусских селищ было начато ещё в середине
ХХ столетия , однако потенциал этих памятников долгое время недооценивался. Культурный
слой селищ, в отличие от культурного слоя городов, чаще всего имеет небольшую мощность, не
превышающую 50 см, он не сохраняет деревянных построек и, как правило, сильно нарушен
распашкой.
Поворот в изучении селищ, наметившийся в последние десятилетия, обусловлен разработкой
новых исследовательских приёмов и методов.В основе новых подходов – сочетание сплошного
обследования сельских территорий с возможно более полным выявлением средневековых посе-
лений и созданием детальных археологических карт, а также выборочные раскопки отдельных
памятников, в ходе которых применяются тонкие методы разборки культурного слоя, обеспечива-
ющие полный сбор небольших находок, и естественно-научные методы, позволяющие рекон-
струировать средневековый ландшафт, элементы палеосреды и жизнеобеспечение отдельных посе-
лений . Новейшие исследования показали,что культурный слой средневековых сельских по-
селений, несмотря на многолетнюю распашку, насыщен бытовыми вещами, орудиями труда и
украшениями, отражающими высокую интенсивность жизни на сельских территориях. Этот же
слой содержит палеоэкологические остатки, важные для реконструкции хозяйства и природной
среды в Средневековье. Геофизическая разведка позволяет точнее определить размеры поселений,
выявить их внутреннюю структуру, локализовать отдельные производственные объекты .
СЕЛЬСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ
Для второй половины X в. характерен интенсивный рост числа и размеров сельских поселе-
ний, достигший наивысшего подъёма в XII – первой половине XIII в. Численность населения уве-
личилась после длительного периода стагнации на территориях, где в течение тысячелетий плот-
ность населения была низкой, а системы жизнеобеспечения – консервативными. Археологиче-
ские материалы не всегда позволяют детализировать хронологию колонизационных процессов,
но они чётко отражают, во-первых, значительное преобладание поселений c культурным слоем X –
первой половины XIII в. над поселениями конца I тыс. н.э.; во"вторых, заметное преобладание се-
лищ с находками XII – первой половины XIII в. над поселениями с находками X–XI вв. Эти закономер-
ности прослеживаются практически во всех районах Северо"Восточной Руси, где велись поиски и
картирование средневековых селищ. Подробно динамика колонизации и средневековая сеть рас-
селения исследованы сегодня в двух районах – в Суздальском Ополье, в центре Северо-Восточной
Руси , и на Белом и Кубенском озёрах, на крайней северной периферии Ростово-Суздаль-
ской земли .Во Владимирско-Юрьевском Ополье обследованиями охвачена территория около 215 км2, при-
легающая к Суздалю с севера. На этом участке,занимающем менее 5% всей территории Ополья,
открыто более 180 средневековых поселений.Суммарная их площадь превышает 420 га., то есть
она примерно в 12 раз больше, чем площадь Суздаля в границах валов конца XII в. На распахан-
ной поверхности этих поселений собрано более 13 тыс. фрагментов верхних частей средневеко-
вых сосудов и более 2.1 тыс. предметов из металла, стекла, камня, кости, рога и глины. В раско-
пах, заложенных на восьми поселениях, исследован культурный слой IX–XIII в., собрано более
4 тыс. средневековых вещей, выявлены остатки жилых построек, в том числе глубокие квадрат-
ные в плане подполья с деревянными конструкциями, сооружавшиеся под домами для хранения
припасов.
Археологические исследования показали, что Суздальское Ополье выделяется исключительно
высокой концентрацией средневековых поселений . Средневековый культурный слой
распространён почти на 2% всей территории Ополья. Наиболее многочисленны древности XI –
первой половины XIII в.: они обнаружены на 125 поселениях . Особенно выразительны
и обильны керамика и вещевые материалы середины XII – первой половины XIII в. О масштабах
процесса сельской колонизации в Суздальском Ополье можно судить по следующим фактам.

Здесь выявлено 12-кратное преобладание круговой керамики XI – первой половины XIII в. над бо-
лее ранней, изготовленной в IX–XI вв. без помощи гончарного круга, а также установлено, что
суммарная площадь сельских поселений с керамикой XII–XIII вв. (около 310 га) в 4 раза больше
площади поселений конца I тыс. (75 га).Во второй половине XII – первой трети XIII в.
сеть расселения в Суздальском Ополье достигла наивысшей плотности, и система крупных сёл
была дополнена сравнительно небольшими поселениями на водораздельных участках. Обитатели
Суздальского Ополья одними из первых начали осваивать водоразделы, обустраивая постоянные
поселения на оврагах в Волго-Окском междуречье. Если предположить, что плотность поселе-
ний на всей территории Владимирско-Юрьевского Ополья (площадь 3600 км2) в XI–XIII вв.
была примерно одинаковой, всего на этой территории, между Владимиром и Берендеевым боло-
том, в домонгольское время существовало более 2 тыс. поселений.
На севере Ростово-Суздальской земли – в бассейне Белого озера, в верхнем течении Шексны и на
Кубенском озере – на площади около 10 тыс. км2 многолетними обследованиями выявлено около
200 средневековых поселений. Таким образом,плотность поселений в этом районе примерно в
30 раз ниже, чем в Суздальском Ополье. Все поселения приурочены к долинам крупных озёр и рек,
прежде всего самого Белого озера, Кубенского озера и Шексны. Большинство поселений нахо-
дится на низких террасах с удобным доступом к воде, многие располагаются вблизи речных
устьев. Размеры поселений чаще всего небольшие, до 5 тыс. м2, многие из них образуют ком-
пактные гнёзда, разделённые обширными незаселёнными участками. Огромные территории на
водоразделах, в котловинах небольших озёр и малых рек оставались совершенно неосвоенными.
Основная масса археологических материалов, собранных на поселениях, относится к XI – первой
половине XIII в. Наиболее ранние горизонты поселений датируются X в. по находкам арабских
монет и привозившихся с Востока стеклянных бус, а также на основании радиоуглеродных ис-
следований образцов органики из культурного слоя. Однако как и в Суздальском Ополье, на се-
вере Ростово"Суздальской земли особенно многочисленны поселения XII – первой половины XIII в.
Раскопки одного из гнёзд средневековых поселений в Минино на Кубенском озере, продолжав-
шиеся семь лет, показали, что северные селища X–XIII вв., при всех своих внешних отличиях от
селищ Волго-Клязьменского междуречья, были стабильными многодворными поселениями с на-
земными срубными жилыми постройками и полями, часть которых оказалась перекрыта куль-
турным слоем при расширении поселений в XII в.Здесь выплавляли железо, производили орудия
труда, бытовые вещи и украшения из железа и цветных металлов и т.п. На двух селищах Минин-
ского микрорегиона в раскопах общей площадью около 1000 м2 было собрано около 7.5 тыс. средне-
вековых вещей. Это самая крупная коллекция,когда-либо собранная при раскопках древнерус-
ского селища домонгольского времени.Хотя характер средневекового расселения и
облик средневековых древностей в центре и на севере Ростово-Суздальской земли на первый
взгляд существенно различались, археологи восстановили картину формирования сети поселе-
ний на ранее малоосвоенных территориях в X–XIII вв. Этот процесс средневековой колониза-
ции был логически реконструирован историками XIX столетия, но долгое время оставался плохо
документированным источниками. Уникальная плотность поселенческой сети в Суздальском
Ополье – яркое археологическое свидетельство особого демографического и экономического по-
тенциала этой территории, определившего её статус как центра Северо"Восточной Руси.
ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Что известно сегодня об экономической основе средневековой сельской колонизации?
Спорово-пыльцевые материалы из разрезов вблизи средневековых селищ, археоботанические
находки из культурных напластований, включающие карбонизированные зёрна ячменя, пшени-
цы, ржи, овса, бобовых и семена сорняков, наконец, погребённые пахотные горизонты с борозда-
ми средневековой распашки, в том числе пересекающимися крестообразно, свидетель-
ствуют о том, что создание сети новых поселений сопровождалось интенсивным сельскохозяй-
ственным освоением окружающих территорий,формированием земледельческого ландшафта
как в Волго-Окском междуречье, так и на Белом и Кубенском озёрах . Судя по данным спо-
рово-пыльцевых диаграмм, масштабы и динамика этих процессов в центре и на севере Русской
равнины несколько различались.
Территория современного Суздальского Ополья в железном веке и раннем Средневековье бы-
ла покрыта обширными лесными массивами (в более тёплые периоды – смешанными широ-
колиственно-еловыми лесами, а в более холодные – сосново-еловыми и елово-сосновыми).
Сокращение площадей, занятых лесом, формирование открытых пространств на месте вырубок
с пустошами, луговой растительностью и пашнями прослеживается в спектрах пыльцы IX–X вв.
В XII столетии произошла полная перестройка растительного покрова – открытые ландшафты
стали преобладающими. По существу, современный открытый ландшафт Суздальского Ополья
представляет собой вторичное образование, сложившееся в результате средневековой колониза-
ции территорий, занятых лесом. Это своеобразный историко-ландшафтный памятник.
На Кубенском озере сведение коренных лесов и формирование сельскохозяйственных угодий
вблизи поселений впервые фиксируется в спектрах пыльцы X в. и в более широких масштабах –
в спектрах пыльцы XII в., однако в целом леса преобладали над открытыми пространствами.
Длительное сохранение ячменя, имеющего короткий вегетационный период и устойчивого к
низким температурам, как основной сельскохозяйственной культуры отражает стремление ко-
лонистов обеспечить стабильность сельского хозяйства в сложных климатических условиях.
Археологические материалы, собранные на суздальских и белозёрских селищах, свидетель-
ствуют о высоком благосостоянии сельского общества X–XIII вв. и вовлечённости его в торгов-
лю. Сельскому населению была доступна значительная часть бытовых вещей и украшений,
распространённых в городах . На селищах, кроме обычного бытового инвентаря, собраны
богатейшие коллекции украшений, тысячи стеклянных бус и сотни предметов из цветных метал-
лов . В этих собраниях представлены куфические и западноевропейские монеты, торго-
вый инвентарь, фрагменты византийских амфори ближневосточных стеклянных сосудов, предме-
ты вооружения и воинского снаряжения. В поселении Минино I на Кубенском озере на каждый
квадратный метр вскрытой площади приходится около пяти стеклянных бусин и около четырёх
предметов из цветных металлов . Мы не имеем возможности точно оценить стоимость этих
вещей, нам только известно, что значительная часть стеклянных бус – продукция ближнево-
сточных мастерских, а сырьё для производства металлических украшений и утвари также было
предметом ввоза в средневековой Руси. Сельские поселения Северо"Восточной Руси X–XII вв.
оказались потребителями разнообразной продукции, поступавшей на Русь.
Если жизнеобеспечение новых поселений шло преимущественно за счёт сельского хозяйства, то
основным источником прибавочного продукта и накопления богатств в Северо-Восточной Руси
был, по"видимому, пушной промысел. Раскопки селищ дали необычайно яркий материал, раскры-
вающий его роль в экономике. В остеологических коллекциях, собранных на белозёрских и суздаль-
ских селищах, широко представлены кости пушных животных – бобра, белки и куницы (на Ку-
бенском озере более 56% всех остеологических остатков, на некоторых суздальских селищах до
62%). В культурном слое поселений заметную группу находок составляют томары – наконечни-
ки стрел с тупым бойком, предназначенные для пушной охоты. Присутствие таких наконечников
в инвентаре древнейших мужских погребений в некоторых могильниках (Минино II, Владышне-
во II) при общей бедности инвентаря в захоронениях мужчин свидетельствует, что пушная охота
изначально была одним из главных хозяйственных занятий средневековых колонистов, требо-
вавшим символического обозначения в погребальном обряде. Учитывая широко известные со-
общения арабских географов, а также сведения из древнерусских источников о вывозе мехов из Ру-
си, археологические свидетельства существования пушного промысла на северо-востоке Рус-
ской равнины не являются неожиданными. Удивляют лишь масштабы пушного промысла,
документированные археологами, его стабильность (на Кубенском озере пушной промысел
процветал не менее 200 лет) и вовлечённость в это занятие значительной части сельского населения.
Очевидно, в период первоначальной колонизации лесной полосы Восточно-Европейской рав-
нины, где продуктивность земледелия была невысокой, а его прибавочный продукт – незначи-
тельным, комплексная экономика, в которой земледелие дополнялось лесными промыслами,
оказалась наиболее устойчивой и эффективной формой хозяйства .
ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В процессе колонизации сельских территорий Ростово-Суздальской земли происходит форми-
рование и распространение древнерусской культуры. Этот процесс отражён в археологических
материалах как появление нового комплекса бытовых вещей, женского и мужского костюма, но-
вых традиций домостроительства и ремесла, новых форм погребального обряда. В материальной
культуре сельских поселений Северо-Восточной Руси XI – первой половины XIII в. многие эле-
менты являются общими для всей территории Руси – от Среднего Поднепровья до Ладоги и Белого
озера. В формировании этой культуры значительную роль играли технологические инновации,
связанные с развитием городского ремесла, когда стандартные типы вещей производились в сотнях
мастерских, а также культурные влияния юго-западных областей славянского мира, Византии,
Балтики и Скандинавии. Своеобразие культурных традиций Северо-Восточной Руси определя-
лось как скрещением культурных традиций славянского юга и северо-запада (некоторые ранние
формы гончарной керамики, особенности кузнечного ремесла), так и взаимодействием славян-
ских и финских элементов. Для населения сельских территорий Северо-Восточной Руси, состав
лявших периферию славянского мира, важно было обозначить, с одной стороны, свою принад-
лежность к древнерусской цивилизации и приверженность культурным традициям метропо-
лии, с другой – своё особое положение как новой группы восточного славянства, обладающей вы-
соким статусом и значительными материальными возможностями. Одним из средств демонстра
ции этих особенностей был парадный женский костюм с большим количеством металлических
украшений, восходящих к финно"угорским традициям.
Для характеристики культурной идентичности сельского населения Северо-Восточной Руси су-
щественны многочисленные находки христианской металлопластики, собранные в культурном
слое суздальских и белозёрских поселений. Металлические кресты-тельники, энколпионы (кре-
сты-реликварии для хранения частиц мощей) и подвески-образки редки в могильниках XI–XIII вв.,
но, как показывают раскопки селищ, часто встречаются на сельских поселениях. Они представле-
ны в коллекциях 23-х селищ из общего числа 48 селищ Северо-Восточной Руси, затронутых
раскопками . В обиходе сельчан находилось значительное количество предметов хри-
стианского культа. Древнейшие из них датируются XI в., основная масса – XII – первой полови-
ной XIII в.
Самая крупная серия предметов христианского культа, насчитывающая 20 крестов, собрана на
поселении Минино I – на крайней периферии Ростово-Суздальской Руси, на террито-
рии, где, согласно известным историографическим схемам, языческие традиции были особенно
устойчивыми. Для селищ Суздальского Ополья достаточно обычны находки предметов личного
благочестия, имеющих сложную религиозную символику, например крестов-энколпионов .
Представляется, что значительная часть сельского населения, вплоть до конца XII в. совершавшая
погребения в курганах, где нередко встречаются украшения и бытовые вещи, тем не менее была
крещёной и носила предметы личного благочестия. Если принять во внимание эти находки, то
можно утверждать, что эпоха строительства знаменитых владимирских храмов не была временем
религиозной войны между христианским городом и языческой деревней, как это ещё недавно
считали некоторые исследователи.
Акцент на общие моменты в развитии сельской колонизации Северо-Восточной Руси не
должен рассматриваться как попытка нивелировать особенности расселения и культурной ситуа-
ции в центре и на северной периферии Ростово-Суздальской земли. В Суздальском Ополье коло-
низация началась раньше и развивалась интенсивнее, результатом её стало формирование на
плодородных темноцветных почвах открытого земледельческого ландшафта, плотного массива
населения. Пушной промысел здесь был свёрнут и потерял своё значение, по"видимому, уже в XI в.
На севере сеть расселения до XIV в. была менее плотной, огромные водораздельные простран-
ства оставались неосвоенными. В культуре сельских поселений Суздальского Ополья сравни-
тельно слабо прослеживаются финские традиции, весьма заметные на севере. Находки на
суздальских селищах предметов вооружения, парадного конского снаряжения, орудий для пись-
ма, книжных застёжек указывают на присутствие среди их обитателей дружинников и других групп
социальной элиты, тогда как сельское общество на севере Ростово-Суздальской земли, судя по со-
ставу находок, было мало затронуто социальным расслоением. Однако, как бы ни были существен-
ны эти особенности, они не должны скрывать главного: колонизация центра и севера развива-
лась как единый процесс и сопровождалась формированием общих культурных традиций, консо-
лидацией населения Северо"Восточной Руси.
ПРИЧИНЫ ПОДЪЁМА И УПАДКА
СЕЛЬСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Изучение сельских поселений, связанных с ними могильников и хозяйственных зон откры-
вает новую картину колонизации Северо-Восточной Руси – картину бурного становления сети
сельских поселений, число которых составляло несколько тысяч, формирования многочислен-
ного, состоятельного и активного сельского населения, богатство которого обеспечивалось соче-
танием земледелия и пушной торговли, и появления новой культуры. Сельское общество Северо-
Восточной Руси X–XII вв. со сложной организацией хозяйства было включено в систему товарно-
денежных отношений, воспринимало разнообразные культурные и технологические инновации,
приходившие из Византии, Западной Европы и с Востока.
Вопрос о причинах и обстоятельствах, обусловивших мощный демографический и экономиче-
ский подъём сельских областей на севере Руси в X–XIII вв., предполагает обсуждение многих
факторов, ряд которых уже давно находится в поле зрения историков. Так, много сказано о сла-
вянстве как новой исторической силе, принёсшей в северо-восточные районы Руси навыки
обустройства территорий и организации сельского хозяйства, о княжеской власти, стимулировав-
шей освоение северо-восточного региона, о давлении кочевников на южнорусские земли, вызы-
вавшем отток восточнославянского населения на север. Эти суждения убедительны, но не могут
быть проверены археологическими материалами.Среди новых обстоятельств, открывающихся на
основании изучения археологических и палеоэкологических материалов, отмечу два.
Колонизация Ростово-Суздальской земли развивалась в условиях климатического оптимума,
сделавшего возможным продвижение земледелия на север и развитие землепашества как продук-
тивной и устойчивой отрасли хозяйства. Процесс средневековой аграрной колонизации, начав-
шийся в условиях влажного и теплого климата (IX–X вв.), не был остановлен похолоданием
конца X – первой половины XI в. и приобрёл наиболее широкие масштабы в XII в. в период нового
потепления. Сопоставление пыльцевых диаграмм и археологических данных о динамике ко-
лонизации показывает, что сеть сельских поселений в Суздальском Ополье и на Кубенском озере
в X в. формировалась в период максимального потепления климата, когда в состав коренных
хвойных лесов на севере входила липа, а в Волго-Клязменском регионе господствовали широко-
лиственные леса .
Не менее важное воздействие на состояние лесной полосы Восточной Европы в конце I – на-
чале II тыс. н.э. оказал и другой фактор – развитие международной торговли, высокий спрос на
пушнину на Востоке, в Византии и Западной Европе, становление системы товарообмена, в кото-
рой вывоз мехов из глубинных областей Восточной Европы покрывался за счёт ввоза монетного
серебра, цветных металлов и некоторых предметов потребления, имевших престижный характер.
Экономическое значение северо"восточных областей Руси с их богатыми пушными ресурсами
впервые отчётливо обозначилось в X в., когда истощились ценные виды пушнины в других
областях. Согласно новейшим исследованиям сельских поселений, обитатели которых были непосред-
ственными добытчиками пушнины, воздействие международной торговли на внутреннюю жизнь
сельских территорий было столь же значительным и глубоким, сколь и на развитие раннегород-
ских центров и торговых поселений на основных водных путях. Торговля не только укрепила эко-
номический базис северной деревни X – начала XIII в., но во многом определила её культурное
своеобразие, открыв для сельских общин возможность приобщения ко многим достижениям
средневековой метрополии.
Уникальность исторической ситуации X–XI вв. на северо-востоке Руси заключалась в том, что
два весомых фактора, способствовавших колонизации, вступили в действие одновременно: пуш-
ные ресурсы этих территорий оказались востребованы в системе международного обмена в тот
период, когда условия для земледельческого освоения территорий Волго-Клязьменского меж-
дуречья, Заволжья и Северодвинского бассейна были наиболее благоприятными. Разумеется,
экологические и экономические факторы не исчерпывают всех причин колонизации северо-во-
сточных областей Руси, но они представляются достаточно весомыми.
В середине и во второй половине XIII в. сеть сельского расселения, сложившаяся на северо-
востоке Руси в предшествующий период, претерпевает существенные трансформации. Многие
старые гнёзда поселений прекращают своё существование или значительно сокращаются в разме-
рах, одновременно разворачивается широкая колонизация водоразделов, сопровождавшаяся форми-
рованием сотен малодворных поселений на участках вдали от естественных водотоков, кото-
рые ранее редко осваивались . На смену компактным гнёздам сельских поселений при-
ходят локальные образования иного типа, также занимающие большие участки, но имеющие бо-
лее слабую пространственную связь между поселениями. Материальная культура сельских посе-
лений в этот период становится проще и беднее: в культурных напластованиях второй половины
XIII–XIV вв. реже встречаются престижные и привезённые из других регионов вещи, высоко-
качественные изделия ремесла. Складывается впечатление, что во второй половине XIII в. на
многих территориях сокращается товарообмен,и они переходят к более натуральному укладу хо-
зяйства. В различных районах Северо-Восточной Руси процесс расселения имел свои особенности:
если на Белом озере и в Москворецком бассейне глубокая перестройка сети поселений привела к
упадку многих старых локальных центров, то в Суздальском Ополье в XIII–XIV вв. запустели в
основном мелкие малодворные поселения на оврагах, тогда как большинство крупных сёл, сло-
жившихся в X–XII вв., продолжили своё существование.
Кризис XIII столетия невозможно объяснить одним лишь монгольским фактором, поскольку в
числе территорий, где изменения системы расселения были особенно драматичными, оказались
северные области, непосредственно не испытавшие монгольского удара . Очевидно, кри-
зис был обусловлен и рядом внутренних обстоятельств, в том числе истощением пушных ресур-
сов на давно освоенных территориях, снижением интенсивности торговли и климатическими из-
менениями .
Разумеется, нельзя недооценивать и воздействие монгольского нашествия. Непосредствен-
ные археологические следы уничтожения монголами сельских поселений Северо-Восточной Ру-
си пока не выявлены, однако раскопки в городах приносят новые свидетельства трагических собы-
тий 1237–1238 гг. Я имею в виду недавние находки в Ярославле, где во время охранных раскопок на
Стрелке, в древнейшей части города, были открыты подполья жилищ и ямы XIII в., в которых
похоронены жители города, погибшие в ходе военных действий . В девяти ямах обнаружены
212 костяков, более половины их принадлежат женщинам и детям. О том, что эти люди погибли
при экстраординарных обстоятельствах, свидетельствует как сам характер захоронений, так и
наблюдения антропологов, зафиксировавших следы сабельных ударов и поражений колющим ору-
жием на костях, травмы от ударов тупым предметом. На некоторых черепах остались следы рубле-
ных ранений от ударов сверху, то есть удары саблей были нанесены всадником пешему человеку.
К числу совершенно уникальных находок можно отнести колодец, в котором находились
останки 79 человек (мужчин, женщин и детей),целые скелеты и их разрозненные части доверху
заполнили сруб колодца. В нём найдены также остатки одежды и обуви (лапти и кожаная обувь),
деревянный лук. Сруб колодца хорошо сохранился и датируется дендрохронологическим методом.
Брёвна колодца срублены между 1207 и 1229 г., то есть он был вырыт за восемь лет до нашествия Ба-
тыя. Таким образом, раскопки в Ярославле позволяют в полной мере оценить масштабы военной
катастрофы 1238 г., разрушительной не только для городов, но и для Северо-Восточной Руси в
целом.
* * *
Археологические материалы добавляют много нового к картине становления Северо-Восточной
Руси, которая была ранее нарисована историками. Они позволяют увидеть конкретное содержа-
ние того процесса, который скрывается за размытым понятием “средневековая колонизация”,
представить реальный облик культуры Владимиро-Суздальской Руси и выявить некоторые эко-
логические и экономические факторы, обусловившие её исторический подъём. Археологиче-
ские древности Владимиро"Суздальской земли лишены внешнего блеска, свойственного многим
древним культурам, но это единственные источники информации о важнейших исторических явле-
ниях Средневековья, предопределивших формирование на северо-востоке Русской равнины основ-
ного политического центра Руси.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лимарев


   

Зарегистрирован: 24.10.2012
Сообщения: 36
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Апр 02, 2013 11:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Господин Бланко!
Вы переписываете из научных трудов отрывки и разговаривает сам с собой на разные голоса, ничем другим умным вы заняться не можете.
_________________
Лимарев В.Н.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сфирка
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 02.03.2013
Сообщения: 728

СообщениеДобавлено: Вт Апр 02, 2013 11:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

попутали или привиделось что-то.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vened
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 20.06.2009
Сообщения: 1376
Откуда: Российская империя от Приднестровья до Южных Курил

СообщениеДобавлено: Чт Апр 04, 2013 3:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вячеслав Носевич. Славяне и субстрат.

http://vln.by/node/181
_________________
"…Я признаю любую систему, кроме демократии"
(Корнелиу Кодряну. "Моим легионерам")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27835
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Пт Авг 26, 2016 5:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Движение славян по русской равнине происходит до сих пор. Источники фиксируют расселение племен до того не знаемых, а именно: от кацап происходят славяне-ватники, славяне-русня, славяне-путиноиды и славяне-рашисты со славянами-либерастами. Также, как говорят, от кацапов произошли и массово расселились славяне-совки. В свою очередь от хохлов образовались и также расселились - славяне-укропы, славяне-бандерлоги, славяне-хохлопитеки, славяне-кастрюлеголовые, славяне-скакунцы они же майданутые. Среди славян-майданутых, чересполосицей обитают славяне-сепары они же славяне-лугандоны и их же ветвь - славяне-даунбасцы. Как утверждают источники: лугандоны и даунбасцы не есть ветви славян-хохлов, а боковая ветка славян-кацапов, которых еще называют - славяне-колорады. Вот такие славяне в последнее время расселились по некогда Русской равнине.
_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Евлиско
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 11.07.2010
Сообщения: 9973

СообщениеДобавлено: Пт Авг 26, 2016 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ведьма Ксения писал(а):
Как утверждают источники: лугандоны и даунбасцы не есть ветви славян-хохлов, а боковая ветка славян-кацапов,

Врут. Это смешанная ветка. Смеется
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ведьма Ксения
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 28.05.2014
Сообщения: 27835
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Пт Авг 26, 2016 5:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Евлиско писал(а):
Врут. Это смешанная ветка.

Если посмотреть на летописи исконных славян-хохлопитеков, то славяне-кацапы есть на самом деле не славяне, а некие славяно-монголо-фины. При етом летопис подчеркивает - славяне-кацапы расово желтые и разительно отличны от абсолютно светлых славян-хохлопитеков и их пидрозделов. Так пишут известные истореки.
_________________
Я Бог, со мной Русские
Прото-германцы в Европе не жили. Если есть indogermanische sprachen, значит есть и indoslawishe sprachen
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Археологические культуры Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS