Список форумов
СЛАВЯНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Татары в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 10:47 pm    Заголовок сообщения: Татары в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой Ответить с цитатой

История Великого Княжества Литовского в свое время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружилась мечем и ненавистью против мусульман, - тогда благоразумная политика государей литовских, с любовью и гостеприимством, приглашала в свои владения татар, которые принуждены были от стечения разных обстоятельств оставлять свою родину, и добровольно переселялись в Литву. Здесь-то, именно, мудрая предусмотрительность литовских государей наделяла татар землями, покровительствовала их вере и, в последствии времени, сравняла их с туземными дворянами, избавив от всех почти налогов. Для тогдашей современной эпохи это было дело большой смелости и ума высшего, крепкого: вот причины, почему великие князья литовские подвергались клеветам со стороны ливонских меченосцев, выставлявших князей, как врагов христианства, требуя им мщения…
Великие князья литовские даже с пленными татарами обращаются не так, как другие христианские государства, для которых татары – бусурмане, варвары, и с которыми ведется вечная война и все усилия направляются к тому, «чтобы рука христианская высилась над бесерманством»; по этому-то для пленных мусульман было там вечное рабство. – Современные историки описывают обхождение Витовта с пленными татарами выше того века и чужих примеров, как человеколюбивое и глубокой политики дело. Кротостью и беспримерной терпимостью их веры, Витовт как бы привязал к себе всех татар. Такими началами руководствовались и последующие государи… И татары, с своей стороны, умели отплатить за эти благодеяния признательностью и верностью тому краю, в котором они были приняты не как пленные невольники, но как братья, по собственным их словам (в просьбе к Сигизмунду 1-му)…
Гедимин, этот основатель могущества Литовской державы, умел снискать дружбу монголов… Так уже в сражении 1319 г. с Тевтонским орденом участвуют и татары, составляя передовое войско Гедимина (“Gediminus ita aciem instruxit, ut Russorum cohorte parte latera, parte extremam aciem firmarent: Litvani in medio consisterent: Tartari frontem occuparent” Kojalowicz Historiae Litvaniae pars prior стр. 248, Стрыйковский стр. 389 1-го издания)… По всей вероятности, часть татар, служившая у Гедимина, осталась в его государстве и после войны и в награду получила во владения земли, что подтверждается свидетельством анналиста Францисканского ордена, который под годом 1324 пишет: «Наши братья, отправленные для обращения в христианскую веру литовских земель, нашли весь народ погруженный в язычестве, поклоняющийся огню, и между ними скифов, пришельцев из владений какого-то хана (Chani), и которые в своих молитвах употребляют азиатский язык» (Lucae Wadingi Annales ordinis Minorum ab anno 1208 ad an. 1540 Lugduni 1672, Том 1-й стр. 459). Именем скифов долго называли татар, упоминаемый же хан был Узбек-Хан, владетель Золотой Орды; и таких татар могло быть тогда довольно значительное число между жителями, когда монахи включили их в народонаселение Литвы. Они-то верно составили первые поселения татар в Великом Княжестве Литовском…
Но самая блистательнейшая эпоха для наших татар составляет княжение славнейшего из всех современных государей в Северной Европе, - великого князя Витовта… Первое историческое известие о переселении в значительном числе татар из своих земель в литовские совпадает с началом княжения Витовта… Начертав описание Кипчака и жителей его, прибавляет он [Пэчеви] следующее: «Когда грозный Тимур пришел в Кипчак (в 1391 г.) многие из татар были им пленены и убиты; но несколько татарских племен бежали в Польшу (т.е. Литву), где и поселились, так что и ныне находятся там шестьдесят селений»… По преданиям наших татар, этих выходцев было 40 000 чел… В этом походе (1397 г.) и дружины Тохтамыша стояли в рядах Витовтовых. Соединенные войска у Азова переправились через Дон, ударили на татар Азовской Орды…, прогнали их к Волге, и захватили в плен несколько улусов, а другие пишут – несколько тысяч татар, настигнутых врасплох. Витовт отправил часть их в Польшу к брату своему Владиславу Ягайле, где половину их окрестили; бОльшую же часть пригнал в Литву с женами и детьми и поселил их там, вместе с кипчакскими выходцами, бежавшими от Тамерлана, образуя колонии на берегах реки Ваки в 14 верстах от Вильны, а также в самой Вильне и в нынешних уездах Трокском, Ошмянском и Лидском Виленской губернии, Новогрудском – Минской, Брестском – Гродненском, на Волыни и в Августовской губернии. Великий князь желал населить свои владения как можно скорее, а потому не только жаловал земли и всякого рода льготы пришельцам из других государств, но также и пленным бусурманам; ибо главное дело его было в населении страны, ожидавшей колонизации. – На Руси все пленные принадлежали или великим князьям и царям, или частным лицам: к первой категории относились именно цари и мурзы татарские; пленный же мусульманин, бывший в частном владении и непринявший православия, находился в полном рабстве. Витовт, напротив, жаловал им земли, определив только пожалованному обязанность являться на военную службу. Земли эти давались с правом передавать их по смерти детям и ближним, а также первоначально с правом продать, подарить, распорядиться ими, как сочтут для себя полезнее… Он также поселял их в городах; а на Руси не допускали татар селиться в городах «советъ бысть на татарове на всемъ градомъ Русскимъ; и по семъ инии княжитъ Рустии, согласившеся межъ собою, прогнаше татаръ изъ градовъ своихъ» (Никон. III, 4). Он также освободил поселенных татар и от всяких платежей, податей и поборов. Наконец дозволил им свободу их вероисповедания, не принуждая их переменить религию и даже скрываться с ее обрядами. Таким способом они пользовались всеми правами гражданства и жили в Литве, как будто на родине, с своею верою, языком и обычаями…
Облагоденствовав большими правами и привилегиями поселенных татар и обеспечив им на будущее время покровительство власти и законов, он привязал их к себе, и пользовался ими в битвах большою помощью; татары считались тогда отличными стрельцами конными и были несравненной ловкости в сражении. Память Витовта сохранялась у них всегда с религиозным благоговением: его называли в своих молитвах и преданиях по сходству с восточными словами Ваттад, что значит на арабском языке весьма крепкий, сильнейший, или Ватад, подпора (здания) (в Рисалеи Татари Лех). В просьбе к Сигизмунду I, поданной в 1519 г., татары красноречиво изъясняли свою благодарность памяти Витовта в следующих словах: «Не имеем уже славного Витовта; он не позволял нам забывать о пророке, и мы, обращая наши взоры к святым местам, повторяли имя его, как имена наших халифов. Мы клялись на мечи наши, что любим литовцев, когда они во время войны уважали нас как военнопленных, и при вступлении нашем в сию землю уверяли, что сей песок, сия вода и сии дерева будут для нас общими. Он известен нашим детям; и при Соленых Озерах (т.е. в Крыму) и в Кипчаке знают, что мы в земле нашей не чужеземцы» (в актах Литовской Метрики). Так поступал Витовт и с караимами, которых вместе с татарами переселил из Крыма, около 400 семейств, даровав им также разные привилегии, и караимы со своей стороны всегда питали и питают священное уважение к его имени, после которого в своих книгах прибавляют, по восточному обычаю, известное благоговейное выражение: «да будет с ним мир»! – Этим он сделал то, что многие семейства татар добровольно оставляли свою родину, волнуемую несогласиями и домашними войнами, и приходили в Литву искать приюта под его мощною державою, чем и увеличилось число татар, переселенных Витовтом…
После этой неудачи [на Ворскле], Витовт хотя и не воевал более с ханами, однакож не перестал вмешиваться в их дела и споры, подкрепляя детей Тохтамыша, из которых некоторые и сами с своими людьми жили в Литве, а другие присылали неоднократно послов и подарки, многие даже из таких татар здесь остались навсегда.
Когда в 1410 году загорелась война тевтонцев с королем Ягайлом, в многочисленной рати Витовта находились, по известям наших летописцев, 30 000 союзных татар, под начальством Джэлял-эд-дина, сына Тохтамыша… Джэлял-эд-дин после Грюнвальдской битвы остался еще на некоторое время в Литве; в 1411 г. находился с Витовтом в Киеве, удалясь, вероятно, от преследований Эдигея, врага Тохтамышева племени. Через год Витовт успел утвердить его на ханство Кипчака, а в последствии времени и дети его испытали его покровительство. Так-то татары с тех пор еще более сблизились с Литвою, и остались верными ее союзниками… Эти политические отношения Витовта к татарам также должны были содействовать умножению мусульманского народонаселения в его областях…
Польские историки пишут, что Сейид-Ахмед, пораженный Менгли-Гиреем, искал убежища в Киеве у союзника своего, и нашел себе вместо покрова – темницу и могилу в Ковне, и что татары, разделявшие с ним судьбу, нашли в Литве своих соотечественников, и получили во владения различные земли…
Значительное число татар было взято тогда [во время Клецкой битвы в 1506 г.] в плен, и как начальники орды отреклись от них и не думали их выкупать, то и поселили их в Клецке, Минске и соседних местечках. В Клецке есть улица, где и поныне живут татары: она известна под именем Татарской слободы; также и в Минске существует улица, называемая Татарским концом.
Спустя два года, т.е. в 1508 г., при Сигизмунде I, Волынь сделалась театром крымских набегов… Князь Константин Острожский… осмелился наказать их: он напал и разбил многочисленные их полчища под Вишневцом, а пленных водворил в Остроге, столице огромных своих волостей в Волынии, Подолии и Украине. Еще до сих пор есть в Остроге предместие, называемое Татарскою улицею. Татарские колонии князя Острожского растянулись на Подлесье, на левый берег Буга, в нынешнее Царство Польское, где, равно как и в колонии Витовта в Августовской губернии, живут еще татары и до сих пор; между тем, как на Волыни и Украине, поселения, основанные князем Острожским, совершенно исчезли. Показания о поземельных доходах (инвентарии) южных воеводств Польши в XVI и XVII столетиях свидетельствуют о том, что эти пленники занимались земледелием. Конституция 1659 г. упоминает о волынских и украинских татарах, а король Ян Казимир утвердил прежние их права своею грамотою мая 24 дня того же года, которая находится в Литовской Метрике. Неприметно эти татары переменили свое вероисповедание и свои наименования, и таким образом исчезли там поселения татарские, а остались лишь только в литовских и польских губерниях…
Большая часть татар, особливо военнопленные, не могли иметь с собою женщин своего народа: по этой причине, великий князь Витовт и его наследники позволяли им жениться на литовках
, с условием, чтоб каждый имел одну жену, а дети следовали религии отцов, в следствие чего и сохранился до сих пор обычай единобрачия у наших татар.. Этим браком татар с женщинами Великого княжества Литовского надо приписать то, что они вскоре забыли свой язык, и стали употреблять в разговоре между собою русский и польский языки, даже для удобнейшего понятия Корана были принуждены прибавлять к тексту подстрочный перевод и глоссы на польском языке, но написанные арабскими буквами; рукописи таких Коранов, писанные очень красивым почерком еще в конце XVI столетия, находятся нередко в Литве; кроме того имеются молитвенники и другие сочинения религиозного содержания с переводами на польский язык или на русско-литовское и русско-украинское наречия в довольно значительном количестве…
К этой эпохе относится весьма любопытное и достоверное о наших татарах известие, которое нам сообщает знаменитый турецкий историк Пэчеви, в приведенном выше сочинении; вот его слова: «По ныне находится в Польше шестьдесят селений татарских, и в каждом селении по одной джамии, в которых читается хутба во имя короля (вероятно Витовта, для которого наши татары имели всегда религиозное благоговение). Эти селения очень многолюдны и зажиточны; но, чтоб в каждом из них не было по нескольку джамий и мечетей, неверные не позволяют уже там более оных строить… Они пишут св. Коран, так как мы, арабскими буквами, но если хотят делать толкование оного, то производят сие на польском языке. Королевству не платят податей, а только каждый год посылают из среды себя триста людей на царскую службу, также нужная переписка и письма королей чрез них отправляются и доставляются. Король их имеет к ним более доверия, нежели к неверным своего народа»…
Жалкое положение татар в царствование Сигизмунда III прекратилось с его смертью. Владислав IV отдал им справедливость, возвратив им преимущества, которые были утверждены властью Сейма в царствование Иоанна Казимира в 1662 г. Во времена Михаила и Иоанна III прославлялись законами верность и праводушие татар и подтверждались прежние их пожалования и свободы. Татары удостоились вновь участия, почти полного, в правах и свободах таких, какими пользовалось рыцарское сословие в государстве. Почитались по правам наравне с дворянством, признаны были дворянами, поместьям их признана была свобода от переходов войск и тягостей, такая же как и дворянским имениям. Были они сравнены совершенно с дворянами и по делам уголовным, податям и по судебным платежам. Когда в первой половине XVIII столетия, в царствование Августов II и III-го, по случаю разности вероисповедания, устранено от совещаний природное и оседлое дворянство, неисповедующее католической веры, то и тогда даже не были нарушаемы свободы привилегиями и законами толикратно татарам присвоенные.
Наконец в 1768 и 1775 годах, оставляя татар при пожалованных им землях и правах, восстановлена им была свобода строить новые и починять старые мечети; держать для услуги людей обоего пола; тем же татарам, которые недавно, при Иоанне Казимире, Иоанне III и Августе II получили помещения, разбросанные по королевским имениям, обещано им тогда пожаловать, вместо рассеянных участков, два староства, составляющие по 10 тысяч польских злотых дохода, что однакож не состоялось, ибо сами татары в 1786 г. просили, чтобы оставить их при землях ленных или пожизненных, к которым привлекали их построенные ими домы, мечети и кладбища; почему и было постановлено, по уважению, сохраненному для татарского народа за его заслуги, тех же татар оставить на вечное время при пожалованиях Иоанна Казимира, Иоанна III и Августа II-го, заменив при сем таковые их владения ленные или пожизненные в наследственные…
В упомянутом сочинении Аль-фуркан Татарский, изданном в 1616 г., число татар приблизительно означается около 100 000 душ, а способных к бою 10 000. Сами же татары утверждают, что уже при Витовте поселилось их 40 000 (Ярошевича Образ Литвы. Т. 2, стр. 201, изд. 1844). Нарбутт пишет, что в царствование Казимира Ягеллона и его ближайших преемников считалось в самой Литве более 10 000 войска из литовских татар (Нарбутта История Литовского народа, Т. VIII 2-е приб.). Автор Рисалеи Татари Лех насчитывает в свое время (в 1558 г.) до 200 000 душ.

(А. Мухлинский. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар // Годовой торжественный акт в Императорском Санктпетербургском Университете, бывший 8 февраля 1857 года. СПб., 1857. С. 115-182.)


Последний раз редактировалось: Aquila Aquilonis (Сб Май 19, 2012 9:13 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 10:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Расселение татар и караимов в ВКЛ

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Литовская мемориальная монета в память 600-летия поселения татар и караимов в Литве

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Служилая шляхта составляла особую группу шляхетных обывателей Великого княжества Литовского. Особую же группу шляхетного населения Княжества составляли и литовские татары-шляхта. Уже в эпоху до Витовта появляются татары, как обыватели литовской территории. Пленные татары, захватываемые в плен во время битв и вооруженных столкновений с монголами, должны были быть поселяемы в пределах Княжества. Гедимин даже имел в своих войсках служивших ему татар (в сражении с тевтонскими рыцарями в 1319 году участвовали татары, как передовое войско). Возможно, что часть татар, служивших Гедимину, остались затем жить в пределах его княжества… Но особенно благоприятным временем для образования татарских поселений в пределах Литовского княжества было княжение Витовта. По свидетельству историографа султана Мурада IV, Пэчеви, жившего в конце XVI и начале XVII века, несколько татарских племен бежали в Польшу, т.е. в Литву, спасаясь от грозного нашествия на Кипчак страшного Тимура. Там они и поселились, образовав шестьдесят селений. Это было в 1391 году, а через пять лет и сам хан Кипчака, Тохтамыш, изгнанный из своего ханства, прибегнул к милости Витовта, и последний принял его, дал ему местопребывание в Лиде и обещал свою помощь. В союзе с Василием Дмитриевичем Московским он двинулся против татар Азовской орды в конце 1397 года. Азовские татары были разбиты. Пленных татар литовский великий князь частью отправил к Ягайлу в Польшу, большую же часть поселил у себя в Литве вместе с их женами и детьми… Переселяемым татарам жаловались великим князем земли в полную их собственность с правом полного ими распоряжения и с освобождением от податей и поборов, притом с разрешением селиться не только в селах, но и в городах. Поселяя татар в своем княжестве, Витовт признавал за ними полную свободу их религии и обычаев. Лишь, по словам исследователя их быта, ограничено было до одной число жен, которое мог иметь татарин. Забота Витовта о татарах встречала в них полное признание и чувство благодарности по отношению к великому князю. Верность Литве они сохраняли постоянно, сражаясь с врагами ее, хотя бы это были даже их единоверцы… После поражения на Ворскле в 1399 году Витовт не прекратил своих отношений с Ордою, как не принял и никаких репрессалий по отношению к татарам, своим подданным, в отмщение за поражение от их единоплеменников. В битве при Грюнвальде под знаменами литовского великого князя вновь стояли уже десятки тысяч союзных ему татар под начальством Тохтамышева сына Джэлял-эд-дина и таким образом в 1410 году мирные отношения с Ордою оказались уже вновь вполне восстановленными. Несмотря на недоразумения, возникшие во время этого похода с татарами из-за их насилий над мирными жителями и наказания их с согласия Витовта, Джэлял-эд-дин в 1411 году живет с ними в Киеве, а через год великий князь литовский даже успел утвердить его на престол Кипчака…
Литовские татары пользовались правом шляхетства, которое они старательно охраняли все время существования Великого княжества литовского, как во время его отдельной политической жизни, так и в эпоху соединения с Польшею. Когда изданный в 1566 году Второй литовский статут своими постановлениями пошел в разрез с правами татарскими, совершенно равнявшими татар с литовскою шляхтою, они обратились к Сигизмунду Августу на Городненском сейме 1568 года с просьбою о том, чтобы из статута были «выкинены, або поправлени» артикулы его, им «доткливые и учтивости» их «ущипливые», а именно 5-й артикул XII-го и 3-й IX-го разделов Литовского кодекса… Король не был на стороне ограничения прав татар литовских. Это видно из того, что он поспешил исполнить просьбу их о восстановлении их прав, поданную ему на городенском сейме 1568 года. Он ответил на эту просьбу, что в ее исполнение уже «привилей его королевской милости на то тут в Городне на сем сойме дан естъ», а артикулы, которые противны их правам, будут исправлены «при поправованью статуту», причем в него будут внесены и их привилеи». Подавая свою просьбу в 1568 году, татары, прося об уничтожении противных их правам артикулов, хлопотали об этом для того, «жебы з ыншими обывателями здешними народу шляхетского подъ однымъ правом и уфалою захованы были водле привилья его королевской милости», недавно им данного на Виленском сейме. Что касается до привилея, данного литовским татарам Сигизмундом Августом на Городенском сейме 1568 года, то он подтверждался потом не однажды. Подтвержден он был и Сигизмундом III 6 марта 1595 года, как подтверждался и его преемниками вплоть до последнего короля польско-литовской Речи Посполитой, Станислава Августа, приказавшего выдать экстракт его из книг метрики канцелярии литовской, приложив к нему печать княжества. Привилеем 1568 года Сигизмунд Август объявлял во всеобщее сведение, что «князи, уланы, хоружые, маршалки и вси татарове панства» его «великого князства литовского» обратились к нему на Городенском сейме с известною уже нам просьбою и король, «за дознанием» их «веры, цноты ку службам» своим государевым и земским, сохранил им их прежние права, данные его предшественниками. Привилей гласит, что «мают они во всем радитися и справовати в справах своих заровне з иншыми обывательми» Литовского великого княжества «стану шляхецкого потому, яко и до сих часов вольностей своих ужывали и в них се справовали», а артикулы статута, противные их правам, «ничого вольностям и свободам их шкодити и на переказы быти не маютъ вечными часы». В последующее время к этому привилею прибавился еще и другой привилей, данный татарам Яном III Собесским 24 мая 1677 года и подтвержденный потом Августом II 12 мая 1698 года и, наконец, Станиславом Августом Понятовским 3 декабря 1778 года…
М.К. Любавский приводит из хроники Стрыйковского факт возведения в 1505 году королем Александром в рыцарское достоинство множества поляков, литовцев и татар (Лит.-Р. сейм. Стр. 454). Конечно, эти татары были новопоселенными, а не потомками живших в Литве еще со времен Витовта, обладавших уже издавна правами шляхетства.

(Лаппо И.И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской унии до смерти Стефана Батория (1569-1586). СПб., 1891. Т. 1. С. 461-471.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Татарские воины ВКЛ



Литовские татары в битве под Оршей



Шведский король Карл Х Густав сражается с литовскими татарами под Варшавой в 1656 г.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На Руси регламентировались почти все стороны деятельности и жизни выходцев из Крымского и других ханств и орд. Целью регламентации было сохранение в неприкосновенности внутреннего развития страны, сокращение до минимума вмешательства крымских и ордынских выходцев в ее внутреннюю жизнь, гарантия неприкосновенности имущества коренного населения.
Оформление правового положения крымских и ордынских выходцев на Руси с помощью двусторонних обязательств резко отличает Русь от Великого княжества Литовского, в котором к изучаемому времени также находилось довольно большое количество выходцев из улуса Джучи. Переселение их в это государство началось в конце XIV в. Тогда в Литве осел Мансур Кият Мамаевич, Лекса Мансур, в котором видят предка князей Глинских. После разгрома Тохтамыша на Ворскле в 1399 г. половина его войска добровольно осталась в Литовском княжестве. Все выходцы из орд получали земли и их положение приближалось к боярскому: они должны были нести военную службу… После сокрушительного разгрома крымского воинства под Клецком 5 августа 1506 г. пленные были поселены в радзивилловских землях и в Минске. В 1508 г. на службу в Литовское княжество перешел Ширин Мелеш-паша, которому удалось выкупиться при поручительстве Тулуш-улана и Урус-улана Ассанчуковичей. Позднее, в 1520 г. Мелеш-паша получил село Ледзинки в Новогрудском повете. Сходной была и судьба Ямгурчея… Часть ордынских и крымских царевичей и князей становились основателями знатных, в том числе и княжеских родов в Литовском княжестве…
Социальное положение знатных крымских и ордынских выходцев в Великом княжестве Литовском в целом было аналогичным тому, которое они занимали в княжестве всея Руси. В Литовском княжестве они получали земли около столиц или крупных городов – Трок, Вильна, Крева, Гродна, Новогрудка, Минска, и помимо защиты их от соплеменников выполняли обязанности внутренней стражи – защиты великих князей от внутренних переворотов. Особенно велики были владения сына Нур-Даулета, оставшегося в Литовском княжестве после переезда отца в Москву и основавшего династию князей Пунских. Он имел земли в Троцком повете (Дудишки, Вышкишки, а также часть Ваки, где татары осели уже давно) и Новогрудском (Пошице и часть Рудник).

(А.Л. Хорошкевич. Русь и Крым. От союза к противостоянию. Конец XV - начало XVI вв. М., 2001. С. 295-296, 299.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гербы аристократических родов ВКЛ

Korybut



Ksiezyc



Leliwa



Orda



Ostrogski



Sas



Trzy Gwiazdy

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Знатные роды ВКЛ татарского происхождения

ABRAHIMOWICZ herbu Ulanicki
ABRAMOWICZ herbu Leliwa
ABRAMOWICZ [RODLINOWICZ] herbu Dolega.
ABUNIEWICZ herbu Nieczuja
ACHMATOWICZ [BILAŁ-MURZA] herbu Achmat
ACHMATOWICZ herbu Kotwica
ADAMOWICZ herbu Leliwa
ALEKSANDROWICZ herbu Aleksandrowicz
ALEKSANDROWICZ herbu Śreniawa
ALIJEWICZ herbu Strzała
ASSANOWICZ herbu Akszak
ASSANOWICZ herbu Amadej
ASSANOWICZ herbu Łuk
ASSANOWICZ herbu Assanowicz (Łuk odm.)
ASSANOWICZ herbu Łuk i trzy strzały
AZULEWICZ herbu Alabanda
AZULEWICZ herbu Azulewicz

BAJRASZEWSKI herbu Budwicz
BAJRASZEWSKI herbu Łuk
BAJRULEWICZ herbu Dołęga.
BAJRULEWICZ herbu Strzemię
BARANOWSKI [TUHAN-MURZA] herbu Grzymała
BARANOWSKI [TUHAN, TUCHAN, TU-HAN-MURZA, TUHAN-MIRZA, MURZA TUHAŃSKI] herbu Tuhan
BARTOSZEWICZ herbu Janadar
BASARZEWSKI herbu Świerczek
BAZAR herbu Nieczuja
BAZAREWICZ [KURMANOWICZ] herbu Bazarewicz
BAZAREWSKI herbu Bażeński
BAZAREWSKI herbu Świerczek
BICIUTKO herbu Pogonią-1
BIEGANSKI herbu Miesiąc
BIELAK herbu Bielak
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Lada
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Łuk
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Niezgoda
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Suchekomnaty
BOHUSZEWICZ [BOGUSZEWICZ] herbu Gozdawa
BONIUTICZ [BANIUTYCZ] herbu Pogonia-3
BUCZACKI herbu Abdank
BUCZACKI [TARAK-MURZA] herbu Tarak
BUTLER herbu Butler

CHALECKI herbu Bończa 1
CHALECKI herbu Chalecki
CHALEMBEK [CHALEMBIEK] herbu Wąż
CHASIENIEWICZ herbu Godziemba
CHAZBIJEWICZ [MURZA] herbu Bożawola lub Bożawola odm.
CHURAMOWICZ herbu Łuk
CZAIŃSKI [JANOWICZ] herbu Dzida.
CZYMBAJEWICZ herbu Radwan
CZYMBAJEWICZ herbu Wamia
COLPAN [CZOŁPAN] herbu Rudnica - patrz również MUCHLIO

DAWIDOWICZ herbu Strzała
DOBROWOLSKI herbu Sas - patrz JASINSKI herbu Sas (gałąĄ chrześcijańska rodu używająca innego nazwiska)
DOWGIAŁŁO herbu Kajszyły
DOWLASIEWICZ herbu Samson
DUMIN herbu Muchla (Rudnica odm.)
DZIENAJEWICZ herbu Topór

ELJASEWICZ herbu Rudnica

GEMBICKI [GĘBICKI] herbu Biały Zawój.

ILLASIEWICZ herbu Iłgowski
ILLASIEWICZ herbu Leliwa
IWASZKIEWICZ herbu Pogonia-4

JABŁOŃSKI herbu Dąbrowa
JABŁOŃSKI herbu Jasieńczyk
JABŁOŃSKI herbu Topór
JAKUBOWSKI herbu Topór
JAŁOMOWSKI herbu Nałęcz
JANCZURA [z JANCZURZEWICZÓW] herbu Akszak
JANKIEWICZ herbu Łuk
JANKIEWICZ herbu Pomian
JANOWICZ herbu Radwan
JANUSZEWSKI herbu Dąbrowa
JASIŃSKI herbu Sas
JASIŃSKI herbu Strzała
JEUASZEWICZ - patrz ELJASEWICZ herbu Rudnica
JEZIERSKI herbu Topór
JÓZEFOWICZ herbu Drzewica.
JÓZEFOWICZ herbu Łuk
JÓZEFOWICZ herbu Radwan
JUSZYŃSKI [MURZA-USZYN-] herbu Garczyński

KALINA [KALINO] herbu Jelita
KIEŃSKI herbu Radwan
KIŃSKI bez podania herbu patrz przy KIEŃSKICH
KONOPACKI herbu Odwaga
KORSAK [z KORSAKIEWICZÓW] herbu Korsak lub Kotwica
KORYCKI [BONDZA] herbu Ciołek.
KORYCKI herbu Ciołek.
KORYCKI [MURZA] herbu Koryca
KOZAKIEWICZ herbu Kozakiewicz
KOZAKIEWICZ herbu Łuk
KRYCZYŃSKI [NAJMAN-MURZA-NAJMAŃSKI] herbów Radwan i Radwan odm.
KRYNICKI herbu Topór
KRZECZOWSKI [MURZA] herbu Nurseit
KURMANOWICZ herbu Trzaska
KUSTYŃSKI herbu Strzała

LEBIEDŹ herbu ŁabędĄ
LELAK herbu Łuk
LISOWSKI herbu Bończa
ŁOŚ herbu Łuk

ŁOWCZYCKI [BOHATYREWICZ] herbu Sas
ŁOWCZYCKI bez podania herbu - patrz przy herbie Sas

MAKOWIECKI herbu Pomian
MAKUŁOWICZ herbu Ancuta
MASŁOWSKI herbuSamson
MELECH herbu Przyjaciel
MICHAŁOWSKI herbu Radwan
MILKAMANOWICZ [MILKOMANOWICZ] herbu Serce strzałą przeszyte
MIŚKIEWICZ herbu Prawdzic
MONTUSZ [SZYRIN] herbu Jasieńczyk lub Klucz.
MUCHA herbu Drzewica.
MUCHA herbu Kiena - patrz MURZA-MUCHA
MUCHA herbu Poronią
MUCHLA herbu Rudnica i Rudnica odm. (Muchla)
MUCHLIO , MUCHLO herbu Rudnica - patrz MUCHLA
MUKLIJEW - patrz MUCHLIO herbu Rudnica
MURAWSKI herbu Łuk
MURZA-MUCHA [również MUCHAKIEŃSKI] herbu Kiena
MURZICZ [MURZA] herbu Łuk
MUSICZ herbu Leliwa
MUSSIELEWICZ [MUSIELEWICZ] herbu Grabie
MUSTAFICZ [MURZA] herbu Miesiąc

OBULEWICZ [KONDRAT-MURZA] herbu Radwan
OKMIŃSKI herbu Okmiński
OLEJKIEWICZ [MOŁŁA] herbu Olejkiewicz
OLEJOWSKI herbu Grzymała

PASZKOWSKI herbu Zadora
POŁTORZYCKI - patrz PÓŁTORZYCKI
POPŁAWSKI herbu Popławski
PÓŁTORAKIEWICZ herbu Sas
PÓŁTORZYCKI , PUŁTORZYCKI [z PÓŁTORÓW] herbu Serce strzałą przeszyte

RADECKI herbu Radwan
RADLIŃSKI herbu Drzewica
RAFAŁOWICZ herbu Miesiąc
RAFAŁOWICZ herbu Pielesz
RAJECKI herbu Trzaska
REJŻEWSKI [REYŻEWSKI, MURZA] herbu Mohyryn
RODKIEWICZ [RADKIEWICZ, RATKIEWICZ, ROTKIEWICZ)] herbu Łuk
ROMANOWICZ herbu Kotwica
ROMANOWSKI herbu Bożawola
ROMANOWSKI herbu Przyjaciel
ROMAZANOWICZ herbu Łuk
RUDZIEWICZ herbu Miesiąc
RYZWANOWICZ [z MORTOZÓW] herbu Przyjaciel

SAFAREWICZ herbu Łuk
SAFAREWICZ herbu Łuk ze strzałą rozdartą
SAFAREWICZ herbu Topór
SIELIMOWICZ (SELIMOWICZ) [SZACHMANCER] herbu Akszak
SEWERYN herbu Trzy Strzały
SIUNIEKIEWICZ herbu Drzewica
SKIRMUNT herbu Przyjaciel
SMAJKIEWICZ herbu Mohyła
SMOLSKI herbu AraĄ
SMOLSKI herbu Leliwa
SMOLSKJ herbu Łuk
SOBOLEWSKI [KONK1RANT-MURZA] herbu Miesiąc odm. (Sobolewski)
SOBOLEWSKI herbu Slepowron
SOŁTAN herbów Korczak i Syrokomla
SOŁTYK herbu Łuk
SULEJMANOWICZ herbu Łuk
SULEWICZ [SIULEWICZ] herbu Księżyc
SULEWICZ [SIULEWICZ] herbu Przyjaciel odm.
SULKIEWICZ herbu Prassa
SZABŁOWSKI herbu Łuk
SZABUNIEWICZ herbu Ślepowron
SZAHIDZIEWICZ herbu Przyjaciel
SZAHUNIEWICZ herbu Akszak
SZAHUNIEWICZ [z DŻERAIŁÓW] herbu Trzaska
SZCZĘSNOWICZ herbów Szpada i Szpady
SZCZUCKI herbu Łuk
SZEHIDEWICZ herbu Łuk
SZUMSKI herbu Pogonia-4
SZUNKIEWICZ [SZYNKIEWICZ] herbu Sawur

TALKOWSKI herbu Akszak
TALKOWSKI herbu Radzic
TAMULEWICZ [TOMULEWICZ] herbu ŁabędĄ
TOKOSZ herbu Pielesz
TUPALSKI [SEIT] herbu Seit

UŁAN herbu Stołowe Nóżki (Ułan-2)
UŁAN [MALUSZYCKI] herbów Ułan-1 i Stołowe Nóżki (Ułan-2)
UŁAN-POLAŃSKI herbu Stołowe Nóżki (Ułan-2)

WILCZYŃSKI herbu Poraj
WIOSNOWSKI herbu Księżyc
WOJNA [WOJNO] herbów Przyjaciel i Trąby
WORONOWICZ herbu Lis

ZABLOCKI [MURZA ILLORYJSKI, JA ŁOIR-MURZA] herbu Illorya
ZABŁOCKI herbu Sulima
ZDANOWICZ herbu Łuk

ŻDANOWICZ [MURZA] herbu Przyjaciel
http://www.tatarzy.tkb.pl/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aquila Aquilonis
Модератор

   

Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 17538
Откуда: Арьяна Вэджа

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Литовские великие князья жалуют своих литовских подданных в вечное рабство служилым татарам

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hexentranz


   

Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 158
Откуда: Prime Material Plane

СообщениеДобавлено: Пт Фев 22, 2008 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати вот, странно: интересно, куда они все делись? Как-то видел репортаж о каком-то там местном праздновании у татар в Ивье (вроде самого главного центра их расселения ещё и сегодня), так вот, присмотревшись, заметил, что большинство - типичные понтиды! Монголоидов как на картинке вообще не видно было. Или туда только крымчаки переселялись?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Вс Мар 30, 2008 10:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Но всё течёт и меняется в жизни очень быстро. На горизонте появился Великий Могол – Тимур.В начале девяностых годов 14 столетия Золотая Орда им разгромлена. Хан Тахтамыш, бежит с почти миллионом соратников к своим союзникам литовцам и белорусам, в Великое княжество Литовское где обласкан ими и принят как царь.
Проходит немного времени, литовцы с Тохтамышем отправляются в поход против Тимура. Конечно же, они разбиты, и вновь бегут в Литву. Но теперь Тахтамыш уже не тот, прежний уважаемый хан, а просто беглец, остатки его войск, на положении военнопленных. Их расселяют на дальних землях. Таким районом оказывется и Минская область.
Фамилии Мамай и Тахтамышев мы встречаем повсеместно как в Минске, так и в Молодечно, в Мороськах, Прудах, Вилейке.
Расселялись татары по линии Вильнюс, Родошковичи, Менск - и часть из них осела в Пильнице. Ассимилировались, приняли веру, привыкли к обычаям и нравам.
Татары принесли в убогие сёла аборигенов кое-какие ремёсла. Но пильное ремесло они лишь осваивали. Степные края Поволжья, бедные лесом не знали подобных производств. Свои сложные имена и ханские замашки они забывали трудно. Местное начальство, подгоняя татар к ассимиляции, давало им новые фамилии.
Кстати сказать, фамилии пришли к нам не с Востока. С Востока пришли клички: Башка; Калган; Кулак, и так далее. Татары Отчеств не знали. Они все были ханами. В своё время Чингиз-хан обещал каждого воина из несметных его полчищ сделать непременно ханом, очень богатым ханом.
Так и появились в деревне Пильнице Минского района гордые и заносчивые Берёзовики, Дубовики, Ольковики и другие " ханы", получившие прозвища от пород произраставших здесь деревьев. перенесённых на людей, деревьев которые разделывались на той старинной пилораме.
Татары, столкнувшись с шумным производстом, прозвали лесопильные предприятия адом, преисподней, тартаком. На тартаках преимущественно они и работали: татары – тартыги.
http://www.proza.ru/texts/2001/10/13-51.html

Хроника одной белорусской деревни
Рощин
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Вс Мар 30, 2008 10:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Татары ў Беларусі жывуць ужо 600 гадоў: яшчэ за Вітаўта яны бралі ўдзел у Грунвальдзкай бітве і абароне межаў. Колісь у ВКЛ мелася больш за паўсотню мячэтаў. Цяпер татар каля 11 тысяч. Больш за ўсё іх у Менску і на Меншчыне (4 тысячы) ды на Гарадзеншчыне (2 тысячы).

Пасьля другой сусьветнай вайны ў Беларусі працаваў толькі адзін мячэт — у Іўі. Астатнія пазачынялі. Цяпер беларускія татары моляцца ў 7 мячэтах: апрача Іўя, у Відзах, Клецку, Лоўчыцах (самы стары ва Ўсходняй Эўропе), Наваградку, Слоніме і Сьмілавічах. Малітвы чытаюцца пераважна па-арабску, казані — па-беларуску і па-расейску, бо многія вернікі арабскае мовы ня ведаюць.

http://www.nn.by/2002/01/04.htm

Татаршчына месца ў: Дзяржынскі раён, Менская вобласьць

Зимой 1397 года несколько тысяч татар-мусульман с семьями поселились в Беларуси. Тогда же и появились здесь первые мечети. Веротерпимость, царившая в Беларуси, позволяла татарам-мусульманам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы-медресе. В 1591 году на территории Речи Посполитой (польского-белорусского государства) проживало около 100 тысяч татар, которые имели почти 400 мечетей.

В окрестностях древнего Менска (современное название – Минск) татары-мусульмане впервые появились в первой половине 15 века. Об этом свидетельствуют различные источники, самый ранний относится к 1428 году. Именно в этом году, как видно из дипломатической переписки, татары, жившие в окрестностях Минска, встретились с Великим князем Литовским Витовтом и подарили ему коней, верблюдов, других животных и оружие.

Первые известия о появлении татар в самом Минске относятся к концу 16 века. В архивах Радзивилов находим, что в 1586 г. в Минске проживало 13, в 1620 г. – 23, в 1682 г. – 21, а в 1775 г. – 9 татарских семей, которые занимались, главным образом, огородничеством, выделкой кожи и извозом.

На рубеже ХVI-ХVII вв. (вероятно в 1599 г.) в Менске была построена первая мечеть. Это видно из документа 1617 года. 26 января 1617 года минский кашталян Пётр Тышкевич по поручению польского короля Сигизмунда III провёл расследование жалобы на минских татар.

В 17 веке в районе улиц Раковской и так называемого Пятницкого конца окончательно сформировалась Менская татарская Слобода – место компактного проживания мусульманского населения.

В разные годы имамами минской мечети были: Ибрагим, середина ХVII в. (около 1664 г.); Стефан Ломински (1796-1804 гг.); Якуб Зданович (1818-1819 гг.); Сулейман Бицютко (1830 г.); Ибрагим Раецкий (1833-1855 гг.); Мискевич, Мурзич (1857 г.); Сулейман Бицютко (1855-1896 гг.); Адам Зданович (1897-1898 гг.); Мустафа Смайкевич (1898-1914 гг.); Я.Якубовский (1942-1945 гг.); Мустафа Хасеневич (1945-1949 гг.).

\\\\\\\\\\\\\\\\Вполне белорусские фамилии............ Улыбка


“2 сакавіка, – сообщает корреспондент газеты, – у Мінску татарскі мула Якуб Здановіч запрасіў у мячэць губернскіх кіраўнікоў, чыноўнікаў і грамадзян на пахавальны абрад, прысвечаны памяці Тадэвуша Касцюшкі. Прысутныя звярнулі ўвагу на афіцэраў-ветэранаў Юзафа і Эльяша Юшынскіх, якія змагаліся пад знакамі Касцюшкі ў 1794 годзе. Шчырасць малітваў пакарыла прысутных”.

http://www.e-islam.ru/islamic/?ID=488
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hexentranz


   

Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 158
Откуда: Prime Material Plane

СообщениеДобавлено: Вс Мар 30, 2008 11:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно... Только
Цитата:
Хан Тахтамыш, бежит с почти миллионом соратников

Цитата:
Колісь у ВКЛ мелася больш за паўсотню мячэтаў.

Цитата:
В 1591 году на территории Речи Посполитой (польского-белорусского государства) проживало около 100 тысяч татар

странные цифры... 50 мечетей на миллион татар, которых почему-то потом стало в 10 раз меньше? = /
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Вс Мар 30, 2008 11:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Hexentranz писал(а):
странные цифры... 50 мечетей на миллион татар, которых почему-то потом стало в 10 раз меньше? = /


Надо бы белорусам, наконец разобраться честно в своей истории и выдать "на гора", а не скрывать.
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hexentranz


   

Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 158
Откуда: Prime Material Plane

СообщениеДобавлено: Пн Мар 31, 2008 1:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так а разве официальных данных нет - переписей и т.п.?

Но миллион татар, имхо, всё-таки - гон какой-то. =/ Там бы столько не прокормилось-то, да и заметно наверняка было бы. Если от 10 тысяч пруссов до сих пор остались деревни со "странными" диалектами, то тут тем более.
Кстати, не по теме, но: читал как-то веьсма убедительные доводы по поводу того, что размер татаро-монгольского нашествия сильно преувеличен, т.к. нельзя в степях собрать такую большую армию, чтобы её всю дорогу обеспечивать провизией, мол, у кочевников именно поэтому население распределено равномерно, чтобы всем всегохватало.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hexentranz


   

Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 158
Откуда: Prime Material Plane

СообщениеДобавлено: Вт Апр 01, 2008 12:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

henehe, а можно конкретный адрес кинуть?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Сб Апр 19, 2008 10:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«На голове его, Витольда, было легкое испанское сомбреро; камзол на нем был из желтаго шелка, застегнутый до самаго подборка на золотыя пуговицы с петлицами; штаны розовые, татарскаго покроя, из-под которых выглядывала обувь из красной кожи с золотыми шпорами. Камзол был стянут нешироким поясом из вышитой золотом тесьмы, застегнутым богатою пряжкой, к которому были прикреплены богато украшенныя скобки с крючками для сабли. Сверху камзола был надет кафтан гранатоваго цвета, литовскаго покроя, но коротко обрезанный. Из-под застегнутаго камзола, над поясом, выглядывала рукоятка кинжала, осыпанная драгоценными камнями. Когда посольство подошло к дверям приемной залы, то перед ним отворили двери, остерегаемые восемью гайдуками огромнаго роста, по четыре с обеих сторон дверей. В руках имели они серебряные бердыши с остриями из полированной стали, а на голове — черныя мохнатыя шапки в локоть величиною, обвитые спирально золотыми галунами, концы которых во множестве спадали им на плеча; шапки были застегнуты золотыми чешуями; каждый из них был с огромными усами, но без бороды. В глубине залы сидел великий князь Витольд на богато убранном кресле, по обеим сторонам котораго стояло по два молодых пажа, одетые все в белом; немного далее стояли два стола покрытые богатыми персидскими коврами, а за ними сидели на скамьях министры, советники и секретари».

http://www.russianresources.lt/archive/Navr/Navr_1.html
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Сб Апр 19, 2008 10:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

...современники утверждали, что воинов ВКЛ нельзя отличить от турок, один этот факт наглядно свидетельствует о том, что общество было открыто восточным влияниям, противопоставленным западным.

http://www.istorija.lt/html/guzeviciute2006_reziume.html
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zuko
Гость

   




СообщениеДобавлено: Сб Апр 19, 2008 11:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:

герб рода Олихновичей. Белорусы вроде как
Вернуться к началу
henehe


   

Зарегистрирован: 02.02.2008
Сообщения: 28

СообщениеДобавлено: Пн Апр 21, 2008 2:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Hexentranz писал(а):
henehe, а можно конкретный адрес кинуть?

http://aquilaaquilonis.livejournal.com
Обыкновенно, заходишь к нему в ЖЖ. Только он, наверное, там все поудалял. Смотри его ЖЖ приблизительно в середине.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Senazhenski
Постоянный участник

   

Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 309
Откуда: Смaргонь

СообщениеДобавлено: Вт Апр 22, 2008 2:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Насчёт Татар. На фото моя бабушка с татаркой.
С молодости татарка жила в семье , помогала по хозяйству, смотрела за детьми.
Так и прожила до конца дней с фамилией. Все относились к ней на равных .Меня она тоже нянчила, за что я ей и благодарен.

Да вот интерестная ссылка про татар в Минске

http://www.minsk-old-new.com/minsk-2863.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Вт Июл 29, 2008 7:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лiтоўскiя князi Гедымiн, Вiтаўт i iнш. ахвотна запрашалi татар з Залатой Арды i Крыма, выкарыстоўваючы iх у барацьбе з Тэўтонскiм ордэнам, а таксама з асобнымi ордамi, варожымi Лiтве. Тут знаходзiлi сабе прыстанак беглыя ханы i прэтэндэнты на ханскi трон. У Лiтву у 1395 г. адступiў вялiкi залатаардынскi хан Тахтамыш са сваей дружынай пасля паражэння ад Цiмура; гасцiнна прыняты Вiтаўтам, ён пасялiўся у Лiдзе. У вынiку паспяховага паходу Вiтаўта i Тахтамыша пад Азоў (1397) у рукi пераможцаў трапiла багатая здабыча i шмат ваеннапалонных татар, яны былi «пасаджаны на зямлю» каля Вiльнi, у Лiдскiм, Ашмянскiм, Наваградскiм, Брэсцкiм паветах. У сваю чаргу, татарскiя орды, што атабарылiся на поўднi, у Прычарнамор'i i Крыме, не раз рабiлi набегi на Украiну i Беларусь, грабiлi мясцовае насельнiцтва, уводзiлi у палон жыхароў. У 1506 г. князь Мiхаiл Глiнскi (дарэчы, выхадзец з татарскага роду) прыпынiў чарговы набег крымскiх татар i разбiў iх на р. Лань каля Клецка; 4 тысячы палонных татар былi паселены тады у наваколлi Клецка i у Мiнску, дзе яшчэ у пачатку XX ст. iснавала Татарская слабада i дзейнiчала татарская мячэць (зруйнавана у канцы 60-ых гг.).



У другой палове XVII — XVIII ст. у татарскiм асяроддзi знiкаюць племянныя адрозненнi, татарскiя пасяленцы ўсё часцей прымаюць беларускiя прозвiшчы: Кандратовiчы (нашчадкi племя кунгратаў), Бараноўскiя (нашчадкi роду Барын), Александровiчы, Гембiцкiя, Карыцкiя, Канапацкiя, Смольскiя i iнш. Татары страцiлi сваю цюркскую мову (кыпчакскiя гаворкi) i карысталiся беларускай цi польская; на беларускай мове арабскiм пiсьмом былi напiсаны татарскiя кнiгi — Кiтабы, дзе пададзены апiсаннi мусульманскiх абрадаў, звычаяў, а таксама легенды, паданнi, усходнiя казкi, павучэннi. Кiтабы — каштоўнейшая крынiца па вывучэнню татарскага народа, яго этнiчнай гiсторыi, этнапсiхалогii, вытокаў i шляхоў развiцця самабытнай мусульманскай культуры, яе адаптацыi у iншамоўным асяроддзi.

Мноства татар служыла у царскiх войсках у розных месцах Расiйскай iмперыi. Дастаткова сказаць, што у час першай сусветнай вайны на службе у рускай армii знаходзiлася 18 «лiтоўскiх» татар-генералаў i сотнi афiцэраў. Частка татар прымала хрысцiянства i паступова асiмiлявалася.

http://ethno.iatp.by/2/e11f.htm
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nicola_Canadian
Модератор

   

Зарегистрирован: 08.01.2008
Сообщения: 19278
Откуда: I1-L22-P109, S14887a*, HV9b1a

СообщениеДобавлено: Ср Июл 30, 2008 3:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Senazhenski писал(а):
Насчёт Татар. На фото моя бабушка с татаркой.


Гармоничные лица... Отлично!
_________________
Сильный гнев мудреца и война храбреца испытает...

А больную кровь да в лесу людском чуять русичу был отцов наказ...

Встречай своих воинов, Один, - мы вернулись домой!...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Ср Июл 30, 2008 7:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В 1413 г. с согласия Витовта в Вильно ханом Золотой орды был провозглашен сын Тохтамыша Бетсуб-Улан, при этом претендент на ордынский престол получил ханскую шапку из рук великого князя литовского.

Shocked

В 1424 г. на ордынском престоле при поддержке Витовта оказался сын Джелал-эд-Дина Улуг-Мухаммед, который к 1429 г. смог установить свой контроль над большей частью Золотой орды. Междоусобицы в Орде усилили отток татарского населения в Великое княжество Литовское.

http://www.rusidea.ru/?part=132&id=2967

...Улуг-Мухаммед сначала расположился в верховьях Оки у литовского порубежья, откуда совершал набеги на русские земли, в том числе в 1439 году на Москву, а затем занял Нижний Новгород и оттуда разорял прилегающие территории, захватив, в частности, Муром. В 1445 году Улуг-Мухаммед бросил большие силы на русские земли. Василий Васильевич с войском вышел навстречу. Близ суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 7 июля произошло решающее сражение. Московское войско потерпело поражение, а сам великий князь попал в плен.

http://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/60/4691/&part=4
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бранко
Администратор

   

Зарегистрирован: 07.01.2008
Сообщения: 33268

СообщениеДобавлено: Ср Июл 30, 2008 7:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

. Поджигатель Москвы (1382 года) Тохтамыш, побитый Тимуром, отсиживается у своего литовского союзника Витовта, предоставившего ему с его уланами и мурзами Лидскую волость (Белорусия). .

Бранко писал(а):
В 1424 г. на ордынском престоле при поддержке Витовта оказался сын Джелал-эд-Дина Улуг-Мухаммед


Джелал-эд-Дин-сын Тохтамыша, командующий татарским корпусом в Грюнвальдской битве на стороне Витовта.
_________________
"... а всех юродивых и убогих ссылать на Окраину, там им дуракам место"\Из указа царя Ивана Грозного\
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> История Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Visitor Map
Create your own visitor map!


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS